"Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе"
Оценка 4.6

"Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе"

Оценка 4.6
docx
18.06.2024
"Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе"
развитие.docx

 

 

 

 

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………

 

Глава I. Теоретические аспекты развития логического мышления на уроках математики в начальной школе .......………………............

 

 

1.1. Сущность понятия «логическое мышление» ...........………………...

 

1.2. Особенности развития логического мышления детей младшего школьного возраста ………………………………………………………

1.3. Педагогические условия развития логического мышления на уроках математики в начальной школе.......................................................

Выводы к Главе I…………………………………………………...........

 

 

Глава II. Опытно-экспериментальная деятельность по развитию логического мышления на уроках математики в начальной школе.............................................................................................................

2.1. Организация и ход исследования.............….........................................

2.2. Обработка и интерпретация результатов.............................................

 

 

Выводы к Главе II.......................................................................................

Заключение……………………………………………………………….

 

Приложение………………………..........…………………………………

 

Список использованных источников ………...……………………….

 


 

Введение

Важнейшим периодом развития и формирования человека является обучение его в начальной школе. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.

Специальная педагогическая работа, направленная на формирование логического мышления детей младшего школьного возраста, дает благоприятный результат, повышая в целом уровень их способностей к обучению.

Объективные требования к совершенствованию процесса развития логического мышления младших школьников, анализ сложившейся школьной практики в этой области выявили целый ряд противоречий между:

– сложившейся системой образования младших школьников и реальными потребностями ее направленности на формирование логического мышления как «фундамента» для успешной учебной деятельности в последующем;

– потребностями педагогической практики в широком применении учителями начальной школы наработанных форм, методов и средств развития логического мышления детей и слабой разработанностью педагогических условий, позволяющих выбирать и оптимизировать эту работу без изменений в содержании базисных учебных планов, рекомендаций по организации и методике преподавания, без увеличения учебной нагрузки на детей.

Выявленное противоречие определило проблему исследования: какие педагогические условия необходимо создать на уроках математики в начальной школе, чтобы они позволили осуществлять планомерную, целенаправленную и эффективную работу по формированию логического мышления младших школьников.

Актуальность исследования данной проблемы обусловлена тем, что учителя начальной школы в первую очередь зачастую используют упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления. В этих условиях недостаточно развиваются такие качества мышления как глубина, критичность, гибкость. Возможности формирования приемов мышления не могут реализоваться сами собой: учитель должен активно и умело работать в этом направлении, организуя весь процесс обучения так, чтобы, с одной стороны, он обогащал детей знаниями, а с другой, всемерно формировал приемы мышления, способствовал росту познавательных сил и способностей школьников.

 Объект исследования: развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе

Предмет исследования: педагогические условия развития логического мышления младших школьников.

 Цель исследования: выявить эффективность педагогических условий развития логического мышления младших школьников на уроках математики в начальной школе.

Задачи исследования:

- раскрыть содержание понятия «логическое мышление»;

- выявить особенности развития логического мышления детей младшего школьного возраста;

- определить комплекс педагогических условий, обеспечивающих успешное развитие логического мышления;

- определить критерии и уровневые показатели сформированности логического мышления младших школьников;

- провести опытно - экспериментальную работу по выявлению эффективности

Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что развитие логического мышления младших школьников будет более эффективным, если:

– младший школьный возраст рассматривается как сензитивный период формирования логического мышления, в ходе которого закладываются основы освоения логических операций: анализа, синтеза, обобщения, классификации, суждениями, построения умозаключений, составляющих основу успешной учебной деятельности, как в начальной школе, так и в последующем;

– создать педагогические условия, в контексте которых деятельность преподавателей начальной школы в ходе образовательного процесса будет направленна на развитии логического мышления (создание ситуации успеха; разработка комплекса упражнений).                                   

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические аспекты развития логического мышления младших школьников

1.1.Содержание понятия «логическое мышление»

Конечно, предмет всякой науки становится вполне ясным лишь в процессе знакомства с самой наукой, поэтому все определения этого предмета остаются неполными и не очень ясными. Однако некоторое предварительное указание на то, что изучает логика, необходимо. Чтобы объяснить, что такое «логическое мышление», разделим это понятие на две части, мышление и логика, дадим определение каждой из них.

Мышле́ние— это познавательная деятельность человека. Оно является опосредованным и обобщённым способом отражения действительности. Результатом мышления является мысль (понятие, смысл, идея). Отличительная черта этого психического процесса — его направленность на познание тех внутренних и внешних связей, которые «не лежат на поверхности» явления. Поэтому мышление выступает, как стремление человека узнать то, что неизвестно, понять, осмыслить более глубоко то, что возможно, даже и известно, но знания, о чем носят лишь поверхностный и неполный характер. Мышление первоначально строится на чувственном познании, на восприятии и даже на самом высоком уровне развития не порывает с ним связи. Однако вторая отличительная черта мышления — его обобщенный характер.

