Урок русского языка в 3 «Б» классе /Тема урока: «Что такое корень? Как найти в слове корень?» Тема урока: Умножение суммы на число
Оценка 4.6

Урок русского языка в 3 «Б» классе /Тема урока: «Что такое корень? Как найти в слове корень?» Тема урока: Умножение суммы на число

Оценка 4.6
doc
19.02.2024
Урок русского языка  в 3 «Б» классе /Тема урока: «Что такое корень? Как найти в слове корень?»                                                                                                                                                                                                                                                                       Тема урока:   Умножение суммы на число
russkogo-yazyka-vo-2-klasse.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок русского языка

в 3 «Б» классе

 

 

Тема урока: «Что такое корень? Как найти в слове корень?»

 

 

 

 

Кольцова Наталья Алексеевна

Муниципальное казенное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2

 станица Преградная»

 

 

 

 

Станица  Преградная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели урока:

Образовательная: освоение понятия «корень слова» (выявить 2 основных признака: общая часть и основное значение), однокоренные слова.

Развивающая: развивать умения различать однокоренные слова, образовывать и правильно писать слова с общим корнем; обогащать письменную и устную речь учащихся, развивать навыки работы в группе, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.

Воспитывающая: воспитывать интерес к языку, слову.

Формирование УУД:

Личностные: ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; проявляют интерес к изучению русского языка.

Познавательные:

 общеучебные находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; строить несложные рассуждения; 
логические – осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.

Регулятивные: принимать учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполнять учебные действия в умственной и речевой форме, планировать свои действия для решения задачи, учитывать правило в планировании способа решения.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание
с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

 

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы: частично-поисковый, наглядный, контроля (самоконтроль, самооценка).

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник «Русский язык» 2 класс (1часть) под редакцией В.П.Канакина, В.Г.Горецкий,  «Толковый словарь», карточки с опорными словами, набор для групповой работы (ствол дерева, бумажные осенние листья с однокоренными словами, клей), конверты с листочками красного, зелёного, жёлтого цветов, рисунок дерева на доске. 

 

Ход урока

1.              Организационный момент.

Ну - ка проверь – ка, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё – ль на месте, всё – ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

 

-Подарите улыбки друг другу, нашим гостям, поздоровайтесь.

Я желаю, чтобы вы сегодня помогали друг другу, всегда разрешали проблемы вместе, чтобы сегодня открыли что-то новое и интересное на уроке, и, самое главное, чтобы всегда было у нас хорошее настроение.

- Итак, устремимся по ступенькам новых знаний!

Девизом сегодняшнего урока будут слова: Корень учения горек, да плод его сладок.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (учиться – тяжело, но в жизни это пригодится)

Тетрадь правильно кладу, ручку правильно держу

за посадкой слежу и красиво напишу.

Слово декабрь пришло из Византии и называется "декемерий”.

Декабрь — первый месяц зимы, двенадцатый месяц Григорианского календаря. Десятый месяц староримского года, у них год начинался с марта. Название получил от лат. decem — десять. После сдвига начала года на январь стал двенадцатым, последним месяцем года. За то, что декабрь морозный  в старые времена его ещё называли:  Стужайло. Студень. Студеный.

Если декабрь сухой — весна и лето будут сухие.

Если этот месяц холодный, снежный, с инеями и ветрами — будет урожай.

Декабрь — месяц лютый, спрашивает, как обутый.

 -Запишите число, классная работа.

2. Пальчиковая разминка. Минутка чистописания

- Приготовьте свои пальчики:

Будем пальчики считать 1-2-3-4-5- вот какие дружные

Крепкие и нужные! Потрите свои ладошки

- К какому этапу урока мы подготовились? Что на этом этапе мы повторяем?

И сегодня наш урок не будет исключением.

 Кк кК кКк

Корень учения горек, да плод его сладок.

2.     Словарная работа.

-Записать и выделить окончания в словарных словах.

К…пуста, б…рёза, р…машка, яг…да.

-Каким одним словом можно назвать все записанные слова? (растения)

- Как нужно относиться к растениям?

-Давайте на минуточку вернёмся на урок «Познание мира» и вспомним, как называются органы растений.

- Какой же орган самый главный? Почему?

- Что такое корень?

  (Корень- это то, без чего растение не может жить. Корень подземная часть растения, но она нужна растению, без него оно погибнет. И т.д.)

- А что нам говорит об этом толковый словарь?

КОРЕНЬ | 1. Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ. Главный, боковой, придаточный.

2. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. Покраснеть до корней волос (очень сильно).

3. Корень из числа - число, к-рое при возведении его в определенную степень дает данное число. Корень уравнения.

4. В языкознании: основная, значимая часть слова, вычленяемая в нем после отделения окончания, приставок и суффиксов.

5. Употребление в речи.  Пресечь зло в корне. В корне неправильно.

