Развитие речи на уроках литературного чтения в начальных классах.
«Не насильственно преподавай детям науки, милейший, а в процессе игры, тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен».
Сократ
В современном мире гаджетов учитель сталкивается с серьёзной проблемой – с нарушением в формировании речевой функции у детей. Одним из наиболее тяжёлых и распространённых речевых дефектов является общее недоразвитие речи. Это состояние характеризуется несформированностью всех компонентов речевой системы, носит стойкий характер и требует длительной, грамотно построенной коррекционной работы.
На первом этапе необходимо оценить каждую из сторон речи:
- сенсомоторный уровень речи (слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее слоги; смотри, как я выполняю, и повторяй за мной движения; повторяй за мной слова);
- навыки языкового анализа (определи, сколько слов в предложении; определи, сколько слогов в слове; определи место звука в слове; определи, сколько звуков в слове);
- сформированность грамматического строя речи (послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее; я буду читать предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить; я буду называть слова, а ты постарайся составить из них предложение; сейчас я назову предложение, в котором пропущено слово, постарайся найти его и вставить);
- словарь и словообразовательные процессы (у кошки – котята, а у …; большой – мяч, а маленький – это…; кукла из бумаги – она …; лису за хитрость называют – хитрой, а ….; если днём жара, то день – жаркий, а если …; у собаки лапа собачья, а у …);
- понимание сложных логико – грамматических отношений (покажи ключ, карандаш; покажи карандашом ключ; покажи ключом карандаш; Ваня выше Пети. Кто меньше ростом?; Охотник бежит за собакой. Кто впереди?; Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето – перед весной?);
- сформированность связной речи (посмотри на картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ; сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься пересказывать).
Развитие устной речи учащихся зависит от ряда условий. Для того чтобы речь развивалась, необходимо, чтобы ребёнок больше практиковался в этом плане, чтобы его речевая практика была активной. Для этого необходимо, чтобы ребёнок испытывал потребность (мотив), побуждение в речевом общении. Задача воспитания речевой активности теснейшим образом связана с расширением круга их представлений, знаний, развитием их познавательных интересов. Таким образом, развитие речи ребёнка следует начинать с работы над расширением круга его представлений, впечатлений, с работы над воспитанием его познавательных интересов.
Для учителей начальной школы не секрет, что год от года количество «речевых детей», то есть учеников с разной степенью выраженности логопедических проблем, растёт. Решать проблемы необходимо, тем более что развитие речи – одна из значимых сторон профессиональной работы учителя начального звена.
На уроках в начальной школе необходимо использовать в качестве физкультминуток «Речевую ритмику». Её целью является развитие речи, в рамках которой идёт работа над фразой (её слитностью, чётким и правильным повтором, темпом, логическим ударением, интонацией). Использование приёмов «речевой ритмики» необходимо для детей с утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью, тревожностью, что свойственно ребятам с речевыми проблемами:
1) Проговаривание стихотворения, отрабатывая темп: Левой, правой! (медленный темп) На парад идёт отряд. (средний темп) Барабанщик очень рад. Барабанит, барабанит (быстрый темп).
2) Работа с логическим ударением: Ходит Леночка, вздыхая (повествовательно). Что с тобою? (вопросительно). Я плохая! Я ногой толкнула кошку (с сожалением).
3) Проговаривание текста с движениями: Раз, два (шаги на месте). Острова (вытянуть руки, хлопать в ладоши). Три, четыре (два шага вперёд и назад). Мы приплыли (имитируем движения, как мы плывём).
На уроках литературного чтения целесообразно проводить «речевые минутки». Практикой доказано благотворное воздействие включения в урок «речевых минуток» на общее психическое состояние каждого ученика, такие речевые игры, делают устную речь каждого ребёнка правильной, развивают познавательную активность.
Виды заданий речевой разминки (1-2 классы):
- дыхание (чтение на выдохе, его длительность);
- артикуляция (скороговорки как способ тренировки чистоты речи);
- интонация как эмоциональная окраска;
- рифма («Доскажи словечко» как способ подбора рифмующихся слов);
- темп (быстро, медленно);
- логическое ударение (выбор слова для акцентуации – подчёркивание голосом выделенного слова).
