Развитие мелкой моторики рук как фактор развития речи у младших школьников с ОВЗ на логопедических занятиях
Оценка 4.9

Развитие мелкой моторики рук как фактор развития речи у младших школьников с ОВЗ на логопедических занятиях

Оценка 4.9
Занимательные материалы +1
docx
дефектология
1 кл—4 кл
28.02.2023
Развитие мелкой моторики рук как фактор развития речи у младших школьников  с ОВЗ на логопедических занятиях
Пальчиковые игры развивают мелкую моторику рук, которая стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, речевых центров. У большинства обучающихся с НОДА наблюдаются отклонения в формировании тонких движений пальцев (движения неточные, нескоординированные). Благодаря пальчиковой гимнастике обучающиеся с ОВЗ получают разнообразные сенсорные впечатления, развивается речь, психические процессы (мышление, воображение, слуховое и зрительное восприятие), снимается тревожность, воспитывается усидчивость, формируется учебно-практическая деятельность, подгатавливается рука к письму, повышается работоспособность коры головного мозга.
Развитие мелкой моторики .docx

Развитие мелкой моторики рук как фактор развития речи у младших школьников с ОВЗ на логопедических занятиях

 

 Пальчиковая гимнастика является одним из вариантов развивающей

деятельности обучающихся. Это замечательный способ формирования устной речи и мелкой моторики рук, прекрасная возможность в интересной доступной форме прививать культурно-гигиенические навыки, корректировать

эмоциональное состояние. Благодаря таким упражнениям вырабатываются

навыки общения с другими детьми и взрослыми, происходит приобщение

к истокам народной культуры, расширяется кругозор, развивается память

и воображение, обогащается словарный запас, достигается развитие мелкой

моторики и стимулируется развитие речи, понимание смысла речи,

повышается речевая активность, развиваются творческие способности.

Регулярные занятия пальчиковой гимнастикой помогут пальцам обучающихся стать более гибкими, ловкими и податливыми. В ходе выполнения заданий школьники обучаются быть внимательными и сконцентрированными.

Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи

способствует формированию правильного произношения; помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп; учит соблюдению речевых пауз. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковой гимнастике все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихотворения привлекают внимание и легко запоминаются.

Пальчиковые упражнения систематизируются по лексическим темам. Это позволяет закрепить и расширить знания обучающихся, развить их

познавательный интерес, любознательность, мелкую моторику рук.

При подборе заданий необходимо помнить об индивидуальных и возрастных особенностях. Пальчиковая гимнастика и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

С чего начать?

1. Сначала учителю-логопеду необходимо самому показать упражнение.

2. Затем учитель-логопед показывает упражнение, манипулируя пальцами и рукой школьника.

3. Учитель-логопед и обучающийся выполняют движения одновременно, с необходимой помощью взрослого, который произносит текст, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

4. Обучающийся выполняет движения и проговаривает текст, а учитель-логопед подсказывает и помогает.

Рекомендации:

* Не проводите гимнастику холодными руками. Их можно согреть, растерев ладони.

* Если в новых упражнениях имеются незнакомые персонажи или понятия, сначала расскажите о них.

* Делайте в подходящих местах паузы; говорите то тише, то громче.

* Используйте максимально выразительную мимику и эмоциональную окраску текста стихотворения.

* Не ставьте перед детьми несколько сложных задач сразу.

* «Не замечайте», если поначалу обучающиеся делают что-то неправильно. Упражнения выполняйте повторно.

* Не забывайте хвалить за успехи!

 

 

Примерная картотека пальчиковых упражнений по

лексическим темам

Я И МОЯ СЕМЬЯ, ИМЯ

Семейка (С. Ермакова).

(Раскрыть ладонь и сомкнутыми пальцами другой руки круговыми

движениями поглаживать её.) (Поглаживать каждый палец от основания до кончика, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.) (Повторить все действия для другой руки.)

Весёлая семейка

Уселась на скамейку:

Дядя Гриша, дядя Миша,

Папа Коля, мама Оля,

А на руках у маменьки

Ещё и Ваня маленький!

 

Моя семья (Е. Савельева).

(Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом в определённой последовательности сгибать пальцы, начиная с безымянного, затем

мизинец, указательный палец, средний и большой.)

