Работая над развитием речи младших школьников, учитель должен помнить, над чем он должен работать - это правильность речи, ясность, чистота, выразительность и разнообразие языковых средств.
Учить говорению надо ещё с дошкольного возраста. Существует тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Исследования показали, что речевая деятельность детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Наблюдая за годовалыми детьми, установлено, что их речь, образно говоря, находится на кончике пальцев. Для определения уровня развития речи этих детей используют очень простой метод.
Ребёнка просят показать один пальчик, два и три. («Сделай вот так») Дети, которым это удаётся – «говорящие дети». Если же пальцы напряжены или вялые и сгибаются и разгибаются только вместе – это «не говорящие дети». Отсюда следует, что над речью надо работать с самого маленького возраста, с тренировки мелкой моторики рук. На этом этапе очень полезны игры и игровые упражнения.
В младшем школьном возрасте постепенно развиваются три основных типа внутренней речи:
• внутреннее проговаривание – «речь про себя», сходная по структуре с внешней речью, но не имеющая фонации (произнесения звуков); типична для решения сложных мыслительных задач;
• собственно внутренняя речь, являющаяся средством мышления, использующая специфические единицы (коды образов, предметов и схем, предметные значения) и имеющая специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи;
• внутреннее программирование – формирование и закрепление в специфических единицах замысла (типа, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных элементов.
У младших школьников в процессе планомерной учебной работы формируются навыки чтения и письма, представления об особенностях письменной речи, совершенствуется культура речи.
В развитии речи выделяются следующие основные направления:
• работа над словом (лексический уровень);
• работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень);
• работа над связной речью (уровень текста);
• произносительная работа – дикция, орфоэпия, выразительность, просодия, исправление произносительных недостатков.
Формирование письменной речи младших школьников происходит наиболее успешно при соблюдении следующих условий:
- осуществление на уроках словесного творчества;
- создания у учащихся потребности к этому виду речевой деятельности;
- систематического сочинения сказок, рассказов, историй, а также рифмование слов.
Важным аспектом в работе по развитию речи считаю проведение сочинений и изложений. Работа над сочинением играет значительную роль в развитии логического мышления учащихся. В начальной школе учащиеся знакомятся с тремя типами текстов: повествование, описание, рассуждение. Рассуждение – наиболее трудная форма связного текста, т. к. основана на понимании причинно – следственных связей, на умении делать выводы, доказывать предположения. А такими умениями дети владеют недостаточно. Работу по их формированию начинаю постепенно. Подбираю такие темы сочинений, которые вызывают интерес.
Важным аспектом в работе по развитию речи считаю проведение сочинений и изложений. Работа над сочинением играет значительную роль в развитии логического мышления учащихся. В начальной школе учащиеся знакомятся с тремя типами текстов: повествование, описание, рассуждение. Рассуждение – наиболее трудная форма связного текста, т. к. основана на понимании причинно – следственных связей, на умении делать выводы, доказывать предположения. А такими умениями дети владеют недостаточно. Работу по их формированию начинаю постепенно. Подбираю такие темы сочинений, которые вызывают интерес.
Основная задача работы по развитию связной речи в начальной школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Решение этой задачи осуществляется путём формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать своё собственное. Общим при этом является то, что и при восприятии, и при передаче содержания, и при создании своего высказывания действия учащихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление.
Таким образом, подводя итог всему выше изложенному, можно утверждать, что новые подходы, методики технологии способствуют речевому развитию детей, раскрепощению детей, что в свою очередь ведет к всестороннему развитию личности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.