Развитие речи у детей с кохлеарным имплантом в семье. Рекомендации родителям.
Рано или поздно перед родителями, дети которых перенесли кохлеарную имплантацию, встает вопрос: как заниматься с ними развитием речи?
Что нужно знать и с чего начинать родителям, желающим заниматься развитием речи своего ребенка?
Надевайте аппарат во включенном состоянии, на самом слабом режиме, а затем постепенно увеличивайте усиление процессора КИ. Приучайте ребенка к постоянному ношению КИ.
Ребёнок лучше всего воспринимает мелодичные гласные звуки, произносимые нараспев. Очень важно, чтобы ребенок с первых дней жизни слушал мамину речь и речь окружающих его близких людей. Она должна быть внятной, чуть нараспев. Говоря что-то ребенку, повторите это слово или фразу 3 раза.
Для развития умения детей подражать действиям взрослого необходимо использовать следующие игры и упражнения: укачиваем куклу «а – а – а», "Мы руками хлоп - хлоп", "Мы ногами топ - топ". При этом взрослый, произнося слова, вначале сам производит необходимые действия, затем сопровождает свои слова действиями ребенка (берет его ладошки и хлопает ими), а потом побуждает его к самостоятельному выполнению движений по словесной инструкции. Аналогично формируется связь между словами: "До свидания" (ребенок сначала машет рукой с помощью взрослого, затем самостоятельно). Далее в занятия включаются более сложные варианты игр и упражнений, с которыми знакомят детей по тому же алгоритму: выполнение движений и сопровождение их речью педагогом, потом совместный повтор, после чего дети переходят к их самостоятельному воспроизведению.
Необходимо как можно больше просто разговаривать с детьми.
Все действия - переодевание, кормление, купание, некоторые домашние дела - сопровождайте комментариями, подобием беседы. Например: «Сейчас, будем мыть руки, вот кран, вот вода, послушай, как течет вода из крана».
Очень важно, чтобы ребёнок видел вашу мимику, а точнее артикуляцию, это правило остается в силе на протяжении всего периода освоения речи и занятий по ее развитию. Именно это поможет в дальнейшем ребенку быстрее усвоить произнесение тех или иных звуков.
Сначала детям будет непросто повторять за вами звуки или слоги - даже те, которые он сам произносит легко и правильно. Но через некоторое время, благодаря вашим регулярным занятиям, умение подражать усовершенствуется, впоследствии он сможет повторять за вами и те звукосочетания, которых в его речи не было.
И конечно, самыми важными движениями, для развития речи, являются движения артикуляционного аппарата: языка, губ и т. д. Причем, тренировка мышц речевого аппарата ребенка происходит не только, когда он гулит или лепечет, но и когда дышит, дует, глотает, сосет и жуёт.. Кроме этого, конечно же, есть специальные упражнения для развития речевого аппарата.
Тренировать губы и язычок ребенка совсем не трудно: гудите, тарахтите, войте, мычите, каркайте и т. д. Давайте ребенку вылизывать ложки, снимать кончиком языка с ложки капельки. Смазывайте его губы каким-то лакомством, чтобы он их облизывал. Перед зеркалом высовывайте язык, стройте рожицы. Пусть малыш цокает язычком, как лошадка, чмокает, присасывает язык к нёбу. Учите его сплевывать ниточку, бумажку, крупинку.
Как уже упоминалось, очень полезно дуть - тут можно использовать и мыльные пузыри, и вертушки и т. д. Предлагайте игры на сдувание различных легких предметов: кусочков бумаги, ваты, бумажных фигурок (кораблики и т. п.). Например, если ребёнок уже видел снег на улице, возьмите несколько рыхлых кусочков ваты, покажите ребенку и скажите: "Смотри, вот падает снежок. Я подула на снежинку, и она полетела. А ты хочешь подуть на снежинку?". Следите за тем, чтобы выдох был ртом, плавный и нешумный, а вдох производился через нос.
Помимо упражнений на голосовое подражание, по развитию речевого аппарата и стимуляции мелкой моторики рук, в развитии речи важное место занимают занятия по развитию внимания, слухового восприятия, памяти ребенка.
Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие - они необходимы для развития умения сосредоточиваться на звуке - без этой способности нельзя научиться слушать и понимать речь.
- «Узнай что звучало?»
Возьмите различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (бумага, ложка, барабан, звонок, дудка и т. д.). Начинать игру нужно с двух предметов, постепенно увеличивая их количество. Познакомьте ребенка с их названиями и привлеките его внимание к различным звукам, издаваемым этими предметами, дайте ему самому попробовать произвести эти звуки. Затем уберите эти предметы за ширму, и пошумите одним из предметов. Потом вместе с ним определите, какой предмет звучал.
В осознании ребенком звуков и накопления им слухового опыта поможет альбом, где вы вместе с ним будете рисовать предметы, которые издают различные звуки (или наклеивать картинки, фотографии), и подписывать их короткими предложениями. Там должны быть странички с картинками и фотографиями: «Моя семья», «Домашние животные», «Одежда», и т.д. Вы используете этот альбом на занятиях, называя эти предметы, звуки, действия вы помогаете ребенку их запоминать.
Очень важно, чтобы при занятиях по развитию речи с детьми, игровой элемент не был поглощен "образовательным", а эмоции ребенка не подавлялись. Если в процессе общения вы сделаете речь самоцелью, то потребность в общении постепенно угаснет. Поэтому, используя игры и занятия по развитию речи, вы должны чутко следить за настроением ребёнка, а также учитывать его речевые возможности.
В заключение напомним общие для всех правила:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.