РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИПЕДАГОГИКИ

  • docx
  • 01.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 6.docx

РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИПЕДАГОГИКИ

Развитие речи, в частности словаря детей дошкольного возраста, – актуальная проблема современной логопедии во многих странах. Проблема трансдисциплинарна, она с разной направленностью и с вариативной эффективностью обсуждается специалистами по общей и специальной психологии, общей и специальной педагогике, лингвистике, психолингвистике, специальным методикам русского языка и иноязычного говорения. Изучением данной проблемы давно и глубоко занимаются также представители Монтессори‐педагогики. Языковая компетентность неотделима от других интеллектуальных способностей человека. Понимание лексического значения слова, его противопоставление с другими словами по разным основаниям, введение слова в систему семантических полей (группировка слов, объединенных одним родовым значением, например: дерево, ветка, ствол, лист), умение строить из слов предложения отражают уровень языковой способности ребенка и степень сформированности его логического мышления. Преобладающей в созданной Марией Монтессори системе является опора на анализаторы и чувственное познание детей: зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое и др. Использование различных модальностей для уточнения сенсорного профиля (канал, через который поступающая извне информация усваивается ребенком значительно эффективнее: слух, зрение, тактильные ощущения, визуальное восприятие) рассматривается как инструмент коррекционного воздействия в работе с дошкольниками, страдающими речевым недоразвитием. Помещение детского Монтессори центра – просторное светлое пространство с множеством шкафов, полок, соответствующих росту детей. На полках расположены Монтессори‐материалы, соответствующие по содержанию четырем зонам. Первая зона – пособия для упражнений в практической жизни, вторая – сенсорная зона, третья – зона математики, четвертая – языковая зона [2]. При этом развитие речи, лексическое насыщение происходит во всех зонах. Погружение в воспитательно‐образовательную работу начинается с первой зоны – упражнений практической жизни. Постепенно совершенствуя свои навыки, дети переходят в сенсорную, математическую и, наконец, в зону языка. В рамках каждой зоны материалы представлены от простого к сложному. При этом ребенок не может произвольно начать изучение того или иного материала. Первым и обязательным шагом является презентация педагога, дающая представление о том, как именно нужно работать. После усвоения полученной информации ребенок неоднократно повторяет увиденное, отрабатывая приобретенный навык. Самостоятельная деятельность дошкольника протекает с использованием дозированной помощи педагога: стимулирующей, активизирующей, эмоционально‐регулирующей, направляющей. Педагог выступает в роли наставника, старшего помощника и проводника ребенка в насыщенной материалами среде. Упражнения практической жизни не только помогают овладеть навыками самообслуживания, стать более самостоятельным, но и улучшают мелкую моторику рук. Дети учатся планировать работу, анализировать поступающие данные, оттачивать каждое действие необходимое количество раз для автоматизации полученного знания. Группа материалов представляет собой то, с чем сталкивается человек в повседневной жизни, но в удобных для ребенка размере и форме. Например, в этой зоне расположен набор для мытья рук, состоящий из кувшина с водой, миски, кусочка мыла, мягкого полотенца; материал для тренировки навыков пересыпания и переливания; все необходимое для сортировки предметов; рамки с различными видами застежек одежды; материал для тренировки навыков чистки одежды и обуви; предметы для сервировки стола и многое другое. Работая с представленными материалами, дети учат их названия, знакомятся со свойствами и характеристиками предметов, узнавая и запоминая все больше новых лексических понятий. Вторая зона – сенсорного воспитания. Изучив упражнения практической жизни, ребенок усвоил основные принципы взаимодействия с материалами и готов к следующему этапу – совершенствованию органов чувств и новым открытиям. При этом работа по насыщению словарного запаса продолжается на всех этапах. Зона сенсорного воспитания позволяет детям перейти к совершенствованию всех органов чувств: слуха, зрения, тактильного восприятия, обоняния, вкусовых ощущений, барического, температурного чувств и др. Этому служат специально подобранные материалы: шумовые цилиндры, шершавые и барические таблички, различные геометрические фигуры, колокольчики, вкусовые бутылочки и т.