Ло́гика (др.-греч. λογική — «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение», «мысль») — раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления. Логика изучает мышление, но не всякое, а лишь те мыслительные процессы, которые направлены на обнаружение и обоснование истины, на решение некоторой задачи, на поиск путей преодоления тех или иных трудностей, встающих перед нами как в профессиональной деятельности, так и в обыденной жизни. Логика интересуется лишь познавательными процессами и формами наших мыслей, но не их содержанием. Логика как отдельная наука впервые была систематически изложена древнегреческим философом и ученым Аристотелем (384-322 г.г. до н.э.). Именно он сформулировал основные законы логики и разработал учение о силлогистических умозаключениях. А для чего нам нужно изучать логику? Да затем, чтобы развивать свой интеллект, чтобы стать мыслящим человеком, чтобы научиться рассуждать и понимать! Но можно привести и другие, более прагматичные соображения в пользу изучения логики:

-занятия логикой приучают точно мыслить и ясно излагать свои мысли;

-логика воспитывает умение убеждать и обосновывать свои идеи;

-занятия логикой постепенно формируют привычку анализировать свои и чужие рассуждения;

-логика учит спорить;

-логика вырабатывает привычку думать.

Таким образом, изучение и развитие логики, является очень важным компонентом в жизни человека. Логика – это наука о правильном мышлении, а именно о формах и законах познающего мышления.

Логическое мышление – последовательная цепочка мыслительных процессов, позволяющая проследить взаимосвязь между рассматриваемыми объектами. Эта интеллектуальная способность необходима человеку, чтобы анализировать и на практике применять полученные выводы. Основные логические формы мышления - понятие, суждение, умозаключение.

Понятие - это выраженная в слове мысль об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Этим оно отличается от представлений, которые только показывают их образы. Понятия формируются в процессе исторического развития человечества. Поэтому содержание их приобретает характер всеобщности. Это значит, что при различном обозначении одного и того же понятия словами в различных языках сущность остается одной и той же. Усваиваются понятия в процессе индивидуальной жизни человека по мере обогащения его знаниями. Умение мыслить - всегда связано с умением оперировать понятиями, оперировать знаниями.

Суждение - форма мышления, в которой высказывается утверждение или отрицание тех или иных связей и отношений между предметами, явлениями и событиями. Суждения могут быть общими (например, «все растения имеют корни»), частными, одиночными.

Умозаключение - форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, так или иначе завершающее мыслительный процесс. Различают два основных вида умозаключений: индуктивное (индукция) и дедуктивное (дедукция). Индуктивным называется умозаключение от частных случаев, от частных суждений к общему.

 

1.2. Особенности развития логического мышления детей младшего школьного возраста

В развитии познавательной деятельности младшего школьника особую роль играет мышление. В тесной связи с мышлением развиваются все познавательные процессы. Одним из ведущих познавательных процессов является логическое мышление.

В возрасте между 6 и 10 лет у детей развивается логическое мышление и происходят огромные когнитивные (познавательные) изменения. Они перемещаются от дошкольников в середину детства, где в жизни доминируют фантазии, которые начинают регулировать логику и разум. Они начинают видеть себя как автономная личность, способная решить основные независимые задачи. Они начинают принимать к сведению «правильный» способ делать вещи, инвестировать больше времени и энергию в выполнении задач ожидаемым образом. Однако они по-прежнему предпочитают структурированную деятельность открытого состава, и они по-прежнему нуждаются в последовательном направлении взрослыми.

Для создания оптимальных условий развития мышления необходимо знать эти особенности ребенка. Ряд ученых выявили психологические особенности и условия развития мышления в обучении. Наибольшую известность и признание не только в отечественной, но и мировой науке получила теория развивающего обучения, разработанная Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым.

Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов не только декларировали необходимость логики и изменения в связи с этим методом и приемом обучения, но и заложили ее принципы в структуру учебных предметов, их содержание. Естественно, что ключевым звеном цепи умственного развития школьников они сделали логическое мышление.

Именно в младшем школьном возрасте наглядно-образное мышление, имевшее ранее основное значение, трансформируется в словесно-логическое. Вот потому в начальной школе чрезвычайно важно уделять внимание становлению логического мышления.

Формирование логического мышления тесным образом связано с речью. И для него характерны следующие особенности:

-поиск и открытие нового знания;

-обобщенное отражение полученной информации и окружающей действительности;

-анализ событий или объектов;

-восприятие предметов.

По мере взросления и социализации ребенка происходит совершенствование нервной системы и мышления. Для их развития понадобится помощь взрослых, которые окружают малыша. Поэтому уже с года можно начинать занятия, направленные на формирование познавательной деятельности детей.

С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются, приобретают осознанный и произвольный характер. Особенности мышления этой возрастной группы определяются следующим:

-обобщение – ребенок способен сравнивать и делать выводы о схожих объектах;

-наглядность – ребенку необходимо видеть факты, наблюдать различные ситуации, чтобы сформировать собственное представление;

-абстракция – умение отделять признаки и свойства от объектов, которым они принадлежат;

-понятие – представление или знание о предмете, относящееся к конкретному термину или слову.

