Развитие речи на уроках русского языка
Оценка 4.9

Развитие речи на уроках русского языка

Оценка 4.9
docx
18.07.2024
Развитие речи на уроках русского языка
РАЗВИТИЕ РЕЧИ.docx

Развитие речи на уроках русского языка

Одной из приоритетных  задач  школы на современном этапе  является формирование у учащихся потребности в  овладении знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками.

Решающий фактор  успешной  реализации этой задачи -  достаточно высокий  уровень владения   языком,  речевыми умениями, так как развитая речь – это прекрасный инструмент познания, удобное и необходимое средство общения, показатель уровня культуры и интеллекта человека.  В «Концепции преподавания русского языка и литературы в РФ» отмечается, что «...Освоение учебного предмета «Русский язык» предусматривает:

- овладение всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), умение использовать речевые навыки во всех сферах общения;

- формирование нормативной грамотности устной и письменной речи…»

В условиях ОГЭ и ЕГЭ проблема развития речи обучающихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Прочные умения и навыки владения устной и письменной речью помогают детям лучше усваивать содержание других школьных предметов, повышают интерес к литературе и русскому языку и придают уверенность в своих силах.

Проблема развития речи обучающихся традиционно рассматривается в теории и практике преподавания русского языка как одна из важнейших. Вопросы развития связной речи находили всестороннее освещение в трудах выдающихся лингвистов и методистов прошлого и современности.

Развитие речи на уроках русского языка – это вся работа, проводимая учителем специально и в связи с изучением школьного курса для того, чтобы ученики овладели умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.

Владение грамотной речью позволяет обучающемуся в своей будущей жизни стать активным участником производственной и общественной жизни страны.

В методике русского языка выделяются три взаимосвязанных направления в работе по развитию речи: овладение нормами литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, обучение разным видам речевой деятельности.

В своей работе по развитию связной речи обучающихся для достижения результатов по повышению культуры речи я применяю различные формы и методы обучения как на уроках русского языка, так и на уроках литературы.

Я считаю, что уроки развития речи помогают разбудить в обучающихся интерес к русскому языку, поэтому стремлюсь сделать уроки развития речи эмоционально привлекательными, заинтересовать ребят самим процессом работы над словом, научить осознанно относиться к сочинениям, изложениям.

Работа по развитию речи должна проводиться в системе, чтобы каждая учебная работа представляла шаг вперед от уже усвоенного, от простого к сложному. Так, система работы по развитию речи V – IV классов учитывает следующие положения:

Связь работы по развитию речи с жизненными впечатлениями обучающихся («пиши и говори о том, что видел, пережил»);

Взаимосвязь устной и письменной речи;

Связь с изучением русского языка, уроками литературы и внеклассного чтения;

Опора на межпредметные связи.

Работа по развитию речи в старших классах включает в себя развитие следующих умений:

Осмысливать тему, соблюдая ее границы;

Составлять план высказывания;

Отбирать материал, касающийся создания высказывания;

Излагать материал последовательно;

Собирать материал и систематизировать его;

Строить свое высказывание в определенном жанре;

Использовать различные синонимические средства языка;

Составлять конспект и тезисы;

Делать сообщение, доклад, выступление.

 

В соответствии с формированием данных умений существуют различные типы упражнений по развитию речи:

Разделить данные слова на группы в зависимости от значения, выраженного корнем, приставкой, суффиксом.

Конструирование слов.

Составление словосочетаний и предложений.

Развитие языкового чутья:

А) какое слово лишнее?

Б) каким словом можно назвать предмет, признак, действие?

Образование слов: от данных слов образовать слова какой-либо части речи.

 

Огромную роль играет проведение на всех уроках словарной работы (пояснение лексического значения и правильность написания) в целях обогащения словарного запаса учащихся.

Словарная работа должна опираться на теоретические знания учащихся, приобретенные в процессе изучения лексики и фразеологии.

Главным теоретическим понятием является понятие о лексическом значении слова. Именно на фоне этого понятия определяется содержание словарной работы: объяснение значений незнакомых слов, фразеологизмов; уточнение значений широкоупотребительных слов, работа над речевым смыслом слова.

В наибольшей степени обогащению словарного запаса способствует система работы над словом:

Запись слова.

Произнесение слова в соответствии с орфоэпической нормой.

Повторение с классом (проговаривание слова хором в соответствии с орфоэпической нормой).

Проговаривание по буквам (орфографическое проговаривание).

Запись слова.

Толкование лексического значения слова (использование словарей, составление синонимического ряда).

Составление учениками словосочетаний, предложений с последующей записью их в тетрадь.

Рассмотренное на уроке слово должно «работать» в ходе всего урока.

Исходя из выше сказанного, выделяются различные типы упражнений:

Словотолкование;

Группировка по тематике;

Анализ образцовых текстов;

Составление словосочетаний, предложений, связного текста.

Проводится большая работа над формой слова, типа:

А) выбери правильную форму слов;

Б) поставь слово в форме определенного падежа, числа…

В) просклоняй, проспрягай слово;

Г) замени неправильную форму слова правильной.

