В Программе социальной модернизации Казахстана, предложенной Президентом страны Н.А. Назарбаевым в работе «Двадцать шагов к обществу всеобщего труда», говорится: внести предложения по внедрению в средних, технических и профессиональных, высших учебных заведениях обязательных учебных курсов «Основы акмеологии, личного и социального успеха», «Казахстанское право», «Краеведение» [1]. Предложена многоаспектная, универсальная программа «Краеведение» для 7 класса, разработанная на основе системного подхода, которая способствует изучению экологического, экономического, исторического и социально-культурного своеобразия регионов страны.
В последнее время в условиях возрождающего интереса граждан Казахстана к истории своего народа и государства, природным особенностям своей страны и территории проживания возросла роль школы в воспитании подрастающего поколения, восприимчивого к многообразию человеческих отношений и способного к толерантному межэтническому общению. В связи с этим, реализация регионального компонента является значимым педагогическим процессом, непосредственно влияющим на социализацию личности ребенка, учащегося.
Краеведение является эффективным средством, позволяющее сформировать те ценности, которые необходимы именно сегодня – патриотизм, духовность, национальное самосознание, эмоционально-ценностное отношение личности ученика к действительности. И именно использование краеведческого материала в процессе преподавания всех дисциплин в школах позволит эффективно включить учащихся в процесс познания окружающегося мира, сознательного выбора профессии, воспитание бережного отношения к природе и природных ресурсов, создаст предпосылки для познавательной деятельности, устойчивый интерес учащихся к обучению.
Программы элективных курсов предназначены для расширения знаний учащихся по предмету. Курсы представляют школьникам возможность познакомиться с физикой природных явлений, окружающих человека,. Природа необычайна разнообразна, она поистине неисчерпаема. Изучение физики природных явлений имеет, прежде всего, огромную познавательную ценность. Например в физике - Расширяет знания учащихся по физике, формирует основы естественнонаучной картины мира, и показывает место человека к ней; помогает развитию интересов и способностей к самоорганизации, готовности к сотрудничеству, активности и самостоятельности.
Связь краеведения с литературой выражается прежде всего в использовании примеров из художественной и научно-популярный литературы или фольклора, образно описывающих ту или иную картину быта, уклада жизни, историческую обстановку, образ ученого и т.п.
Географическое и экологическое краеведение
В преподавании географии и экологии краеведение — одно из основных средств осуществления воспитывающего обучения. Работы, связанные с изучением родного края, помогают формированию географических и экологических понятий. Материал о природе, полезных ископаемых, особенностях рельефа родного края, хозяйственной деятельности местного населения может использоваться в качестве примеров и иллюстраций на уроках или внеклассных мероприятиях по учебному предмету.
Таким образом, географическое и экологическое краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на изучение родного края (области, региона, республики), но и как одно из условий, обеспечивающих преподавание географии и экологии на конкретном жизненном материале. В установлении связи изучаемого в школе материала по географии с теми знаниями и навыками, которые приобретаются в результате исследований родного края, и заключается суть краеведческого принципа в обучении.
Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание географии согласно дидактическому правилу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Имея представление о природе и ее закономерностях, а также о населении и хозяйстве родного края, легче усваивать географические особенности своего края. Конкретное проявление процессов развития географической среды в ближайших окрестностях школы и их изучение помогают формированию правильных представлений о многих предметах и явлениях, происходящих в географической оболочке Земли, в том числе и о тех, которые недоступны для непосредственного наблюдения. Родной край, его географический комплекс и отдельные слагающие компоненты служат своеобразным эталоном, к которому учитель может с успехом прибегать для разъяснений, сравнений и иллюстраций в преподавании географии (экологии, биологии), а работа учащихся по изучению края — средство для непосредственного познания географических и биологических явлений.
Главное назначение географического и экологического краеведения состоит в том, чтобы дать возможность учащимся в знакомой местности, повседневной обстановке наблюдать географическую (экологическую) действительность в соотношениях и связях ее отдельных компонентов и результаты наблюдений использовать на уроках для формирования конкретных понятий. Благодаря этому устраняются абстрактность географических понятий и механическое их усвоение.
