Здоровец Екатерина Евгеньевна
учитель начальных классов МАОУ СОШ № 18 с УИОП г.Армавир
Развитие профессионально-нравственной компетентности будущего педагога дошкольного образования. |
В настоящее время остро стоит вопрос профессионального самовоспитания специалистов. Современные требования, предъявляемые к профессиональной компетентности педагога, его практической подготовленности, предполагают не только владение системой профессиональных знаний, умений и навыков, но и богатый внутренний потенциал, обладание достаточно высоким уровнем как общей, так и профессионально-нравственной культурой, наличие профессионально-нравственных потребностей и умение их реализовать.
В соответствии с ФГОС ДО новые характеристики воспитательного процесса обусловливают и новые требования к педагогу, к его профессиональной подготовке, поэтому в профессиограмме ведущее место занимает нравственная позиция педагога − система его интеллектуально-волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру. Без этого невозможен эффективный творческий труд педагога.
В современных условиях педагог должен становиться подлинным профессионалом, способным решать задачи общего развития детей педагогическими средствами, содержанием педагогической деятельности, основанной на нравственных ценностях. Современный воспитатель работает в ситуации постоянного выбора: как профессионально-нравственного, предполагающего свободную реализацию собственных концептуальных подходов и инновационных идей, так и профессионально-технологического, обусловленного свободным владением всем спектром методических средств, приемов, форм, позиций в процессе воспитания и обучения. Развитие профессионально-нравственных потребностей воспитателя является одной из центральных задач, поскольку данные потребности формируются в процессе освоения педагогической деятельности и влияют на ее эффективность.
Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является нравственная позиция воспитателя. Именно в ней воспитатель выражает себя как субъект педагогической деятельности. Нравственная позиция педагога — это отношение к детям, коллегам, мотивы выбора педагогической профессии и мотивы педагогической деятельности, выбор целей и средств педагогической деятельности.
Развитие нравственных потребностей воспитателя является одной из центральных задач, поскольку данные потребности формируются в процессе освоения педагогической деятельности и влияют на исполнение профессиональных функций педагога. Успешное исполнение профессиональных функций предполагает большие требования к компетентности и квалифицированности специалистов. Компетентность — обладание знаниями, опытом и умением, которые необходимы для профессионального исполнения должностных полномочий. Специалист — профессионал должен руководствоваться принципами инновационности (творческий поиск, способность к риску, стремление к рационализаторству и введению нового и т. п.) и прагматизма (работа на результат, рациональное использование рабочего времени и т. п.).
Сущность профессионализма не является лишь суммой профессиональных знаний и навыков. Подлинный профессионализм включает в себя нравственную доминанту: понимание специалистом своего профессионального долга, моральной ответственности, серьезное отношение к вопросам профессиональной чести. Профессиональная деятельность педагога дошкольной организации крайне многообразна, она регламентирована кодексами, правилами, нормами. Но при всем их разнообразии существуют общие нравственные принципы, которые составляют наряду с компетентностью, квалифицированностью и деловой активностью сущность профессионализма. По мнению В. В. Марковой развитая система профессионально-нравственных потребностей во многом определяет уровень сформированности профессионально-нравственной позиции педагога дошкольной образовательной организации.
Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.
Среди важнейших инновационных проектов в сфере общего образования особое место занимают нововведения, связанные с духовно-нравственным воспитанием детей. Вместе с тем анализ нормативных документов в сфере образования, психолого-педагогической литературы и педагогической практики выявил противоречие между потребностью общества в подготовке педагогов, способных решать задачи духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников, и неоднозначностью концептуальных положений духовно-нравственного воспитания в современных социально-экономических условиях, а также неразработанностью научно-методического обеспечения процесса формирования у будущих педагогов готовности к духовно-нравственному развитию и воспитанию детей. Особое значение для растущего человека имеет воспитательная семейная среда, в которой ценности гармонизируются на основе создания семейных традиций. Не менее значима для духовно-нравственного становления личности социокультурная среда детского сада, где должна быть сосредоточена гражданская, духовная и культурная жизнь человека. Духовная устремленность и нравственная устойчивость педагога — ведущие характеристики его профессиональной
компетентности.
Готовность будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию и развитию детей рассматривается как важнейшая составляющая их профессиональной компетентности, характеристика личности, которая интегрирует в себе мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.