«Развитие креативного мышления воспитанников хореографического коллектива «Веселина» с использованием игровых технологий»
Самарской области муниципального района
Большеглушицкий
«Развитие креативного мышления воспитанников хореографического коллектива «Веселина» с помощью игровых технологий»
Паспорт:
1. Целевая аудитория: Воспитанники хореографического коллектива «Веселина» 1 класс, 3 год обучения.
2. Предмет исследования: Креативное мышление в области хореографии.
3. Разработка модуля к программе «хореография»
4.сроки реализации: краткосрочный (март-июнь)
5.Место реализации: СП ДДТ ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Б.Глушица.
Актуальность: Из визуального наблюдения за выступлениями детей на сцене, я сделала вывод, что недостаточно занималась с воспитанниками над эмоциональной стороной исполнительского искусства, уделяя больше времени запоминанию и качественного выполнения движений. Вместе с тем целостность успеха в хореографическом номере является и передача образа, наличие правильно подобранного костюма. Только вместе взятые компоненты дают успех, а это значит и удовлетворение своей работой и возможность участия в конкурсах и фестивалях хореографического искусства к чему стремятся воспитанники. А тестирование мотиваций прихода в объединение показало, что 100% воспитанником мечтают выступать а 45% еще и получать награды.
Недостатки:
· Отсутствие у педагога достаточных знаний об игровых технологиях.
· Отсутствие в программе педагога модуля позволяющего развивать творческий подход к образу в танце.
· Недостаточно знаний и навыков у воспитанников в области актерского мастерства.
Противоречия: Обучаясь по программе «хореография» дети правильно исполняют движения, но этого недостаточно для дальнейшего творческого роста, а это ведёт к неудовлетворенности в работе и педагога и воспитанников объединения.
Исходя из этого, ставим цель: Разработать модуль программы по развитию креативного подхода к передаче образа в хореографии.
Задачи:
· Разработать модуль по развитию креативного мышления для воспитанников, занимающихся по программе «хореография» с применением игровых технологий.
· Педагогу проанализировать информацию по теме игровые технологии и применение их в хореографии.
· Спланировать количество занятий по данному модулю.
· Охарактеризовать ресурсное обеспечение данного модуля.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Детские
игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в
ребёнке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и
воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и
реактивность – словом, всё, что составляет богатство человеческой личности»
Шмаков С.А.
Инстинктивно начиная с пеленок, дети движением рук и ног реагируют на музыку, на ритм музыки. Подрастая, они через музыкальные игры, создают игровой образ, дети слышат музыку и передают в движении разнообразные чувства. Выразительное исполнение музыки побуждает ребенка качественно выполнять движения. Музыкальные игры и пляски помогают развить эмоциональность и образность мышления у ребенка. Чтобы музыкальная игра, пляска могли выполнять свои воспитательные задачи, надо научить детей владеть своим телом, координировать движения, согласовывать их с содержанием музыки. Значительное место в работе занимают упражнения, передающие воображаемые действия и изобразительные движения, при выполнении которых детям приходится активировать свою зрительную память, наблюдательность, воображение (срывать цветы, полоскать платок). При систематической работе детьми усваиваются разнообразные двигательные и музыкальные навыки и умения, их движения становятся выразительнее, а музыкальное восприятие тоньше. Появляется у детей стремление исполнять движение лучше, выразительнее, правильнее. Однако при серьезном, продуманном отношении музыкально-двигательные упражнения не только служат необходимым дополнением к играм и пляскам, но наравне с ними сами являются средством музыкально-эстетического воспитания.
Основные принципы организации игры:
· отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру;
· принцип развития игровой динамики;
· принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей);
· принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей;
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению хореографии. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические и творческие процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
В дополнительном образовании, делающим ставку на творческий подход к учебному процессу, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельного метода для освоения определённой темы;
- как элементы какого-то другого метода;
- в качестве целого занятия или его части;
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):
• свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
• творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
• эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция.
· наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) комуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические
Игровая деятельность в педагогическом процессе используется в следующих случаях:
- в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной обучающей технологии;
- в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- в качестве технологий воспитательной работы (коллективные творческие дела).
