Развитие музыкальных способостей детей дошкольного возраста, посредствам певческой деятельности
Оценка 4.6

Развитие музыкальных способостей детей дошкольного возраста, посредствам певческой деятельности

Оценка 4.6
docx
13.11.2023
Развитие музыкальных способостей детей дошкольного возраста, посредствам певческой деятельности
Развитие музыкалных способностей детей дошкольного возраста, посредствам певческой деятельности.docx

              Опыт работы музыкального руководителя

                     Плешковой Елены Артуровны

по теме: «Развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста, посредствам певческой деятельности»

 

Пение является одним из самых доступных и близких видов  исполнительской деятельности. Воздействие пения на физическое развитие детей очевидно: способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Формирование певческих навыков – один из наиболее сложных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Обучая малышей вокалу, музыкальному руководителю необходимо учитывать, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому педагог должен не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка, находить такие приёмы вокальной техники, которые бы наиболее эффективно способствовали развитию детского голоса.

Обучение детей пению – очень важная и сложная задача. Проблема изучения методов формирования певческого голоса у детей остается предметом исследования многих ученых и музыкантов, так как до конца природа этого вопроса не раскрыта.

Наблюдения за пением детей в процессе музыкальных занятий и в повседневной жизни показали, что детскому исполнительству присуще форсирование звука во время пения, нарушение мелодичности и напевности звучания, нечеткая дикция. Значительная часть детей приходит в школу из детских садов практически не поющей. Дети поют в основном в разговорной манере, в ограниченном диапазоне, фальшиво и напряженно, не показывают необходимых навыков слухо–вокальной координации, артикуляции, дикции.

Между тем, именно в детском саду на музыкальных занятиях дети должны быть научены достаточно грамотно и красиво петь.

Проблема развития певческого голоса детей проявилась в том, что дети не в полной мере используют певческий потенциал. Они затрудняются петь в высоком или низком регистрах, зачастую заменяют громкое пение на крик, а тихое – на шепот.  В силу несформированного артикуляционного аппарата, часть звуков дети поют искаженно, не вовлекая в двигательный процесс голосовой аппарат и мышцы лица. Поэтому для выявления уровня сформированности показателей певческого голоса мною была разработана диагностика, позволяющая отслеживать динамику развития певческих навыков у дошкольников. Были определены три уровня развития певческого голоса: высокий, средний, низкий. Были выбраны наиболее эффективные педагогические подходы, при которых детский певческий голос формировался бы более успешно.

На основе данных, полученных в ходе диагностики, были сформулированы основные задачи работы с детьми дошкольного возраста по формированию певческих навыков.

Конечным итогом работы является самореализация ребенка в песенной деятельности, которая выражается в успешном исполнении песен на концертах, конкурсах, в самостоятельной деятельности. У ребенка самостоятельно реализуются физиологические возможности собственного голоса, формируются  музыкальные и творческие способности.

Применительно к дошкольникам составлен перспективный план, который содержит все разделы работы по развитию показателей певческого голоса, включая дыхательные упражнения, массаж лица и шеи, артикуляционные и интонационно – фонетические упражнения.

План работы осуществляется на музыкальных занятиях и в процессе  индивидуальной работы с детьми.  

Достичь успеха в решении поставленных задач можно только в тесном профессиональном сотрудничестве и сотворчестве музыкального руководителя и воспитателя в организации процесса музыкального воспитания и развития воспитанников ДОУ. Этот принцип подразумевает также тесное сотрудничество с семьей ребенка.

 

В настоящее время в музыкальном образовании дошкольников перед педагогами стоит задача развивать певческий голос, способность исполнительства, выразительность пения. Овладение пением у детей происходит постепенно, как говорил Б.М. Теплов в результате «бесчисленных проб, в процессе которых у них, с одной стороны, создается умение владеть голосовым аппаратом, а с другой – вырабатываются музыкальные слуховые представления». В течение ХХ века ведущие педагоги – вокалисты (Н.А.Метлов, А. Абелян,  В.Н.Шацкая, С.Краснощекова, Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман, Г.Струве, Г.П.Стулова, В.В. Емельянов и др.) занимались проблемой развития детского певческого голоса.

