Развитие речевого дыхания у детей с дизартрией.
Оценка 4.8

Развитие речевого дыхания у детей с дизартрией.

Оценка 4.8
Занимательные материалы
doc
дефектология
Детсад
02.09.2020
Развитие речевого дыхания у детей с дизартрией.
Цель дыхательных упражнений - увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.
развитие речевого дыхания при дизартрии.doc

Развитие речевого дыхания у детей с дизартрией.

Разработала: учитель-логопед Гончаренко М.А

В настоящее время отмечается тенденция к увеличению числа детей имеющих различные речевые нарушения. Наиболее часто встречающимся речевым нарушением является стертая форма дизартрии. У  детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии обнаруживаются нарушения тех или иных компонентов просодической стороны речи. Так, дыхательная недостаточность преимущественно проявляется в неправильном типе дыхания (чаще грудном и ключичном), коротком речевом выдохе – 5 секунд.

Цель дыхательных упражнений - увеличить объем дыхания, нормализо­вать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. Начинать занятия следует с развития фи­зиологического дыхания. Прекрасным сред­ством для этого являются общеразвивающие и логоритмические игры и упражнения, которые целесообразно включать в ком­плексы оздоровительной и утренней гимна­стики, в физкультурные и музыкальные за­нятия, а в теплое время года - в прогулки.

Наиболее важными при развитии физи­ологического дыхания являются так назы­ваемые классические упражнения.

Их цель: координация ротового и носового дыхания, выработка нижнереберного типа ды­хания при активном участии диафрагмы.

1.   Вдох и выдох через нос

Вдох - глубокий, выдох - длительный, плавный.

Варианты. Вдох обычный - выдох с имитацией стона. Вдох через одну ноздрю -         выдох через другую. Вдох толчками - выдох обычный. Вдох обычный - выдох толчками. Вдох толчками - выдох толчка­ми. Вдох обычный - выдох с усилением в конце.

2.       Вдох через нос, выдох через рот

Если выдох через рот не получается, за­жать нос пальцами.

Варианты. Вдох обычный - выдох с имитацией стона. Вдох через одну ноздрю -         выдох обычный. Вдох толчками – выдох обычный. Вдох обычный - выдох толчка­ми. Вдох толчками - выдох толчками. Вдох
обычный - выдох с усилением в конце.

3.       Вдох через рот, выдох через нос

Для контроля можно подносить к носу или рту зеркало, ватку, полоску бумаги.

Варианты. Вдох обычный - выдох с имитацией стона. Вдох обычный – выдох через одну ноздрю. Вдох обычный - выдох толчками. Вдох толчками - выдох обыч­ный. Вдох толчками - выдох толчками. Вдох быстрый - выдох медленный.

4. Вдох и выдох через рот

Если упражнение не получается, зажать нос пальцами.

Варианты. Вдох обычный - выдох с имитацией стона. Вдох толчками - выдох обычный. Вдох обычный - выдох толчка­ми. Вдох толчками - выдох толчками. Вдох обычный - выдох с усилением в конце.

Примечание. При речи и пении мы поль­зуемся комбинированным носоротовым дыханием, поэтому одновременно трени­руем и то и другое.

5.   Комбинированный вдох
Задержка дыхания, выдох через нос. Задержка дыхания, выдох через рот (слегка приоткрытый).

Примечание. При систематическом по­вторении этих упражнений ребенок начи­нает ощущать разницу в направлениях воздушной струи и учится правильно ее регулировать.

После этого начинается работа по раз­витию речевого дыхания, которая прово­дится в следующей последовательности: без участия речи, на материале гласных звуков, согласных звуков.

 I  Игры и упражнения на развитие речевого дыхания

без участия речи

Цель. Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

1.     «Цветочек». Сделать вдох и задер­жать дыхание, понюхать цветочек (вдох­нуть аромат).

2. «Свеча» («Задуй свечу»). Сделать вдох. По сигналу «Тихий ветерок» медлен­но выдохнуть на пламя свечи, так чтобы оно отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» задуть свечу резким вы­дохом. Вместо настоящей свечи можно предло­жить макет свечи с «огоньком» из тонкой красной бумаги, фонарик, настольную лампу (дети дуют, логопед гасит лампу), макет дома с «включенным светом в ок­нах» (дети дуют - «свет гаснет»).

