РАЗВИТИЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ И РЕЧИ ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
DEVELOPMENT OF SPEAKING AND SPEECH WHEN WORKING WITH TEXT IN INDIVIDUAL LESSONS
Тесленко Антонина Георгиевна, учитель –дефектолог
Почетный работник общего образования Российской Федерации
Государственное коррекционное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №27 г. Пятигорска» Ставропольского края
Teslenko Antonina Georgievna, teacher –defectologist
Honorary Worker of General Education of the Russian Federation
State Correctional Educational Institution “Special (Correctional) General Boarding School No. 27 of Pyatigorsk”, Stavropol Territory
Аннотация: В данной статье предлагается методика работы с тексами, как результат многолетнего опыта в этом направлении. Использование методов и приемов, предлагаемых для активизации учебного процесса на индивидуальных занятиях позволяет значительно повысить качество произношения и речи учащихся, способствует развитию их мыслительной деятельности и повышению интереса к обучению . Анализируя результаты работы с текстами по предлагаемой методике можно прийти к выводу, что в процентном отношении такой подход к обучению учащихся позволяет почти в два раза повысить качество знаний учащихся.
Annotation: This article proposes a technique for working with texas, as a result of many years of experience in this direction. Using the methods and techniques proposed to enhance the educational process in individual lessons can significantly improve the quality of pronunciation and speech of students, contributes to the development of their mental activity and increase interest in learning. Analyzing the results of working with texts using the proposed methodology, we can conclude that, as a percentage, this approach to teaching students can almost double the quality of students' knowledge.
Ключевые слова: текст, словарная работа, слушать, говорить, методика
Keywords: text, vocabulary, listen, speak, methodology
Известно, что наибольшую трудность в развитии речи учащихся и закреплению навыков правильного произношения представляет работа над текстом на индивидуальных занятиях. Работа над текстом в логопедии, как информационно-познавательный процесс, принято рассматривать с позиции единства внутренней и внешней сторон. При этом внутренней стороной является акт понимания текста, т. е. его смысловое восприятие, а внешней – его техническая, исполнительная сторона. В данной статье предлагается методика работы с тексами, как результат многолетнего опыта в этом направлении. Использование методов и приемов, предлагаемых для активизации учебного процесса на индивидуальных занятиях позволяет значительно повысить качество произношения и речи учащихся, способствует развитию их мыслительной деятельности и повышению интереса к обучению . Анализируя результаты работы с текстами по предлагаемой методике можно прийти к выводу, что в процентном отношении такой подход к обучению учащихся позволяет почти в два раза повысить качество знаний учащихся. Каково же содержание предлагаемого метода работы с текстами?
На таких занятиях в помощь восприятию материала, а также для поддержания интереса ученика к этой работе, использую картинки, фигурки для обыгрывания диалогов по ролям, материал для аппликаций, учебные принадлежности и т.п. Это способствует более прочному усвоению словаря , а в некоторых случаях является той ситуативной основой, которая позволяет опознавать сложные задания. Дидактический материал систематизируется определенным образом. В ходе работы использую как знакомые, так и незнакомые тексты.
Содержание текста является основой для последующей организации диалога учителя с учеником. Весь речевой материал, используемый педагогом, должен предъявляться голосом нормальной громкости в среднем темпе. Речь должна быть естественна и эмоционально окрашена. Лицо учителя должно быть живым, мимика –выразительной.
На занятиях школьники учатся слушать, думать, действовать, говорить. Важно, чтобы учитель добивался ответной реакции ученика. Выслушав поручение учителя, учащийся выполняет его, отвечая на вопрос и т .д. Учитель должен стараться избегать штампов в речи, обращенной к ученику. Для этого необходимо предлагать детям ответить на один и тот же вопрос полно, кратко.
В учебную программу по развитию произношения и речи включен примерный речевой материал, состоящий из текстов описательно-повествовательного характера, текстов –диалогов, сказок, загадок, фраз-вопросов, фраз-поручений и и заданий, слов и словосочетаний. Этот материал отвечает задачам общения с помощью устной речи, органической частью входит в содержание учебного процесса, мотивирован речевой деятельностью ребенка. Содержание речевого материала работы над текстом позволяет использовать на индивидуальных занятиях разнообразные виды работ: аппликацию, подбор и систематизацию картинок, схематическую зарисовку, конструирование, инсценировку, работу над схемой, слуховой диктант ,выполнение грамматических заданий, отгадывание загадок, прослушивание музыки и т.д. Все это используется при обучении восприятию различного речевого материала при развитии речи и произношения. Необходимо использовать тексты –диалоги, так как речевой материал , на основе которого они построены, передает ситуацию повседневного общения из жизни детей. Инсценировка, сопровождающая восприятие и воспроизведение текстов, позволяет учителю работать над интонационной стороной речи.
