Развитие познавательных способностей младших школьников на основе технологии развивающего обучения

  • docx
  • 18.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.docx

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ
РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Н.И. Германова МБОУ Павловская СОШ №3
Павловского муниципального района Воронежской области

Работа в школе учителем начальных классов вывела меня на про­блему, которая в настоящее время очень остро стоит перед педагогами: создание педагогических условий для развития познавательных способ­ностей младших школьников.

В описании опыта работы я представляю систему работы по разви­тию познавательных способностей младших школьников на основе тех­нологии развивающего обучения.

Цель системы работы по развитию познавательных способностей младших школьников на основе технологии развивающего обучения - оптимальное общее развитие ученика, его ума, воли, чувств, нравствен­ных качеств школьника, при сохранении его здоровья и как надёжная' основа усвоения им знаний, умений и навыков.

Переход на систему работы по развитию познавательных способ­ностей младших школьников потребовал многих изменений в техноло­гии и технике обучения и воспитания. Прежде всего, необходимо было четко осознать самостоятельность задачи общего развития каждого ре­бёнка, его ума, воли, чувств, организовать его активную творческую деятельность по установлению связей, взаимозависимостей, заложен­ных в предлагаемом содержании обучения.

Моя система работы по развитию познавательных способностей младших школьников на основе технологии развивающего обучения направлена на:

1.     Рост учебной мотивации через использование приёмов, способ­ных сохранить интерес к учебному материалу; создание условий тля самовыражения учащихся; создание благоприятного фона занятий- ис­пользование разнообразных видов деятельности; учет особенностей аудитории.

2.     Углубление уровня понимания учебного материала посредст­вом построения образовательного процесса на основе развивающего обучения с учетом целостности природы ученика ведёт к развитию лич­ностных качеств.

3.     Конструктивное отношение школьников к решению проблем

4.     Создание здоровьсберегающей среды, которая способствует предотвращению усталости, утомляемости, снятия напряжённости, от­рицательных эмоций, давления одного человека на другого.

Главное в системе работы по развитию познавательных способно­стей младших школьников: учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения - мягким, доброжелательным Учеб­ный процесс не должен проходить серо, уныло. Необходимо надолго удержать в ребёнке чувство радостного удивления перед школой, сде­лать ребёнка в школе счастливым. Поэтому ставлю перед собой цель - развитие его познавательных способностей, которые помогают разви­вать логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, под­держивают интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны.

Осознав эти проблемы, пробую в своей работе различные методи­ческие и дидактические приёмы, современные педагогические технологии, которые предусматривают познавательные дидактические игры и игровые моменты, доверительные беседы, учебные экскурсии, наблюдения, практические работы, работу со словарями и схемами, ввод интеграции, использование групповой работы.

Большое значение в развитии познавательной активности я при­даю экскурсиям в природу, беседам о природе и бережном к ней отно­шении не только на уроках окружающего мира, но и на других уроках.

При обучении русскому языку экскурсии - наблюдения за явле­ниями, происходящими в природе, используются как источник развития речи младших школьников.

Наблюдение и сравнение признаков сезонных изменений - необхо­димые приёмы активизации мыслительной и речевой деятельности учащихся. У учителя складываются первые представления о речевом развитии ребят, у детей происходит первое всматривание в природу, первые совместные наблюдения.

Коллективные наблюдения учащихся за сезонными изменениями в природе приносят детям радость, дают толчок к самостоятельным на­блюдениям и постепенно перерастают в потребность открывать для себя новое. У детей появляется естественная необходимость поделиться своими знаниями, открытиями, чувствами, переживаниями, мыслями.

Ребёнок выражает себя в рисунке, игре и, конечно, в слове.

Сущность  развивающего обучения состоит не в заучивании правил, а в формировании навыков активного, осознанного и правильного ис­пользования языковых средств и речи. Правила на уроках выводим вме­сте с детьми, порой они ошибаются, но дети не боятся ошибаться, они знают, что на ошибках учатся. И ошибки ребят бывают находкой для учителя. Вместе начинаем искать, где что не так. А иногда (-ошибаюсь» я, и дети с удовольствием начинают «учить» меня. В начальной школе

требуется «разбудить» мысль детей.