3.«Костер». Логопед кладет перед детьми картинку (или макет) костра из поло­сок топкой бумаги. Детям предлагается «раздуть угасающий костер», вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.

4.«Чей пароход (паровоз) дольше гудит?». Каждому ребенку дать чистый пузырек (колпачок от фломастера, шприца и т.п.). Чтобы он загудел, нижней губой надо слегка коснуться края пузырька. Струя должна быть сильной. Дуть несколько секунд.

5. «Погрей руки» Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно вы­дыхая через рот.

6. «Султанчик». Детям предлагается долго дуть на султанчик из полосок бума­ги или цветных перьев на палочке, на цвет­ные метелочки, на хвосты у птичек или ло­шадок, на плавники у рыбок, на «хвости­ки» у девочек и т.п.

7.«Листья шелестят»: Детям предла­гают полоски тонкой зеленой бумаги, вы­резанные в виде листиков и прикреплен­ные к «ветке». По сигналу «Подул вете­рок» дети плавно дуют на листики, так чтобы они отклонялись и шелестели.

8. «Флажок». Детям предлагается по­дуть на флажок сначала из тонкой цветной бумаги, а затем из более плотной.

9. «Чья птичка дальше улетит?». Фигур­ки птичек из тонкой бумаги ставят у самого края стола. Двое детей садятся - каждый на­против своей птички - и по сигналу дуют на нее. Продвигать птичек нужно на одном вы­дохе. Остальные дети следят: чья птичка дальше улетит (проскользит по столу)?

10. «Покатай карандаш». Детям предла­гают вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по гладкой поверхности круглый карандаш (шарик из ваты или фольги, колпачок от шприца, катушку от
ниток и т.п.).

11. «Бурлящая вода». Детям предлагает­ся подуть в бутылку с водой через трубоч­ку. Выдох должен быть ровный и длитель­ный - тогда вода будет долго и равномер­но бурлить.

12. «Пускание мыльных пузырей». Чей пузырь будет летать дольше?

13. «Снежинки летят». На ниточки прикрепляются вырезанные из тонкой бу­маги снежинки (бабочки, птички, перыш­ки, бусинки, кусочки ваты, мелкие игруш­ки, фигурки акробатов и т.п.). По сигналу «Снежинки летят» детям предлагается длительно подуть на них. Под влиянием сильного выдоха снежинки «догоняют» друг друга.

14. «Бабочки». Перед детьми расклады­вают «зеленые полянки» с разноцветными бабочками, вырезанными из тонкой бума­ги. Бабочки тонкими нитками прикреплены к «полянке». Дуть на бабочку можно
только на одном выдохе.   По сигналу «Красная бабочка полетела» дети дуют на бабочек красного цвета и т.д.

15. «Кто забьет больше голов?». Дети задувают мячи - шарики из ваты (фольги) -       в футбольные ворота.

16. «Загони машину в гараж». Через ко­роткую трубочку дети задувают бумажные машины в гаражи.

17. «Морские гонки». Через короткую трубочку дети дуют на бумажные корабли­ки, соревнуясь, чей кораблик одержит по­беду в гонках или раньше пристанет к бе­регу. Можно дуть на пластмассовые иг­рушки, плавающие в воде, на «кораблики»-половинки грецкого ореха с парусом.

18.  «Вертушки». Детям предлагается подуть на вертушку из бумаги, картона или пластика. Размер вертушки, форма и количество лопастей могут быть разными.

19. «Духовые инструменты». Эти инст­рументы издают звуки, если в них правиль­но дуть, поэтому их и называют духовыми (дудочка, труба, свирель, духовая гармош­ка). Можно изготовить самодельные духовые инструменты из колпачков разных размеров от старых ручек и фломастеров.

Начинать следует с легких упражнений: задуть свечу или сдуть ватку с ладони с расстояния 12-20 см (расстояние можно постепенно увеличивать). Надувать воз­душные шары и резиновые игрушки мож­но только после того, как у ребенка будет развита достаточная сила ротового выдо­ха. Более трудной является игра на духо­вых инструментах.

