Развитие речи на уроках русского языка

  • docx
  • 18.07.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РАЗВИТИЕ РЕЧИ.docx

Развитие речи на уроках русского языка

Одной из приоритетных  задач  школы на современном этапе  является формирование у учащихся потребности в  овладении знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками.

Решающий фактор  успешной  реализации этой задачи -  достаточно высокий  уровень владения   языком,  речевыми умениями, так как развитая речь – это прекрасный инструмент познания, удобное и необходимое средство общения, показатель уровня культуры и интеллекта человека.  В «Концепции преподавания русского языка и литературы в РФ» отмечается, что «...Освоение учебного предмета «Русский язык» предусматривает:

- овладение всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), умение использовать речевые навыки во всех сферах общения;

- формирование нормативной грамотности устной и письменной речи…»

В условиях ОГЭ и ЕГЭ проблема развития речи обучающихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Прочные умения и навыки владения устной и письменной речью помогают детям лучше усваивать содержание других школьных предметов, повышают интерес к литературе и русскому языку и придают уверенность в своих силах.

Проблема развития речи обучающихся традиционно рассматривается в теории и практике преподавания русского языка как одна из важнейших. Вопросы развития связной речи находили всестороннее освещение в трудах выдающихся лингвистов и методистов прошлого и современности.

Развитие речи на уроках русского языка – это вся работа, проводимая учителем специально и в связи с изучением школьного курса для того, чтобы ученики овладели умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.

Владение грамотной речью позволяет обучающемуся в своей будущей жизни стать активным участником производственной и общественной жизни страны.

В методике русского языка выделяются три взаимосвязанных направления в работе по развитию речи: овладение нормами литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, обучение разным видам речевой деятельности.

В своей работе по развитию связной речи обучающихся для достижения результатов по повышению культуры речи я применяю различные формы и методы обучения как на уроках русского языка, так и на уроках литературы.

Я считаю, что уроки развития речи помогают разбудить в обучающихся интерес к русскому языку, поэтому стремлюсь сделать уроки развития речи эмоционально привлекательными, заинтересовать ребят самим процессом работы над словом, научить осознанно относиться к сочинениям, изложениям.

Работа по развитию речи должна проводиться в системе, чтобы каждая учебная работа представляла шаг вперед от уже усвоенного, от простого к сложному. Так, система работы по развитию речи V – IV классов учитывает следующие положения:

Связь работы по развитию речи с жизненными впечатлениями обучающихся («пиши и говори о том, что видел, пережил»);

Взаимосвязь устной и письменной речи;

Связь с изучением русского языка, уроками литературы и внеклассного чтения;

Опора на межпредметные связи.

Работа по развитию речи в старших классах включает в себя развитие следующих умений:

Осмысливать тему, соблюдая ее границы;

Составлять план высказывания;

Отбирать материал, касающийся создания высказывания;

Излагать материал последовательно;

Собирать материал и систематизировать его;

Строить свое высказывание в определенном жанре;

Использовать различные синонимические средства языка;

Составлять конспект и тезисы;

Делать сообщение, доклад, выступление.

 

В соответствии с формированием данных умений существуют различные типы упражнений по развитию речи:

Разделить данные слова на группы в зависимости от значения, выраженного корнем, приставкой, суффиксом.

Конструирование слов.

Составление словосочетаний и предложений.

Развитие языкового чутья:

А) какое слово лишнее?

Б) каким словом можно назвать предмет, признак, действие?

Образование слов: от данных слов образовать слова какой-либо части речи.

 

Огромную роль играет проведение на всех уроках словарной работы (пояснение лексического значения и правильность написания) в целях обогащения словарного запаса учащихся.

Словарная работа должна опираться на теоретические знания учащихся, приобретенные в процессе изучения лексики и фразеологии.

Главным теоретическим понятием является понятие о лексическом значении слова. Именно на фоне этого понятия определяется содержание словарной работы: объяснение значений незнакомых слов, фразеологизмов; уточнение значений широкоупотребительных слов, работа над речевым смыслом слова.

В наибольшей степени обогащению словарного запаса способствует система работы над словом:

Запись слова.

Произнесение слова в соответствии с орфоэпической нормой.

Повторение с классом (проговаривание слова хором в соответствии с орфоэпической нормой).

Проговаривание по буквам (орфографическое проговаривание).

Запись слова.

Толкование лексического значения слова (использование словарей, составление синонимического ряда).

Составление учениками словосочетаний, предложений с последующей записью их в тетрадь.

Рассмотренное на уроке слово должно «работать» в ходе всего урока.

Исходя из выше сказанного, выделяются различные типы упражнений:

Словотолкование;

Группировка по тематике;

Анализ образцовых текстов;

Составление словосочетаний, предложений, связного текста.