Одной из главных ценностей для учащихся является умственная, интеллектуальная деятельность, связанная с самостоятельным добыва­нием знаний, которая вызывает яркие интеллектуальные чувства открытий. На уроках организую обмен мнениями при решении различных учебных задач. Использую дискуссионные формы познания, диалогиче­ские основы общения, поощрение различных точек зрения.

Большую роль в развитии ребёнка играет эмоционально насыщен­ный дидактический (речевой) материал. Красота слова в учебных тек­стах, стихотворениях, использование малых фольклорных форм (посло­вицы, загадки, скороговорки), образные обороты речи, фразеологизмы - всё это призвано влиять на эмоциональную сферу ученика, формировать его эстетический вкус.

Большую ценность представляют загадки - средство эмоциональ­ного воздействия на развитие познавательных способностей учащихся. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразитель­ности, воображения. Уроки с использованием загадок проходят инте­ресно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума, развивая наблюдательность, уча самостоятельно делать выводы.

Я применяю загадки при классификации предметов в определён­ные группы, работа над многозначностью слов, с прямым и переносным значением слов.

Немаловажную роль играют загадки при запоминании слов из сло­варя. Дети с удовольствием работают с ними. Загадки могут быть пред­ложены по темам: «Овощи», «Фрукты», «Инструменты», «Животные» «Растения».

Работа над загадками ведётся при объяснении нового и закрепле­нии изученного, самостоятельной и выборочной работе, но в любом виде работы загадки оказывают эмоциональное воздействие на развитие познавательных способностей детей, что положительно отражается на их знаниях, умениях, навыках, например, при изучении правил на уро­ках русского языка:

Безударные гласные.

«Без рук, без ног, а подпоясаны». (Сноп - снопы.)

«Зубы есть, а рта нет». (Пил - пила).

Правописание жи-ши, ча - ща, чу - щу.

«Хвостом виляет, зубаста, а не лает». (Щука.)

«Белые, душистые, в лесу растут, весной рано цветут». (Ландыши.)

«Из горячего колодца через нос водица льётся». (Чайник.)

Я стараюсь развить у детей желание много читать. Предлагаю к прочитанному делать рисунки, иногда лепить, слушать музыку, сочи­нять собственные стихи и рассказы. Всё это способствует развитию не только речи детей, но и мысли, разума, души, воспитывает культуру чтения, понимание слова.

Составление рассказов по картинке учит детей правильно выра­жать свои мысли, обогащает их речь, вызывает у детей активность. А это путь к постижению прекрасного, пониманию гармонии. Роль эмо­ций в процессе познания огромна.

Для оценивания учебных достижений школьников применяю раз­нообразные тесты. Итоговые контрольные тесты дают мне, как учителю, систематизированный проверочный материал по всем основным темам программы.

Применение их мною имеет ряд преимуществ, так как они обеспе­чивают:

 

1)    оперативность проверки выполняемой работы;

2)    тестирование большого количества учащихся;

3)    возможность проверки усвоения теоретического материала;

4)     проверка большого объёма материала маленькими порциями;

5)     объективность оценки результатов выполненной работы.

Кропотливая и настойчивая работа с тестами позволяет выявить

пробелы в знаниях с целью дальнейшей ликвидации их, развивать сооб­разительность и быстроту мышления, сформировать оптимальную практику тестирования; установить уровень знаний, как по отдельному ученику, так и по классу и параллелям класса, диагностировать наибо­лее «правильные» тесты, а значит своевременно скорректировать учеб­ный процесс.

 

 

 

 

Литература

1.    Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка. - М.: Просвещение,

2006.

2.     Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Просвещение, 2009.

3.     Горецкий В.Г. Уроки литературного чтения. - М.: Просвещение, 2008.

4.    Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 1998.

5.     Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1997.