Урок русского языка
в 3 «Б» классе
Тема урока: «Что такое корень? Как найти в слове корень?»
Кольцова Наталья Алексеевна
Муниципальное казенное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2
станица Преградная»
Станица Преградная
Цели урока:
Образовательная: освоение понятия «корень слова» (выявить 2 основных признака: общая часть и основное значение), однокоренные слова.
Развивающая: развивать умения различать однокоренные слова, образовывать и правильно писать слова с общим корнем; обогащать письменную и устную речь учащихся, развивать навыки работы в группе, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.
Воспитывающая: воспитывать интерес к языку, слову.
Формирование УУД:
Личностные: ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; проявляют интерес к изучению русского языка.
Познавательные:
общеучебные - находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых
языковых понятий; строить несложные рассуждения;
логические – осуществлять анализ,
синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового
материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным
основаниям.
Регулятивные: принимать учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполнять учебные действия в умственной и речевой форме, планировать свои действия для решения задачи, учитывать правило в планировании способа решения.
Коммуникативные: строить монологическое высказывание
с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвовать в диалоге, общей
беседе, совместной деятельности; ориентироваться на позицию партнера в общении
и взаимодействии.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы: частично-поисковый, наглядный, контроля (самоконтроль, самооценка).
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник «Русский язык» 2 класс (1часть) под редакцией В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, «Толковый словарь», карточки с опорными словами, набор для групповой работы (ствол дерева, бумажные осенние листья с однокоренными словами, клей), конверты с листочками красного, зелёного, жёлтого цветов, рисунок дерева на доске.
Ход урока
1. Организационный момент.
Ну - ка проверь – ка, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё – ль на месте, всё – ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
-Подарите улыбки друг другу, нашим гостям, поздоровайтесь.
Я желаю, чтобы вы сегодня помогали друг другу, всегда разрешали проблемы вместе, чтобы сегодня открыли что-то новое и интересное на уроке, и, самое главное, чтобы всегда было у нас хорошее настроение.
- Итак, устремимся по ступенькам новых знаний!
Девизом сегодняшнего урока будут слова: Корень учения горек, да плод его сладок.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (учиться – тяжело, но в жизни это пригодится)
Тетрадь правильно кладу, ручку правильно держу
за посадкой слежу и красиво напишу.
Слово декабрь пришло из Византии и называется "декемерий”.
Декабрь — первый месяц зимы, двенадцатый месяц Григорианского календаря. Десятый месяц староримского года, у них год начинался с марта. Название получил от лат. decem — десять. После сдвига начала года на январь стал двенадцатым, последним месяцем года. За то, что декабрь морозный в старые времена его ещё называли: Стужайло. Студень. Студеный.
Если декабрь сухой — весна и лето будут сухие.
Если этот месяц холодный, снежный, с инеями и ветрами — будет урожай.
Декабрь — месяц лютый, спрашивает, как обутый.
-Запишите число, классная работа.
2. Пальчиковая разминка. Минутка чистописания
- Приготовьте свои пальчики:
Будем пальчики считать 1-2-3-4-5- вот какие дружные
Крепкие и нужные! Потрите свои ладошки
- К какому этапу урока мы подготовились? Что на этом этапе мы повторяем?
И сегодня наш урок не будет исключением.
Кк кК кКк
Корень учения горек, да плод его сладок.
2. Словарная работа.
-Записать и выделить окончания в словарных словах.
К…пуста, б…рёза, р…машка, яг…да.
-Каким одним словом можно назвать все записанные слова? (растения)
- Как нужно относиться к растениям?
-Давайте на минуточку вернёмся на урок «Познание мира» и вспомним, как называются органы растений.
- Какой же орган самый главный? Почему?
- Что такое корень?
(Корень- это то, без чего растение не может жить. Корень подземная часть растения, но она нужна растению, без него оно погибнет. И т.д.)
- А что нам говорит об этом толковый словарь?
КОРЕНЬ | 1. Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ. Главный, боковой, придаточный.
2. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. Покраснеть до корней волос (очень сильно).
