Развитие речи детей 4-5 лет
Ведущей задачей педагогической работы воспитателей детского сада является формирование у воспитанников высокого уровня владения родным языком. Развитая речь — необходимое условие гармоничной социализации, комфортного психического самочувствия, выстраивания полноценных отношений со сверстниками и окружающими взрослыми, достижения отличных результатов в учёбе. Овладение словом очень важно для развития мышления, обретения творческой свободы самовыражения и познания окружающего мира. Чем раньше, с учётом возрастных особенностей, мы поможем ребёнку научиться грамотно и полно выражать свои мысли, тем свободнее и увереннее он будет чувствовать себя в дальнейшем.
Работа по речевому развитию — сложный педагогический процесс, базирующийся на комплексе методических приёмов и специальных упражнений, нацеленных на совершенствование речевых навыков ребёнка и формирование у него высокой культуры речи: умения слушать, сдерживать спонтанную эмоциональную реакцию, проявлять тактичность и дружелюбие. Серьёзность задач, стоящих перед педагогом в рамках требований речевого развития, вынуждает самого вдумчивого подхода к используемым средствам.
Основные педагогические приёмы:
• Обучение рассказу по нескольким сюжетным картинкам. Такое задание педагог предлагает подгруппе из четырёх-пяти детей. Таким образом, в течение года проводится подготовка воспитанников к пересказу услышанного литературного произведения, сказки, занимательной истории, познавательной информации, личного жизненного опыта или собственных эмоциональных впечатлений.
• Ежедневное чтение художественной литературы, предусмотренной образовательной программой, обучение умению внимательно слушать сказки, произведения различных авторов. Чтение можно сопровождать демонстрацией наглядного материала, показом игрушечных персонажей, игровой импровизацией с просьбой продолжить, повторить, пересказать услышанное или словами описать картинку. Стоит заметить, что педагогу также необходимо постепенно приучать детей воспринимать художественное произведение без дополнительного участия средств наглядности.
• Работа в формате беседы (домашние и дикие животные, растения, одежда, времена года, моя семья, профессии и т. д.), обсуждение иллюстраций и картинок, которое будет способствовать развитию образного мышления и умения самостоятельно формулировать собственные мысли, задавать вопросы и отвечать на вопросы воспитателя. Четырёхлетним детям нецелесообразно вставать при ответах, поскольку тратится много времени. Также малыши учатся аргументировано выражать своё мнение и доносить его до других детей, подбирая нужные фразы. Необходимо стремиться к созданию благоприятной психологической и педагогической среды для активного, естественного общения между детьми, настраивать их на добродушное восприятие ответов друг друга, помогать преодолеть застенчивость, неуверенность, замечать и одобрять даже небольшой прогресс каждого малыша.
• Использование игровых технологий (ролевых и дидактических), проигрывание воображаемых ситуаций, театральных импровизаций как средств тренировки звукопроизношения, диалоговой речи, методов психологического и интеллектуального раскрепощения, развития инициативности и творческой активности. (Ролевые игры «Магазин», «Поликлиника», дидактические игры «Часы», «Транспорт» и т. д.).
• Дидактическая игра помогает научить детей находить заданный звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком, научить относить единичные предметы к определённым тематическим группам
• Многократное повторение нового слова с ярко выраженным интонационным акцентом на нём и пояснением его смысла, а также возможностей использования в различных речевых оборотах.
• Физкультминутки, которые также являются учебным заданием, поэтому необходимо настраивать детей на серьёзное отношение к физкультурным паузам и старательное их выполнение. Игровая гимнастика — несколько заданий имитационного характера на подражание движениям животных, спортсменов, создание образа растения («пловец», «роза», «лыжник» и т. д.). Совершенствование мелкой моторики рук. Научные исследования В.М. Бехтерева обнаружили глубинную взаимосвязь гибкости и ловкости пальцев рук и деятельности высшей нервной системы. Пальчиковая гимнастика снимет умственное напряжение, мимический зажим, расслабит мышцы. Речевой механизм напрямую зависит от развитости ручных умений.
Успех педагогических усилий, направленных на речевое развитие воспитанников, во многом зависит от организации жизни детского сада и атмосферы, в которой пребывают малыши; от заботливо созданной и продуманной развивающей среды. Дети этого возраста чрезвычайно активны, открыты к познанию нового, но часто проявляет поспешность, поэтому допускают ошибки и при этом довольно болезненно воспринимают критическую оценку.
Поэтому важно, чтобы педагог проявлял терпение, дружелюбие и тактичность по отношению к детям, что, в свою очередь, вызовет у ребёнка ответное стремление работать и позволит добиться высокого образовательного результата.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.