Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москва «Московский городской педагогический университет»Формирование основ функциональной грамотности
Самостоятельная работа № 6
«Развитие критического мышления
младших школьников»
Подготовили:
Степанян Г.И., Калинина Г.А.
г. Москва
2020
Задания на развитие критического мышления
4 класс. Тема: «Глагол»
1. «Корзина» идей
- Назовите по очереди правило по данной теме, при этом постарайтесь не повторять ранее сказанного. Соберем в корзине идей, все, что вы знаете по данной теме (учащиеся называют сведения, а учитель записывает все идеи в виде тезиса без комментариев, даже если они ошибочны).
2. Составление кластера
- Свяжем в логическую цепь все мнения и попробуем составить кластер. Сначала запишем слово «глагол» в центре листа, страницы. От него рисуем стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими.
3. Работа с информационным текстом (прием «Заметки на полях»)
(Перед учащимися текст) Предложения пронумерованы. Вы читаете его и отмечаете маркировочными значками информацию. В конце листа находятся условные обозначения. От вас, ребята, потребуется активное и внимательное чтение, потому что вы должны разнести всю информацию в таблицу «ЗУХ» (Знаю. Узнал новое. Хочу узнать подробнее).
Маркировочные знаки:
«Ѵ» - информация, которая уже была известна тебе;
«+» - новая информация ;
«-» - неверная информация;
«?» - информация, которую ты не понял.
Информационный текст
Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой глагола (или инфинитивом): ходить, стоять.
Глаголы бывают совершенного (построить, достигнуть) и несовершенного вида (строить, делать)
Глаголы изменяются по временам: прошедшее время – погасил, настоящее время – гасит, будущее время – погасит
Глаголы изменяются по наклонениям: изъявительное, сослагательное, повелительное (светит, пропели, сохраним; написал бы; читайте, говорите). В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам, лицам и числам.
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Спрягаются глаголы только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам.
В предложении глагол обычно служит сказуемым и вместе с подлежащим образует его грамматическую основу. Например, Никита спешит на урок.
Глагол имеет две основные формы – причастие (читающий) и деепричастие (читая)
Глаголы склоняются, то есть изменяются по числам и падежам.
Написание синквейна
Вспомните, что такое синквейн? (в переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк и написанное по определенным правилам. Суть синквейна – в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию). Какие правила существуют для его написания?
На 1-ой строчке – одно слово – существительное – это и есть тема синквейна. На 2-ой – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На 3-ей – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На 4-ой – целая фраза, предложение, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза. Последняя фраза – это слово-резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме синквейна. Какой синквейн получился у вас?
(Учащиеся читают синквейны, которые они написали)
Глагол
Важный, необходимый
Действует, обозначает, изменяется
Устами младенца глаголет истина
Учение
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.