КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ КАРАНДАШ
По мнению психологов и физиологов, формирование письменных навыков начинается
значительно раньше того момента, когда родители или учитель впервые вкладывает
в руку ребенка ручку и показывает, как надо писать букву. Ещё в трехлетнем
возрасте дети чертят на бумаге прямые линии или каракули, не контролируя, не
направляя свою руку. Эти попытки и служат основой, психофизиологической
предпосылкой для формирования навыка письма. Другими словами, письмо начинается
с рисования.
Большинство детей сначала учатся держать карандаш в кулаке, захватив его всей
ладонью. Неудивительно, что некоторые 3-летние карапузы держат карандаш именно
так. Ведь их никто и никогда не учил правильно располагать пальчики. А рисовать
гораздо удобнее, когда карандаш правильно лежит в руке.
Правильный захват карандаша выглядит так: карандаш лежит на среднем пальце,
указательный палец придерживает карандаш сверху, а большой палец - с левой
стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают карандаш сильно.
Указательный палец может легко подниматься, и при этом карандаш не должен
падать.Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать
у основания большого пальца. Во время рисования рука опирается на верхний
сустав загнутого внутрь мизинца.
Если
малышу нет еще и 3 лет, просто регулярно вкладывайте карандаш, или фломастер,
или кисточку в пальчики правильно.
А
после 3 лет можно показать крохе нехитрый прием: щепотью (большим, указательным
и средним пальцами) малыш должен взять за незаточенный конец карандаша и
передвигать пальцы к другому концу скользящим движением, опираясь заточенным
концом о поверхность стола.
Когда пальчики будут почти у грифеля, они обязательно правильно распределятся. Зафиксируйте внимание ребенка на том, как держать карандаш «по- новому».
Немного тренировки, и малыш сам
будет следить за своими пальчиками.
Есть и другой неплохой способ научить ребенка правильно брать в руки карандаш.
Раскрываете правую ручку ребенка ладошкой вниз и вкладываете карандаш нижней
его частью между большим и указательным пальцами, затем просите малыша сжать
пальцы.
Обычно почти все дети берут
карандаш правильно.
Если не получилось с первого раза - немного подправьте положение пальцев. Если
заметили, что карандаш снова в кулаке - остановите рисование и переложите его
правильно. После десятка таких перекладываний даже годовалый ребенок начинает
правильно держать карандаш.
Занятия,
способствующие развитию захвата щепотью:
Побуждайте
ребенка брать мелкие предметы кончиками пальцев (пинцетный захват) и выпускать
их, складывая в какую-то емкость.
Можно
играть с не тугими бельевыми прищепками, складывать бумагу или вытаскивать
салфетки из пачки, откручивать крышечки от тюбиков с зубной пастой большим,
указательным и (иногда) средним пальцами.
Если
все перечисленные способы не принесли успеха, то уберите на некоторое время ВСЕ
карандаши, фломастеры и другие изобразительные материалы большой длины.
Купите коробку масляной пастели
(она очень яркая и легко оставляет след на бумаге) или восковых мелков.
Сломайте мелки пополам, так, чтобы получились кусочки сантиметра по три - не
больше. Такие мелки невозможно держать в кулаке. То есть, держать-то можно, но
рисовать так не получится. Такие кусочки можно держать только пальчиками -
щепоточкой. Порисуйте такими мелками недельку-другую (активно!).
Малыш привыкнет держать предмет для рисования пальчиками.
А потом пробуйте вернуться к
карандашам. Обратите внимание ребенка на то, как он держал мелки и скажите, что
так же можно держать и карандаш.
Если опять начнет держать в кулачке, вернитесь назад - только мелки. И
порисуйте ими еще пару недель.
Обычно малыши очень крепко сжимают карандаш. Пальцы потеют и быстро устают. В
этом случае нужно сделать упражнения на расслабление. Хорошо помогают научить
ребенка расслаблять пальцы занятия с красками.
Упражнения
на расслабление.
Дети могут почувствовать расслабление мышц только тогда, когда их сначала
просят сильно сжать карандаш пальчиками и долго подержать их в этом состоянии.
А затем предлагают разжать (расслабить) пальцы и почувствовать это состояние.
При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а
расслабление - длительным. У каждого ребенка должно сложиться своеобразное
представление о расслаблении.
Обратите
особое внимание на то, как сидит ваш ребенок при рисовании. Он должен знать
правила придерживать бумагу рукой, свободной от рисования; локти не должны быть
прижаты к телу и тем более не должны висеть.
Ну
и конечно, развиваем мелкую моторику (шнуровки, перекладывание мелких
предметов, наклейки и аппликации), пальчиковая гимнастика, рисование
(пальчиками, мелками, палочками на песке и т.д.)
Если ваш ребенок до определенного возраста не может овладеть щепотным захватом
и управлять движениями мелких мышц руки, не волнуйтесь.
Нужны лишь время и практика,
и у Вас все получится!!!