Основными достоинствами игровых методов обучения являются:
во-первых, приобретается опыт;
во-вторых, многократно повторяются те или иные действия для закрепления навыков их выполнения;
в-третьих, поскольку действия выполняются в обстановке «условной» (модельной) реальности, появляется возможность раскрепостить поведение обучаемых и стимулировать их на поиск наиболее эффективного решения,
Игра – неотъемлемая часть деятельности детей. Играя, дети лучше запоминают, быстрее понимают, что от них требуется. Игра помогает добиться выполнения многих педагогических задач.
Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе". Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю. Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.
Модуль, развивающий креативное мышление в программе «хореография»
Занятия по предмету « Мастерство актера»
Хореография обладает редкой возможностью воздействия на мировоззрение ребенка. Особенно эффективной представляется собственная хореографическая деятельность детей, где ребенок становится актером, творчески осмысляющий происходящее. Для помощи учащимся в развитии креативного мышления разработан модуль «Мастерство актера» к программе «Хореография».
Учебный план рассчитан на детей 1-3 класса (третьего года обучения), на 1 год обучения.
Наименование темы |
Теория час |
Практика час |
Всего час |
1 Работа с воображаемыми предметами |
2 |
10 |
12 |
2 Образы животных |
2 |
10 |
12 |
3 Предлагаемые обстоятельства |
2 |
10 |
12 |
Всего |
6 |
30 |
36 |
ЗАДАЧИ:
- Научить детей работать с воображаемыми предметами, используя ролевые игры.
- Развивать воображение и фантазию, самостоятельно придумывая действия своего героя.
- Развивать внимание в игре с предметами.
- Развивать память физических действий.
- Развивать умения жить вымыслом.
- Развивать умение отражать эмоциональное состояние героя.
- Развивать творческое воображение в области хореографии.
Содержание курса
ТЕМА 1. Работа с воображаемыми предметами: скакалкой, авторучкой, мячом, телефоном, веером …
- этюды на работу с воображаемыми предметами..
ТЕМА 2.Образы животных: Зрительная и физическая память помогает изображать характерные черты и признаки поведения животных.
ТЕМА 3. Предлагаемые обстоятельства. Учащимся дается, или они выбирают себе образ (лиса, заяц, волк, сказочный герой….), задача, из которой он находит выход.
Предполагаемые результаты от введения модуля: в результате введения модуля в программу «хореография» мы получим.
· Дети разовьют креативное мышление в области хореографии
· Дети научатся работать с воображаемыми предметами.
· Разовьют воображение и фантазию.
· Разовьют память физических действий.
· Разовьют умения жить вымыслом.
· Разовьют умение отражать эмоциональное состояние героя.
· Повысится эмоциональность исполнения воспитанников.
· Воспитанники смогут выезжать на конкурсы более высоких уровней.
· Педагог получит желаемый результат от работы своих воспитанников.
· Воспитанники смогут достичь желаемого результата в любимом творчестве.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ
Воспитанники в данном модуле сами оценивают себя в конце занятия.
Воспитанники садятся в демократический круг вместе с педагогом. Начинает педагог говорить о том, как он себя оценивает на данный урок. Что ему удалось, а что нет. Педагог передаёт слово воспитаннику и так по кругу каждый оценивает себя.
Ресурсное обеспечение:
1. Педагог
2. Аккомпаниатор
3. Танцкласс
4. Видеоматериал образцов хореографии
5. Музыкальный центр
6. Флэш-карты
7. Экран
8. Видеопроектор
9. Пианино или баян, аккордеон
10. Платочки, кубики, ленты, инструменты(трещотки, бубны, ложки, игрушки)
Список используемой литературы:
1. Захава Б. «Мастерство актера и режиссера». – М., 1978.
2. Мастерство актера. Программа для хореографических училищ по специальностям №2108 « Артист балета», №2128 «Артист ансамбля народного танца» - М., 1978
3. Р.Захаров. «Сочинение танца» страницы педагогического опыта. – М.,
4.Шмаков С. А. выдающийся учёный и педагог, профессор, академик Академии образования РФ. «Игры шутки – игры минутки», М: новая школа, 1996 – 112 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.