РАЗВИТИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРЕДМЕТЫ ПРИКЛАДНЫХ КУРСОВ
Оценка 4.6

РАЗВИТИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРЕДМЕТЫ ПРИКЛАДНЫХ КУРСОВ

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
география
03.02.2020
РАЗВИТИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРЕДМЕТЫ ПРИКЛАДНЫХ КУРСОВ
Концепция географического образования в школах Республики Казахстан ставит одну из основных задач: «Изучать родной край, как часть всемирной географии. Заложить объективную основу патриотизма в неразрывной связи с интернационализмом и широким взглядом на мир. Воспитывать чувство гордости его успехам родного края, проявлять чуткость и внимание к его проблемам»
доклад.docx

 


 

В Программе социальной модернизации Казахстана, предложенной Президентом страны Н.А. Назарбаевым в работе «Двадцать шагов к обществу всеобщего труда», говорится: внести предложения по внедрению в средних, технических и профессиональных, высших учебных заведениях обязательных учебных курсов «Основы акмеологии, личного и социального успеха», «Казахстанское право», «Краеведение» [1]Предложена многоаспектная, универсальная программа «Краеведение» для 7 класса, разработанная на основе системного подхода, которая способствует изучению экологического, экономического, исторического и социально-культурного своеобразия регионов страны.

В последнее время в условиях возрождающего интереса граждан Казахстана к истории своего народа и государства, природным особенностям  своей страны и территории проживания возросла роль школы в  воспитании подрастающего поколения, восприимчивого к многообразию человеческих  отношений и способного  к толерантному межэтническому общению. В связи с этим, реализация регионального компонента является значимым педагогическим процессом, непосредственно влияющим на социализацию личности ребенка, учащегося.

Краеведение является эффективным средством, позволяющее сформировать те ценности, которые необходимы именно сегодня – патриотизм, духовность, национальное самосознание, эмоционально-ценностное отношение личности ученика к действительности. И именно использование краеведческого материала в процессе преподавания всех дисциплин в школах позволит эффективно включить учащихся в процесс познания окружающегося мира, сознательного выбора профессии, воспитание бережного отношения к природе и природных ресурсов, создаст предпосылки для познавательной деятельности, устойчивый интерес учащихся к обучению.

Программы элективных курсов предназначены для расширения знаний учащихся по предмету. Курсы представляют школьникам возможность познакомиться с физикой природных явлений, окружающих человека,. Природа необычайна разнообразна, она поистине неисчерпаема. Изучение физики природных явлений имеет, прежде всего, огромную познавательную ценность. Например в физике - Расширяет знания учащихся по физике, формирует основы естественнонаучной картины мира, и показывает место человека к ней; помогает развитию интересов и способностей к самоорганизации, готовности к сотрудничеству, активности и самостоятельности.

Связь краеведения с литературой выражается прежде всего в использовании примеров из художественной и научно-популярный литературы или фольклора, образно описывающих ту или иную картину быта, уклада жизни, историческую обстановку, образ ученого и т.п.

Географическое и экологическое краеведение

В преподавании географии и экологии краеведение — одно из основных средств осуществления воспитывающего обучения. Работы, связанные с изучением родного края, помогают формированию географических и экологических понятий. Материал о природе, полезных ископаемых, особенностях рельефа родного края, хозяйственной деятельности местного населения может использоваться в качестве примеров и иллюстраций на уроках или внеклассных мероприятиях по учебному предмету.

Таким образом, географическое и экологическое краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на изучение родного края (области, региона, республики), но и как одно из условий, обеспечивающих преподавание географии и экологии на конкретном жизненном материале. В установлении связи изучаемого в школе материала по географии с теми знаниями и навыками, которые приобретаются в результате исследований родного края, и заключается суть краеведческого принципа в обучении.

Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание географии согласно дидактическому правилу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Имея представление о природе и ее закономерностях, а также о населении и хозяйстве родного края, легче усваивать географические особенности своего края. Конкретное проявление процессов развития географической среды в ближайших окрестностях школы и их изучение помогают формированию правильных представлений о многих предметах и явлениях, происходящих в географической оболочке Земли, в том числе и о тех, которые недоступны для непосредственного наблюдения. Родной край, его географический комплекс и отдельные слагающие компоненты служат своеобразным эталоном, к которому учитель может с успехом прибегать для разъяснений, сравнений и иллюстраций в преподавании географии (экологии, биологии), а работа учащихся по изучению края — средство для непосредственного познания географических и биологических явлений.

Главное назначение географического и экологического краеведения состоит в том, чтобы дать возможность учащимся в знакомой местности, повседневной обстановке наблюдать географическую (экологическую) действительность в соотношениях и связях ее отдельных компонентов и результаты наблюдений использовать на уроках для формирования конкретных понятий. Благодаря этому устраняются абстрактность географических понятий и механическое их усвоение.