Управление системой образования
администрации Краснокамского городского округа
МАДОУ «Детский сад «Волшебная сказка», корпус 2
Утверждаю:
Старший воспитатель МАДОУ
«Детский сад «Волшебная сказка»
______________Ю.В.Завьялова
26.10.2021 года
Консультация для родителей
«КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ КАРАНДАШ »
Цель: Повышение педагогической культуры родителей
По мнению психологов и физиологов, формирование письменных навыков начинается
значительно раньше того момента, когда родители или учитель впервые вкладывает
в руку ребенка ручку и показывает, как надо писать букву. Ещё в трехлетнем
возрасте дети чертят на бумаге прямые линии или каракули, не контролируя, не
направляя свою руку. Эти попытки и служат основой, психофизиологической
предпосылкой для формирования навыка письма. Другими словами, письмо начинается
с рисования.
Большинство детей сначала учатся держать карандаш в кулаке, захватив его всей
ладонью. Неудивительно, что некоторые 3-летние карапузы держат карандаш именно
так. Ведь их никто и никогда не учил правильно располагать пальчики. А рисовать
гораздо удобнее, когда карандаш правильно лежит в руке.
Правильный захват карандаша выглядит так: карандаш лежит на среднем пальце,
указательный палец придерживает карандаш сверху, а большой палец - с левой
стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают карандаш сильно.
Указательный палец может легко подниматься, и при этом карандаш не должен
падать.Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать
у основания большого пальца. Во время рисования рука опирается на верхний
сустав загнутого внутрь мизинца.
Если малышу нет еще и 3 лет, просто регулярно вкладывайте карандаш, или
фломастер, или кисточку в пальчики правильно.
А после 3 лет можно показать крохе нехитрый прием: щепотью (большим,
указательным и средним пальцами) малыш должен взять за незаточенный конец
карандаша и передвигать пальцы к другому концу скользящим движением, опираясь
заточенным концом о поверхность стола. Когда пальчики будут почти у грифеля,
они обязательно правильно распределятся. Зафиксируйте внимание ребенка на том,
как держать карандаш «по- новому».
Немного тренировки, и малыш сам будет следить за своими пальчиками.
Есть и другой неплохой способ научить ребенка правильно брать в руки карандаш.
Раскрываете правую ручку ребенка ладошкой вниз и вкладываете карандаш нижней
его частью между большим и указательным пальцами, затем просите малыша сжать
пальцы. Обычно почти все дети берут карандаш правильно.
Если не получилось с первого раза - немного подправьте положение пальцев. Если
заметили, что карандаш снова в кулаке - остановите рисование и переложите его
правильно. После десятка таких перекладываний даже годовалый ребенок начинает
правильно держать карандаш.
Занятия, способствующие развитию захвата щепотью:
* Побуждайте ребенка брать мелкие предметы кончиками пальцев (пинцетный
захват) и выпускать их, складывая в какую-то емкость.
* Можно играть с не тугими бельевыми прищепками, складывать бумагу или
вытаскивать салфетки из пачки, откручивать крышечки от тюбиков с зубной пастой
большим, указательным и (иногда) средним пальцами.
* Если все перечисленные способы не принесли успеха, то уберите на
некоторое время ВСЕ карандаши, фломастеры и другие изобразительные материалы
большой длины. Купите коробку масляной пастели (она очень яркая и легко
оставляет след на бумаге) или восковых мелков. Сломайте мелки пополам, так, чтобы
получились кусочки сантиметра по три - не больше. Такие мелки невозможно
держать в кулаке. То есть, держать-то можно, но рисовать так не получится.
Такие кусочки можно держать только пальчиками - щепоточкой. Порисуйте такими
мелками недельку-другую (активно!).
Малыш привыкнет держать предмет для рисования пальчиками. А потом пробуйте
вернуться к карандашам. Обратите внимание ребенка на то, как он держал мелки и
скажите, что так же можно держать и карандаш.
Если опять начнет держать в кулачке, вернитесь назад - только мелки. И
порисуйте ими еще пару недель.
Обычно малыши очень крепко сжимают карандаш. Пальцы потеют и быстро устают. В
этом случае нужно сделать
упражнения на расслабление. Хорошо помогают научить ребенка расслаблять пальцы
занятия с красками. Когда ребенок работает с кистью, то он расслабляет
пальцы, делая широкие мазки.
Упражнения на расслабление.
Дети могут почувствовать расслабление мышц только тогда, когда их сначала
просят сильно сжать карандаш пальчиками и долго подержать их в этом состоянии.
А затем предлагают разжать (расслабить) пальцы и почувствовать это состояние.
При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а
расслабление - длительным. У каждого ребенка должно сложиться своеобразное
представление о расслаблении.
Обратите особое внимание на то, как сидит ваш ребенок при рисовании. Он
должен знать правила придерживать бумагу рукой, свободной от рисования; локти
не должны быть прижаты к телу и тем более не должны висеть.
Ну и конечно, развиваем мелкую моторику (шнуровки, перекладывание мелких
предметов, наклейки и аппликации), пальчиковая гимнастика, рисование
(пальчиками, мелками, палочками на песке и т.д.)
Если ваш ребенок до определенного возраста не может овладеть щепотным захватом
и управлять движениями мелких мышц руки, не волнуйтесь. Нужны лишь время и
практика, и у Вас все получится!!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.