При планировании занятий важно учитывать индивидуальные особенности учеников: для одних предлагаемый материал может быть расширен, для других сокращен. Нецелесообразно исключать какие-либо темы вообще, сокращая материал, следует оставлять наиболее актуальные для общения фразы, слова, словосочетания.
Учитель предлагает ученику новый материал только после того, только после того, как он достаточно хорошо усвоил предыдущий.
Основные требования при подготовке к работе с текстом следующие:
1. Тексты должны быть написаны на карточках крупным шрифтом. Задания к ним должны быть написаны на отдельных карточках.
2.Проводится работа над пониманием содержания текста , отдельных словосочетаний, слов.
Необходимо иметь карточки со словами «найди», «покажи», «назови», « ответь на вопросы» и т . д.
3. необходимо продумать специальные подготовительные упражнения, направленные на употребление и усвоение речевого материала текста в предложениях или словосочетаниях.они имеют разную целевую направленность. В зависимости от того, какой текст: лексический или грамматический.
4. Практическое овладение материалом текста и использование его в самостоятельных высказываниях учащихся. Один и тот же текст можно использовать в разных классах, добавляя задания, новые предложения или наоборот, исключая те, которые трудны для восприятия ребят. Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем более сложный материал можно ему предложить.
В тех случаях, когда ребенок затрудняется в восприятии текста, в ходе работы над ним необходимо провести несколько дополнительных занятий. Трудно недооценивать всю важность работы над текстом. Здесь перед ребенком предстает впервые целостная картина мира, развивается мышление, память, расширяется кругозор.
Предлагаемая методика работы над текстом на индивидуальных занятиях позволяет значительно повысить качество понимания прочитанного, улучшить внятность и произношения учащихся Работая по данной методике я пришла к выводу, что именно тексты, пусть даже самые маленькие, а именно с них и необходимо начинать работу, способствуют наиболее быстрому развитию речи учащихся. Каждый конкретный текст несёт свою смысловую нагрузку, выполняет свою определенную задачу. Важно отметить, чтобы текст желательно сопровождался картинкой или серией картинок, чтобы ребенок смог соотнести прочитанное с картинкой, особенно в случаях, когда текст понимается ребенком плохо.
КАКИЕ МОГУТ БЫТЬ ТЕКСТЫ:
►Тексты на тренировку определенного звука речи.
►Тексты на раскрытие определенной темы.
► Тексты обобщающего характера.
►Описательные тексты.
►Тексты – диалоги.
►Тексты – задачи.
►Тексты-стихи.
►Иллюстрированные тексты.
►Комбинированные тексты.
►Тексты-картины.
ПО РАЗМЕРАМ ТЕКСТЫ МОГУТ БЫТЬ:
*Тексты-малютки
*Тексты средней величины.
*Большие тексты.
КАК ЖЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ РАБОТА НАД ТЕКСТОМ В ЦЕЛОМ.
Первым читает текст учитель. После первого прочтения текста учитель побуждает ученика рассказать, что ученик услышал. Как правило ученики могут назвать слова, словосочетания, сказать , о ком или о чём текст, некоторые учащиеся могут определить основное содержание текста. Если ученик почти ничего не понял, тогда учитель предлагает ему серию картинок, аппликацию к тексту. Ученик повторяет за учителем слова и словосочетания. Затем учитель по табличкам «рассыпного текста» читает предложения, а ученик повторяет за учителем, затем сам читает табличку и еще раз повторяет это предложение. После этого ученик сам отбирает нужную картинку или накладывает на фон аппликацию, либо делает часть зарисовки. Если ученик хорошо справляется с заданием, то учитель предлагает ученику текст полностью, написанный на отдельной карточке. Учитель читает текст выразительно с паузами и определенной интонацией, соблюдая дыхательные паузы и ударение. Затем текст по карточке читает ученик. Если ученик имеет хорошие навыки произношения, то он может читать текст, а учитель только следит и слушает, как ученик читает и произносит звуки. Затем даются определенные задания к тексту. После того, как ученик выполнил задания к тексту, учитель предъявляет текст еще раз на слух и ученик пересказывает текст.
В работе с текстом-диалогом учитель при первом же предъявлении текста на слух дает ученику фигурки – «действующие лица» и ученик инсценирует текст при самостоятельном пересказе.
В своей работе я использую самые разнообразные тексты, часть беру из учебников, большую часть составляю самостоятельно, в зависимости от состояния речи и общего развития ребенка. Тексты подбираются на определенную тему.