Развитие мышления в младшем школьном возрасте в значительной степени связано с совершенствованием мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, классификации, с усвоением различных мыслительных действий.

Младшие школьники развивают своё логическое мышление тем, что регулярно выполняют задания, учатся думать тогда, когда надо.

Учитель учит:

- находить взаимосвязи в окружающей жизни;

- вырабатывать правильные понятия;

-применять на практике изучаемые теоретические положения;

-анализировать с помощью мыслительных операций (обобщения, сравнения, классификации, синтеза, и пр.).

Всё это позитивно влияет на развитие логического мышления младших школьников. Систематическое освоение понятий происходит уже в школе. Но группы понятий закладываются ранее. Вместе с развитием абстракции у детей происходит постепенно освоение внутренней речи.

Развитие логического мышления младших школьников - одно из важнейших направлений обучения учащихся. На важность этого процесса указывают учебные программы и методическая литература. Совершенствовать логическое мышление лучше всего и в школе, и дома, однако далеко не все знают, какие методы и приемы для этого будут наиболее эффективными. Вследствие этого логическое обучение принимает форму стихийного, что негативно сказывается на общем уровне развития учеников.

Особенности логического мышления младших школьников проявляются и в самом протекании мыслительного процесса, и в каждой его отдельной операции (сравнении, классификации, обобщении, совершающихся в разных формах суждения и умозаключения).

Для мышления младших школьников 7-10 лет характерно однолинейное сравнение (они устанавливают либо только различие, либо только сходное и общее). Им доступны логические суждения, оперирования понятиями, переходы к обобщениям и выводам. В процессе формирования логического мышления детей 7-10 лет, пожалуй, самое важное - научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия, что в результате способствует их развитию, упрочению формальных логических связей.

Успешная организация учебной работы младших школьников требует постоянной заботы о развитии у них произвольного внимания и формировании волевых усилий в преодолении встречающихся трудностей в овладении знаниями. Зная, что у детей этой возрастной группы преобладает непроизвольное внимание и что они с трудом сосредоточиваются на восприятии «неинтересного» материала, учителя стремятся использовать различные педагогические приемы, чтобы сделать учение более занимательным. Не следует, однако, забывать, что не все в учении имеет внешнюю занимательность и что у детей нужно формировать понимание своих школьных обязанностей.

 Таким образом, логическое мышление, являясь высшей ступенью в умственном развитии ребенка, проходит длительный путь развития. На ранних ступенях развития ребенок накапливает чувственный опыт и учится решать практическим путем ряд конкретных, наглядных задач. Осваивая речь, он приобретает возможность формировать задачу, задавать вопросы, строить доказательства, рассуждать и делать выводы. Ребенок овладевает понятиями и рядом умственных действий. В процессе формирования логического мышления детей 6-10 лет, пожалуй, самое важное - научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия, что в результате способствует их развитию, упрочнению формальных логических связей развития логического мышления детей младшего школьного возраста. Развитие логического мышления непосредственно связано с процессом обучения, формирование первоначальных логических умений при определенных условиях может успешно осуществляться у детей младшего школьного возраста, процесс формирования обще логических умений, как компонента общего образования, должен быть целенаправленным, непрерывным и связанным с процессом обучения школьным дисциплинам на всех его ступенях.


 

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ……………………………………………………………………

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ……………………………………………………………………

Введение Важнейшим периодом развития и формирования человека является обучение его в начальной школе

Введение Важнейшим периодом развития и формирования человека является обучение его в начальной школе

Актуальность исследования данной проблемы обусловлена тем, что учителя начальной школы в первую очередь зачастую используют упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления

Актуальность исследования данной проблемы обусловлена тем, что учителя начальной школы в первую очередь зачастую используют упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления

Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что развитие логического мышления младших школьников будет более эффективным, если: – младший школьный возраст рассматривается как сензитивный…

Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что развитие логического мышления младших школьников будет более эффективным, если: – младший школьный возраст рассматривается как сензитивный…

Глава I. Теоретические аспекты развития логического мышления младших школьников 1

Глава I. Теоретические аспекты развития логического мышления младших школьников 1

Логика интересуется лишь познавательными процессами и формами наших мыслей, но не их содержанием

Логика интересуется лишь познавательными процессами и формами наших мыслей, но не их содержанием

Усваиваются понятия в процессе индивидуальной жизни человека по мере обогащения его знаниями

Усваиваются понятия в процессе индивидуальной жизни человека по мере обогащения его знаниями

Для создания оптимальных условий развития мышления необходимо знать эти особенности ребенка

Для создания оптимальных условий развития мышления необходимо знать эти особенности ребенка

С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются, приобретают осознанный…

С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются, приобретают осознанный…

Развитие логического мышления младших школьников - одно из важнейших направлений обучения учащихся

Развитие логического мышления младших школьников - одно из важнейших направлений обучения учащихся

Таким образом, логическое мышление, являясь высшей ступенью в умственном развитии ребенка, проходит длительный путь развития

Таким образом, логическое мышление, являясь высшей ступенью в умственном развитии ребенка, проходит длительный путь развития
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.06.2024