В школьном курсе географии немало таких понятий, которые могут быть усвоены только на основе краеведческого материала. Например, понятия о расходе воды в реке, строении долины, почве хорошо усваиваются, если их изучение самостоятельно проводится учащимися в реальной действительности.
Краеведение служит связующим звеном в интеграции многих учебных предметов. Примером такой межпредметной связи может быть работа по картированию своей местности, когда в решении географических вопросов большую помощь оказывает математика или работа по исследованию местных почв, которая может дать хорошие результаты при условии применения знаний химии и биологии. Научную ценность географические характеристики, особенно по экономической географии, будут иметь только в том случае, если они проводятся в историческом плане, отсюда и интеграция географического и исторического краеведения.
В практике многих образовательных учреждений в процессе экологического образования и воспитания сложился определенный междисциплинарный процесс организации совокупности видов деятельности обучающихся, направленный на изучение экосистем края в прошлом и настоящем, выявление местных экологических проблем во взаимосвязи с региональными, поиск и практическую реализацию доступных для школьников способов их решения.
экологического краеведения может опираться на следующие основные идеи:
1. экологическое краеведение как междисциплинарный педагогический процесс организации различных видов деятельности обучающихся по изучению, сохранению и улучшению окружающей среды в своей местности.
2. Системная организация экологического краеведения на основе принципов целостности, целесообразности, взаимосвязи локальных и региональных аспектов экологии, оптимальности.
3. экологическое краеведение как средство формирования экологической культуры учащихся через реализацию образовательных и комплексных организационно-деятельностных программ, построенных с учетом основных объектов, источников, сфер, этапов, видов и способов эколого-краеведческой деятельности школьников.
Главной целью при разработке программ прикладных курсов является формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного осмысления исторического опыта, “приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, воспитание уважения к истории, культуре, традициям своего и других народов, стремления сохранять и приумножать культурное достояние своей страны и всего человечества”.
В каждой составленной мной программе прикладного курса отводится место изучению или хотя бы ознакомлению с природой , экономикой или прочими вопросами по Жамбылской области.
«Практикум по экономической географии» Программа курса предназначена для учащихся 10 класса общеобразовательных школ в рамках профильной подготовки. Тема 5 Химическая промышленность(2ч ).
Принципы размещения отраслей химической промышленности. Динамика роста основных конструкционных материалов из химических продуктов и ее анализ. Составление картосхем размещения отраслей производства и межотраслевых связей. Факторы развития химической промышленности .Тараз- город большой химии. Экономические проблемы, пути их решения.
курс «Этногеография»Тема 5. Культурное наследие 6 час.Декаративно прикладное искусство народов Казахстана и Жамбылской области. Музыкальное искусство. Изобразительное искусство. Экскурсия в краеведческий музей. Экскурсия в картинную галерею. Обобщение знаний 1 час
курс «География мирового туризма»- Природные ресурсы для развития туризма Жамбылской области. Перспектива развития туристской индустрии в области.
Концепция географического образования в школах Республики Казахстан ставит одну из основных задач: «Изучать родной край, как часть всемирной географии. Заложить объективную основу патриотизма в неразрывной связи с интернационализмом и широким взглядом на мир. Воспитывать чувство гордости его успехам родного края,
проявлять чуткость и внимание к его проблемам»
Эта задача красной нитью прослеживается в функционирующем Государственном общеобязательном стандарте образованияРеспублики Казахстана (ГОСО
Заключение Важнейшей задачей школы является воспитание учащихся. И на разных этапах развития общества она решалась по-разному. Цель современной школы – воспитание человека просвещенного, гуманного, духовно богатого, неравнодушного, активного, высоконравственного, любящего свою Родину, свой народ, с уважением относящегося к истории родной страны, ее традициям. Организуя процесс обучения учитель должен наряду с сообщением новых знаний и формированием у учащихся умений и навыков учебного труда развивать у них высокие моральные качества (коллективизм, гуманизм, честность, добросовестность); любовь и гордость за свою Родину; гражданственность, активную жизненную позицию; осознание своего долга перед обществом.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.