Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе

  • docx
  • 30.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Развитие межполушарного взаимодействия у детей.docx

Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе

Автор – Поневежская Т.Ю., доцент ИППиП, магистр специального дефектологического образования, детский

нейропсихолог.

 

 

https://clinica-opora.ru/wp-content/uploads/2020/09/d0bcd0b5d0b6d0bfd0bed0bbd183d188d0b0d180d0bdd0b0d18f-d0b0d181d0b8d0bcd0bcd0b5d182d180d0b8d18f-d0bcd0bed0b7d0b3d0b0-d18dd182d0be_5f5e0a3fdc996.jpeg


Выводы:

1.      Под межполушарной асимметрией понимается различное по характеру и неравное по значимости участие левого и правого полушария мозга в осуществлении психических функций.

2.      Функции, связанные с деятельностью правого полушария эволюционно старые (появляются в онтогенезе раньше (к 5 годам оно уже зрело)):


· Зрительно-пространственный гнозис (его метрические, структурно-топологические, координатные, проекционные формы);

·       Неречевой слуховой гнозис;

·       Ритмические структуры;

· Удержание в памяти порядка предъявляемых стимулов (слова, картинки);

·       Соматогнозис;

· Лицевой гнозис;

· Образы-представления как глобальные, обобщенные;


· Дифференциация эмоций;

·       Конкретно-ситуативное мышление.

3.      Функции присущие левому полушарию эволюционно молодые (появляются позднее в онтогенезе):

·       Речь;

· Письмо;

· Самосознание;

· Абстрактно-логическое мышление;

· Анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, абстрагирование;


·       Счёт;

· Регуляция, контроль, программирование собственной психической деятельности.

4.      В осуществлении любой психической функции (моторной, сенсорной, гностической, мнестической, интеллектуальной) принимают участие оба полушария. Каждое полушарие вносит при этом свой вклад (сукцессивный или симультанный) в обеспечение конкретной функции, не дублируя и не повторяя деятельность другого полушария.


5.      Мозолистое               тело обеспечивает межполушарное взаимодействие и взаимную дополняемость сукцессивных и симультанных стратегий психического отражения.

6.      Системно-динамическое   становление мозговой организации психических процессов происходит:

Ø   от субкортикальных образований к коре головного мозга (снизу-вверх);

Ø   от правого полушария к левому (справа налево);


Ø   от задних отделов мозга к передним (сзади вперёд).

Причем именно в правом полушарии происходит разворачивание межмодального обогащения психических   функций                                      и отдельных их факторов, прежде чем таковые «локализуются» в левом.

7.      Несформированность        межполушарных взаимодействий связана                                 с недостаточностью в работе задних отделов


правого    полушария    и                 невыраженностью специализаций полушарий!!!


 

 

 

 

 

Коррекционно развивающая (развивающая, формирующая) работа по

формированию межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия.


Структура коррекционно-развивающего занятия.

Коррекционное занятие всегда проводится по одной и той же структуре и включает в себя:

Этап А.

 

Целью данного этапа является активизация фонового уровня психической                     деятельности, подкорковых и подкорково- корковых асимметрий и взаимодействий.

(от 1-го к 3-му, от 3 к 1-му функциональному блоку).

 

 

II

III

 

 

 

I

 


Этап Б.

 

 


Целью данного этапа является активизация коркового уровня психической деятельности (операциональный блок и блок программирования, регуляции и контроля (от 2-го к 3-ему,

от 3 ко 2-ому функциональному блоку)). На данном этапе

активизируются

межполушарные взаимодействия и межполушарная специализация.


 

III                      II

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надпись: I


Длительность занятия варьируется от 1,5 до 2-х часов. Из них на этап А приходится 50-60 минут (в начале коррекционно - развивающего курса) и 20- 30 минут (в конце). Этап Б длится 30-40 минут (в начале коррекционно - развивающего курса) и 50-60 минут конце).


Игры, задания и упражнения для формирования межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия.

(старший дошкольный возраст (5-7 лет))

На этом отрезке онтогенеза закрепляются и автоматизируются все основные асимметрии операционального уровня (II ФБМ):

·      формируются все виды модально- специфического гнозиса;


·      происходит стабилизация мнестических процессов (по выражению Л.С. Выготского:

«ребенок припоминая мыслит»);

·         формируется доминантность полушарий по речи и руке;

·         фиксируется право- и левополушарный локус контроля за актуализацией когнитивных (вербальных и невербальных) и эмоциональных психологических факторов и функций.