В корень смотреть - вникать в самую суть дела.

3.Самоопределение к деятельности

- Прослушайте сказку “Семья слов”.

Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться.

Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова- веточки, и назвали их ОДНОКОРЕННЫМИ. А так как они все были дети одного корня-папы, то ещё их назвали родственными.

Однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой округлый и уютный.

Учитель показывает карточку с обозначением корня.

Учащиеся читают на плакате:

Так же как и у кустов,
Корень слова есть у слов.

4. Постановка темы и задач урока

 Кто сформулирует тему нашего урока? Что бы мы хотели узнать на уроке? (Что такое корень? Какова его роль в словах? Какие слова называются однокоренными? Как найти корень в слове?)

5. Работа по теме урока.

1. Прочитайте слова.

1) Дедушка, отец, сын, внук.

2) Дедушка, дед, дедов (наказ), дедушкин (шарф).

- В какой группе родственные слова, а в какой - родственники? Почему? (слова имеют общий смысл, общую часть)

-Кто-то догадался, как называется общая часть родственных слов? (корень). Выделяется дугой. (слайды)

-Спишите родственные слова, выделите корень.

Вывод: родственные (однокоренные слова) имеют общий смысл и общий корень. (На доске появляются по ходу урока таблички – правила)

2.  Послушайте текст.

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница.

- О! Здравствуйте! Вы кто?

- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?

- А я ваша тётка – гусеница.

- Родня ли гусеница гусю? (слайд) – Кто считает, что родня? Поднимите руки. Почему? Кто считает, что они не родня? Найдем способ этого затруднения.

1. Общий смысл. -Кто такая гусеница? Гусь? Смысл –разный.

2. Корень (гусенич-, гусениц-, гусь) – разный.

Вывод: слова НЕ являются однокоренными. Кто назовет однокоренные слова (гусь, гусыня, гусенок).

6. Физкультминутка

-Мы сегодня говорим об однокоренных и родственных словах, а, как известно в семье все родственники живут весело и дружно, давайте и мы отдохнём весело и дружно.

«Родственные слова»

Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши, если пара не является родственными, вы приседаете. И постарайтесь сосчитать, сколько раз вы хлопните в ладоши.

Лес-лесник, река-ручей, стена-потолок, кот-котик, сад - садовый, дом - домашний, дом- дым, поле- полюшко, гриб - грибной, обед-стол.(6 пар)

7. Закрепление изученного

Найдите в пословицах однокоренные слова.

(Пословицы на интерактивной доске).

  • Ум да разум надоумят сразу.
  • Думай, да чтобы не передумать.
  • Маленькое дело лучше большого безделья.
  • Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

- Выпишите однокоренные слова парами и выделите в них общую часть – корень.

8.Работа по учебнику стр. 61 – правило

- Почему корень – главная часть родственных слов? (в нем заключен общий смысл родственных слов). Запишите однокоренные слова с корнем сад.

Упр. №107 (с.61).

- Прочитайте.

- Найдите однокоренные слова, выделите корень.

- Прочитайте правило.

- Расскажите правило соседу по парте.

Работа в группе. Вспомним правила работы в группе. (работаем сообща, выслушиваем мнение каждого, выбираем ответственного, секретаря, докладчика). Задание для групп: укутать деревья осенними листьями из однокоренных слов. Среди данных слов есть лишнее. Записать свое однокоренное слово. (Выступление групп)

8. Домашнее задание

-Выучить правило, с.61, выполнить упр. №111, с.62.

9. Итог урока. Рефлексия.

-О какой части слова мы с вами говорили на уроке?

Что мы узнали о ней?

Как в слове найти корень?

-Ребята, вы хорошо поработали на уроке, у вас на столах лежит снежинка с вашим именем, если вы всё поняли на уроке, урок вам понравился, то можете забрать снежинку себе на память. А если вам было трудно и вы в чём-нибудь не разобрались, то принесите свою снежинку мне.

Урок закончен. Всем спасибо!


Урок русского языка в 3 «Б» классе

Урок русского языка в 3 «Б» классе

Цели урока: Образовательная : освоение понятия «корень слова» (выявить 2 основных признака: общая часть и основное значение), однокоренные слова

Цели урока: Образовательная : освоение понятия «корень слова» (выявить 2 основных признака: общая часть и основное значение), однокоренные слова

Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят?

Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят?

Как нужно относиться к растениям? -Давайте на минуточку вернёмся на урок «Познание мира» и вспомним, как называются органы растений

Как нужно относиться к растениям? -Давайте на минуточку вернёмся на урок «Познание мира» и вспомним, как называются органы растений

Кто-то догадался, как называется общая часть родственных слов? (корень)

Кто-то догадался, как называется общая часть родственных слов? (корень)

Упр. №107 (с.61). - Прочитайте

Упр. №107 (с.61). - Прочитайте
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2024