Многочисленные исторические документы свидетельствуют о высоком художественном уровне детского вокального исполнительства в России 17-19 в.в., развитие которого было связано главным образом с церковным пением. Стиль духовных песнопений с самого начала определил основные качественные характеристики звучания детских голосов: легкие и звонкие по тембру, умеренной по силе, в удобной, преимущественно в средней, тесситуре. Все это создавало условия для настройки певческих голосов на фальцетное или близкое к нему звучание.

Влияние музыки на организм человека установили физиологи В.М.Бехтерев, И.П.Павлов. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Правильное поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, формирует приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь.

Методика комплексного музыкально-певческого воспитания «Фонопедическкий метод развития голоса» (ФМРГ) разработана педагогом, вокалистом, врачом-фониатром В.В.Емельяновым. Фонопедический метод развития голоса – это подготовительный, вспомогательный метод решения координационных и тренировочных задач для постановки голоса. В.В.Емельянов выделяет много принципов ФМРГ, однако в своей работе мною адаптированы некоторые из них, в силу возрастных особенностей голосового аппарата дошкольников. Благодаря технологии В.В.Емельянова мне удалось выработать собственный стиль работы над основными певческими навыками. Система работы построена на голосовых играх, которые повышают интерес ребенка к занятию пением.

Упражнения и задания, предложенные автором, я апробировала и адаптировала к дошкольному возрасту. Объединив артикуляционные и фонетические упражнения, у меня получились небольшие сказочные сюжеты, которые очень увлекают детей и помогают в игровой, доступной форме раскрыть индивидуальные физиологические и природные особенности. Главная задача игрового момента – участие детей в творческом процессе. И не так важно для начала выполнено задание ребенком правильно или нет, главное – участие. Это особенно необходимо для детей имеющих слабые музыкальные данные и заниженную самооценку. Внесение игровых моментов создает у детей соответствующее настроение, вызывает желание петь и, что очень важно для развития слуха, раскрепощает детей, снимает напряжение, стеснительность, зажим, исчезает проблема неэмоционального исполнения, ребенок чувствует себя частью творческого коллектива. Глубокая и разносторонняя взаимосвязь разных видов певческой деятельности (артикуляционной, дыхательной, физической и др.) прослеживается в комплексе оздоровительных упражнений программы Н.И.Мыськовой «Музицирование, как фактор здоровьесбережения». Данный опыт работы, на мой взгляд, очень актуален, т.к. здоровьесберегающие технологии способствуют реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья детей, особенностей их возрастного, психического, духовно-нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья дошкольников.

Вибрации, вызываемые пением, не что иное, как активный массаж, активизирующий приток крови к органам.

Очень важно прививать певческие навыки, заложить основы звукообразования с самого раннего возраста. Чем младше ребенок, тем более он восприимчив к звучащему миру.

Работа над формированием певческих навыков включает следующие основные положения:

v   постоянная направленность внимания детей на эталон певческого звучания: красота, мягкость, звонкость, легкость, напевность, ровность, пение без форсирования звука;

v   свободное, непринужденное пение, лишенное напряжения, в то же время активное,  соблюдением певческой установки;

v   спокойное дыхание, мягкий, вдох и ровный выдох;

v   устойчивое положение гортани;

v   хорошая дикция;

v   музыкальная выразительность пения;

v   эмоционально-эстетическая атмосфера на протяжении всего занятия;

v   пение в диапазоне, соответствующем индивидуальным возможностям ребенка;

v   отбор музыкального репертуара с учетом возрастных возможностей.

 

Звукообразование – умение, связанное с извлечением голосом звуков определенного качества, отвечающих вокальным требованиям: легкости, мягкости, напевности, активности, но без малейшего намека на форсирование. Для формирования навыка правильного звукообразования применяются такие методы и приемы, как образное слово, беседа о характере музыки, показ приемов исполнения. Со звукообразованием связана напевность. Напевности помогает пение мелодий без слов, без крика и напряжения, протяжное пропевание долгих звуков.