Для каждого текста заготавливаются карточки:
- текст целиком
-рассыпной текст
-вопросы к тексту(разрезные)
-задания к тексту
-иллюстрации к тексту(разрезные) и картинки(если можно, к каждому предложению)
- фигурки(действующие лица диалога)
-речевой материал для фонетической и речевой зарядки, связанный с материалом текста
Например, я работаю над текстом по теме «Осень» ( 4-5 классы)
1. Задание – прочитать текст. Текст наиболее полно охватывает эту тему в целом и в дальнейшем в других текстах встречаются типовые предложения и словосочетания.
С какими трудностями сталкиваешься чаще всего? Это, прежде всего, маленький словарный запас учащихся. Поэтому ученики после первого предъявления текста затрудняются ответить на вопросы к тексту. Чаще всего не понятны слова «середина», «созрел», «урожай» и т . д. Учителю необходимо объяснить все трудные и непонятные слова текста.
2. Затем текст предъявляется по фразам.
3. Чтение табличек «рассыпного текста» по схеме учитель-ученик и наоборот.
4. Самостоятельное составление учеником текста из табличек по памяти и чтение текста.
5. Сопоставление картинок и предложений. Необходимо найти картинку к тому или иному предложению, которое ученик услышал или найти табличку с предложением, которое прочитал учитель и положить перед соответствующей картинкой.
Затем можно дать отдельные фразы или словосочетания на слух. Если ребенок все хорошо проговаривает и повторяет за учителем предложения, то можно предложить пересказ текста.
Теперь можно поработать над интонацией:
Ѵ Чтение текста учителем по карточке. Учитель обращает внимание ученика на то, с какой интонацией необходимо читать каждое предложение.
Ѵ Чтение текста учеником.
Далее даются задания к тексту:
● найди предложение , которое проговаривает учитель
● закончи предложение
● ответь на вопросы
● вставь нужное слово в предложение
● верно или неверно
● повтори предложение за учителем
● слушай и найди нужную картинку и т. д.
Детям трудно отвечать на вопросы по тексту. Особенно такого типа , как :
- Куда?
- Где?
- Откуда?
- Куда?
- Почему? И т .д.
Есть учащиеся, которые недостаточно хорошо понимают и воспринимают текст, недостаточно хорошо запоминают слова и предложения из текста.
Тогда работа над текстом проводится в несколько этапов .
1 ЭТАП
● текст целиком читает учитель
● объясняется значение каждой фразы текста и слова
● чтение текста учеником
●различение на слух предложений из текста ( возможно с опорой на карточку в разной последовательности)
●чтение текста учеником еще раз
2 ЭТАП
● прослушивание текста учеником
● пересказ основного содержания текста
● выполнение различных заданий к тексту
● пересказ текста учеником еще раз
3 ЭТАП
● чтение текста (учитель-ученик)
● различение предложений с опорой на карточку ( карточки с предложениями текста раскладываются не по порядку)
● самостоятельное составление текста учеником по карточкам «рассыпного текста» и сопоставление его с основным вариантом
● пересказ текста учеником ( можно с опорой на карточку)
● различение отдельных слов и словосочетаний к тексту
● описание картинок к тексту
● пересказ текста учеником без опоры на карточку
4 ЭТАП
● различение предложений к тексту
● слуховой диктант
● зарисовки предложений предъявляемых учителем ученику.
Чтобы учащиеся лучше и быстрее запоминали лексику текстов, подбирается соответствующий фонетический материал, который можно использовать и для проведения фонетической зарядки и для закрепления правильного произношения звуков речи. Можно использовать метод «наращивания предложений», постепенно усложняя содержание предложений в целом. Все зависит от творчества учителя. Следует отметить, что работа над текстом должна проводиться в тесной связи с деятельностью воспитателя, работающего в данном классе или с группой учащихся, который во время внеклассных занятий также повторяет с учащимися словарь текста, помогает запомнить слова или словосочетания.
Итак, рассмотрим на примерах, как можно провести соответствующую работу с различными текстами на индивидуальных занятиях. В начальных классах- это, как правило, тексты- малютки. Выглядят они так:
Текст №1
Это я. Это ты. Это он. Это она.
Текст № 2
Кто это ?( Это я? Это ты? Это он? Это она?)
