Развитие логического мышления у детей
Оценка 4.8

Развитие логического мышления у детей

Оценка 4.8
docx
30.11.2020
Развитие логического мышления у детей
Развитие логического мышления у детей.docx

 

Развитие логического мышления у детей

на основе занимательной математики

 

«Предмет математики настолько серьезен,

что полезно не упустить случая

сделать его немного занимательным».

Б. Паскаль

 

     «В математике следует помнить не формулы, а процессы мышления» -  писал В. П. Ермаков. ...  Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интел­лекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики  являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены ог­ромные возможности для развития мышления детей в процессе обучения с са­мого раннего возраста. Дошкольный возраст - уникальный период жизни человека. В период дошкольного детства происходит интенсивное формирование умственных способностей детей - переход от наглядных форм мышления к ло­гическим, от практического мышления к творческому. В этом возрасте начина­ется формирование первых форм абстракции, обобщения, простых форм умозаключения. Доказано, что у дошкольников можно сформировать высокую по­знавательную активность, самостоятельность логического мышления.

Логическое мышление – это одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка. Развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко усваивать новое.

Зачем логика маленькому ребенку?

Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу.

Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для развития в школьном возрасте.

Важнейшим из них является логическое мышление, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учёба, решение задач. В результате может пострадать здоровье ребенка, угаснет интерес к учению. Если мы

хотим,  чтобы наши дети могли быть  знающими  врачами,

быть  знающими  врачами,  способными  вырабатывать  верные  пути 

лечения,  толковыми  юристами,  склонными   анализу  всех  фактов,  им  необходимо  учиться  мыслить  отвлеченно,  по  правилам,  логически,  освоить  простые  и сложные  виды умозаключений,  обрести  гибкость  и одновременно  непротиворечивость  мышления. 

Актуальность выбранной мной темы характеризуется тем, что уровень развития логического мышления дошкольника при поступлении в школу ниже среднего. Поэтому на поиск решения данной проблемы была необходимость разработать систему развития логического мышления с использованием занимательного математического материала, которая приведет к повышению качества логического мышления на занятиях и в повседневной жизни детей

С целью развития у детей умений выполнять последовательные действия: анализировать, обобщать по признаку, думать целенаправленно, сравнивать, в своей работе я использую простые логические задачи и упражнения. Любая необычная игровая ситуация, в которой есть элемент проблемности, всегда вызывает большой интерес у детей. Такие задания как поиск признака отличия одной группы предметов от другой, поиск недостающих в ряду фигур, задания на продолжение логического ряда способствуют развитию смекалки, логического мышления и сообразительности.

Развитие ребёнка и его обучение должно осуществляться через соответствующие данному возрасту виды деятельности и педагогические средства и должно быть непринужденным. К таким развивающим средствам для дошкольников относится игра.

Всем известно, что дети любят играть, и только от взрослого зависит, насколько эти игры будут полезными и содержательными. В процессе игры ребёнок не только закрепляет ранее полученные знания, а так же приобретает новые умения, навыки, развивает умственные способности. В игре формируются такие качества личности как: сообразительность, находчивость, самостоятельность, развиваются конструктивные умения, вырабатывается усидчивость. Исходя из этого в свои разработки, по развитию логического мышления, я включаю головоломки, смекалки, разнообразные игровые упражнения, лабиринты и дидактические игры.

Один из основных залогов успешного обучения детей - это использование в работе с дошкольниками занимательного наглядного материала. На занятиях я большое внимание уделила картинному и иллюстративному материалу, так как он способствует привлечению внимания детей, развивает наглядно-образное мышление, которое, в свою очередь, стимулирует познавательную активность ребёнка.итк

Развитие логического мышления ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, которые стимулируют его практическую, игровую и познавательную деятельность. Поэтому в группе были созданы определенные условия.  есть уголок занимательной математики, где располагаются пособия для совместной и самостоятельной деятельности. В этом уголке представлены различные дидактические игры, занимательный материал: ребусы, лабиринты, головоломки.