Чтобы помочь детям овладеть правильным дыханием, необходимо показать и разъяснить, где и как нужно брать дыхание, как его расходовать по музыкальным фразам.

Для правильного дыхания важна певческая установка – посадка прямая, не поднимая плеч. Благодаря правильному дыханию возникают чистота интонирования, напевность, легкость пения. Развитие дыхания во время пения предполагает формирование умений дышать между фразами, экономно расходуя воздух.

Певческая дикция – умение правильно произносить слова и звуковые сочетания в процессе пения. Развитие данного умения связано с четким пропеванием текста песен, выделением отдельных слов.

Для выработки правильной дикции я применяю следующие приемы: выразительное произношение текста, разъяснение непонятных слов, оборотов, проговаривание текста в разных диапазонах, с различной силой звука, с замедлением и ускорением, сопровождая проговаривание с хлопками, притопами, пение по «цепочке». Основная цель артикуляционной гимнастики – тренировка мышц речевого аппарата. В результате этой работы повышаются показатели развития речи детей и певческих навыков, развитие музыкальной памяти, запоминание текстов песен. Артикуляционные упражнения могут быть как беззвучные, так и с участием голоса.

Чистота интонирования – умение интонационно точно воспроизводить мелодии песни. Развитие данного умения связано с развитием всех предыдущих, поскольку точно воспроизвести мелодию возможно только при правильном дыхании, звукообразовании, правильной дикции. Чтобы получить чистоту интонирования, необходимо слуховое внимание детей. Ребенок должен различать звуки по высоте, определять направление мелодии (вверх, вниз), петь негромко, слушая себя и других. Причиной неправильного интонирования может быть «неудобная» тональность. В этом случае необходимо транспонирование мелодии в нужную тональность.

 

 

                  ЗАДАЧИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПЕВЧЕСКИХ

НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

1.   Формировать вокальные навыки:

-       чистота интонирования (развивать у детей слуховое внимание, слуховой самоконтроль, точно интонировать мелодию);

-       певческое дыхание (учить детей не «разрывать» слова);

-       певческая дикция (добиваться подвижности нижней челюсти, активной артикуляции, произносить отчетливо слова);

-       стройное, слитное пение (самостоятельно начинать и заканчивать песню, реагировать на изменение темпа, динамики);

-       звукообразование (петь выразительно, естественным, звонким голосом).

2.   Развивать музыкальные способности ребенка:

-       звуковысотный слух;

-       тембровый слух;

-       чувство ритма.

3.   Развивать эмоционально – положительное отношение к песенному исполнительству.

4.   Способствовать развитию у детей умений применять певческие навыки в различных видах музыкальной деятельности (детское исполнительство, детское музыкальное творчество).

5.   Способствовать применению вокального опыта в собственной деятельности детей (совместной со сверстниками, самостоятельной).

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ.

 

Работа музыкального руководителя с семьей строится на принципах взаимопонимания и сотрудничества. Родители должны иметь возможность придти в детский сад и получить интересующую информацию о своем ребенке, а мы, педагоги, в свою очередь, должны оказать им необходимую помощь или консультацию. В общении с родителями необходимо установить доверительные отношения, обращать внимание на изменения в развитии дошкольников. У родителей появляются четко сформировавшиеся образовательные запросы. Для их удовлетворения музыкальный руководитель использует разные формы: общие, групповые, индивидуальные, открытые занятия, консультации, беседы. Нужно стремиться к тому, чтобы сделать родителей активными участниками жизни детского коллектива. Совместная подготовка и проведение праздников Осени, Новый год, день мам, пап, детские дни рождения, изготовление костюмов, атрибутов, проведение досугов, организация видеосъемок – все это способствует развитию доверительных отношений между родителями и детьми. Музыкальный руководитель координирует детей и взрослых, помогает каждому найти себе место и занятие в общем процессе.

Благодаря такому взаимодействию родители обогащают  свои знания и представления о том, как можно осуществить музыкально – эстетическое развитие своего ребенка в домашних условиях.