Следует помнить: дыхательные упраж­нения быстро утомляют ребенка и могут вызвать головокружение (и даже голо­вные боли), поэтому после каждого уп­ражнения необходим отдых. В случаях по­явления головокружения занятия следует прекратить.

После того как у детей будет сформиро­ван плавный длительный выдох, вводятся голосовые упражнения; при этом внимание детей обращают на различную высоту, си­лу, тембр голоса.

П. Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале

гласных звуков

Цель. Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношени­ем гласных звуков.

Инструкция к выполнению. Вдох через рот - быстрый, пауза, выдох медленный с одновременным произношением гласных сначала шепотом, затем громко.

1. Произношение гласного звука на вы­дохе (2-4 раза): а,о,у,ы,э (шепотом, голо­сом).

2.Произношение двух гласных на од­ном выдохе (2-4раза):а - э,о -у, и - ы,э- и (шепотом, голосом).

3.Произношение трех гласных на одном выдохе (2-4 раза): а - э - о, о - у - и, о -у-а, о-э-ы, а-у-о (шепотом, голо­сом).

4.Произношение четырех гласных на одном выдохе (2-4 раза): а-э-о-у,а-о-у-э, о-у-а-и, а-о-у-э (шепо­том, голосом).

5.Произношение гласного ряда на од­ном выдохе шепотом, голосом.

6. Произношение гласного ряда на од­ном выдохе со сменой темпа шепотом, го­лосом.

7. Произношение гласных в звукоподра­жаниях музыкальным инструментам -труба гудит: у-у-у-у-у; предметам – кукла Ляля плачет: уа-уа-уа; пароход гудит: у-у-у-у-у, животным - медведь ревет: а-а-а;
голодный волк: у-у-у; явлениям природы -ветер (вьюга) воет: у-у-у; людям – девочка плачет: а-а-а.

8.«Эхо». Детей распределяют на две группы. Первая группа вместе с логопедом громко произносит гласные звуки (а, о, у) или сочетания гласных (ау, уа, оа, уи).Вторая группа («Эхо») тихо повторяет их.
Затем группы меняются ролями.

9.«Вьюга». Перед детьми – сюжетная картина «Вьюга». По сигналу «Вьюга на­чалась» дети тихо гудят: у-у-у. По сигналу «Сильная вьюга» дети громко произносят: У-У-У. По сигналу «Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу «Вьюга кончилась» замолкают.
Речевые сигналы можно сопровождать движениями руки: горизонтальное движе­ние - дети говорят тихо, руки вверх - усиление голоса, руки вниз - уменьшение си­лы голоса.

10.   «В лесу». Детям предлагают картин­ки «Дети в лесу», «Мальчик заблудился», «Поезд», которые логопед использует в процессе рассказывания. Дети пошли в лес. Мальчик Петя нашел большой гриб и
говорит: «О-о-о!». Как говорит Петя? (Де
ти длительно повторяют.) Петя шел по лесу, искал грибы и заблудился. Петя стал кричать: «Ау, ау, ау!». Давайте поможем Пете. (Дети повторяют.) Ребята услыша­ли Петю и прибежали к нему. Много гри­бов набрали ребята. А потом они поехали

на поезде домой. Поезд гудел: «У-у-у!». (Дети повторяют.).

III. Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале

согласных звуков

Цель. Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношени­ем согласных звуков.

Инструкция к выполнению. Произно­шение согласных идет на одном выдохе, сначала с беззвучной артикуляцией, затем - громко. Логопед должен следить за тем, чтобы ребенок правильно имитировал нужный звук, и поощрять длину выдоха. (Отмечать время счетом.)

1. Произношение глухих согласных на одном выдохе: ф, с, ш, х.

2.Произношение двух согласных на од­ном выдохе: ф - с, с - ш, ш - с, х - ф

3.Произношение трех согласных на од­ном выдохе: ф - с - ш  и др.

4.Произношение четырех согласных на одном выдохе: ф - с - ш – х и др.

