“Развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского и литературы, проблемы и решения.”
Оценка 4.8

“Развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского и литературы, проблемы и решения.”

Оценка 4.8
doc
26.01.2024
“Развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского и литературы, проблемы и решения.”
Развитие познавательного интереса на уроках русского языка и литературы.doc

 

“Развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского и литературы, проблемы и решения.”

 

 Мотив – (фр. Motif) – побудительная причина, повод к какому-либо действию; довод в пользу чего-либо.

 Мотивация – это искусство энергично воздействовать на уровень учебной деятельности учащихся.

 

 Чтобы выяснить, какие формы и методы воздействия помогают в улучшении качества учебной деятельности, была проведена анкета среди учащихся.  “Мотивация учебных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы”.

1.   Какую роль играют уроки русского языка и литературы в ряду других предметов? (В чём помогают?)

2.   Какие формы работы на уроках особенно нравятся вам?

3.   Важно ли на уроках взаимопомощь и почему?

4.   Есть ли заинтересованность в общей оценке или вам легче самостоятельно добиваться положительного результата?

5.   От чего зависит ваше ответственное отношение к предмету?

 Анкетирование показало: для каждого конкретного ученика русский язык и литература занимают своё определённое место. Роль наших предметов важна, т.к. уроки русского языка и литературы являются не просто средством передачи знаний, а помогают расширить и обогатить духовный мир личности ребёнка, приобрести способность осознавать жизнь, оценивать жизнь, определять своё отношение к миру и свою роль в этом мире.

 Проведённая анкета выявила и некоторые проблемы.

 Так в 6 классе интерес к познавательной деятельности и успешность в учёбе оказались тесно связаны с тем, как ученик осознаёт свою роль в коллективе и если эта роль важна, то усиливается интерес к учёбе, к предмету и как следствие ребёнок становится более успешным.

 Не случайно, ученики назвали среди форм работы на уроке, такие наиболее интересные для них, как групповая работа, работа в парах, творческие задания.

 Опыт групповой интеллектуальной деятельности становится источником навыков общения, интеллектуального взаимодействия.

 Чтобы групповая деятельность учащихся была более успешной и активной необходимо реализовать следующие принципы:

- организация деятельности детей как своеобразного состязания. Воспитать читателя, затем исследователя. (Например: при изучении былины “Илья Муромец и Соловей-разбойник” шестиклассники соревновались в группах на лучший вопрос по тексту былины.).

Наиболее интересные из них:

- к какой части крестьянства Древней Руси относился Илья Муромец? (казак). Как это связано с ролью Ильи Муромца в древнерусском героическом эпосе? (защищает Русь, человек вольный).

- с помощью каких языковых средств создаётся в былине отрицательное отношение дочерей Соловья-разбойника  к Илье Муромцу?

 Такая работа не только активизирует детей, но и помогает глубоко и внимательно работать над текстом произведения.

 Ещё одним важным, активизирующим познавательную деятельность является элемент новизны и необычности, например, инсценировка: инсценировка басни, инсценировка эпизодов былины, инсценировка мифов.

 Обязательное условие – участие каждого члена группы в любой групповой работе.

 В 6 классе развитию познавательной деятельности учащихся способствует и исследовательская деятельность.

 Так при изучении произведений героического эпоса, ребята составляют сопоставительную таблицу, в результате этой исследовательской работы учениками делается удивительное для них открытие: для средневекового человека любой национальности были свойственны идеалы добра, чести, верности слову, верности богу, правителю, делом чести было служение родине и своему народу.

 Затем сравниваем с современностью, отмечают, что вопросы о добре, чести, долге не потеряли своего значения и в наше время. Сопоставительная и исследовательская работа при изучении средневекового героического эпоса способствует не только развитию и активизации познавательной деятельности, но и воспитанию моральных и этических норм, гуманного отношения к человеку.

 Ещё одной важной формой мотивации учебной деятельности на уроке русского языка и литературы является творческая работа.

 Творческая работа на уроках русского языка и литературы связана с речевой деятельностью учащихся, чему мы уделяем большое внимание.

 Так, изучив басню, законы её построения и языковые особенности, учащиеся получают задание самим написать басню или былину.

 Это задание может реализовываться не только самостоятельно, но и в парах и группах.

 Смысл групповой и творческой деятельности заключается в осмыслении каждым ребёнком своего “Я” на основе знания, поэтому такая работа способствует развитию познавательного интереса учащихся этого возраста (6 класс) и улучшает качество учебной деятельности.

 Что касается учащихся старших классов, то здесь тоже существуют определённые проблемы.

 Среди форм работы на уроке ребята отдали предпочтения групповой и семинарской работе, которая подразумевает совместную деятельность учащихся. Наша задача – помочь старшеклассникам успешно заниматься индивидуальным самообразованием, поскольку умение самостоятельно добывать знания делает ребёнка более успешным, готовит к дальнейшей творческой и научной деятельности.

 Моя задача как учителя в старших классах – научить самостоятельно, работать с текстом произведений и с литературой о тексте произведений.

 Эта самостоятельная исследовательская деятельность тесно связана с развитием речевой деятельности учащихся. В старших классах учащиеся должны уметь произносить монологическую речь научного стиля и уметь слушать эту монологическую речь.

 Индивидуальное самообразование учащихся невозможно без помощи учителя, в связи с этим интересна новая технология “Портфель ученика”.

 Суть этой технологии заключается в том, что учитель разрабатывает для ученика цикл индивидуальных опережающих заданий. Эти задания могут быть различного характера.

 Например. При изучении многочасовой темы “Художественный мир А.С.Пушкина” могут быть предложены следующие индивидуальные задания (А так как существует проблема развития мотивации учебной деятельности среднего и слабого ученика эти индивидуальные задания должны быть).

 Например:

1) Составить текст экскурсии по пушкинским местам.

     Хронологическую таблицу жизни и творчества А.С.Пушкина

 2) На основе ранних произведений Пушкина определите основные мотивы романтической лирики поэта.

 3) Анализ стихотворения свободолюбивой лирики Пушкина.

     Сравнительный анализ оды “Вольность” Пушкина и оды “Вольность” Радищева.

 4) Творческая история романа “Евгений Онегин”.

 5) Лирические отступления в романе “Евгений Онегин”, их тематика и роль.

 6) Новаторство Пушкина – драматургия в трагедии “Борис Годунов”.

 7) Основные проблемы “Маленьких трагедий” А.С. Пушкина, авторская позиция в их решении.

 Получая индивидуальные задания, ученики по этой программе, используя предложенную учителем литературу, занимаются самостоятельной исследовательской деятельностью.

 Накопленный материал используют на уроке, в докладах и выступлениях по теме. Причём из предложенных заданий они могут выбрать наиболее интересные для них по теме и по степени сложности. Эта заинтересованность является важным стимулирующим фактом в исследовательской деятельности, результатом которой является улучшение качества учебной деятельности.

 Накапливаемый материал ребятами будет использован при работе над сочинениями, на выпускных и вступительных экзаменах, в творческих и научных работах.

 Таким образом, использование этой технологии является залогом успешности ученика, а значит, способствует развитию познавательного интереса на уроке литературы.


Развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского и литературы, проблемы и решения

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского и литературы, проблемы и решения

Соловья-разбойника к Илье Муромцу?

Соловья-разбойника к Илье Муромцу?

Эта самостоятельная исследовательская деятельность тесно связана с развитием речевой деятельности учащихся

Эта самостоятельная исследовательская деятельность тесно связана с развитием речевой деятельности учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2024