МОТОРИКА

1 уровень. Формирование синергических и реципрокных базовых взаимодействий (отрабатываются на этапе А).

 

 

 

https://www.nalivka.net/wp-content/uploads/2017/10/disk1.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://studfiles.net/html/2706/563/html_99SYoSs2Hh._TYq/img-eZyldP.png

 

 

 

 

 

 

 


 

2 уровень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://umitoy.ru/upload/iblock/417/417eb07fff291b1646b76ad81d0608ca.jpg

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://www.pinclipart.com/picdir/big/1-17706_t-shirt-clip-art-download-lace-shoes-with.png

 

 

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/135a/000b36e9-8a8bee20/hello_html_1f27a01b.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://clip.cookdiary.net/sites/default/files/wallpaper/cartoon-clipart/440398/cartoon-clipart-soap-440398-2057672.png

 

 

 


3                                                                                                                                       этап. Предметные действия.

 

 

https://thumbs.dreamstime.com/z/vector-set-boys-doing-carpenter-building-wood-work-vector-set-boys-doing-carpenter-building-wood-work-flat-funny-kid-159730173.jpg


Конструкторы

 

https://krogame.ru/wp-content/uploads/2019/05/shurupovert-3d.jpg


https://lapochka-shop.ru/upload/iblock/266/266c2695fdf9048041014e75d8ab28bd.jpg


Наборы для столяра (детские)

 

 

http://www1.shoppingonsale.ru/img/products/19699-derevjannye-plotniki-komplekt-playset-40-sht-bolshoj-igrat-instrument-igrushki-dlja-detej-kids-stroitel-interesnyj-seminar-obuchenija.jpg


http://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkppvepPfR8p93wITQaX5-3qaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic


Набор для выжигания

 

 

https://detstvograd.ru/wp-content/uploads/g/46110-1.jpg


4                                                                                                                                         этап. Смысловые действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2362009/92c8ead3-27d9-4363-be48-69c2b6e98ce0/s1200?webp=false

 

 


ГНОЗИС

Слуховой неречевой гнозис

Узнавание неречевых шумов и звуков опорой на картинку).

 

 

https://sun3-11.userapi.com/SIACZSGAs8XSxCZ_CZDx_eUODXxYUzmJf_bQLQ/-aFliMac3Ko.jpg

 

О. Сухова «Слушать интересно»


Сравнивание и определение шумов по высоте.

 

 



Задание на ритмы (отстукивание на слух, узнавание ритмов по схеме).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

 

 

   

 

 


Игра «Кто в гости пришёл?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Игры и задания на ритмы

в пособии Т.Ю. Поневежской

«Ковер нейропсихолога».

 

 

 



Зрительный предметный гнозис

1      этап. Реалистические предметы

 

 

Надпись:  

 

 

 


 

 

Надпись:


1.1

Реалистические предметы (половинки)

 

 

 

http://abload.de/img/tamato_png-110ppr4k.png

 

 

 

 

 

 

 

https://4.bp.blogspot.com/-jhYp3D59oRg/Wesm2V42yzI/AAAAAAAACEk/rKW_3sIYkvcrN2h3RGW8c0OxDcTRcanzgCLcBGAs/s1600/Eggplant_PNG_Clip_Art-1448.png

 

https://shkola7gnomov.ru/upload/resize_cache/iblock/780/1500_800_1/7803d2cc148508454afd4f859bbc2755.jpg,https://shkola7gnomov.ru/upload/resize_cache/iblock/c92/1500_800_1/c92b8d2ca2fb41bd5319adc124a9989d.jpg

 


1.2

Реалистические предметы (части)

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2015496/869daf6b-e983-4100-abda-34143fa14099/s1200


1.3

Задание «Категории»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.4

Задание «4 лишний»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.5       Тени предметов

https://i.pinimg.com/736x/c9/da/39/c9da398b919bfb6fd5b9086830629e33.jpg

 

https://22games.net/wp-content/uploads/2018/09/iq-loto-silueti-1.jpg


Надпись: А	

 

