Развитие речи на уроках русского языка
Одной из приоритетных задач школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками.
Решающий фактор успешной реализации этой задачи - достаточно высокий уровень владения языком, речевыми умениями, так как развитая речь – это прекрасный инструмент познания, удобное и необходимое средство общения, показатель уровня культуры и интеллекта человека. В «Концепции преподавания русского языка и литературы в РФ» отмечается, что «...Освоение учебного предмета «Русский язык» предусматривает:
- овладение всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), умение использовать речевые навыки во всех сферах общения;
- формирование нормативной грамотности устной и письменной речи…»
В условиях ОГЭ и ЕГЭ проблема развития речи обучающихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Прочные умения и навыки владения устной и письменной речью помогают детям лучше усваивать содержание других школьных предметов, повышают интерес к литературе и русскому языку и придают уверенность в своих силах.
Проблема развития речи обучающихся традиционно рассматривается в теории и практике преподавания русского языка как одна из важнейших. Вопросы развития связной речи находили всестороннее освещение в трудах выдающихся лингвистов и методистов прошлого и современности.
Развитие речи на уроках русского языка – это вся работа, проводимая учителем специально и в связи с изучением школьного курса для того, чтобы ученики овладели умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.
Владение грамотной речью позволяет обучающемуся в своей будущей жизни стать активным участником производственной и общественной жизни страны.
В методике русского языка выделяются три взаимосвязанных направления в работе по развитию речи: овладение нормами литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, обучение разным видам речевой деятельности.
В своей работе по развитию связной речи обучающихся для достижения результатов по повышению культуры речи я применяю различные формы и методы обучения как на уроках русского языка, так и на уроках литературы.
Я считаю, что уроки развития речи помогают разбудить в обучающихся интерес к русскому языку, поэтому стремлюсь сделать уроки развития речи эмоционально привлекательными, заинтересовать ребят самим процессом работы над словом, научить осознанно относиться к сочинениям, изложениям.
Работа по развитию речи должна проводиться в системе, чтобы каждая учебная работа представляла шаг вперед от уже усвоенного, от простого к сложному. Так, система работы по развитию речи V – IV классов учитывает следующие положения:
Связь работы по развитию речи с жизненными впечатлениями обучающихся («пиши и говори о том, что видел, пережил»);
Взаимосвязь устной и письменной речи;
Связь с изучением русского языка, уроками литературы и внеклассного чтения;
Опора на межпредметные связи.
Работа по развитию речи в старших классах включает в себя развитие следующих умений:
Осмысливать тему, соблюдая ее границы;
Составлять план высказывания;
Отбирать материал, касающийся создания высказывания;
Излагать материал последовательно;
Собирать материал и систематизировать его;
Строить свое высказывание в определенном жанре;
Использовать различные синонимические средства языка;
Составлять конспект и тезисы;
Делать сообщение, доклад, выступление.
В соответствии с формированием данных умений существуют различные типы упражнений по развитию речи:
Разделить данные слова на группы в зависимости от значения, выраженного корнем, приставкой, суффиксом.
Конструирование слов.
Составление словосочетаний и предложений.
Развитие языкового чутья:
А) какое слово лишнее?
Б) каким словом можно назвать предмет, признак, действие?
Образование слов: от данных слов образовать слова какой-либо части речи.
Огромную роль играет проведение на всех уроках словарной работы (пояснение лексического значения и правильность написания) в целях обогащения словарного запаса учащихся.
Словарная работа должна опираться на теоретические знания учащихся, приобретенные в процессе изучения лексики и фразеологии.
Главным теоретическим понятием является понятие о лексическом значении слова. Именно на фоне этого понятия определяется содержание словарной работы: объяснение значений незнакомых слов, фразеологизмов; уточнение значений широкоупотребительных слов, работа над речевым смыслом слова.
В наибольшей степени обогащению словарного запаса способствует система работы над словом:
Запись слова.
Произнесение слова в соответствии с орфоэпической нормой.
Повторение с классом (проговаривание слова хором в соответствии с орфоэпической нормой).
Проговаривание по буквам (орфографическое проговаривание).
Запись слова.
Толкование лексического значения слова (использование словарей, составление синонимического ряда).
Составление учениками словосочетаний, предложений с последующей записью их в тетрадь.
Рассмотренное на уроке слово должно «работать» в ходе всего урока.
Исходя из выше сказанного, выделяются различные типы упражнений:
Словотолкование;
Группировка по тематике;
Анализ образцовых текстов;
Составление словосочетаний, предложений, связного текста.