В школьном курсе географии немало таких понятий, которые могут быть усвоены только на основе краеведческого материала. Например, понятия о расходе воды в реке, строении долины, почве хорошо усваиваются, если их изучение самостоятельно проводится учащимися в реальной действительности.

Краеведение служит связующим звеном в интеграции многих учебных предметов. Примером такой межпредметной связи может быть работа по картированию своей местности, когда в решении географических вопросов большую помощь оказывает математика или работа по исследованию местных почв, которая может дать хорошие результаты при условии применения знаний химии и биологии. Научную ценность географические характеристики, особенно по экономической географии, будут иметь только в том случае, если они проводятся в историческом плане, отсюда и интеграция географического и исторического краеведения.

В практике многих образовательных учреждений в процессе экологического образования и воспитания сложился определенный междисциплинарный процесс организации совокупности видов деятельности обучающихся, направленный на изучение экосистем края в прошлом и настоящем, выявление местных экологических проблем во взаимосвязи с региональными, поиск и практическую реализацию доступных для школьников способов их решения.

экологического краеведения может опираться на следующие основные идеи:

1. экологическое краеведение как междисциплинарный педагогический процесс организации различных видов деятельности обучающихся по изучению, сохранению и улучшению окружающей среды в своей местности.

2. Системная организация экологического краеведения на основе принципов целостности, целесообразности, взаимосвязи локальных и региональных аспектов экологии, оптимальности.

3. экологическое краеведение как средство формирования экологической культуры учащихся через реализацию образовательных и комплексных организационно-деятельностных программ, построенных с учетом основных объектов, источников, сфер, этапов, видов и способов эколого-краеведческой деятельности школьников.

 Главной целью при разработке программ прикладных курсов является формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного осмысления исторического опыта, “приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, воспитание уважения к истории, культуре, традициям своего и других народов, стремления сохранять и приумножать культурное достояние своей страны и всего человечества”.

В каждой составленной мной программе прикладного курса отводится место изучению  или хотя бы ознакомлению с  природой , экономикой или прочими вопросами  по Жамбылской области.

«Практикум по экономической  географии» Программа курса предназначена для учащихся 10 класса общеобразовательных школ в рамках профильной подготовки.  Тема 5                              Химическая промышленность(2ч ).

Принципы размещения отраслей химической промышленности. Динамика роста основных конструкционных материалов из химических продуктов и ее анализ. Составление картосхем размещения отраслей производства и межотраслевых связей. Факторы развития химической промышленности .Тараз- город большой химии. Экономические проблемы, пути их решения.

курс «Этногеография»Тема 5. Культурное наследие  6 час.Декаративно прикладное искусство народов Казахстана и Жамбылской области. Музыкальное искусство. Изобразительное искусство. Экскурсия в краеведческий музей. Экскурсия в картинную галерею.  Обобщение знаний 1 час

курс «География мирового туризма»- Природные ресурсы для развития туризма Жамбылской области. Перспектива развития туристской индустрии в области.

 Концепция географического  образования  в  школах  Республики  Казахстан  ставит  одну  из основных задач: «Изучать родной край, как часть всемирной географии.  Заложить объективную основу патриотизма в неразрывной связи с интернационализмом и широким взглядом на мир. Воспитывать чувство гордости его успехам родного края,

проявлять  чуткость  и  внимание  к  его  проблемам»

Эта  задача  красной  нитью прослеживается  в  функционирующем  Государственном  общеобязательном стандарте образованияРеспублики  Казахстана (ГОСО

 

Заключение  Важнейшей задачей школы является воспитание учащихся. И на разных этапах развития общества она решалась по-разному. Цель современной школы – воспитание человека просвещенного, гуманного, духовно богатого, неравнодушного, активного, высоконравственного, любящего свою Родину, свой народ, с уважением относящегося к истории родной страны, ее традициям. Организуя процесс обучения учитель должен наряду с сообщением новых знаний и формированием у учащихся умений и навыков учебного труда развивать у них высокие моральные качества (коллективизм, гуманизм, честность, добросовестность); любовь и гордость за свою Родину; гражданственность, активную жизненную позицию; осознание своего долга перед обществом.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

РАЗВИТИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРЕДМЕТЫ ПРИКЛАДНЫХ КУРСОВ

РАЗВИТИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРЕДМЕТЫ ПРИКЛАДНЫХ КУРСОВ

В Программе социальной модернизации

В Программе социальной модернизации

Географическое и экологическое краеведение

Географическое и экологическое краеведение

Краеведение служит связующим звеном в интеграции многих учебных предметов

Краеведение служит связующим звеном в интеграции многих учебных предметов

Динамика роста основных конструкционных материалов из химических продуктов и ее анализ

Динамика роста основных конструкционных материалов из химических продуктов и ее анализ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2020