Б	

 

В	

 

Г	

 

Д	

 

                       Надпись: 1	

 

2	

 

3	

 

4	

 

5


Задание «Категории-2»

 

 

 

https://cdn-nus-1.pinme.ru/tumb/600/photo/98/bf60/98bf600678773fe74b97ea912664a467.gif


Задание «4 лишний»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://i.pinimg.com/736x/c9/da/39/c9da398b919bfb6fd5b9086830629e33.jpg

 

 

 

https://i.pinimg.com/736x/c9/da/39/c9da398b919bfb6fd5b9086830629e33.jpg


1.6       Контурные изображения

 

 

https://img11.postila.ru/data/6a/e8/8c/62/6ae88c626d7c807850a8a7b6916736bcda30c49ed8279e4190cc8b23a3bc59c2.jpg

 

 

https://images.inteltoys.ru/600x600/products/2018/06/12026.jpg


Задание «Контуры»

https://img.labirint.ru/rcimg/15300829f2ed7066a0321d2213bed990/1920x1080/comments_pic/0841/02lab5vph1223795966.jpg?1223795984

 

 

 

 

https://kryhitka.com/ru/files/imagecache/product_full/tovar/uchis-igraya-kontury.jpg


Задание «Назови предметы»

https://pbs.twimg.com/media/DAnHHRGXcAkYAYi.jpg:large

 

 

 

 

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/114b/0001f992-b459ef6a/hello_html_m2c804726.gif


1.7            Целое и его части

 

 

 



1.8                                                                                                                                                                                                                                                    

Сравни!

 

Майка

Футболка

Рубашка


2                                                                                                                                                                                                                                       этап.

Задание «Найди 10 отличий»


 

Задание «Найди предметы на картинке»

 

 

https://mybabe.info/sites/default/files/cefb500a9f3d05511296a719cffb21cf.jpg


https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1875160/pub_5df7dc0e43fdc000b2d1db30_5e00a2c4c31e4900b580e680/scale_1200


 

 

 

 

https://img.yakaboo.ua/media/mediagallery/image/0/1/01_9785.jpg


Лицевой гнозис

 

https://st2.depositphotos.com/1396752/8281/v/950/depositphotos_82812666-stock-illustration-set-of-cartoon-childrens-faces.jpg,https://st2.depositphotos.com/1396752/8281/v/950/depositphotos_82812666-stock-illustration-set-of-cartoon-childrens-faces.jpg

 


Сравни лица!

 

 

 

http://www.artlib.ru/objects/gallery_951/artlib_gallery-475875-b.jpg


Лицевой гнозис - 2 (эмоции)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спокойствие

 

Удивление

 

Радость

 

Злость

 

Страх

 

Печаль


Задание «Найди нужную эмоцию»

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 


 

 

 

1

 

 

https://static-eu.insales.ru/images/products/1/663/87835287/%D0%92569.jpg

 

2

 

 

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1940639/8fc6b4af-1c0f-4868-9c12-988cc5eb5cf5/s1200?webp=false

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 


 

Эмоции и музыка

 

 

 

 

Весёлая музыка

Грустная музыка

Р. Шуман: «Солдатский марш»,

«Весёлый крестьянин». П.И. Чайковский: «Марш деревянных солдатиков»,

«Неаполитанская песенка», «Полька».

Р. Шуман: «Первая утрата», «Зимняя

пора» - 1.

П.И. Чайковский: «Старинная французская песенка», «Болезнь куклы», «Осенняя песнь».

Признаки: быстрое, оживлённое

движение, достаточно громкое звучание, чёткий энергичный ритм.

Признаки: медленное или спокойное

движение, тихое звучание, плавная мелодия.


Рассказ по серии картинок

 

 

 

 

 

 

 

 

Спокойствие

 

Удивление

 

Радость

 

Злость

 

Страх

 

Печаль

 

 

https://sovyatka.ru/wp-content/uploads/kartinki-chto-snachala-chto-potom_106.jpg


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спокойствие

 

Удивление

 

Радость

 

Злость

 

Страх

 

Печаль

 

 

https://sovyatka.ru/wp-content/uploads/kartinki-chto-snachala-chto-potom_106.jpg


Тактильный гнозис

1 этап. Объёмные предметы.

