Развитие критического мышления на уроке английского языка
Оценка 4.8

Развитие критического мышления на уроке английского языка

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
английский язык
10 кл—11 кл
30.01.2023
Развитие критического мышления на уроке английского языка
описан опыт работы по развитию критического мышления на уроке английского языка в старших классах, а также методы и приемы, способствующие его развитию.
Развитие критического мышления на уроке английского языка.docx

Развитие критического мышления на уроке английского языка

 

Изучение английского языка играет огромную роль в развитии критического мышления подростков, определяемую спецификой его как учебного предмета и особенностями используемых технологий обучения. В связи с этим И.А. Зимняя подчеркивает, что именно в нашей стране в практике преподавания иностранного языка была впервые поставлена задача обучения мышлению на иностранном языке.

Основной целью развития критического мышления подростков является расширение мыслительных компетенций для эффективного решения социальных, учебных и практических проблем, что отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД.

Уроки иностранного языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу, представленному в учебниках и интерактивным подходам.

Обратимся сначала к материалу, который предлагает УМК «Звёздный английский»-«Starlight» предназначенный для учащихся 10 класса. Это совместный проект российского издательства Просвещение и британского издательства Express Publishing, в котором нашли отражение современные тенденции российской и зарубежных методик обучения иностранному языку. УМК отвечает требованиям федерального Государственного стандарта начального, основного и среднего (полного) общего образования по иностранным языкам

Основные особенности УМК «Звездный английский»:

 · Учебник имеет четкую структуру: состоит из 5 модулей, разделенных на уроки.

· УМК включает.

Каждый модуль разбит на несколько блоков:

Reading Skills (умения работы с аутентичным  текстом увлекательные по содержанию),

Listening & Speaking Skills (формирование навыков и умений восприятия речи на слух и говорения),

Vocabulary and Grammar (тренировка грамматических и лексических навыков),

Literature (работа с произведениями выдающихся писателей),

Writing Skills (создание письменного текста),

Progress Check (возможность проверить свои знания по изученной теме).

 Каждый модуль заканчивается такими разделами, как Across Cultures, Curricular Cut, Green Issues, Focus on RNE. где учащиеся изучают культуру стран изучаемого языка. осуществляется связь с другими предметами, поднимается вопрос экологии и окружающей среды. А также представлены задания для подготовки к ЕГЭ.

Для примера хотела бы продемонстрировать более конкретно 2 модуль. На слайде представлен фрагмент из календарно-тематического планирования по теме «Здоровье и безопасносность», виды речевой деятельности и результаты. Если вернуться к определениям КМ, то они полностью соответствуют критериям. Интерес представляют задания по видам речевой деятельности  чтению, аудированию, говорению, письму.

Таким образом, проанализировав структуру и содержание учебника «Звёздный английский» («Starlight») для 10 класса, мы можем сделать вывод о том, что данный учебно-методический комплекс решает многие задачи, одной из которых  способствуют развитию КМ.

Какие подходы, приемы, и методы использую я, как учитель, для развития критического мышления в рамках урока.?

На стадии – «вызова» ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

На данной стадии мной успешно применяются следующие приемы:

–составление определения;

- пословицы

–систематизация материала в виде кластера,

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы в классе, так и дома.

–ассоциации

«Ассоциация» - обучающая стратегия, которая побуждает к размышлениям, к обмену мнениями по той или иной теме. Можно использовать данную стратегию и для развития навыков письма, чтения и говорения (пример ассоциаций по теме «Talking about Holidays » к слову «summer», составленные двумя группами учащихся)

Таким образом, каждый ученик через ассоциации пополняет свой активный словарь, развивает коммуникативные навыки, навыки говорения, письма и т. д.

«Круги по воде» Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (прилагательные, глаголы и т.д.) по изучаемой теме. Например, ENVIRONMENT

Вторая стадия – «осмысление» – содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа направленная, осмысленная.

Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.

При этом технология работы может варьироваться.

1. Индивидуальный путь. У всех текст одинаковый. В этом случае чтение текста и составление схемы происходит индивидуально. На этапе рефлексии возможен обмен мнениями, добавления в составленную схему, суммирование информации в единую схему, представленную на доске.

 2. Парная или групповая работа. Возможно использование разных текстов по одной проблеме. Каждая группа получает для чтения свой текст; чтение текста происходит индивидуально, составление схемы — в группах (но на этих схемах оставляется место для добавления верхних и нижних косточек); происходит обмен информацией между группами, в результате чего появляется общая схема. Группы не соревнуются между собой. Главная идея обучения в команде — создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. Если объединить учащихся, различающихся по уровню обученности и дать им одно общее задание, определив роль каждого ученика совместной деятельности, то учащиеся оказываются в условиях, когда они отвечают за результат не только своей части работы, но и всей группы,

Схемы Фишбоун дают возможность:

–организовать работу участников в парах или группах;

–развивать критическое мышление;

–визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;

–ранжировать факторы по степени их значимости.

схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид.

Возможные приёмы и методы: методы активного чтения:

–маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа);

–верные и неверные утверждения;

Хорошо знакомые учителям упражнения типа «Say true, false or dont know» не только решают прагматическую задачу проверки понимания текста, но и способствуют формированию критического мышления, если в самом тексте заложена ложная информация, которую необходимо выявить.

–поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.

Третья стадия – стадия «рефлексии» – размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

На стадии рефлексии «работают» все выше перечисленные приёмы.

–заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;

–возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

–ответы на поставленные вопросы;

–организация устных и письменных круглых столов;

–написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе).

 «Синквейн». Позволяет учащимся проявить творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту и т.п. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.   Этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.

В целом, технологии развития критического мышления отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута, снимают коммуникативные барьеры

Уроки иностранного языка очень важны, так как не только учат общению с представителями другой культуры, но и создают необходимые условия для развития учащегося, его дальнейшем профессиональном определении и становлении. Так, если учащийся дальше планирует пойти учиться на специалиста по международным связям, гида, переводчика и т.д., ему обязательно необходимо сдавать ЕГЭ по иностранному языку. При сдаче устной части ЕГЭ по иностранному языку как раз необходимо обладать критическим мышлением, чтобы проанализировать, сравнить, высказать свою точку зрения по представленной теме.


 

Развитие критического мышления на уроке английского языка

Развитие критического мышления на уроке английского языка

Для примера хотела бы продемонстрировать более конкретно 2 модуль

Для примера хотела бы продемонстрировать более конкретно 2 модуль

Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун»

Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун»

Третья стадия – стадия «рефлексии» – размышления

Третья стадия – стадия «рефлексии» – размышления
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2023