Условия для формирования математических способностей в учебной деятельности:
а) положительные мотивы учения;
б) интерес учащихся к предмету;
в) творческая активность;
г) положительный микроклимат в коллективе;
д) сильные эмоции;
е) предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.
Признаки математических способностей у младших школьников:
1) относительно быстрое и успешное овладение математическими знаниями, умениями и навыками;
2) способность к последовательному правильному логическому рассуждению;
3) находчивость и сообразительность при изучении математики;
4) гибкость мышления;
5) способность к оперированию числовой и знаковой символикой;
6) пониженная утомляемость при занятиях математикой;
7) способность сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами;
8) способность переходить с прямого на обратный ход мысли;
9) развитость образно–геометрического мышления и пространственных представлений.
Упражнения для развития способности к формализованному восприятию математического материала:
1) Задачи с несформулированным вопросом. 2) Задачи с неполным составом условия.
3) Задачи с избыточным составом условия.
4) Работа по классификации задач.
5) Составление задач.
Упражнения, развивающие способности к обобщению:
1) Решение задач одного типа. 2) Решение задач разного типа.
3)Решение задач с постепенной трансформацией из конкретного в абстрактный план.
4) Составление уравнения по условию задачи.
Упражнения, развивающие гибкость мышления:
1) Задачи, имеющие несколько способов решения.
2) Решение и составление задач, обратных данной.
3) Решение задач обратным ходом.
4) Решение задач с альтернативным условием.
5) Решение задач с неопределёнными данными.
Формы работы, направленные на развитие математических способностей:
• фронтальная, индивидуальная и групповая работа;
• дифференциация учебных заданий по уровню творчества, трудности, объёму;
• факультативные занятия по математике;
• домашняя самостоятельная работа;
• индивидуальные занятия;
• олимпиады;
• конкурсы;
• интеллектуальные игры;
• выпуск математических газет;
• защита проектов;
• встречи с известными математиками;
• открытый чемпионат по решению задач;
• круглогодичная олимпиада.
Педагогические технологии:
- факультативный курсы: «Решение текстовых задач», «Математическая радуга», «Путешествие в страну занимательной математики»;
- использование ИКТ технологий;
- комплекс упражнений для развития всех компонентов математических способностей, которые можно сформировать в начальных классах;
- цикл занятий по развитию способности рассуждать.
Методическое объединение учителей 2 классов
Развитие математических способностей учащихся начальных классов в процессе решения текстовых задач
Костюковичи
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.