Развитие речи детей с кохлеарным имплантом в семье
Оценка 4.6

Развитие речи детей с кохлеарным имплантом в семье

Оценка 4.6
docx
17.11.2024
Развитие речи детей с кохлеарным имплантом в семье
Развитие речи у детей с кохлеарным имплантом в семье.docx

Развитие речи у детей с кохлеарным имплантом в семье. Рекомендации родителям.

   Рано или поздно перед родителями, дети которых перенесли кохлеарную имплантацию, встает вопрос: как заниматься с ними развитием речи?

Что нужно знать и с чего начинать родителям, желающим заниматься развитием речи своего ребенка?

Надевайте аппарат во включенном состоянии, на самом слабом режиме, а затем постепенно увеличивайте усиление процессора КИ. Приучайте ребенка к постоянному ношению КИ.

  Ребёнок лучше всего воспринимает мелодичные гласные звуки, произносимые нараспев. Очень важно, чтобы ребенок с первых дней жизни слушал мамину речь и речь окружающих его близких людей. Она должна быть внятной, чуть нараспев. Говоря что-то ребенку, повторите это слово или фразу 3 раза.

Для развития умения детей подражать действиям взрослого необходимо использовать следующие игры и упражнения: укачиваем куклу «а – а – а», "Мы руками хлоп - хлоп", "Мы ногами топ - топ". При этом взрослый, произнося слова, вначале сам производит необходимые действия, затем сопровождает свои слова действиями ребенка (берет его ладошки и хлопает ими), а потом побуждает его к самостоятельному выполнению движений по словесной инструкции. Аналогично формируется связь между словами: "До свидания" (ребенок сначала машет рукой с помощью взрослого, затем самостоятельно). Далее в занятия включаются более сложные варианты игр и упражнений, с которыми знакомят детей по тому же алгоритму: выполнение движений и сопровождение их речью педагогом, потом совместный повтор, после чего дети переходят к их самостоятельному воспроизведению.

Необходимо как можно больше просто разговаривать с детьми.

Все действия - переодевание, кормление, купание, некоторые домашние дела - сопровождайте комментариями, подобием беседы. Например: «Сейчас, будем мыть руки, вот кран, вот вода, послушай, как течет вода из крана».

Очень важно, чтобы ребёнок видел вашу мимику, а точнее артикуляцию, это правило остается в силе на протяжении всего периода освоения речи и занятий по ее развитию. Именно это поможет в дальнейшем ребенку быстрее усвоить произнесение тех или иных звуков.

  • лучшее время для такой игры - примерно спустя час после того, как ребенок проснулся. Обязательное условие - его хорошее настроение.
  • помните, что когда вы произносите звуки, которые нужно повторить, ребенку должно быть хорошо видно вашу артикуляцию.
  • начинайте с простого. Сначала ребенок произносит за взрослым отдельные звуки: укачиваем куклу "а-а-а", едет поезд "у-у-у". Эти и другие звуки нужно чередовать, чтобы малыш учился "переключать" движения органов речи. Потом наступает черед подражания отдельным слогам, это может быть звукоиммитация: как лает собака, мычит корова, мяукает кошка и т.д.
  • не перегружайте свою речь во время "уроков подражания": " а ну-ка, скажи "а-а-а"...". Лишние слова лишь "затеняют" звук, повторения которого вы хотите добиться.

  Сначала детям будет непросто повторять за вами звуки или слоги - даже те, которые он сам произносит легко и правильно. Но через некоторое время, благодаря вашим регулярным занятиям, умение подражать усовершенствуется, впоследствии он сможет повторять за вами и те звукосочетания, которых в его речи не было.

И конечно, самыми важными движениями, для развития речи, являются движения артикуляционного аппарата: языка, губ и т. д. Причем, тренировка мышц речевого аппарата ребенка происходит не только, когда он гулит или лепечет, но и когда дышит, дует, глотает, сосет и жуёт.. Кроме этого, конечно же, есть специальные упражнения для развития речевого аппарата.

Тренировать губы и язычок ребенка совсем не трудно: гудите, тарахтите, войте, мычите, каркайте и т. д. Давайте ребенку вылизывать ложки, снимать кончиком языка с ложки капельки. Смазывайте его губы каким-то лакомством, чтобы он их облизывал. Перед зеркалом высовывайте язык, стройте рожицы. Пусть малыш цокает язычком, как лошадка, чмокает, присасывает язык к нёбу. Учите его сплевывать ниточку, бумажку, крупинку.