Знаю я, что у меня дома дружная семья:

Это – мама, это – я, это – бабушка моя,

Это – папа, это – дед. И у нас разлада нет.

 

Раз-два-три-четыре (Г. Сапгир)

(Загибать пальцы.) (Хлопать в ладоши.) (Сжимать кулаки.)

Раз-два-три-четыре.

Кто живёт у нас в квартире?

Папа, мама, брат, сестрёнка,

Кошка Мурка, два котёнка,

Мой щенок, сверчок и я –

Вот и вся моя семья!

Раз-два-три-четыре-пять.

Всех начну считать опять.

 

Маленький, да удаленький (С. Ермакова).

(Руки согнуть в локтях и поочерёдно поглаживать их от кисти до

локтевого сустава.)

Всё расскажем без обмана:

У Ивана два кафтана,

Шапка, шуба, валенки.

Сам он хоть и маленький,

Но такой удаленький!

 

 

ПРОФЕССИЯ

Маляр (М. Рузина).

Размешаю краску я,                   (Водить указательным пальцем одной руки

Ярко-ярко-красную.                   по ладони другой.)

Кисти в краску я макну,            (Прижать ладони друг к другу.)

Капли лишние стряхну.             (Встряхнуть кистями рук.)

Что за серая стена?                     (Пожимать плечами.)

Станет яркою она.                      (Поочерёдно поднимать и опускать руки,            

                                                      изображая покраску: кисти рук мягкие.)

Потихоньку, осторожно             (Указательным пальцем «нарисовать» в воз-

Обведу я два окна.                      духе поочерёдно два квадрата.)

До чего ж красивый дом!           (Соединить руки над головой – «крыша».)

Вместе жить мы будем в нём.    (Похлопать в ладоши.)

 

Наши мамы (Е. Борисова).

Много мам на белом свете,        (Развести руки в стороны, затем крепко  

Всех их очень любят дети!         обхватить себя за плечи.)     

Журналист и инженер,               (Поочерёдно сгибать пальцы, начиная с

                                                       

Повар, полицейский,                   мизинца, сначала на одной, затем на другой

Швея, кондуктор и учитель,       руке.)

Врач, парикмахер и строитель –

Мамы разные нужны,                 (Сложить обе ладони в «замок».)

Мамы разные важны!                 (Развести руки, поднять ладонями вверх.)

 

Спортсмены (Е. Борисова).

Чтоб болезней не бояться,         (Поднять руки к плечам, вверх, к плечам, в

Надо спортом заниматься.         стороны.)

Играет в теннис теннисист,       (Сгибать пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

Он спортсмен, а не артист.

В футбол играет футболист,

В хоккей играет хоккеист,

В волейбол – волейболист,

В баскетбол – баскетболист.

 

Сапожник (Б. Заходер).

(Имитировать движения сапожника, забивающего гвозди: пальцы одной ру-

ки держать гвозди, другой – молоток.)

Мастер, мастер, помоги –

Прохудились сапоги.

Забивай покрепче гвозди –

Мы пойдём сегодня в гости!

 

 

ОТДЫХ, ЗАБАВА, РАЗВЛЕЧЕНИЕ

 

Отдых (С. Ермакова).

Поиграли – отдохните,                      (Расслабить руки и встряхнуть ими.)

Ваши пальчики встряхните,

Сгибайте ваши пальчики,                 (Обе ладони с пальцами, прижатыми  

Совсем как ушки зайчики.               друг к другу, приставить к голове и  

                                                           сгибать сомкнутые пальцы несколько раз.)

Весёлая разминка (С. Ермакова).

Руки на стол положите,                     (Выполнять движения согласно тексту.)

Головою вначале кивните,

Соедините кончики пальцев,

Вперёд и назад слегка покачайте,

Пальцы сцепите крепко в замок

И покрутите, кто как только смог!

Ну а теперь постарайтесь мяукнуть,  (Мяукать, крякать и хрюкать.)

Немного полаять,

Покрякать и хрюкнуть!

Вы рассмеялись? Развеселились?       (Расслабить кисти рук и встряхнуть

Здорово крякать вы научились!          ими.)

 

У моря (М. Рузина).

К берегу бежит волна.                          (Выполнять волнообразные движения

                                                                одной рукой.)