5.Произношение согласных в звукопод­ражаниях предметам (зазвонил телефон: з-з-з-з-з; ревет трактор:р-р-р-р-р-р; качает насос: ш-ш-ш-ш-ш-ш; сдувается шарик: с-с-с-с-с; паровоз выпускает пар: ш-ш-ш-ш-ш; из крана течет вода: с-с-с-с-с); жи­вотным (мышонок шуршит: ш-ш-ш-ш-ш;
тигр рычит: р-р-р~р-р; комар (оса) летит: з-з-з-з-з; жук жужжит: ж-ж-ж-ж-ж; змея шипит: ш-ш-ш-ш-ш; злая собака рычит: р'Р-р-р-р); явлениям природы (лес шумит: ш-ш-ш-ш-ш; воет вьюга (ветер): в-в-в-в-в); людям («не шумите» - тс-с-с-с).

6.«Трубач». Сидя, медленно выдыхая, громко произносить: пф-ф-ф. Повторить 4-5 раз.

7.«На турнике». Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих
руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки - вдох, палку опустить назад на лопатки - длинный выдох. Выды­хая, произносить; ф-ф~ф-ф-ф (3-4 раза).

8. «Ежик». Сидя на коврике, ноги вмес­те, упор на кисти рук сзади, согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди - медлен­ный выдох на звуке ф-ф-ф-ф-ф. Выпря­мить ноги - вдох (4-5раз).

9.«Гуси шипят». Ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперед с од­новременным отведением рук в стороны - назад (в спине прогнуться, смотреть впе­ред) - медленный выдох на звуке ш-ш-ш-ш-ш, выпрямиться - вдох (5-6 раз),

10.«Шар лопнул». Ноги слегка расста­вить, руки опустить вниз. Разведение рук
в стороны - вдох. Хлопок перед собой - медленный выдох на звуке ш-ш-ш (5-6 раз).

11.«Насос». Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох (при выпрямлении) и выдох с одновременным накло­ном туловища в сторону и произнесением звука с-с-с-с-с (руки скользят вдоль туло­вища) (6-8раз).

12.«Семафор». Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднимать руки в стороны - вдох,
медленно опускать вниз - длительный вы­
дох на звуке с-с-ос-с (3-4 раза).

13.«Регулировщик». Стоя, ноги расстав­лены на ширину плеч, одна рука поднята
вверх, другая отведена в сторону. Вдох но­сом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить: р-р-р-р-р (5-6 раз).

14.«Дует ветер». Дети водят хоровод. Логопед сопровождает движение расска­зом: «Утром дети идут в детский сад. Све­тит солнце. Дует тихий ветерок: в-в-в-в-в (произносится тихо). Как дует тихий вете­рок? (Дети останавливаются и повторя­ют тихо: в-в-в-в-в.) Вечером дети идут до­мой. Подошли к дому. И вдруг подул силь­ный   ветер:   В-В-В-В-В   (произносится громко). Как дует сильный ветер?». (Дети громко повторяют.)

 

V. Дыхательно-голосовые упражнения на материале слов

Цель. Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием слов с изменением силы и высоты го­лоса.

Инструкция к выполнению. Произне­сение слов идет на одном выдохе. Удли­ненный выдох наращивается постепенно.

 

1. Произнесение ряда слов на одном вы­дохе: папа, папа, пока; папа, пока, кипа; па­па, пока, кипа, пика и т.д.

2.Перечисление дней недели (каждую строчку говорить на одном выдохе): поне­дельник; понедельник, вторник; понедель­ник, вторник, среда и т.д.

3.   Перечисление названий месяцев: ян­варь; январь, февраль; январь, февраль, март и т.д.

4.  Перечисление времен года: зима; зи­ма, весна; зима, весна, лето; зима, весна, ле­то, осень.

5.  «Позовем животных». Логопед пока­зывает картинки, на  которых изображены животные, и предлагает подозвать их. Де­ти подзывают животных, произносят меж­дометия или клички животных. Напри­мер, кошку: кис, кис, кис; корову: Майка, Майка, Майка; щенка: Шарик, Шарик,
Шарик и т.д.

6. Подзывают животных ласко­во, доброжелательно, призывно,  много­кратно повторяя слова.

