Выступление на методическом объединении с докладом
21.03.2022 год
Тема: «Развитие личности воспитанника: индивидуальный подход и педагогическое сопровождение»
(СЛАЙД 1)
Уважаемые коллеги, сегодня я хочу рассказать о том, что мы с вами осуществляем ежедневно, выполняя свою работу. Каждый из нас знает, как правильно найти подход к тому или иному воспитаннику, как поддержать и направить в различных ситуациях, кому и какую поставленную задачу можно доверить для выполнения, в каком конкурсе или в каком мероприятии можно задействовать воспитанника для получения результата. Вся эта кропотливая, а иногда и совсем невидимая работа называется «Развитие личности воспитанника: индивидуальный подход и педагогическое сопровождение».
(СЛАЙД 2)
Мне очень нравится одна из 10 заповедей Шалвы Амонашвили о воспитании детей: «Ребёнок рождается с неограниченным потенциалом. Нам главное — не запрещать ему, а переключать внимание на что-либо более полезное, безопасное, привлекательное».
Проблема воспитания и обучения подростков, их социализации, является одной из наиболее важных и актуальных проблем современной педагогики. На данном этапе развития общества на первый план выдвигается создание условий для становления личности каждого подростка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. В процессе становления и развития личности воспитанника наблюдается зависимость от окружающей среды, отмечается существенно воздействие личности педагога, оказывающего педагогическое сопровождение.
В чем заключается значение индивидуального подхода
Каждый человек наделен специфическими свойствами, отличающими его от других людей. Это обуславливает необходимость организации воспитательного процесса по принципу индивидуальности. Любое воспитательное воздействие на воспитанника и его восприятие связано с индивидуальными особенностями его развития. Только учет внутренних показателей развития личности помогает организовать реально действенный процесс воспитания. Индивидуальный подход требует от нас (педагога) большого терпения, умение разобраться в сложных проявлениях поведения воспитанника. С помощью индивидуального подхода можно найти "ключ" к каждому воспитаннику. Стержнем индивидуального подхода к воспитанникам должны стать внимание и любовь взрослых, соблюдение диалога в общении с подростком.
Воспитатель для установления контактов с воспитанниками должен учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности, его настроение и чувства. Если у воспитанника складываются теплые, искренние отношения с людьми, он становится более уравновешенным, поддается воспитательному влиянию.
(СЛАЙД 3)
Понятие и принципы педагогического сопровождения
Все, о чем мы сейчас говорили, носит сопроводительный характер. Педагогическое сопровождение развития личности носит комплекс различных действий. Его целью является целенаправленное развитие личности сопровождаемого воспитанника, осуществляемое посредством специальных педагогических технологий и методик.
Концепция педагогического сопровождения рассматривается как процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности воспитанника, проявляющаяся в его активности, это и умение воспитателя быть рядом, следовать за воспитанником, сопутствуя в его индивидуальном образовательном маршруте, индивидуальном продвижении к цели. Имеется в виду не любая форма помощи, а поддержка, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности воспитанника за выбор варианта решения проблемы. Имеется в виду сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. Педагогическая поддержка - процесс создания условий (совместно с воспитанником) для сознательного самостоятельного разрешения им ситуации выбора при условии, если он не справляется сам. Ситуация жизненного выбора - множественные проблемные ситуации, при разрешении которых воспитанник учится определять для себя путь прогрессивного или регрессивного развития.
(СЛАЙД 4)
Технология психолого-педагогической поддержки и сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе (О.С. Газман)
Педагогическая поддержка — относительно самостоятельное явление образования в целом, особая сфера педагогической деятельности — превентивная (опережающая) и оперативная помощь в развитии и содействии саморазвитию воспитанника, позволяющая решать его индивидуальные проблемы, связанные со здоровьем, успешностью в обучении, межличностным общением и жизненным самоопределением.
Технология педагогической поддержки и сопровождения ребенка в образовательном процессе представлена поддержкой-заботой, поддержкой-сопровождением и собственно педагогической поддержкой.
(СЛАЙД 5)
№1 Понятие «забота» включает:
· удовлетворение жизненно важных потребностей детей (питание, тепло, гигиена, свежий воздух и другие факторы, влияющие на здоровье);
· защиту воспитанников от неблагоприятных факторов и негативного влияния природной и социальной среды (психическая, физическая и социальная безопасность ребенка);
· обеспечение условий для удовлетворения первичных интересов детей (предоставление игрушек, всевозможных материалов для самостоятельной и творческой деятельности и организация различных занятий и игр).
№ 2 Поддержки - сопровождение является решение проблем подростка (именно как воспитанника, а не как обучающегося), поскольку педагогическая поддержка представляет собой деятельность не в ролевом, а жизненном поле взаимодействия.
№ 3 Педагогическая поддержка (в отличие от заботы) заключается в совместном с воспитанником определении его потребностей, интересов, возможностей и способов преодоления проблем, мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать положительных результатов в общении, самостроительстве и определенном образе жизни.
(СЛАЙД 6) Содержание педагогической поддержки включает:
· помощь воспитанникам в обретении уверенности в собственных силах;
· подкрепление положительных качеств воспитанника;
· удержание от того, что мешает развитию воспитанника;
· поддержка стремления к самостоятельности, к самодвижению;
· помощь воспитанникам в решении проблем.
(СЛАЙД 7) Особенности содержания
Педагогическая поддержка – это сопутствующее процессу развития воспитанника внимание к его способности разрешать личные проблемы и содействие активному напряжению физических и духовных сил в момент разрешения возникшей проблемы. Главным объектом педагогической поддержки является не проблема, не действия, не поступок, а соответствующее состояние.
Педагогическая поддержка выглядит как этическая или физическая защита от нанесения воспитанника физического или морального урона. Психолого-педагогическая поддержка выступает в форме психологического акта сопереживания: достаточно порой проявить свою причастность к проблеме кадета. Было бы неверным считать, что поддержка вызывается только трудными обстоятельствами, в которые попадают воспитанники. Педагогическая поддержка – сопроводительное внимание педагога к процессу развития воспитанников. Воспитатели знают о возрастных, половых, интеллектуальных, коммуникативных затруднениях роста детей. Профессиональный спектр поддержки легко развернуть, если исходить именно из аспекта состояния воспитанников.
(СЛАЙД 8)
Вывод: Педагогическая поддержка должна носить доброжелательный, доверительный и гуманный характер и идти, прежде всего, от сердца педагога, а не только от его понимания долга, она не может быть формальной и поверхностной, а должна быть всегда естественной, глубинной, человечной, поэтому далеко не каждый разговор с воспитанником - подростком становится актом поддержки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.