Развитие познавательной деятельности
Оценка 4.7

Развитие познавательной деятельности

Оценка 4.7
ppt
05.04.2024
Развитие познавательной деятельности
Познавательная деятельность.ppt

Познавательное развитие

Познавательное развитие

Познавательное
развитие

Основные линии развития связаны между собой и влияют друг на друга

Основные линии развития связаны между собой и влияют друг на друга

Основные линии развития
связаны между собой и влияют друг на друга

Физическое развитие
общая моторика
мелкая моторика
артикуляционная моторика
Социальное развитие
навыки самообслуживания
взаимодействие с окружающими (коммуникация)
Познавательное развитие
формирование сенсорных эталонов
развитие количественных представлений
Речевое развитие (компоненты речи)
мотивообразующий компонент
программа высказывания
моторная реализация (работа речевого аппарата)

Познавательное развитие детей базируется на становлении восприятия, активизации сферы образов-представлений и наглядных форм мышления:

Познавательное развитие детей базируется на становлении восприятия, активизации сферы образов-представлений и наглядных форм мышления:

Познавательное развитие детей базируется на становлении восприятия, активизации сферы образов-представлений и наглядных форм мышления:
В процессе обучения формируется:



1. Ориентировочно-поисковая деятельность
- метод проб,
- практическое примеривание
зрительная ориентировка на свойства и качества предметов

2. Создаются условия для усвоения детьми систем сенсорных эталонов и их словесного обозначения.

Восприятия — это непосредственное отражение предмета в совокупности его ощущаемых свойств, в его объективной целостности

Восприятия — это непосредственное отражение предмета в совокупности его ощущаемых свойств, в его объективной целостности

Восприятия — это непосредственное отражение предмета в совокупности его ощущаемых свойств, в его объективной целостности.
В зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в данном акте, различают:


зрительное,
слуховое,
осязательное (тактильное),
вкусовое,
обонятельное восприятие.

Образы-представления — это образы воспринятых ранее предметов и явлений в единстве их свойств и качеств, зафиксированные в слове.

Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно ребенка нужно научить действиям рассматривания, выслушивания, ощупывания, т

Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно ребенка нужно научить действиям рассматривания, выслушивания, ощупывания, т

Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно ребенка нужно научить действиям рассматривания, выслушивания, ощупывания, т. е. сформировать у него перцептивные действия.



Но обследовать предмет, услышать его звук еще недостаточно: необходимо определить отношение этого цвета к другим цветам, этой формы к другим формам, этого звука к другим звукам. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он воспринимает в данный момент.

За время существования человеческой цивилизации были разработаны общепринятые мерки, или, как их называют, эталоны, с которыми сравнивают, сопоставляют результаты восприятия: системы геометрических форм (круг, квадрат,…

За время существования человеческой цивилизации были разработаны общепринятые мерки, или, как их называют, эталоны, с которыми сравнивают, сопоставляют результаты восприятия: системы геометрических форм (круг, квадрат,…

За время существования человеческой цивилизации были разработаны общепринятые мерки, или, как их называют, эталоны, с которыми сравнивают, сопоставляют результаты восприятия:



системы геометрических форм (круг, квадрат, треугольник)
шкалы величин (большой, маленький)
цветовой спектр (красный, синий, жёлтыё, зелёныё)
тактильные ощущения (твердый, мягкий, холодный, горячий)
меры веса,
звуковысотный ряд,
система фонем родного языка и т. д.

В процессе восприятия у ребенка постепенно накапливаются зрительные, слуховые, двигательные, осязательные, вкусовые образы

В процессе восприятия у ребенка постепенно накапливаются зрительные, слуховые, двигательные, осязательные, вкусовые образы

В процессе восприятия у ребенка постепенно накапливаются зрительные, слуховые, двигательные, осязательные, вкусовые образы. При этом важно своевременно и правильно соединить сенсорный опыт ребенка со словом.

Взрослым следует использовать действия по образцу и выбор по образцу, действия по подражанию, «жестовую инструкцию», совместные действия взрослого и ребенка.

Развитие восприятия происходит на занятия в виде игры с дидактическими игрушками, пособиями.

На первоначальном этапе обучения необходимо создать условия для развития у детей зрительного внимания, подражания и запоминания и слухового восприятия.