7. «Кто за кем или за чем следует?». Логопед подбирает предметы  и игрушки (три-четыре), ставит на стол, предлагает
посмотреть на них и сказать, что за чем стоит. Дети называют предметы, перечис­ляя их на одном выдохе. Затем порядок
предметов меняется, некоторые добавля­ются или убираются. Дети произносят на­ звания предметов группами или по одному (на одном выдохе). Вариант игры. Про­изнесение предметов по памяти, что за чем стояло на одном выдохе.

 

V. Дыхательно-голосовые упражнения на материале

предложений, фраз.

Цель. Тренировка удлиненного выдоха с одновременным произнесением фразы.

Инструкция к выполнению. Каждое предложение проговаривается слитно, на одном выдохе. Проговаривание может со­провождаться движениями рук. Усложняя задание, каждый раз надо предлагать более длинные фразы.

1. Произнесение фразы с постепенным усложнением,

  Логопед проводит беседу по сюжет­ной картинке, произносит короткую фра­зу. Первый ребенок повторяет фразу, до­полняя ее одним словом, второй - еще од­ним и т.д. Фраза должна произноситься на одном выдохе.

  Логопед произносит короткую фразу: «Саша любит», подставляет игрушку. Ребе­нок повторяет фразу, дополняя ее названи­ем игрушки: «Саша любит дудочку». Лого­пед подставляет еще одну игрушку. Ребенок повторяет фразу, дополняя ее еще одним словом: «Саша любит дудочку и мяч» и т.д.

  «Цветы». Логопед ставит в вазу букет знакомых детям цветов. Дети называют их. Затем по очереди нюхают какой-либо цве­ток и на одном выдохе произносят заданную фразу.  Фразы постепенно усложняются.
Например: «Роза пахнет. Роза очень хорошо пахнет. Красная роза очень хорошо пахнет».

2. Ответы на вопросы. (Полные ответы произносятся на одном выдохе.)

  Какой сегодня день недели? (Сегодня...)

  Какой завтра день недели? (Завтра...)

  Какой день недели был вчера? (Вчера...)

  Сколько всего дней в неделе? (В неде­ле семь дней: понедельник...)

  Какой первый месяц зимы? (Первый месяц зимы - декабрь.)

  Какой второй месяц зимы? (Второй...)

  Какой третий месяц зимы? (Третий...)

  Сколько всего зимних месяцев? (Все­ го три зимних месяца: декабрь...)

(Аналогично проводится работа на ре­чевом материале о других временах года.)

 

 

 

 

 


Развитие речевого дыхания у детей с дизартрией

Развитие речевого дыхания у детей с дизартрией

Вдох через нос, выдох через рот

Вдох через нос, выдох через рот

Цель. Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ

Цель. Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ

Продвигать птичек нужно на одном вы­ дохе

Продвигать птичек нужно на одном вы­ дохе

Духовые инструменты». Эти инст­ рументы издают звуки, если в них правиль­ но дуть, поэтому их и называют духовыми (дудочка, труба, свирель, духовая гармош­ ка)

Духовые инструменты». Эти инст­ рументы издают звуки, если в них правиль­ но дуть, поэтому их и называют духовыми (дудочка, труба, свирель, духовая гармош­ ка)

Произношение четырех гласных на одном выдохе (2-4 раза): а-э-о-у,а- о-у-э, о-у-а-и, а-о-у-э (шепо­ том, голосом)

Произношение четырех гласных на одном выдохе (2-4 раза): а-э-о-у,а- о-у-э, о-у-а-и, а-о-у-э (шепо­ том, голосом)

Цель . Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношени­ ем согласных звуков

Цель . Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношени­ ем согласных звуков

Шар лопнул». Ноги слегка расста­ вить, руки опустить вниз

Шар лопнул». Ноги слегка расста­ вить, руки опустить вниз

Перечисление времен года: зима; зи­ ма, весна; зима, весна, лето; зима, весна, ле­ то, осень

Перечисление времен года: зима; зи­ ма, весна; зима, весна, лето; зима, весна, ле­ то, осень

Ребе­ нок повторяет фразу, дополняя ее названи­ ем игрушки: «Саша любит дудочку»

Ребе­ нок повторяет фразу, дополняя ее названи­ ем игрушки: «Саша любит дудочку»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.09.2020