Как уже упоминалось, очень полезно дуть - тут можно использовать и мыльные пузыри, и вертушки и т. д. Предлагайте игры на сдувание различных легких предметов: кусочков бумаги, ваты, бумажных фигурок (кораблики и т. п.). Например, если ребёнок уже видел снег на улице, возьмите несколько рыхлых кусочков ваты, покажите ребенку и скажите: "Смотри, вот падает снежок. Я подула на снежинку, и она полетела. А ты хочешь подуть на снежинку?". Следите за тем, чтобы выдох был ртом, плавный и нешумный, а вдох производился через нос.

Помимо упражнений на голосовое подражание, по развитию речевого аппарата и стимуляции мелкой моторики рук, в развитии речи важное место занимают занятия по развитию внимания, слухового восприятия, памяти ребенка.

Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие - они необходимы для развития умения сосредоточиваться на звуке - без этой способности нельзя научиться слушать и понимать речь.

- «Узнай что звучало?»

Возьмите различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (бумага, ложка, барабан, звонок, дудка и т. д.). Начинать игру нужно с двух предметов, постепенно увеличивая их количество.  Познакомьте ребенка с их названиями и привлеките его внимание к различным звукам, издаваемым этими предметами, дайте ему самому попробовать произвести эти звуки. Затем уберите эти предметы за ширму, и пошумите одним из предметов. Потом  вместе с ним определите, какой предмет звучал.

В осознании ребенком звуков и накопления им слухового опыта поможет альбом, где вы вместе с ним будете рисовать предметы, которые издают различные звуки (или наклеивать картинки, фотографии), и подписывать их короткими предложениями. Там должны быть странички с картинками и фотографиями: «Моя семья», «Домашние животные», «Одежда», и т.д. Вы используете этот альбом на занятиях, называя эти предметы, звуки, действия вы помогаете ребенку их запоминать.

    Очень важно, чтобы при занятиях по развитию речи с детьми, игровой элемент не был поглощен "образовательным", а эмоции ребенка не подавлялись. Если в процессе общения вы сделаете речь самоцелью, то потребность в общении постепенно угаснет. Поэтому, используя игры и занятия по развитию речи, вы должны чутко следить за настроением ребёнка, а также учитывать его речевые возможности.

В заключение напомним общие для всех правила:

  • говорите с ребенком чуть медленно и внятно, достаточно короткими фразами, повторяйте сказанное не менее 3 раз;
  • игра - основная деятельность ребенка, поэтому все занятия с детьми возможно проводить только в игровой форме.
  • не переходите на "детский язык" (не "сюсюкайте") сами и просите не делать этого других взрослых. Помните, что ваша речь - образец для подражания.
  • каждый день читайте ребенку короткие потешки, стихи, сказки, обсуждайте картинки; не отказывайте, если ребенок попросит вас в который раз прочитать его любимую сказку.
  • Будьте терпеливы, настойчивы и результат обрадует вас.

 

 


 

Развитие речи у детей с кохлеарным имплантом в семье

Развитие речи у детей с кохлеарным имплантом в семье

Необходимо как можно больше просто разговаривать с детьми

Необходимо как можно больше просто разговаривать с детьми

Сначала детям будет непросто повторять за вами звуки или слоги - даже те, которые он сам произносит легко и правильно

Сначала детям будет непросто повторять за вами звуки или слоги - даже те, которые он сам произносит легко и правильно

Помимо упражнений на голосовое подражание, по развитию речевого аппарата и стимуляции мелкой моторики рук, в развитии речи важное место занимают занятия по развитию внимания, слухового…

Помимо упражнений на голосовое подражание, по развитию речевого аппарата и стимуляции мелкой моторики рук, в развитии речи важное место занимают занятия по развитию внимания, слухового…

В заключение напомним общие для всех правила: говорите с ребенком чуть медленно и внятно, достаточно короткими фразами, повторяйте сказанное не менее 3 раз; игра -…

В заключение напомним общие для всех правила: говорите с ребенком чуть медленно и внятно, достаточно короткими фразами, повторяйте сказанное не менее 3 раз; игра -…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2024