Большое внимание уделяю развитию логического мышления на занятиях по математике. Учитывая, что детям очень нравится работать с геометрическим материалом, я разработала серию конспектов по конструированию и моделированию. Широко использую на занятиях палочки-Кюизенера,  блоки Дьенеша и «Игровизор» В.В. Воскобовича. Для того, чтобы развитие логического мышления не ограничивалось занятиями и играми в детском саду, я рекомендую родителям продолжать данную работу дома, основываясь на том, что это необходимо для начала школьного обучения детей. Для этого я предложила родителям консультации, советы. «Логико-малыш» «Занимательные математические квадраты для развития логики» «Игры для детей с использованием занимательного математического материала» Мои воспитанники от занятия к занятию стали более усидчивыми, самостоятельными при выполнении практических действий. Повысилась концентрация внимания В проблемных ситуациях дети научились анализировать, сопоставлять, быстро находить правильное решение Из беседах с детьми и родителями выявила, что работа по развитию логического мышления с использованием занимательного математического материала ведется в большинстве семей. Приобретаемые способы мыслительной деятельности позволяют детям анализировать предметы и явления, выделять в них существенное, последовательно рассуждать и делать выводы, систематизировать приобретенный опыт и знания. Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, как уже отмечалось, проблема обучения математике в со­временной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется прежде всего бурным развитием математической науки и проникновение ее в различные области знаний. Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интел­лекта. Уровнем сформированности интеллектуальных способностей в дошколь­ном и школьном возрасте в дальнейшем во многом определяется возможность человека ориентироваться стремительно потоке информации и самостоятельно решать встающие перед ним задачи. Но, как известно, многие дети испытывают затруднения при усвоении ма­тематических знаний. Причин этому много. Одна из них, возможна, наиболее серьезная состоит в том, что они быстро теряют интерес к процессу обучения, к самому предмету - математике. Результаты диагностики сформированности интереса к математике пока­зали, что у детей в недостаточной степени развит интерес к занятиям математи­ки. На успешность обучения дошкольников влияет содержание познаватель­ного материала, а также такая форма, которая способна вызывать заинтересо­ванность детей. В процессе интересной деятельности дошкольники более активны, эмоциональны; у них развивается желание заниматься, положительное отношение к учению. В ходе работы мы выявили, что одним из средств, способствующих фор­мированию у детей интереса к изучению математики, развитию умственных способностей являются занимательные задачи. По развивающему воздействию на детей выделяют следующие основные виды занимательных задач: логические задачи, задачи-шутки, задачи-головоломки. Дети очень активны в восприятии занимательных задач. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Желание достичь цели стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий, преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, дове­дение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата. Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать занимательные задачи, находить для них новые способы решения. У детей вырабатывается способность самим находить ответ на неизменный вопрос: «Как?». Таким образом, использование занимательных задач на занятиях по мате­матике дает возможность ребенку учиться с интересом и удовольствием, пости­гать мир математики и верить в свои силы.

Основное внимание было уделено формированию проявления игровой деятельности вне занятий и в ходе выполнения заданий с раздаточным материа­лом на занятиях, придумывать новые логические задачи на продолжение ряда фигур; на нахождение недостающего в ряду фигуры, задачи - головоломки и др.


 

Развитие логического мышления у детей на основе занимательной математики «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным»

Развитие логического мышления у детей на основе занимательной математики «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным»

С целью развития у детей умений выполнять последовательные действия: анализировать, обобщать по признаку, думать целенаправленно, сравнивать, в своей работе я использую простые логические задачи и…

С целью развития у детей умений выполнять последовательные действия: анализировать, обобщать по признаку, думать целенаправленно, сравнивать, в своей работе я использую простые логические задачи и…

Для этого я предложила родителям консультации, советы

Для этого я предложила родителям консультации, советы

Заключение Таким образом, как уже отмечалось, проблема обучения математике в со­временной жизни приобретает все большее значение

Заключение Таким образом, как уже отмечалось, проблема обучения математике в со­временной жизни приобретает все большее значение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2020