Уроки чтения в начальной школе призваны решать вопросы формирования у учащихся не только читательской самостоятельности, составляющей основу читательской деятельности, но и развития речевых умений, связанных с воспроизведением прочитанного художественного произведения и создание своего собственного высказывания на основе прочитанного. Органическая связь читательской и речевой деятельности младшего школьника обусловлена психологической природой чтения как вида речевой деятельности, направленного на восприятие слова, извлечение смысла, понимание замысла автора, осмысление своего отношения к читаемому.
На уроках чтения в целях обогащения словаря детей использую следующие группы речевых упражнений:
1. Упражнения, направленные на выяснение значения или смысла слова. Это такие упражнения, как наблюдения за словом в контексте; объяснение его значения с помощью данного контекста; объяснение слова путём замены его синонимом и т.д.
2. Упражнения с использованием логических приёмов, раскрывающих содержание слов и понятий. Сюда входят упражнения, направленные на расширение и уточнение представлений, связанных у ребёнка с данными словами. Большое место занимают упражнения, содержащие элементы логических операций; выделение основных признаков предмета; характеристику предмета по единичному, характерному признаку; сопоставление двух предметов по сходству и различию с целью более глубокой характеристики; систематизацию и обобщение основных признаков; сопоставление связных элементарных характеристик, описаний предметов по вопросам или самостоятельно. Помогает раскрытию содержания понятия и сопоставление личного опыта ребёнка, его представления о данном предмете с тем, которое даётся в книге.
Поэтому возникает ещё один вид упражнений – сопоставление прочитанного с виденным, использование примера из опыта ребёнка:
1. Лексико-стилистические упражнения, способствующие точности, правильности употребления слова в речи, дающие представление о лексическом богатстве слова (многозначности, сочетаемости и др.). Эти упражнения проводятся на основе наблюдения за словом в тексте и собственной речи учащихся. Они дают представление о лексическом богатстве русского языка – синонимах, омонимах, антонимах, многозначностью слова, эмоциональной его окраске и т.д.
2. Упражнения, помогающие осознать роль изобразительных средств языка. Эта группа упражнений должна знакомить детей с изобразительными средствами языка – эпитетами, сравнениями, метафорическими выражениями. Цель этих упражнений – воспитать путем наблюдений над текстом внимание к образной стороне языка. Надо помочь детям осознать, что художественный образ создаётся с помощью определённых художественных средств.
На уроках литературного чтения в 3 – 4 классах необходимо использовать различные виды заданий:
1. Мини – проекты: Создай книжку-малышку, диафильм с собственными загадками, небылицами, сказкой. Выскажи собственное отношение к прочитанному.
2. Придумай похожую историю.
3. Напиши краткий отзыв о прочитанном произведении, аннотацию.
4. Расскажи историю по картинкам, нарисуй серию картинок по прочитанной истории.
5. Придумай продолжение истории.
6. Придумай иную концовку произведения.
7. Придумай рекламу к произведению.
8.Придумай монолог-оправдание какого-либо поступка от лица героя, его совершившего.
9. Придумай монолог-порицание литературного героя, совершившего отрицательный поступок.
10. Составь синквейн, кластер.
11. Составь викторину по изученной теме.
12. Перекрёстная дискуссия.
13. Составление опорной схемы по прочитанному произведению.
14. Разные формы работы с пословицами (собрать пословицу из слов, соединить одну часть пословицы с другой, найти пословицы, которые имеют одинаковый смысл).
15. Инсценировка отрывка.
16. Метод «Кубирования» (опиши, сравни, установи ассоциации, проанализируй).
17. Пересказ текста (краткий, подробный, выборочный, с изменением лица рассказчика).
Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении школьников. Только у ребенка обладающего богатым словарным запасом может сформироваться правильная грамотная речь. Задача учителя максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря. Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем, если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления. Обладая развитой речью, ученик начальной школы, будет лучше готовым к среднему звену. Легче будут восприниматься знания, передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски.
Литература
1. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развития. – М.: Академия, 2007.
2. Начальная школа. Изд. дом Первое сентября – М., №41, 2003.
3. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжёлыми нарушениями речи (1 - 4 классы). – М., 1980.
4. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. Библиотека практикующего логопеда. – М.: АРКТИ, 2000.
5. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.