Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе
Автор – Поневежская Т.Ю., доцент ИППиП, магистр специального дефектологического образования, детский
нейропсихолог.
![]() |
Выводы:
1. Под межполушарной асимметрией понимается различное по характеру и неравное по значимости участие левого и правого полушария мозга в осуществлении психических функций.
2. Функции, связанные с деятельностью правого полушария эволюционно старые (появляются в онтогенезе раньше (к 5 годам оно уже зрело)):
· Зрительно-пространственный гнозис (его метрические, структурно-топологические, координатные, проекционные формы);
· Неречевой слуховой гнозис;
· Ритмические структуры;
· Удержание в памяти порядка предъявляемых стимулов (слова, картинки);
· Соматогнозис;
· Лицевой гнозис;
· Образы-представления как глобальные, обобщенные;
· Дифференциация эмоций;
· Конкретно-ситуативное мышление.
3. Функции присущие левому полушарию эволюционно молодые (появляются позднее в онтогенезе):
· Речь;
· Письмо;
· Самосознание;
· Абстрактно-логическое мышление;
· Анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, абстрагирование;
· Счёт;
· Регуляция, контроль, программирование собственной психической деятельности.
4. В осуществлении любой психической функции (моторной, сенсорной, гностической, мнестической, интеллектуальной) принимают участие оба полушария. Каждое полушарие вносит при этом свой вклад (сукцессивный или симультанный) в обеспечение конкретной функции, не дублируя и не повторяя деятельность другого полушария.
5. Мозолистое тело обеспечивает межполушарное взаимодействие и взаимную дополняемость сукцессивных и симультанных стратегий психического отражения.
6. Системно-динамическое становление мозговой организации психических процессов происходит:
Ø от субкортикальных образований к коре головного мозга (снизу-вверх);
Ø от правого полушария к левому (справа налево);
Ø от задних отделов мозга к передним (сзади вперёд).
Причем именно в правом полушарии происходит разворачивание межмодального обогащения психических функций и отдельных их факторов, прежде чем таковые «локализуются» в левом.
7. Несформированность межполушарных взаимодействий связана с недостаточностью в работе задних отделов
правого полушария и невыраженностью специализаций полушарий!!!
формированию межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия.
Коррекционное занятие всегда проводится по одной и той же структуре и включает в себя:
Целью данного этапа является активизация фонового уровня психической деятельности, подкорковых и подкорково- корковых асимметрий и взаимодействий. (от 1-го к 3-му, от 3 к 1-му функциональному блоку). |
|
|
II |
III |
|
|
|
|
I |
|
Этап Б.
Целью данного
этапа является активизация коркового уровня
психической деятельности (операциональный
блок и блок программирования,
регуляции и контроля (от 2-го к 3-ему,
от 3 ко 2-ому функциональному блоку)). На данном этапе
активизируются
межполушарные взаимодействия и межполушарная специализация.
![]() |
Длительность занятия варьируется от 1,5 до 2-х часов. Из них на этап А приходится 50-60 минут (в начале коррекционно - развивающего курса) и 20- 30 минут (в конце). Этап Б длится 30-40 минут (в начале коррекционно - развивающего курса) и 50-60 минут (в конце).
(старший дошкольный возраст (5-7 лет))
На этом отрезке онтогенеза закрепляются и автоматизируются все основные асимметрии операционального уровня (II ФБМ):
· формируются все виды модально- специфического гнозиса;
· происходит стабилизация мнестических процессов (по выражению Л.С. Выготского:
«ребенок припоминая мыслит»);
· формируется доминантность полушарий по речи и руке;
· фиксируется право- и левополушарный локус контроля за актуализацией когнитивных (вербальных и невербальных) и эмоциональных психологических факторов и функций.
1 уровень. Формирование синергических и реципрокных базовых взаимодействий (отрабатываются на этапе А).
|
|
|
|
|
|
|
|
2 уровень
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 этап. Предметные действия.
