«Развитие речи через познавательно-исследовательскую деятельность с использованием сказки в старшей группе»
Оценка 4.9

«Развитие речи через познавательно-исследовательскую деятельность с использованием сказки в старшей группе»

Оценка 4.9
docx
21.03.2021
«Развитие речи через познавательно-исследовательскую  деятельность с использованием сказки в старшей группе»
Развитие речи через....docx

                                  Ход мастер-класса

                      Здравствуйте, уважаемые коллеги!

       Тема моего выступления: «Развитие речи через познавательно-исследовательскую  деятельность с использованием сказки в старшей группе»

   Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового» Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.

   Дошкольники в процессе экспериментирования учатся высказывать свои предположения (выдвигать гипотезы), делать выводы из сказанного, учатся ставить цель. В результате развиваются коммуникативные навыки, обогащается словарный запас детей, формируется связная речь.

      Сейчас я покажу, как работаю в этом направлении с детьми. Опыты показываю на сказках , в которых всегда можно найти предмет или явление для экспериментирования. Считаю это эффективным методом, так как детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме.

       Деятельность включает в себя несколько этапов:

1 этап:

 а) предварительная работа по сказке (чтение, обсуждение, обыгрывание ).  

б) экспериментирование в процессе знакомства со сказкой.

2 этап:

выдвижение гипотез, исследование (предположения, обсуждение, эксперимент)

3 этап: рефлексия (выводы, доказательства, опровержения гипотез); оформление полученных знаний детьми в мини проекты, н-р: создание книги, альбома рисунков с наблюдениями, презентации, выступления, мастер-классы.

                  

                      Видео с показом эксперимента

 

     Ребята, сегодня вы будете выступать в роли исследователей, проводить различные опыты и делать выводы, как настоящие ученые. Я знаю, что вы любите сказки. Я тоже их очень люблю. Давайте присядем на ковер и послушаем сказку про «Путешествие утенка». Хотите узнать, как путешествовал утенок?

     (Давайте сейчас  попробуем заглянуть  на птичий двор и послушать его звуки)

В деревушке, на птичьем дворе, жил очень любопытный утенок. Его братья и сестры были очень послушными, а он хотел все знать. Однажды ему захотелось узнать, что же там, за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир. Выйдя за забор, он отправился по тропинке и вдруг увидел много мелких  насекомых.

    -Ребята, как вы думаете, каких насекомых мог увидеть утенок? (предположение детей).

     Ему захотелось разглядеть их поближе.

  - Как вы думаете, как можно рассмотреть мелких насекомых?

   -Ребята, только насекомых сейчас нет. Почему?

    - Что же нам делать?

 - Можно ли заменить их какими –нибудь предметами?    (Предположения).

Вывод: Мы можем использовать шарики пластилина, рисовые зернышки, гречневые, овсовые, перловые зернышки, зернышки граната.

    Хотите узнать, как можно рассмотреть насекомых? Тогда попробуем провести эксперимент.

  

   Опыт №1

а) поместить зернышки в емкость (н-р, прозрачный стакан), сверху натянем пищевую пленку и сделаем пальцами небольшое углубление, в которое нальем воды.

     -Что мы увидели, ребята? Почему это произошло?

Вывод: (делает воспитатель вместе с детьми): если смотреть на зернышко через воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла.

    Опыт №2

 б) Положить так называемое насекомое на лист бумаги.  Если насекомое светлое, то лучше использовать какую бумагу? (Темную)

А если насекомое темное, лучше использовать светлую бумагу.

 

 

 

(Продолжение сказки) Неподалеку он увидел небольшое озеро, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки (показываю картинку). Солнышко уже начало всходить, и утенок увидел, как распускаются эти цветы.

-Ребята, в какое время суток распускаются эти цветы?  Что говорится об этом в тексте? Какой вывод мы можем сделать? (ответ детей).

А если солнышко заходит, значит цветочки (что делают?) закрываются. Какой вывод мы можем сделать из сказанного: кувшинки очень любят солнышко. Солнышко любят не только кувшинки, но и мы, взрослые и дети (почему?), потому что солнышко дарит нам свет, тепло и радость.

  -Ребята, хотите посмотреть, как цветочки распускают свои лепестки?

Опыт № 2 Перед нами цветы , сделанные из цветной бумаги. Лепестки их закрыты. Сейчас мы вместе опустим цветы на воду. Понаблюдаем, что с ними произойдет (цветочки распустились)

   -Почему это произошло?

Вывод: вода впиталась в бумагу, она намокла и стала тяжелее, поэтому лепестки раскрылись.

      Какие еще качества и свойства бумаги вы знаете?

а) рвется, сминается, горит; ее можно разрезать, склеить

б) гладкой, шершавой и т.д. 

         Опыты по сказке можно продолжить, ведь утенок увидел еще многое: рыбок, лодочку, следы на песке...

      Уважаемые педагоги, спасибо за внимание!

    Экспериментируйте и придумывайте интересные задания для детей, побуждая их к творческому поиску, ведь детское экспериментирование располагает большими возможностями для формирования связной речи у дошкольников.

 Творческих успехов вам! Спасибо за внимание!

 

 


 

Ход мастер-класса

Ход мастер-класса

Видео с показом эксперимента

Видео с показом эксперимента

Опыт №1 а) поместить зернышки в емкость (н-р, прозрачный стакан), сверху натянем пищевую пленку и сделаем пальцами небольшое углубление, в которое нальем воды

Опыт №1 а) поместить зернышки в емкость (н-р, прозрачный стакан), сверху натянем пищевую пленку и сделаем пальцами небольшое углубление, в которое нальем воды

Опыт № 2 Перед нами цветы , сделанные из цветной бумаги

Опыт № 2 Перед нами цветы , сделанные из цветной бумаги
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2021