Игра «Волшебный мешочек»

 

 

 



2 этап. Плоские предметы.



3                                                                                                                этап. Предметы разной текстуры.

https://i.siteapi.org/Hzf6qh9RWFEJN4n_TcwvtXuC6qw=/0x0:675x900/427f88d1affa42e.s2.siteapi.org/img/k2sv08afca8sc8c4c0g4w0g0o4csko


Ширма для ощупывания предметов

 

 



Зрительно-пространственный гнозис.

1 этап. Соматогнозис

Задание «Моё тело»

 



http://dochkiisinochki.ru/wp-content/uploads/2015/10/chasti-tela23-ruki.jpg

 

 

Выше

Ниже

Над

Под


Игра «Прищепки»

 

 

 



Рисунки на теле (рука, спина)

1 этап. Предметы

2 этап. Геометрические фигуры 3 этап. Цифры, буквы

 

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1923101/cdb37b3c-7e37-43cd-880b-dcaf816ad809/s1200?webp=false


2 этап. Пространство вокруг тела

Задание «Кто вокруг меня живет?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вороны PNG фото скачать, ворона ворон PNG

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

Фото петуха на прозрачном фоне

 

 

 

 

 


3 этап. Геометризация

 

 

 



Задание «Дорисуй до целого»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Настольные игры на этапе «Геометризация»

 

 

 

https://umitoy.ru/upload/iblock/da6/da604b0ecfa2d8efce4a2504656e0364.jpg


Настольные игры на этапе «Геометризация»

 

 

 

https://www.dollspot.ru/images/detailed/22/BB0352-SG-090-RU.jpg https://cf-product.clouty.ru/link_aHR0cHM6Ly9teXRveXNncm91cC5zY2VuZTcuY29tL2lzL2ltYWdlL215VG95cy9leHQvNjg4Mzk3NS0wMS5qcGckbXRfcnVfZmVlZCQ=


Настольные игры на этапе «Геометризация»

 

 

https://mamlet.ru/wp-content/uploads/2017/11/DJ08470B.jpg


4 этап. Символы

 

 

 

https://shkola7gnomov.ru/upload/iblock/785/785d85d848b1eb9b52f93516e0867040.jpeg


Арифметика

 

 

https://s3.amazonaws.com/images.ecwid.com/images/6406550/362887888.jpg https://main-cdn.goods.ru/hlr-system/1662733813/100024939365b0.jpg https://www.centrmag.ru/catalog/av01_131118_3d_p.jpg


 

 

 

https://my-bookshop.ru/image/1005714638.jpg

 


Пособие Н. В. Пятибратовой «Учусь считать на пять».

 

 

 

 



Пособие Н. Зайцева «Тысяча. И ещё…».

 

 

 



Чтение Кубики Н.Зайцева

 

 

https://main-cdn.goods.ru/hlr-system/1726159414/100024284989b0.jpg


Пособие Н.В. Пятибратовой «Новый букварь».

 

 

 

 



Речевой слуховой гнозис

Методика Т.Ю. Поневежской

«Шифровки»

 

А

                     И

 

Р

 

Ш

                    Б

                  Й

С

 

Щ

В

К

 

Т

 

Ъ

                   Г

Л

 

У

 

Ы

                  Д

                   М

 

Ф

Ь

Е; Ё

Н

 

Х

 

Э

Ж

                 О

 

Ц

Ю

                    З

П

Ч

Я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Слухоречевая память

Игра «Почтальон»

 


Планета Нептун                                         Нептунианин

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2510071/7107689b-510d-42db-8209-8aa572b7cab6/s1200?webp=false

Планета Земля                                               Почтальон


Комната в космическом корабле

https://img-fotki.yandex.ru/get/5639/136487634.891/0_c53ed_aa33269d_XL.jpg


Речь

Задание «Сочини предложения - 1».

 



Задание «Сочини предложения - 2».

 

1

 

 

За

 

 

 

 

2

 

В

 

 

3

 

 

Около Рядом

 


Задание «Сочини историю».

 

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_581c507641cd6/didaktikalyk_oiyndar_ark_yly_balalardyn_soilieu_k_u_zriettilighin_damytu_1_2.png


Задание «Расскажи, что случилось».