![]() |
Конструкторы
![]() |
Наборы для столяра (детские)
![]() |
Набор для выжигания
![]() |
4 этап. Смысловые действия.
|
|
|
Слуховой неречевой гнозис
Узнавание неречевых шумов и звуков (с опорой на картинку).
![]() |
О. Сухова «Слушать интересно»
Сравнивание и определение шумов по высоте.
![]() |
Задание на ритмы (отстукивание на слух, узнавание ритмов по схеме).
|
|
|
|
Игра «Кто в гости пришёл?»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Игры и задания на ритмы
в пособии Т.Ю. Поневежской
«Ковер нейропсихолога».
![]() |
1 этап. Реалистические предметы
![]() |
![]() |
1.1
Реалистические предметы (половинки)
|
|
|
|
![]() |
Реалистические предметы (части)
![]() |
Задание «Категории»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание «4 лишний»
|
|
|
|
1.5 Тени предметов
![]() |
![]() |
Задание «Категории-2»
![]() |
Задание «4 лишний»
|
|
|
|
1.6 Контурные изображения
![]() |
![]() |
Задание «Контуры»
![]() |
![]() |
Задание «Назови предметы»
![]() |
![]() |
1.7 Целое и его части
![]() |
1.8
Майка |
Футболка |
Рубашка |
2
этап.
Задание «Найди 10 отличий»
Задание «Найди предметы на картинке»
![]() |
![]() |
Сравни лица!
![]() |
|
|
|
|
|
|
Спокойствие |
Удивление |
Радость |
Злость |
Страх |
Печаль |
Задание «Найди нужную эмоцию»
|
|||
1
|
2
|
3
|
4
|
|
|||
1
|
2
|
3
|
4
|
Весёлая музыка |
Грустная музыка |
|
|
Р. Шуман: «Солдатский марш», «Весёлый крестьянин». П.И. Чайковский: «Марш деревянных солдатиков», «Неаполитанская песенка», «Полька». |
Р. Шуман: «Первая утрата», «Зимняя пора» - 1. П.И. Чайковский: «Старинная французская песенка», «Болезнь куклы», «Осенняя песнь». |
Признаки: быстрое, оживлённое движение, достаточно громкое звучание, чёткий энергичный ритм. |
Признаки: медленное или спокойное движение, тихое звучание, плавная мелодия. |
Рассказ по серии картинок
|
|
|
|
|
|
Спокойствие |
Удивление |
Радость |
Злость |
Страх |
Печаль |
![]() |
|
|
|
|
|
|
Спокойствие |
Удивление |
Радость |
Злость |
Страх |
Печаль |
![]() |
1 этап. Объёмные предметы.
Игра «Волшебный мешочек»
![]() |
2 этап. Плоские предметы.
![]() |
3 этап. Предметы разной текстуры.
![]() |
Ширма для ощупывания предметов
![]() |
1 этап. Соматогнозис
Задание «Моё тело»
![]() |
Выше |
Ниже |
Над |
Под |
Игра «Прищепки»
![]() |
1 этап. Предметы
2 этап. Геометрические фигуры 3 этап. Цифры, буквы
![]() |
2 этап. Пространство вокруг тела
Задание «Кто вокруг меня живет?»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 этап. Геометризация
![]() |
Задание «Дорисуй
до целого»
|
|
|
|
|
|
Настольные игры на этапе «Геометризация»
![]() |
![]() |
Настольные игры на этапе «Геометризация»
![]() |
![]() |
Настольные игры на этапе «Геометризация»
![]() |
![]() |
4 этап. Символы
![]() |
Арифметика
![]() |
![]() |
![]() |
|
|
|
|
Пособие Н. В. Пятибратовой «Учусь считать на пять».
![]() |
![]() |
Пособие Н. Зайцева «Тысяча. И ещё…».
![]() |
Чтение Кубики Н.Зайцева
![]() |
Пособие Н.В. Пятибратовой «Новый букварь».