д. Занимаясь с материалами данной группы, ребенок тренируется в узнавании, различении и назывании цветов, форм, величин, запахов, и не только. Дети тренируют высшие психические функции, расширяют знания о предметах, их качествах и свойствах [4]. Увеличивается лексический запас, уточняется связь слова со зрительным образом предмета, лексема вводится в определенное семантическое поле, закрепляется ее значение в контексте. Помимо основной презентации, преподаватель показывает дошкольникам дополнительные упражнения, позволяющие узнать о новых свойствах уже исследованных предметов. Например, ребенку, изучившему различные цвета, педагог может показать презентацию по построению градации в рамках одного цвета, перечислить названия всех оттенков, что способствует расширению словарного запаса. Постепенное совершенствование восприятия детей позволяет выделять все более тонкие различия между предметами, их качествами, дополняя ранее сформированные представления о них. Работа в сенсорной зоне позволяет дошкольного образования  ребенку усвоить сравнительную степень прилагательных и наречий, научиться различать и называть оттенки цветов, формы, величины, дает представления об уменьшительных и увеличительных суффиксах. Так как работа носит наглядный характер, знания усваиваются значительно легче и быстрее входят в активную речь детей. В третьей зоне – математики – расположен комплекс пособий для обучения детей математическим операциям, а также для совершенствования зрительно‐пространственных, временных представлений, утончения слухового, зрительного, кинестетического восприятия, крупной и мелкой моторики, зрительно‐моторной и слухо‐моторной координации. У детей продолжают развиваться такие высшие психические функции, как память, внимание, мышление, речь, повышается уровень концентрации внимания и увеличивается время продуктивной работоспособности. Увеличивается словарный запас. Предусматривается также коррекция нарушения симультанного (одновременного), сукцессивного (последовательного) анализа и синтеза, мыслительных операций сравнения, общения [3]. Проводится работа по формированию способности к символизации, развитию логических операций сериации, классификации, способности к умозаключениям. Формируются речевые предпосылки овладения математическими знаниями, умениями, навыками, интеграция неречевых и речевых функций в процессе выполнения математических операций, психологические и психолингвистические предпосылки овладения счетными операциями. Как и в двух предыдущих зонах, вопрос о готовности дошкольника переходить к работе со следующей группой материалов решается в ходе наблюдения педагога за поведением ребенка в среде, манипуляциями с пособиями. И наконец, четвертая – языковая зона способствует овладению ребенком русским языком. Она наполнена такими материалами, как: подвижный алфавит – прописной и печатный, шершавые буквы, материал для изучения грамматических конструкций, металлические рамки‐ вкладыши, письменные принадлежности, разные виды бумаги, мел, доска, ферма, книги различного уровня сложности и пр. Рассмотрим подробнее работу, направленную на развитие русского языка дошкольников. Развитие словарного запаса неотделимо от работы над другими лингвистическими модальностями: фонологией, морфологией, синтаксисом. Подготовленная, насыщенная дидактическими материалами среда позволяет развивать речь в целом, по всем языковым компонентам. Пособия языковой зоны не только стимулируют чтение и письмо детей, но и обучают правильному использованию устной и письменной речи. Отбор слов для усвоения осуществляется по тематическому принципу. Знакомясь с новыми словами, ребенок одновременно упражняется в построении словосочетаний, предложений и связных высказываний с ними. В процессе работы основное внимание уделяется развитию операций порождения речевого высказывания, формированию языковых обобщений и противопоставлений, отрабатывается программа высказывания, формируются операции контроля. Формирование лексики неотделимо от других компонентов языковой системы, оно обеспечивает развитие познавательной деятельности в целом. Работа со специально подобранными материалами пополняет словарный запас дошкольников как с нормальным, так и с недостаточным речевым развитием [5]. Материалы различных зон служат для активного насыщения речи детей новыми лексическими единицами и установления прочных связей слово – предмет, объект, явление. Также посредством Монтессори‐материалов дошкольники утончают свои чувства: слух, зрение, осязание, барическое и температурное чувства, обоняние, вкус и усваивают соответствующие лексемы, пополняя словарный запас. Система Монтессори‐педагогики позволяет детям осознанно относиться к собственной речевой деятельности и продукции. Созданные М. Монтессори материалы позволяют не только познакомить ребенка с окружающей средой, утончить его чувства, но и дают значительное количество необходимых академических знаний из разных научных областей биологии, русского языка, литературы, географии, математики, музыки, искусства, иностранного языка и др. Разумеется, элементы Монтессори‐педагогики давно и широко используются отечественными методистами, практикующими психологами, логопедами, однако применение данной воспитательно‐образовательной методики при коррекционном воздействии в литературе представлено недостаточно. Система Монтессори‐педагогики содержит в себе множество инструментов, позволяющих насытить речь дошкольника необходимым количеством лексем, украсить и разнообразить ее. Работа по расширению лексического запаса детей с опорой на материалы, расположенные во всех четырех зонах, позволит расширить как пассивный, так и активный словарный запас. Усвоение новых понятий, укрепление связей слово–предмет, явление, обозначаемое им, несомненные преимущества развития лексического запаса дошкольников, осуществляемого в условиях среды, насыщенной Монтессори‐материалами. Список используемой литературы: 1. Монтессори М. Дети – другие / Пер. с нем. М.: Карапуз, 2012. 2. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. М.: АСТ, 2005. 3. Монтессори М. Мой метод: начальное обучение / Пер. с ит. М.: АСТ, 2010. 4. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому / Пер. с англ. М.: Карапуз, 2014.