3. Корень из числа - число, к-рое при возведении его в определенную степень дает данное число. Корень уравнения.
4. В языкознании: основная, значимая часть слова, вычленяемая в нем после отделения окончания, приставок и суффиксов.
5. Употребление в речи. Пресечь зло в корне. В корне неправильно.
В корень смотреть - вникать в самую суть дела.
3.Самоопределение к деятельности
- Прослушайте сказку “Семья слов”.
Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться.
Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова- веточки, и назвали их ОДНОКОРЕННЫМИ. А так как они все были дети одного корня-папы, то ещё их назвали родственными.
Однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой округлый и уютный.
Учитель показывает карточку с обозначением корня.
Учащиеся читают на плакате:
Так
же как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
4. Постановка темы и задач урока
– Кто сформулирует тему нашего урока? Что бы мы хотели узнать на уроке? (Что такое корень? Какова его роль в словах? Какие слова называются однокоренными? Как найти корень в слове?)
5. Работа по теме урока.
1. Прочитайте слова.
1) Дедушка, отец, сын, внук.
2) Дедушка, дед, дедов (наказ), дедушкин (шарф).
- В какой группе родственные слова, а в какой - родственники? Почему? (слова имеют общий смысл, общую часть)
-Кто-то догадался, как называется общая часть родственных слов? (корень). Выделяется дугой. (слайды)
-Спишите родственные слова, выделите корень.
Вывод: родственные (однокоренные слова) имеют общий смысл и общий корень. (На доске появляются по ходу урока таблички – правила)
2. Послушайте текст.
Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница.
- О! Здравствуйте! Вы кто?
- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?
- А я ваша тётка – гусеница.
- Родня ли гусеница гусю? (слайд) – Кто считает, что родня? Поднимите руки. Почему? Кто считает, что они не родня? Найдем способ этого затруднения.
1. Общий смысл. -Кто такая гусеница? Гусь? Смысл –разный.
2. Корень (гусенич-, гусениц-, гусь) – разный.
Вывод: слова НЕ являются однокоренными. Кто назовет однокоренные слова (гусь, гусыня, гусенок).
6. Физкультминутка
-Мы сегодня говорим об однокоренных и родственных словах, а, как известно в семье все родственники живут весело и дружно, давайте и мы отдохнём весело и дружно.
«Родственные слова»
Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши, если пара не является родственными, вы приседаете. И постарайтесь сосчитать, сколько раз вы хлопните в ладоши.
Лес-лесник, река-ручей, стена-потолок, кот-котик, сад - садовый, дом - домашний, дом- дым, поле- полюшко, гриб - грибной, обед-стол.(6 пар)
7. Закрепление изученного
Найдите в пословицах однокоренные слова.
(Пословицы на интерактивной доске).
- Выпишите однокоренные слова парами и выделите в них общую часть – корень.
8.Работа по учебнику стр. 61 – правило
- Почему корень – главная часть родственных слов? (в нем заключен общий смысл родственных слов). Запишите однокоренные слова с корнем сад.
Упр. №107 (с.61).
- Прочитайте.
- Найдите однокоренные слова, выделите корень.
- Прочитайте правило.
- Расскажите правило соседу по парте.
Работа в группе. Вспомним правила работы в группе. (работаем сообща, выслушиваем мнение каждого, выбираем ответственного, секретаря, докладчика). Задание для групп: укутать деревья осенними листьями из однокоренных слов. Среди данных слов есть лишнее. Записать свое однокоренное слово. (Выступление групп)
8. Домашнее задание
-Выучить правило, с.61, выполнить упр. №111, с.62.
9. Итог урока. Рефлексия.
-О какой части слова мы с вами говорили на уроке?
Что мы узнали о ней?
Как в слове найти корень?
-Ребята, вы хорошо поработали на уроке, у вас на столах лежит снежинка с вашим именем, если вы всё поняли на уроке, урок вам понравился, то можете забрать снежинку себе на память. А если вам было трудно и вы в чём-нибудь не разобрались, то принесите свою снежинку мне.
Урок закончен. Всем спасибо!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.