![]() |
Методика Т.Ю. Поневежской
«Шифровки»
А |
|
Р |
Ш |
|
|
С |
Щ |
В |
К |
Т |
Ъ |
|
Л |
У |
Ы |
|
|
Ф |
Ь |
Е; Ё |
Н |
Х |
Э |
Ж |
|
Ц |
Ю |
|
П |
Ч |
Я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
![]() |
Слухоречевая память
Игра «Почтальон»
![]() |
|||||
![]() |
![]() |
Планета Нептун Нептунианин
![]() |
|||||
![]() |
![]() |
Планета Земля Почтальон
Комната в космическом корабле
![]() |
Задание «Сочини предложения - 1».
![]() |
Задание «Сочини предложения - 2».
1 |
|
За |
|
2 |
|
В |
|
3 |
|
|
Около Рядом |
|
![]() |
Задание «Расскажи, что случилось».
![]() |
![]() |
![]() |
Муравей и голубка
Муравей спустился к ручью: захотел напиться.
![]() |
Волна захлестнула его и чуть не потопила.
![]() |
Голубка несла ветку. Она увидела, что муравей тонет и бросила ему ветку в ручей.
![]() |
Муравей сел на ветку и спасся.
![]() |
Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел поймать её.
![]() |
Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу.
![]() |
Охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
![]() |
Муравей и голубка |
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Задание «Пиктограмма»
Весёлый праздник |
Беззубый старик
|
Дружба
|
Пасха
|
Грустный вечер
|
Хорошая школа
|
Вкусный ужин
|
|
Задание «Нарисуй рассказ»
Полевые цветы
Был жаркий летний день. Солнце светило ярко. Небо было голубое.
![]() |
Три девочки Катя, Марина и Юля собирали в поле цветы. Они набрали по букету разных цветов: ромашки, васильки, одуванчики.
![]() |
А потом сплели из полевых цветов красивые венки на голову.
![]() |
Планирование игр, занятий и упражнений по формированию межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия (лобно-височный синдром).
1 занятие
Этап А ü Приветствие; ü Планирование занятия; ü Сенсомоторная коррекция: · Дыхательная гимнастика; · Глазодвигательные упражнения; · Растяжки; · Движения в нижней зоне (моторика (формирование синергических и реципрокных базовых взаимодействий)). ü Подвижные игры – «Дикая лошадь»; ü Ковер нейропсихолога. Задание «Ленточки» (пособие Т.Ю. Поневежской). |
|
Этап Б ü Слуховой неречевой гнозис. Задания на узнавание и классификацию неречевых шумов и звуков. Узнавание неречевых шумов по высоте. ü Зрительный предметный гнозис. Узнавание и классификация реалистических предметов. ü Тактильный гнозис. Узнавание объемных предметов. Запомнить порядок предъявления и узнавания предметов. Классификация предметов. ü Речь. Упражнение «Сочини предложение-1» (участвуют предметы, которые использовались в тактильном гнозисе). ü Модально-специфическая зрительно-тактильная память. Вспомнить порядок предметов, которые предъявлялись в тактильном гнозисе. |
40 занятие
Этап А ü Приветствие; ü Планирование занятия; ü Сенсомоторная коррекция: · Дыхательная гимнастика; · Глазодвигательные упражнения; · Растяжки; · Движения в верхней зоне (моторика (актуализация синергических и реципрокных взаимодействий на основе заданной программы)). ü Подвижные игры – «Болгария»; ü Ковер нейропсихолога. Задание «Кенгуру» (пособие Т.Ю. Поневежской). |
|
Этап Б ü Зрительное внимание. Корректурная проба, задание «Шифровщик»; ü Слуховое внимание. Задание «Поймай прямоугольное», задание «Слушай и считай»; ü Слухоречевая память. Задание «Почтальон»; ü Зрительная память. Игра «Волшебный сундучок»; ü Зрительный предметный гнозис. Задание «Найди предметы на картинке». ü Тактильный гнозис. Узнавание плоских труднодифференцируемых фигур. ü Речь. Задание «Сочини рассказ» (участвуют предметы, которые использовались в тактильном гнозисе). ü Наглядно-образное мышление. Задание «Аналогии», «Сравни», «4 лишний», «Описание сюжетно картины». |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.