РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.
Оценка 4.7

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.

Оценка 4.7
Особые потребности
docx
преподавание
1 кл—4 кл
21.04.2020
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.
Развитие речи детей с ОВЗ – одна из важнейших задач, которая решается специальной (коррекционной) школой в процессе преподавания всех учебных предметов. Столь пристальное внимание к речевому развитию детей не случайно. Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у школьников познавательные способности, совершенствуем психические функции. Исследованиями установлено, что «овладение словесной системой перестраивает все основные психические процессы у ребёнка и что слово оказывается, таким образом, мощным фактором, формирующим психическую деятельность, совершенствующим отражением действительности и создающим новые формы внимания, памяти и воображения, мышления и действия». [10]
Развитие речи детей с ОВЗ в процессе обучения статья.docx

 

       Русановская Надежда Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ «Бейская школа-интернат», с.Бея

 

развитие речи детей с ОВЗ в процессе обучения.

         Развитие речи детей с ОВЗ – одна из важнейших задач, которая решается специальной (коррекционной) школой в процессе преподавания всех учебных предметов. Столь пристальное внимание к речевому развитию детей не случайно. Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у школьников познавательные способности, совершенствуем психические функции. Исследованиями установлено, что «овладение словесной системой перестраивает все основные психические процессы у ребёнка и что слово оказывается, таким образом, мощным фактором, формирующим психическую деятельность, совершенствующим отражением действительности и создающим новые формы внимания, памяти и воображения, мышления и действия». [10]   От того на сколько будет сформирована речь у детей с ОВЗ, зависит успешность усвоения ими материала всех учебных предметов, степень общего развития.

        Являясь средством планирования и регуляции человеческой деятельности, речь влияет и на формирование поведения ребёнка, способствует более совершенному овладению профессионально – трудовыми навыками, что тоже в значительной степени содействует его жизненным успехам.

       Развитие речи можно, конечно, в самом общем виде определить как длительный процесс постепенного расширения возможностей использования человеком языка как орудия познания и отражения действительности, орудия мышления и общения.

        Конкретно задачи работы по  развитию речи детей с ОВЗ на уроках русского языка сводятся к следующему: изучение  речевого развития учащихся; исправление дефектов речи и отработка произносительных навыков;  уточнение, обогащение и активизация словарного запаса; развитие умения грамматически правильно оформлять предложения; коррекция недостатков и  развитие диалогической и монологической форм устной речи;  выработка умения связно и логически излагать свои мысли в письменной форме.

     Уже с первых дней пребывания детей в школе начинается работа по развитию у них речи. Учитель обращает внимание на фонетическую сторону речи учащихся, особенности произношения.  Все случаи нарушения произносительной стороны речи фиксируются педагогом. Дети с грубыми нарушениями речи направляются к логопеду для специальных занятий. Устранение недостатков произношения и становления произносительных навыков – важнейшая задача младших школьников.

     Работа над связной письменной речью осуществляется в основном в старших классах, но её фундамент закладывается на начальном этапе. Ученики второго класса составляют подписи в виде одного предложения под каждой картинкой серией (3 -4 картинки), в результате чего получается связный рассказ. Располагая 3 – 4 заданных учителем предложения деформированного текста в соответствии с содержанием картинок.  В третьем классе работа с деформированным текстом выполняется самостоятельно, школьники отвечают на последовательно выстроенные вопросы по сюжету картины, коллективно пишут изложение. В четвёртом классе эти формы работы с текстом совершенствуются при знакомом и предварительно отработанном содержании учащиеся выполняют задания самостоятельно.

Все задачи развития речи взаимосвязаны и решаются коллективно. Это обусловлено тем, что каждая единица речи (звук, слово, словосочетание, предложение, текст) реализуются, прежде всего, в процессе коммуникаций.

           Задачами уроков развития речи являются: Расширение круга представлений об изучаемых предметах и явлениях окружающей действительности, постоянной повышение речевой мотивации учащихся, одновременное развитие всех сторон (фонематической, лексической, грамматической) устной речи с целью обеспечения языковой базы для более четкого и полного освещения темы, организация связных высказываний школьников.

        Недостаточность содержания стороны речи детей с ОВЗ в значительной степени тормозит их речевое развитие. Ещё Жан Этьен Эскироль, французский психиатр в начале XIX века отметил, что такие дети ограничены в своей речевой деятельности не, потому что не могут говорить, а потому, что им нечего сказать.       В этой связи изучение предметов, явлений окружающего мира, накопление сведений о них является непременным условием организации речевой практики школьников.

    Усвоение знаний о предметах и явлениях окружающего мира осуществляется на основе демонстрации предметов тщательного изучения их признаков, наблюдения за предметами, явлениями в естественных условиях на экскурсиях, во время различных практических работ.