Направления работы:

Направления работы:

Направления работы:

Развитие зрительного внимания и памяти
Нахождение предмета, спрятанного на глазах.
Формирование сенсорных эталонов:
Понятие «одинаковый», «такой же»
Сортировка / выбор предметов по виду
Сортировка / выбор предметов по форме
Сортировка / выбор предметов по величине
Конструирование
Складывать доску Сегена
Строить из кирпичиков
Складывать картинку из двух частей
Игровая деятельность
Функциональные действия с игрушкой
Сюжетно-игровые действия

Игра "Испечем оладушки" Цель : формировать эмоциональный контакт ребенка со взрослым и познакомить его со своими руками, их функциональным назначением

Игра "Испечем оладушки" Цель : формировать эмоциональный контакт ребенка со взрослым и познакомить его со своими руками, их функциональным назначением

Игра "Испечем оладушки"
Цель: формировать эмоциональный контакт ребенка со взрослым и познакомить его со своими руками, их функциональным назначением.


Ход игры: взрослый предлагает "испечь оладушки": хлопает в ладоши, просит ребенка также похлопать, говорит потешку:
Ладушки, ладушки,
Испечем оладушки,
Испечем оладушки
Мы для нашей бабушки.
Затем взрослый просит малыша раскрыть ладошки, при этом говорит: "Молодец, Аня, испекла оладушки! Вот, какие умелые ручки у нашей Анечки!"
Если ребенок не может выполнить хлопки самостоятельно, взрослый использует совместные действия

Игра "Кто спрятался?" Цель : учить ребенка фиксировать внимание на себе, идентифицировать себя со своим именем

Игра "Кто спрятался?" Цель : учить ребенка фиксировать внимание на себе, идентифицировать себя со своим именем

Игра "Кто спрятался?"
Цель: учить ребенка фиксировать внимание на себе, идентифицировать себя со своим именем.
Оборудование: яркий платок.


Ход игры: взрослый сажает ребенка перед собой на стульчик, гладит его по головке, смотрит в глаза, улыбается, ласково ему говорит: "Петя - хороший, будем сейчас играть. Вот какой красивый платок, возьми, поиграй с ним".
Взрослый накрывает голову ребенка платочком и произносит: "Спрячем Петю под платочком. Вот так, спрятали. Где Петя? Нет Пети!" Затем взрослый снимает платочек с головы ребенка и восклицает: "Вот, Петя!", одновременно похлопывая своей ладонью по груди ребенка, еще раз акцентируя его внимание на самом себе.
Эту же игру можно проводить перед зеркалом, при этом взрослый находится рядом или за спиной у ребенка.
Игру можно повторить несколько раз.

Игра "Улыбнись, поклонись" Цель : учить ребенка узнавать себя в зеркале, показывать на себя, называть свое имя, повторять его действия за взрослым перед зеркалом

Игра "Улыбнись, поклонись" Цель : учить ребенка узнавать себя в зеркале, показывать на себя, называть свое имя, повторять его действия за взрослым перед зеркалом

Игра "Улыбнись, поклонись"
Цель: учить ребенка узнавать себя в зеркале, показывать на себя, называть свое имя, повторять его действия за взрослым перед зеркалом.

Оборудование: зеркало в рост ребенка.
Ход игры: ребенок стоит перед зеркалом. Взрослый, находясь в стороне (его в зеркале не видно), побуждает малыша посмотреть на себя в зеркале: "Кто это? Скажи, я, Петя. Вот так. Петя, поклонись, молодец! А теперь улыбнись. Помаши ручкой. Скажи, пока, Петя!" Если ребенок затрудняется выполнять действия по инструкции, взрослый показывает их, а ребенок за ним повторяет.

Игра "Поможем маме" Цель : учить ребенка выполнять соотносящие действия рук

Игра "Поможем маме" Цель : учить ребенка выполнять соотносящие действия рук

Игра "Поможем маме"
Цель: учить ребенка выполнять соотносящие действия рук. Сортировка предметов по виду.
Оборудование: фасоль и орехи фундук (перемешанные), два прозрачных сосуда.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку помочь маме разложить фасоль и орехи в сосуды, при этом показывает, что фасоль надо опускать в один сосуд, а орехи - в другой.
При необходимости взрослым используются совместные с ребенком действия и показ.

Игра "Опусти игрушку в свой домик"

Игра "Опусти игрушку в свой домик"

Игра "Опусти игрушку в свой домик"
Цель: вызвать у ребенка интерес к свойствам предметов, к овладению способами выявления этих свойств.
Оборудование: 2 коробки: одна - с круглой прорезью, вторая –с квадратной, шарики и кубики одного цвета и размера.


Ход игры: взрослый ставит перед ребенком обе коробки, берет шарик, подносит к квадратной прорези и говорит: "Не проходит, не такая, надо в другую". Потом подносит шарик к круглой прорези, медленно опускает его и говорит: "Вот такая, круглая. Шарик круглый, у него такой домик!'. Затем взрослый предлагает ребенку по очереди опускать предметы в прорези, каждый раз обращая его внимание на соответствие формы прорези и формы предмета. По окончании игры взрослый достает из каждой коробки опущенные предметы и обобщает выделенное свойство: "Здесь все такие, круглые, шарики. А здесь - не такие, здесь - кубики".