Таких текстов может быть подобрано самое разнообразное количество. Рассмотрим, как можно провести работу над текстом на одном из примеров
Примерный текст:
- Это я. Это папа. Это мама. Это бабушка. Это дедушка. Это мой брат. Это моя сестра. Это моя семья.( К каждому предложению подбирается соответствующая картинка, стрелками можно обозначить родственные отношения каждого члена семьи. )
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ
► фонетическая зарядка на произношение отдельных звуков, звукосочетаний
УШ-УШ-УШ
ШКА-ШКА-ШКА
УШКА-УШКА-УШКА – бабушка
ДЕ-ДЕ-ДЕ
ДУ-ДУ-ДУ
УШКА-УШКА-УШКА- дедушка
БРА-БРА –БРА
АТ-АТ-АТ брат
АЯ-АЯ-АЯ – большая
► чтение текста (полностью)
► различение предложений текста
► подкладывание табличек с предложениями из текста к картинкам
► подкладывание картинок к табличкам
►тренировка употребления в речи вопроса «Кто это?»
► самостоятельное воспроизведение предложений текста с опорой на картинку
►выполнение заданий типа «Послушай и подбери картинку, табличку»
► «Путаница»
Это папа?- Да. Или это бабушка? –Нет. Учитель показывает и называет картинки и предложения не соответствующие изображению или написанию.
► проводится проверка понимания текста с «сигнальными карточками»
► выполняется задание «послушай и нарисуй»
► проводится игра «У кого эта картинка?»
► разложи картинки или карточки с предложениями оп порядку
► слуховой диктант
►закончи предложение(слово)
Это ба…………..
Это де………………
►ответы на вопросы
- Как тебя зовут?
- Как зовут маму?
- Как зовут папу?
- Какая семья?
► составить самостоятельное высказывание ребенка
Если есть семейная фотография, то можно составить самостоятельное высказывание ребенка о совей семье.
А вот как можно провести конкретное занятие по теме «Середина весны» в 4 классе. Обычно готовится два варианта текста: для более сильных учеников и для тех ребят, которым работа над текстом дается труднее.
1 вариант текста
Заканчивается апрель-середина весны. Небо голубое-голубое, с лёгкими, белыми пушистыми облаками. Солнце яркое-яркое. На деревьях распустились зелёные листочки. Из дальних тёплых стран прилетают птицы. Они вьют гнёзда. Взрослые и ребята работают в садах и на огородах. ( Окапывают деревья, сажают цветы и кусты, овощи, подрезают ветки на деревьях) На полях появились разные машины. Они обрабатывают поля. Повсюду зеленеет трава, распускаются цветы. Тысячи насекомых выходят на свет. Радостно смотреть, как оживает природа. ( Текст даётся с надстрочными знаками и ударением)
2 вариант текста
Заканчивается апрель-середина весны. Небо голубое-голубое,с лёгкими белыми , пушистыми облаками.
Солнце яркое-яркое. На деревьях распустились зелёные листочки. Из дальних тёплых стран прилетают птицы. Взрослые и ребята работают в садах и на огородах.
На полях появились разные машины. Повсюду зеленеет трава, распускаются цветы. Тысячи насекомых выходят на свет. Радостно смотреть, как оживает природа.
К тексту дается словарь с картинками.
Словарь: середина, небо, облака, сады, огороды, машины, поля, насекомые, птицы, взрослые, ребята, свет, трава, листочки и т.д.
ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ
√ Беседа по картинкам о весне.
√ Чтение фонетических рифмовок.
√ Чтение текста учеником и учителем.
√ Различение предложений с опорой на разрезной текст.
√ Сложить разрезной текст и сравнить с основным вариантом.
√ Различение вопросов к тексту.
√ Продолжи предложения.
√ Найди предложение в тексте.
√ «Верно или неверно?» ( работа с «сигнальными карточками»
√ Подбери картинку к предложению.
√ Составь предложение из отдельных слов к тексту.
√ Выполни грамматическое задание.( Например: подчеркни общую часть слов в предложении «Прилетели перелётные птицы»)
√ Послушай предложение, слово и нарисуй.
√ Составление аппликации из разрезных картинок.
√ Слуховой диктант.
√ Пересказ текста.
Отдельные задания к тексту
●фонетические рифмовки
ЧА-ЧА-ЧА - алыча
ОЧКИ-ОЧКИ-ОЧКИ - листочки
ЧИ-ЧИ-ЧИ – тысячи
ОЧКИ-ОЧКИ-ОЧКИ- зелёные листочки
Грачи-врачи
Точки - листочки
ШИ-ШИ-ШИ – машины
ШИ-ШИ-ШИ- пушистыми
ЖА-ЖА-ЖА- сажают
ЖИ-ЖИ-ЖИ –оживают
● Закончи предложения:
1. небо голубое-голубое, легкими ….( облаками)
2. На деревьях давно распустились…..(листочки)
3. Взрослые и ребята работают ….( в садах и на огородах)
4. Из дальних тёплых стран прилетают….( птицы)
5. Тысячи насекомых …( выходят на свет)
6. На полях появились … (машины)
● Составление аппликации на основном фоне
Учитель говорит предложение, ученик подбирает картинку, проговаривает предложение и подставляет картинку в нужное место:
1. Небо голубое-голубое, с легкими, пушистыми, белыми облаками.