Чтобы совместная работа принесла желаемые результаты, необходимо с уважением и пониманием относиться друг к другу, уважать личность ребенка, никогда не сравнивать его с другими детьми, учитывать его точку зрения, не игнорировать его чувства, эмоции, привязанности и антипатии. Проникнуться чувством уважения к деятельности ребенка, поддерживать его самостоятельность, что способствует развитию у него уверенности в своих силах.

 

Формы работы с родителями.

 

Открытые музыкальные занятия.

Родители имеют возможность окунуться в творческую рабочую обстановку на музыкальном занятии. Они могут принять активное участие в процессе обучения и певческим навыкам, разучить вместе с детьми отдельные артикуляционные упражнения, и окунуться в неповторимую атмосферу классической, народной музыки, и приобрести навыки игры на музыкальных инструментах. Все приобретенные навыки родители могут развить и закрепить со своими детьми вне сада. Общее дело, несомненно, сближает ребенка и родителей.

 

Консультации, буклеты в родительский уголок.

Помощь в воспитании и организации музыкального развития ребенка в домашних условиях. На все интересующие вопросы родителей мы должны найти ответы, помочь разобраться в сложном деле музыкального воспитания, возможно, подобрать соответствующую литературу, пособия, порекомендовать, какие аудио и видео кассеты, диски нужно приобрести, какие музыкальные инструменты купить или сделать совместно со своими детьми.

Примерные темы: «Пойте вместе с нами», «Развитие детского голоса в процессе обучения пению», «Развитие песенного творчества у детей».

 

Родительские собрания.

Обсуждение вопросов, связанных с предстоящими праздниками, распределение обязанностей по приготовлению атрибутов, костюмов. Рекомендации по разучиванию сольных номеров.

 

Совместные праздники и развлечения.

Присутствие родителей на таких мероприятиях не проходит бесследно. Принимая непосредственное участие в праздниках, родители сами незаметно обучаются, учатся общаться с детьми. Мы устраиваем совместные с детьми гостиные, посиделки, на которых отдельные роли поручаем взрослым. Совместные вокальные номера особенно любимы детьми. Взрослые с удовольствием исполняют песни на утренниках. Особенно яркими бывают выступления родителей на праздниках, посвящённых выпуску детей в школу. Они самостоятельно готовят различной формы поздравления для детей и сотрудников детского сада, в том числе и музыкальные.   Примерные темы: «Пойте вместе с нами», «Вечер талантов», «Лейся, песня» и т.д.

 

Домашнее задание.

 

Родители вместе с детьми и музыкальным руководителем разучивают певческие упражнения, упражнения на развитие дикции и артикуляции, на развитие певческого дыхания, на развитие правильного звукообразования.

Выполняя их дома вместе со взрослыми, дети не только закрепляют навыки,  полученные на занятиях, но и вызывает у родителей интерес к жизни ребенка в детском саду. Примерная тема: «Играя, обучаемся петь вместе».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Формы  работы с воспитателями.

 

 Относясь к проблеме вокального воспитания дошкольников очень серьёзно и понимая, что работа в этом направлении только на музыкальных занятиях не может обеспечить достаточно скорого и прочного закрепления певческих навыков у детей, ввёла в повседневную практику с дошкольниками такую форму работы, как «вокальная минутка». В этом большую помощь оказывают воспитатели групп. Дети поют спонтанно в игре, в самостоятельной деятельности, в самых разнообразных режимных моментах. Главное, поддержать в детях желание петь. Интегрированная связь пения с различными видами повседневной деятельности дошкольников и разнообразными видами искусств ярко отражена в комплексных занятиях, в разнообразных формах проведения праздников, досугов и вечеров отдыха.

Используются открытые просмотры («Путешествие в волшебный зимний лес», «Веселые посиделки» и другие), консультации («Советы взрослым по охране голоса детей дошкольного возраста», беседы, круглые столы, семинары, где педагоги детского сада знакомятся с программными задачами, методами и приёмами обучения детей пению. С каждым воспитателем индивидуально разучивается песенный репертуар, даются рекомендации по использованию знакомого музыкального репертуара на других занятиях и в повседневной жизни детского сада.