Игра "Поймай шарики" Цель : вызвать интерес к действиям с предметами, развивать зрительную ориентировку на форму предметов

Игра "Поймай шарики" Цель : вызвать интерес к действиям с предметами, развивать зрительную ориентировку на форму предметов

Игра "Поймай шарики"
Цель: вызвать интерес к действиям с предметами, развивать зрительную ориентировку на форму предметов.



Оборудование: таз с водой, шарики и кубики одного цвета и размера (находятся на подносе), пустой маленький тазик.
Ход игры: взрослый ставит таз с водой перед ребенком, вместе с ним опускает в таз шарики и кубики и предлагает выловить сачком только шарики: "Поймай только такие (показывает шарик), поймай шарик". После того, как ребенок достанет шарик, он кладет его в пустой маленький тазик. По окончании игры взрослый обобщает: "Здесь все такие, шарики, а в воде остались не такие, кубики".

Игра "Прокати шарик через ворота"

Игра "Прокати шарик через ворота"

Игра "Прокати шарик через ворота"
Цель: закрепить у ребенка умения выполнять практические и игровые действия с предметами в соответствии с их
свойствами (форма).


Оборудование: шарик и кубик одного размера и одного цвета, ворота.
Ход игры: взрослый и ребенок сидят напротив друг друга. Перед ними лежат шарик и кубик. Взрослый предлагает ребенку катить шарик к нему через ворота. В случае необходимости взрослый переходит к совместным действиям с ребенком. После чего ему предлагается выполнить задание самостоятельно.

Игра "Волшебный мешочек" Цель : вызвать у ребенка интерес к действиям с предметами, учить способам выявления свойства этих предметов

Игра "Волшебный мешочек" Цель : вызвать у ребенка интерес к действиям с предметами, учить способам выявления свойства этих предметов

Игра "Волшебный мешочек"
Цель: вызвать у ребенка интерес к действиям с предметами, учить способам выявления свойства этих предметов.
Оборудование: мешочек, два шарика и два кубика одного размера и одного цвета.


Ход игры:
I вариант: взрослый показывает мешочек и на глазах у ребенка кладет в него шарик и кубик; показывает второй кубик и дает ребенку его потрогать, рассмотреть. Затем предлагает достать из мешочка такой же предмет. Сравнивает предметы и обобщает: "Ты достал такой же, кубик". Игра повторяется с шариком.
II вариант: взрослый показывает мешочек и на глазах у ребенка кладет в него шарик и кубик. Ребенок держит руки за спиной, взрослый кладет в них второй кубик, просит потрогать и запомнить, что у него в руке, затем предлагает достать из мешочка такой предмет. Сравнивает предметы и обобщает: "Ты достань такой кубик". Игра повторяется с шариком.

Игра "Вставь собачек" Цель : развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки, учить пользоваться методом проб

Игра "Вставь собачек" Цель : развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки, учить пользоваться методом проб

Игра "Вставь собачек"
Цель: развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки, учить пользоваться методом проб.


Оборудование: деревянная доска-трафарет с вкладышами разного размера.

Ход игры: взрослый показывает ребенку доску с вкладышами разного размера. Предлагает ему выложить вкладыши на стол. Затем просит ребенка вложить каждый вкладыш в свою ячейку (место). Если ребенок затрудняется, используются совместные действия. Взрослый показывает ребенку, как пользоваться методом проб: "Сюда не подходит, - большая, а место - маленькое, ищи большое место".

Игра "Посади бабочку" Цель : развивать у ребенка зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой - не такой)

Игра "Посади бабочку" Цель : развивать у ребенка зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой - не такой)

Игра "Посади бабочку"
Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой - не такой).


Оборудование: два картонных круга ("полянки") двух цветов - желтого и красного, бабочки только одного цвета - желтого или красного - одинакового размера.

Ход игры: взрослый кладет перед ребенком "полянки" и говорит: "Бабочка любит свою полянку, это - ее домик". Взрослый берет желтую бабочку, прикладывает ее к красному кругу и говорит: "Это - не такой цвет, не ее домик. Вот ее домик (прикладывает к желтому кругу). Теперь ты посади всех бабочек на свою полянку". После того, как задание выполнено, взрослый обобщает: "Полянка - желтого цвета, такая, и все бабочки тоже желтого цвета".

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2024