 

 

 

https://mersibo.ru/sites/default/files/%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%B0-1000x1000-4.jpg


 




Муравей и голубка

Муравей спустился к ручью: захотел напиться.

 

https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/l/lj1bF03pGyIN8s2gPYcJzE5TXLWHO4CQoihDvkBta9/slide-3.jpg

Волна захлестнула его и чуть не потопила.

 



Голубка несла ветку. Она увидела, что муравей тонет и бросила ему ветку в ручей.

https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/l/lj1bF03pGyIN8s2gPYcJzE5TXLWHO4CQoihDvkBta9/slide-5.jpg

Муравей сел на ветку и спасся.

 

https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/l/lj1bF03pGyIN8s2gPYcJzE5TXLWHO4CQoihDvkBta9/slide-6.jpg


Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел поймать её.

https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/l/lj1bF03pGyIN8s2gPYcJzE5TXLWHO4CQoihDvkBta9/slide-7.jpg

Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу.



Охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

 



 

Муравей и голубка

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

6

 

 

7

 

 


Задание «Пиктограмма»

 

Весёлый праздник

Беззубый старик

 

 

 

    

 

 

 

Дружба

 

 

Пасха

 

 

 


 

Грустный вечер

 

 

 

 

 

Хорошая школа

 

 

 

 

 

 

 

 

Вкусный ужин

 

 

 

 


Задание «Нарисуй рассказ»

 

Полевые цветы

Был жаркий летний день. Солнце светило ярко. Небо было голубое.



Три девочки Катя, Марина и Юля собирали в поле цветы. Они набрали по букету разных цветов: ромашки, васильки, одуванчики.



А потом сплели из полевых цветов красивые венки на голову.

 

 

 

 



Планирование игр, занятий и упражнений по формированию межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия (лобно-височный синдром).

1 занятие

 

 

Этап А

ü  Приветствие;

ü  Планирование занятия;

ü  Сенсомоторная коррекция:

·        Дыхательная гимнастика;

·        Глазодвигательные упражнения;

·        Растяжки;

·        Движения в нижней зоне (моторика (формирование синергических и реципрокных базовых взаимодействий)).

ü  Подвижные игры «Дикая лошадь»;

ü  Ковер нейропсихолога. Задание «Ленточки» (пособие Т.Ю. Поневежской).

 

 

Этап Б

ü  Слуховой неречевой гнозис. Задания на узнавание и классификацию неречевых шумов и звуков. Узнавание неречевых шумов по высоте.

ü  Зрительный предметный гнозис. Узнавание и классификация реалистических предметов.

ü  Тактильный гнозис. Узнавание объемных предметов. Запомнить порядок предъявления и узнавания предметов. Классификация предметов.

ü  Речь. Упражнение «Сочини предложение-1» (участвуют предметы, которые использовались в тактильном гнозисе).

ü  Модально-специфическая зрительно-тактильная память. Вспомнить

порядок предметов, которые предъявлялись в тактильном гнозисе.


40 занятие

 

 

Этап А

ü  Приветствие;

ü  Планирование занятия;

ü  Сенсомоторная коррекция:

·        Дыхательная гимнастика;

·        Глазодвигательные упражнения;

·        Растяжки;

·        Движения в верхней зоне (моторика (актуализация синергических и реципрокных взаимодействий на основе заданной программы)).

ü  Подвижные игры «Болгария»;

ü  Ковер нейропсихолога. Задание «Кенгуру» (пособие Т.Ю. Поневежской).

 

 

Этап Б

ü  Зрительное внимание. Корректурная проба, задание «Шифровщик»;

ü  Слуховое внимание. Задание «Поймай прямоугольное», задание

«Слушай и считай»;

ü  Слухоречевая память. Задание «Почтальон»;

ü  Зрительная память. Игра «Волшебный сундучок»;

ü  Зрительный предметный гнозис. Задание «Найди предметы на картинке».

ü  Тактильный гнозис. Узнавание плоских труднодифференцируемых фигур.

ü  Речь. Задание «Сочини рассказ» (участвуют предметы, которые использовались в тактильном гнозисе).

ü  Наглядно-образное мышление. Задание «Аналогии», «Сравни», «4

лишний», «Описание сюжетно картины».