Развитие навыков говорения у учащихся в учреждениях СПО на занятиях иностранного языка.
(статья преподавателя ОГБПОУ «УККиИ» Кажаевой А.С.)
Особую актуальность в настоящее время приобретает обучение немецкому языку, как языку международного общения и средству познания национальных культур в связи с возрастающей ролью иноязычного общения в профессиональной деятельности современных специалистов. Перед профессиональными образовательными учреждениями, в частности, среднего профессионального образования (далее СПО) поставлена задача обновления содержания образования и повышения уровня подготовки специалистов среднего звена в соответствии с требованиями ФГОС СПО нового поколения, международными стандартами, новым Законом об образовании РФ и с учетом потребностей рынка труда. Образовательные учреждения СПО должны выпускать всесторонне развитую личность, активную, творческую, обладающую как профессиональными, так и общими компетенциями. А процесс образования должен быть средством адаптации молодого человека к жизни и его будущей деятельности. В связи с этим, профессионально-ориентированное обучение немецкому языку, как средству формирования у студентов способности иноязычного общения в конкретных деловых, научных, профессиональных сферах и ситуациях, приобрело особую актуальность и признается приоритетным направлением в обновлении содержания образования.
Анализ истории и смены подходов в обучении иностранному языку студентов средних профессиональных учебных заведений отчетливо показывает важность акцентирования на обучении говорению, как одному из основных видов речевой деятельности, а значит использовать в своей работе преимущественно коммуникативный метод обучения.
Говорение всегда рассматривалось как самый востребованный вид речевой деятельности. Навыки говорения, как и любые другие навыки, не формируются сами собой; для их становления необходимо использовать специальные упражнения и задания, которые призваны в конечном итоге сформировать и отшлифовать способность ориентироваться в естественных ситуациях общения. Они являются важным компонентом курса изучения иностранного языка [13, c. 133].
Учебно-методическое пособие, используемое на уроках немецкого языка в нашем образовательном учреждении, включает в себя обучение всем видам речевой деятельности и ориентировано на все группы студентов неязыковых специальностей. Поэтому для студентов творческих специальностей, в нашем случае, требуется дополнительный ряд упражнений и заданий, который послужит способом улучшить результаты в овладении навыками говорения такими студентами. В связи с этим было принято решение начать составление учебно-методический комплекса по обучению говорению студентов творческих специальностей на занятиях немецкого языка в дополнение к основному учебнику. Данный учебно-методический комплекс должен содержать лексический, грамматический материал, который студенты изучают в течение года. Требование к тематическому материалу – это соответствие учебно-тематическому плану. Проведя анализ имеющейся информации о категории студентов, их актуальных умений и навыков, анализ имеющегося УМК, были отобраны следующие методы обучения на уроках немецкого языка: метод интенсивного обучения, метод активизации возможностей личности. Изученные возрастные и психологические особенности студентов выбранных специальностей позволяют сделать вывод о том, что необходимо использовать в работе такие подходы как функционально-понятийный подход, профессионально-ориентированный подход. Для составления заданий и упражнений послужат наиболее актуальные и эффективные приемы обучения как монологической, так и диалогической стороне речи, а именно:
1) Дискуссии;
2) Ролевые игры;
3) Мозговой штурм;
4) Рассказывание историй;
5) Рассказ по картинке;
6) Интервью;
7) Доклады;
8) Проектная деятельность на занятиях иностранного языка;
Для наибольшей эффективности в работе с упражнениями можно опираться на следующие рекомендации:
· важно создать такие условия на занятиях, при которых у учащихся будет предоставлена максимальная возможность практиковать устную речь на изучаемом языке (совместная работа, аутентичный материал и задания);
· необходимо задействовать каждого учащегося в каждом виде речевой деятельности;
· необходимо время говорения учителя в классе и увеличьте его для учащихся;
· важно указать на положительные стороны, комментируя ответ учащегося; - можно задавать такие усложненные вопросы как «Что ты имеешь в виду?», «Как ты пришел к такому выводу?»;
· важно не исправлять ошибки произношения учащихся слишком часто во время их устной речи, чтобы не отвлекать их.
Студенты
творческих специальностей имеют свои особенности, это например:
эмоциональность, художественно-образное мышление и исполнительский компонент их
профессионального развития. Для продуктивной работы с такой группой студентов необходимо
отбирать и соответствующий их интересам тематический материал: исторические
события в мире искусства и развития мировой культуры; темы, непосредственно
связанные с музыкальным и актерским образованием (ноты, инструменты, театр и
кино, музыкальные произведения, композиторы и т.д.). Необходимо также
использовать на уроках аудио и видео- материалы (музыкальные фрагменты,
фрагменты фильмов и театральных постановок, сказки) с помощью технических
средств, как эффективный способ воздействия на эмоционально-чувственную сферу
студентов, для которых такой способ является неотъемлемой частью обучения по их
основной специальности.
Использованная литература.
1. Аксенова Н. В., Шепетовский Д. В. Организация внеаудиторной работы студентов как мотивация к изучению немецкого языка в техническом ВУЗе // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 481-483.
2. Андреева, Г.М. Методологические проблемы экспериментального метода в социальных науках: вступ. ст. // Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Д. Кэмпбелл. – М.: Прогресс, 1980. – 391 с.
3. Барыбин А.В. Информационные технологии профессиональноориентированного обучения иностранному языку студентов технических специальностей: Дисс.канд. пед. наук. – М., 2005. – 175 с.
4. Басин Е. Я. Творческая личность художника. [Текст]: Учебник для вузов – М.: МНПИ, 1999. – 199 с.
5. Башмакова И.С. К вопросу о формировании профессиональноориентированной коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов.// 69 Современные подходы к уровням обученности и критериям их оценки при подготовке по иностранному языку специалистов-нефилологов.// Сборник научных трудов.– Москва: Вестник МГЛУ, 2003, Выпуск 447.
6. Беребин, М.А. К вопросу об изучении единичного случая как методе клинико-психологического исследования / М.А. Беребин // Теоретическая, экспериментальная и прикладная психология: сб. науч. тр. / под ред. Н.А. Батурина. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001. – Т. 3. – C. 3–10.
7. Епифанова С. Формирование учебной мотивации // Высшее образование в России. 2000. № 3. С. 106-107.
8. Зайцева М.В.Мотивация и некоторые пути её повышения. М., ИД «Первое сентября», 2003. - с. 23
9. Казунина И.В. Формирование и активизация творческого художественно-образного мышления учащихся музыкальных училищ в классе фортепиано: дис. канд. пед. наук. М., 1998. 193 с.
10. Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения / Г. А. Китайгородская. – М.: Высш.школа, 1986 – 175 с.
11. Матухин Д. Л. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку студентов нелингвистических специальностей. // Язык и культура №2 (14), 2011 38. Мильруд, Р.П. Компетентность в изучении языка : ИЯШ.-2004 - №7, с.30-36.
12. Ковалевская, Е.В. Проблемность в преподавании иностранных языков: Современное состояние и перспективы [Текст]: Учебник для вузов / Е.В. Ковалевская. – М.: МНПИ, 1999. – 120 с.
13. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению [Текст] / Е. И. Пассов — М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
14. Пахмутова Е.Д. Телекоммуникационные проекты в межкультурном обучении иностранному языку. Автореф. дисс. канд. пед. наук. – М., 2003.
15. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: ВЛАДОС, 1997. 384 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.