Проводится большая работа над формой слова, типа:

А) выбери правильную форму слов;

Б) поставь слово в форме определенного падежа, числа…

В) просклоняй, проспрягай слово;

Г) замени неправильную форму слова правильной.

Изложенное выше позволяет сделать следующие выводы:

Развитая речь – залог успешного обучения и развития. Поэтому необходимо:

Создать ребенку благоприятную речевую среду: в семье, в школе.

Развитие речи должно проводиться на всех предметах школьного курса и на каждом уроке в системе

2.1. Я считаю, что уроки развития речи помогают разбудить в обучающихся интерес к русскому языку, поэтому стремлюсь сделать уроки развития речи эмоционально привлекательными, заинтересовать ребят самим процессом работы над словом, научить осознанно относиться к сочинениям, изложениям.

Как уже говорилось выше, работа по развитию речи многогранна, одним из направлений является обогащение словарного запаса ребят.

Я стараюсь вести такую работу на каждом уроке. Общеизвестно, что наиболее распространенным видом словарно- орфографических упражнений являются диктанты. В своей практике я использую следующие виды диктантов:

Зрительный диктант:

Пишу на карточках, доске слов, например: преодолеть, препятствие. Потом мы их проговариваем, выделяем безударную гласную, а затем пишем по памяти.

Картинный диктант:

Показываю карточку-картинку, дети называют изображенный на ней предмет, записывают слово, обозначающее этот предмет, ставят ударение и выделяют безударные гласные.

Выборочный диктант:

Выписать словарные слова по картине. Например, картина «Москва». Дети пишут слова: город, Москва, столица, автобус, автомобиль, магазин.

Буквенный диктант:

очень нравится детям этот вид диктанта, да и учителю он позволяет за малый промежуток времени проверить знания детей по той или иной теме. Например, изучая тему «Непроверяемые гласные в корне слова», я подбираю слова с непроверяемыми гласными А и О в корне слова, оговариваю с ребятами способ оформления записи. Слова детям писать не нужно, они записывают только букву, которую нужно запомнить.

Такой диктант быстро проверяется, и дети сразу узнают результат своей деятельности.

Словарный диктант с использованием загадок:

Читаю загадку, дети ее отгадывают и объясняют, по каким признакам они нашли отгадку.

Затем записывают отгадку, выделяя орфограмму.

Например, тема «Правописание гласных после шипящих и Ц» :

Не моторы, а гудят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят.

(пчелы)

Творческий диктант (лексический диктант):

заменить развернутое определение одним словом. Например:

Задание: в первом слоге каждого слова находится гласная — О -, не проверяемая ударением. По словесному описанию определить понятие и записать его одним словом.

Горящая куча хвороста (костер).

Пищевые продукты, помещенные в банки (консервы).

Головка капусты (кочан).

Отвар из фруктов и ягод с сахаром (компот).

Застывшая масса из бобов какао с сахаром (шоколад).

Лопата с загнутыми краями (совок).

Задняя часть судна (корма).

Металлический денежный знак (монета).

Задание: по толкованию лексического значения узнать слово, записать, подчеркнув буквы, которые нужно запомнить.

Круглая площадка в цирке, на которой даются представления (арена).

Земельное пространство с определенными границами (территория).

Поезд, пароход или автобус, идущий с высокой скоростью, с остановками только на крупных пунктах или без остановок (экспресс).

Человек одинакового с кем-либо возраста (ровесник).

Изображение природы на картине, в рисунке (пейзаж).

Большое помещение перед входом в общественное здание (вестибюль).

Такой вид диктанта я провожу, изучив с ребятами тему «Буквы – О — , -А – в корне –рос-, -раст- », «Гласные –О-, -Е- после шипящих», «Суффиксы – чик -, — щик-» и т.д.

Применяю словарный диктант с использованием сигнальных карточек.

Я считаю, что основной целью внеклассной работы по предмету является развитие у школьников интереса к русскому языку и литературе как учебному предмету, воспитание у них бережного отношения к слову, восхищение богатством языка.

Я использую разнообразные формы внеклассной работы:

КВН

Грамматические турниры

Конкурсные программы

Викторины

Литературные гостиные

Игры «Поле чудес», «Счастливый случай», «Кто хочет стать миллионером?»

Лингвистические эстафеты

Устные журналы

Олимпиады

Праздники

Недели русского языка и литературы

Такая работа активизирует мыслительную деятельность, воображение ребят, способствует развитию речи, привитию интереса к предмету, учению.

«Интерес к учению, — писал В.А.Сухомлинский, — проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха…»

Мне кажется, что разбудить у школьников интерес к русскому языку, литературе помогают разнообразные формы работы как на уроке, так и во внеурочное время.