Проводится большая работа над формой слова, типа:
А) выбери правильную форму слов;
Б) поставь слово в форме определенного падежа, числа…
В) просклоняй, проспрягай слово;
Г) замени неправильную форму слова правильной.
Изложенное выше позволяет сделать следующие выводы:
Развитая речь – залог успешного обучения и развития. Поэтому необходимо:
Создать ребенку благоприятную речевую среду: в семье, в школе.
Развитие речи должно проводиться на всех предметах школьного курса и на каждом уроке в системе
2.1. Я считаю, что уроки развития речи помогают разбудить в обучающихся интерес к русскому языку, поэтому стремлюсь сделать уроки развития речи эмоционально привлекательными, заинтересовать ребят самим процессом работы над словом, научить осознанно относиться к сочинениям, изложениям.
Как уже говорилось выше, работа по развитию речи многогранна, одним из направлений является обогащение словарного запаса ребят.
Я стараюсь вести такую работу на каждом уроке. Общеизвестно, что наиболее распространенным видом словарно- орфографических упражнений являются диктанты. В своей практике я использую следующие виды диктантов:
Зрительный диктант:
Пишу на карточках, доске слов, например: преодолеть, препятствие. Потом мы их проговариваем, выделяем безударную гласную, а затем пишем по памяти.
Картинный диктант:
Показываю карточку-картинку, дети называют изображенный на ней предмет, записывают слово, обозначающее этот предмет, ставят ударение и выделяют безударные гласные.
Выборочный диктант:
Выписать словарные слова по картине. Например, картина «Москва». Дети пишут слова: город, Москва, столица, автобус, автомобиль, магазин.
Буквенный диктант:
очень нравится детям этот вид диктанта, да и учителю он позволяет за малый промежуток времени проверить знания детей по той или иной теме. Например, изучая тему «Непроверяемые гласные в корне слова», я подбираю слова с непроверяемыми гласными А и О в корне слова, оговариваю с ребятами способ оформления записи. Слова детям писать не нужно, они записывают только букву, которую нужно запомнить.
Такой диктант быстро проверяется, и дети сразу узнают результат своей деятельности.
Словарный диктант с использованием загадок:
Читаю загадку, дети ее отгадывают и объясняют, по каким признакам они нашли отгадку.
Затем записывают отгадку, выделяя орфограмму.
Например, тема «Правописание гласных после шипящих и Ц» :
Не моторы, а гудят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят.
(пчелы)
Творческий диктант (лексический диктант):
заменить развернутое определение одним словом. Например:
Задание: в первом слоге каждого слова находится гласная — О -, не проверяемая ударением. По словесному описанию определить понятие и записать его одним словом.
Горящая куча хвороста (костер).
Пищевые продукты, помещенные в банки (консервы).
Головка капусты (кочан).
Отвар из фруктов и ягод с сахаром (компот).
Застывшая масса из бобов какао с сахаром (шоколад).
Лопата с загнутыми краями (совок).
Задняя часть судна (корма).
Металлический денежный знак (монета).
Задание: по толкованию лексического значения узнать слово, записать, подчеркнув буквы, которые нужно запомнить.
Круглая площадка в цирке, на которой даются представления (арена).
Земельное пространство с определенными границами (территория).
Поезд, пароход или автобус, идущий с высокой скоростью, с остановками только на крупных пунктах или без остановок (экспресс).
Человек одинакового с кем-либо возраста (ровесник).
Изображение природы на картине, в рисунке (пейзаж).
Большое помещение перед входом в общественное здание (вестибюль).
Такой вид диктанта я провожу, изучив с ребятами тему «Буквы – О — , -А – в корне –рос-, -раст- », «Гласные –О-, -Е- после шипящих», «Суффиксы – чик -, — щик-» и т.д.
Применяю словарный диктант с использованием сигнальных карточек.
Я считаю, что основной целью внеклассной работы по предмету является развитие у школьников интереса к русскому языку и литературе как учебному предмету, воспитание у них бережного отношения к слову, восхищение богатством языка.
Я использую разнообразные формы внеклассной работы:
КВН
Грамматические турниры
Конкурсные программы
Викторины
Литературные гостиные
Игры «Поле чудес», «Счастливый случай», «Кто хочет стать миллионером?»
Лингвистические эстафеты
Устные журналы
Олимпиады
Праздники
Недели русского языка и литературы
Такая работа активизирует мыслительную деятельность, воображение ребят, способствует развитию речи, привитию интереса к предмету, учению.
«Интерес к учению, — писал В.А.Сухомлинский, — проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха…»
Мне кажется, что разбудить у школьников интерес к русскому языку, литературе помогают разнообразные формы работы как на уроке, так и во внеурочное время.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.