Очень важно, чтобы повторение нового слова в течение урока было многократным. Требуется ни механическое воспроизведение слова, а активное употребление его в ходе выполнения различных заданий.

  Словарная работа на уроках развития речи ведётся в трёх направлениях: обогащение запаса слова за счёт введения новых логических единиц; уточнение значений уже известных слов; активизация пассивного словаря детей.

Уроки чтения имеют большое значение во всей системе учебно-воспитательной работы. На уроках чтения значительно повышается общее развитие учащихся, расширяется их представление о мире. Дети узнают много интересного о людях, их труде, о природе. Происходит знакомство с новыми словами, значения  которых объясняются, закрепляются в процессе неоднократного употребления. Кроме того, расширяются и уточняются в процессе словарной работы значения уже известных слов. Уроки чтения способствуют развитию связной устной речи детей. Навык связного изложения прочитанного текста из года в год совершенствуется: от ответов на вопросы по содержанию прочитанного в 1 классе, до творческих пересказов в 8 – ом классе.

Приёмы активизации речи учащихся:  использование в качестве плана для пересказа предметных картинок,  рассказывание по цепочке по отдельным пунктам плана, определённым для каждого ряда, рассказывание на соревнование по рядам;  пересказ отдельных эпизодов, когда задание одному из учеников предлагают сами дети;  узнавание рисунков среди других на основе рассказа автора этого рисунка и другое.

Уроки чтения в младших классах – это база, на которой строиться всё обучение, это основа для дальнейшего развития ученика.

На уроках математики учитель решает задачу развития математической речи учащихся, обогащение её математическим словарём (математическими терминами, выражениями). Опыты наблюдений показывают, что точность, лаконичность математической речи положительно влияет на освоение математических понятий, а умение и писать (рассказать) ход решения задачи, примера способствует сознательному выполнению действий. Учитель следит за правильностью решения задач и примеров, но и за грамотностью письма, правильным стилем при построении предложений на урока развития речи необходимо закреплять произношение числительных и других математических терминов и выражений.

Учитель на уроках математики следит за правильностью произношения звуков учащимися, он должен поддерживать контакт с логопедом, учитывать работу логопеда, направленную на коррекцию дефектов речи, произношение, работать над автоматизацией поставленных звуков.

Работа по развитию  у детей речевых умений и навыков, являясь важнейшим звеном в системе обучения, осуществляется в коррекционной школе практически на всех уроках. Не составляет исключения и уроки изобразительного искусства. Благодаря своей занимательности и выразительности они вызывают у детей повышенный интерес и уже сами по себе стимулируют речевую деятельность.

Рисование в комплексе с другими учебными предметами окажет эффективное влияние на формирование личности ребёнка и его речи.

Трудовое обучение детей предполагает приобщение их к доступной трудовой деятельности и формирование у них эмоционально – положительного отношения к труду взрослых. В процессе трудового обучения, выполняя задания по словесной, устной и письменной инструкции, дети учатся регулировать свою деятельность с помощью речи.

Развитие речи детей с ОВЗ – одна из важнейших задач, которая решается в процессе преподавания всех учебных предметов.

Список  литературы:

1.       Аксёнова А.С.. Методика обучения русскому языку в коррекционной  школе. - М., 1999г...

2.       Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей в коррекционной школе [Текст] / Под ред. Воронковой В.В. - М.: Издательский центр «Академия», 1994.

3.      Петрова В.Г. Обучение учащихся в 1 -4 классах вспомогательной школы. М.,1982г.

4.      Журнал «Дефектология», №3, 1996г. Об особенности речи умственно – отсталых школьников в процессе трудового обучения.

5.      Величук А.П., Асадулин А.Ш, СулеймановаС.Г. Методика развития речи в начальной школе. Л., 1982г.

6.      Перова М.Н. Методика преподавание математики во вспомогательной школе. М.,1987г.

7.      Павлова Н.П. Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы. М., 1987г.

8.      Громенко И.А. уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы.

9.      Шилова Е.А.. Об особенностях речи умственно – отсталых школьников в процессе занятий рисованием. «Дефектология» №1, 1998г. стр.30

10.  Лурия А.Р.,  Юдович Ф.Я.,  Речь и развитие психических процессов у ребёнка.  – М., 1956г. стр. 10


 

Русановская Надежда Владимировна учитель начальных классов

Русановская Надежда Владимировна учитель начальных классов

Конкретно задачи работы по развитию речи детей с

Конкретно задачи работы по развитию речи детей с

Задачами уроков развития речи являются:

Задачами уроков развития речи являются:

Кроме того, расширяются и уточняются в процессе словарной работы значения уже известных слов

Кроме того, расширяются и уточняются в процессе словарной работы значения уже известных слов

Не составляет исключения и уроки изобразительного искусства

Не составляет исключения и уроки изобразительного искусства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2020