 Воспитатели оказывают действенную помощь в обучении детей пению, они умело организовывают предметно-развивающую среду для развития музыкальных способностей детей. В группах есть центр музыкального развития, диски и кассеты с музыкой для детей, в том числе музыкой для режимных моментов: колыбельные песни, музыка разного характера. Воспитатели проводят с детьми музыкально-дидактические и хороводные игры с пением, включают песни в повседневную жизнь дошкольников. Благодаря наличию в каждой группе вокального дидактического материала (картинки, схемы-алгоритмы, сборники песен), воспитанники могут заниматься самостоятельной вокальной деятельностью, организовывать сюжетно-ролевые игры с вокальной тематикой (концерты, праздники в кукольной семье и так далее), кроме того дети часто поют спонтанно в самостоятельной деятельности, в режимных моментах, в свободной игре.

 

 

 

 

 

 

 

 

     Хорошее пение как искусство является результатом продолжительной деятельности. В детском саду она строится до конца пребывания детей в дошкольном учреждении.

По ходу обучения дети получают элементарные сведения о музыке, средствах музыкальной выразительности; при разборе содержания текста песен  знакомятся с основными терминами, определяющими характер произведения, темп, динамику. Исполнение упражнений или вокальных приемов должно быть осознанным детьми с точки зрения механизма звукообразования и целесообразности их использования.

    Воспитанники детского сада открывают для себя возможности своего певческого аппарата, что вызывает у них чувство удовольствия и собственной значимости своего голоса. Родители же, наблюдая за развитием детских голосов, приходят к выводу, что их дети становятся более музыкально образованнее, духовно богаче; видят, как расширяется певческий диапазон голосовых возможностей их ребенка; отмечают уменьшение заболеваемости верхних дыхательных путей.

Безусловно, результат такой работы укрепляет интересы родителей и развивают музыкальные, творческие способности детей.

Так же, через постановку голоса и слуха дети овладевают и другими видами музыкальной деятельности (слушание, движение).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Опыт работы музыкального руководителя

Опыт работы музыкального руководителя

Были выбраны наиболее эффективные педагогические подходы, при которых детский певческий голос формировался бы более успешно

Были выбраны наиболее эффективные педагогические подходы, при которых детский певческий голос формировался бы более успешно

И.П.Павлов. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания

И.П.Павлов. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания

Работа над формированием певческих навыков включает следующие основные положения: v постоянная направленность внимания детей на эталон певческого звучания: красота, мягкость, звонкость, легкость, напевность, ровность, пение…

Работа над формированием певческих навыков включает следующие основные положения: v постоянная направленность внимания детей на эталон певческого звучания: красота, мягкость, звонкость, легкость, напевность, ровность, пение…

Артикуляционные упражнения могут быть как беззвучные, так и с участием голоса

Артикуляционные упражнения могут быть как беззвучные, так и с участием голоса

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ СОВМЕСТНОЙ

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ СОВМЕСТНОЙ

На все интересующие вопросы родителей мы должны найти ответы, помочь разобраться в сложном деле музыкального воспитания, возможно, подобрать соответствующую литературу, пособия, порекомендовать, какие аудио и…

На все интересующие вопросы родителей мы должны найти ответы, помочь разобраться в сложном деле музыкального воспитания, возможно, подобрать соответствующую литературу, пособия, порекомендовать, какие аудио и…

Формы работы с воспитателями

Формы работы с воспитателями

Хорошее пение как искусство является результатом продолжительной деятельности

Хорошее пение как искусство является результатом продолжительной деятельности

Развитие музыкальных способостей детей дошкольного возраста, посредствам певческой деятельности

Развитие музыкальных способостей детей дошкольного возраста, посредствам певческой деятельности

Развитие музыкальных способостей детей дошкольного возраста, посредствам певческой деятельности

Развитие музыкальных способостей детей дошкольного возраста, посредствам певческой деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2023