Вслед за ней ещё одна.                        (То же другой рукой.)

Эта – выше,                                           (Поднять руки.)

Эта – ниже,                                           (Опустить на уровень груди.)

Эта вовсе не видна.                             (Наклониться и коснуться ладонями

                                                               пола.)

А на берегу морском                           («Пересыпать песок» из одной руки в

Будем мы играть с песком.                 другую.)

Будет башня из песка,                         (Поочерёдно ставить один кулак на

                                                               другой, постепенно поднимая руки.)

Как до неба, высока.                            (Поднять руки как можно выше,   

                                                               потянуться.)   

Качели (С. Ермакова).

На весёлые качели                             (Расправить кисти обеих рук и

Настя и Полина сели,                         соединить пальцы в «замок», не смыкая

И весёлые качели                               оснований ладоней. Поочерёдно сгибая

                                                             руки в

 

Прямо к небу полетели!                    запястьях, изображать качели. Можно,

Раз-два, раз-два –                               не разнимая рук, поднимать их на разную

Закружилась голова!                         высоту и продолжать раскачивать   

                                                             «качели».) 

 

ВРЕМЕНА ГОДА

Деревья осенью (Е. Карельская).

Летом деревья росли, зеленели.       (Руками изобразить деревья.)

Осенью листья на них пожелтели.  (Кисти рук «падают».)

Стали деревья листья терять.           (Пальцы поочерёдно прижимать к

                                                            ладони.)

Стали деревья листья ронять.          (Пальцами по очереди стучать по

                                                           поверхности стола.)

Тихо ложится листок за листком.   (Плавно положить ладони на стол.)

Скоро накроет листья снежком.      (Одной ладонью накрыть другую.)

 

Погода (перевод с немецкого О. Асписовой).

Холодно. Осень. Пальцы мои          (Шевелить поочерёдно пальцами.)

Дружно ругают холодные дни.

Ой-ой-ой!                                           (Мизинец «жалуется».)

Холод-то какой!

Эх-эх-эх!                                            (Указательный палец «шепчет» еле

                                                            слышно.)

А вдруг пойдёт снег?

Ох-ох-ох!                                           (Средний палец «ворчит».)

От ветра я оглох!

 

Ветер северный подул (Е. Карельская).

Ветер северный подул:                     (Поднять руки вверх – «дерево».)

«С-с-с-с-…»

Все листья с липы сдул.

Дождик стал по ним стучать:           (Пальцами постучать по столу.)

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»

Снег потом припорошил,                  (Двигать кистями рук вперёд-назад.)

Одеялом их накрыл.                          (Ладони положить на стол.)

 

Поздняя осень (Е. Борисова).

Солнышко греет уже еле-еле;          (Поочерёдно соединять, начиная с

Перелётные птицы                           больших, пальцы обеих рук (на каждую   

На юг улетели;                                   примету).

Голы деревья

Пустынны поля,

Первым снежком

Принакрылась земля.

Река покрывается                               (Руки сложить в «замок».)

Льдом в ноябре –

Поздняя осень                                    (Развести руки в стороны.)

Стоит на дворе.                       

 

Литература:

1. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. – СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013. – 144 с.

2. Здравствуй, пальчик! Как живёшь?: картотека тематических пальчиковых игр / сост. Л.Н. Калмыкова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 247 с.                   


 

Развитие мелкой моторики рук как фактор развития речи у младших школьников с

Развитие мелкой моторики рук как фактор развития речи у младших школьников с

Если в новых упражнениях имеются незнакомые персонажи или понятия, сначала расскажите о них

Если в новых упражнениях имеются незнакомые персонажи или понятия, сначала расскажите о них

Маленький, да удаленький (С. Ермакова)

Маленький, да удаленький (С. Ермакова)

Сапожник (Б. Заходер). (Имитировать движения сапожника, забивающего гвозди: пальцы одной ру- ки держать гвозди, другой – молоток

Сапожник (Б. Заходер). (Имитировать движения сапожника, забивающего гвозди: пальцы одной ру- ки держать гвозди, другой – молоток

Качели (С. Ермакова). На весёлые качели (Расправить кисти обеих рук и

Качели (С. Ермакова). На весёлые качели (Расправить кисти обеих рук и

На юг улетели; при мету)

На юг улетели; при мету)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2023