2. На полях появились разные машины.
3. На деревьях распустились маленькие листочки.
4. Солнце яркое-яркое.
5. Появилась зелёная травка.
6. Взрослые и ребята работают в садах и на огородах.
● Работа с «сигнальными карточками»
В руках у ребенка карточки красного и зеленого цвета. Учитель произносит предложение из текста. Если оно соответствует содержанию текста- ученик поднимает зелёную карточку, если нет- красную.
● Вопросы к тексту
1. Как оживает природа весной?
2. Что делают взрослые и ребята весной?
3. Что распустилось на деревьях?
4. Какими стали небо и солнце весной ?
5. Кто прилетает из дальних стран?
6. Из каких стан прилетают птицы весной ?
Учащиеся 3-4 классов с интересом работают над текстами –стихами. Они составляются таким образ0ом, чтобы каждая стихотворная строчка выражала в себе определенное действие героев, о которых идет речь в стихотворении. Это необходимо для того, чтобы к каждому предложению можно было подобрать соответствующий рисунок. Стихотворение не должно быть большим по содержанию.
Волк и зайчишка
По мосту идёт зайчишка,
Сразу видно-шалунишка!
А вот куст большой, большой,
Притаился волк там злой.
Песни зайчик распевает,
Ничего не замечает.
Волк как выскочит! – Беда!
Бегает туда –сюда
Зайчик серый по мосту,
Увернулся на бегу,
Да шмыгнул быстрей под мост.
Волк споткнулся.- Вывод прост!
Прямо в воду волк упал,
И зайчишку не догнал!
Очень хорошо на таком тексте проводить работу над интонацией. После того, как проведена работа по автоматизации произношения слов и словосочетаний, выполнены задания к тексту, можно пофантазировать с ребятами и дать им такие задания:
- Как ты думаешь, что кричал зайчик, когда убегал от волка?
- Как ты думаешь, что кричал волк, когда бежал за зайчиком?
- Можешь ли ты придумать конец или продолжение?
- Как ты думаешь, что случилось потом?
- Какую песенку пел зайчик?
- За каким кустом прятался волк? И т . д.
Придумывается целый диалог взаимоотношений между героями текста, который можно обыграть по ролям. Ребятам очень нравится изображать разных героев, двигаться, как они, стараться говорить, как герои сказки-стихотворения. А если есть возможность, можно прослушать музыку и угадать, кто это; волк или заяц, что делает герой в данный момент. Можно попробовать пропеть свои "роли", следуя за мелодией музыкального произведения. В книге «Радуга-дуга», автором которой я являюсь, подобраны маленькие стихотворения –тексты в помощь логопеду для автоматизации произношения звуков, развития речи и мышления ребенка. Такие тексты очень легко заучиваются наизусть и обыгрываются.
Например :
Это мишка,
Это мышка,
Это ложка,
Это кошка.
У коленка бравый вид,
На полянку он спешит.
Травкой свежей насладиться,
Бегать, прыгать и резвиться.
Щука щурила глаза,
Щука, словно егоза.
Ей на месте не сидится,
Щуке надобно сердиться.
Щука вечно голодна,
Знать, поэтому и зла,
Эй, рыбёшки, уплывайте,
Щуке в пасть не попадайте!
( Текст из серии «Весёлый алфавит», буква Щ )
Вот еще один такой текст.
Катя
Катя с куколкой играла
И подружек отгоняла,
Катя топала ногами,
И махала им руками.
Те обиделись, ушли,
К Кате больше не пришли,
Кате стало очень скучно,
Знать- не всё благополучно.
Катя это осознала
И подружек вновь позвала.
Вместе веселей играть
Никого не обижать !
Кропотливая и тщательная работа над текстами приносит, несомненно, свои плоды. Значительно расширяется кругозор учащихся, улучшается произношение и речь, увеличивается объём словарного запаса.
Предлагаемая методика работы над текстом может быть использована не только на индивидуальных занятиях в школе для детей с недостатками в развитии слуха, но и воспитателями, логопедами в детских дошкольных учреждениях и других общеобразовательных- учреждениях.
ЛИТЕРАТУРА
Статья написана на основании разработанной из опыта работы методики .
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.