Изложенное выше позволяет сделать следующие выводы:

Развитая речь – залог успешного обучения и развития. Поэтому необходимо:

Создать ребенку благоприятную речевую среду: в семье, в школе.

Развитие речи должно проводиться на всех предметах школьного курса и на каждом уроке в системе

2.1. Я считаю, что уроки развития речи помогают разбудить в обучающихся интерес к русскому языку, поэтому стремлюсь сделать уроки развития речи эмоционально привлекательными, заинтересовать ребят самим процессом работы над словом, научить осознанно относиться к сочинениям, изложениям.

Как уже говорилось выше, работа по развитию речи многогранна, одним из направлений является обогащение словарного запаса ребят.

Я стараюсь вести такую работу на каждом уроке. Общеизвестно, что наиболее распространенным видом словарно- орфографических упражнений являются диктанты. В своей практике я использую следующие виды диктантов:

Зрительный диктант:

Пишу на карточках, доске слов, например: преодолеть, препятствие. Потом мы их проговариваем, выделяем безударную гласную, а затем пишем по памяти.

Картинный диктант:

Показываю карточку-картинку, дети называют изображенный на ней предмет, записывают слово, обозначающее этот предмет, ставят ударение и выделяют безударные гласные.

Выборочный диктант:

Выписать словарные слова по картине. Например, картина «Москва». Дети пишут слова: город, Москва, столица, автобус, автомобиль, магазин.

Буквенный диктант:

очень нравится детям этот вид диктанта, да и учителю он позволяет за малый промежуток времени проверить знания детей по той или иной теме. Например, изучая тему «Непроверяемые гласные в корне слова», я подбираю слова с непроверяемыми гласными А и О в корне слова, оговариваю с ребятами способ оформления записи. Слова детям писать не нужно, они записывают только букву, которую нужно запомнить.

Такой диктант быстро проверяется, и дети сразу узнают результат своей деятельности.

Словарный диктант с использованием загадок:

Читаю загадку, дети ее отгадывают и объясняют, по каким признакам они нашли отгадку.

Затем записывают отгадку, выделяя орфограмму.

Например, тема «Правописание гласных после шипящих и Ц» :

Не моторы, а гудят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят.

(пчелы)

Творческий диктант (лексический диктант):

заменить развернутое определение одним словом. Например:

Задание: в первом слоге каждого слова находится гласная — О -, не проверяемая ударением. По словесному описанию определить понятие и записать его одним словом.

Горящая куча хвороста (костер).

Пищевые продукты, помещенные в банки (консервы).

Головка капусты (кочан).

Отвар из фруктов и ягод с сахаром (компот).

Застывшая масса из бобов какао с сахаром (шоколад).

Лопата с загнутыми краями (совок).

Задняя часть судна (корма).

Металлический денежный знак (монета).

Задание: по толкованию лексического значения узнать слово, записать, подчеркнув буквы, которые нужно запомнить.

Круглая площадка в цирке, на которой даются представления (арена).

Земельное пространство с определенными границами (территория).

Поезд, пароход или автобус, идущий с высокой скоростью, с остановками только на крупных пунктах или без остановок (экспресс).

Человек одинакового с кем-либо возраста (ровесник).

Изображение природы на картине, в рисунке (пейзаж).

Большое помещение перед входом в общественное здание (вестибюль).

Такой вид диктанта я провожу, изучив с ребятами тему «Буквы – О — , -А – в корне –рос-, -раст- », «Гласные –О-, -Е- после шипящих», «Суффиксы – чик -, — щик-» и т.д.

Применяю словарный диктант с использованием сигнальных карточек.

Я считаю, что основной целью внеклассной работы по предмету является развитие у школьников интереса к русскому языку и литературе как учебному предмету, воспитание у них бережного отношения к слову, восхищение богатством языка.

Я использую разнообразные формы внеклассной работы:

КВН

Грамматические турниры

Конкурсные программы

Викторины

Литературные гостиные

Игры «Поле чудес», «Счастливый случай», «Кто хочет стать миллионером?»

Лингвистические эстафеты

Устные журналы

Олимпиады

Праздники

Недели русского языка и литературы

Такая работа активизирует мыслительную деятельность, воображение ребят, способствует развитию речи, привитию интереса к предмету, учению.

«Интерес к учению, — писал В.А.Сухомлинский, — проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха…»

Мне кажется, что разбудить у школьников интерес к русскому языку, литературе помогают разнообразные формы работы как на уроке, так и во внеурочное время.

 


 

Развитие речи на уроках русского языка

Развитие речи на уроках русского языка

Владение грамотной речью позволяет обучающемуся в своей будущей жизни стать активным участником производственной и общественной жизни страны

Владение грамотной речью позволяет обучающемуся в своей будущей жизни стать активным участником производственной и общественной жизни страны

Излагать материал последовательно;

Излагать материал последовательно;

В наибольшей степени обогащению словарного запаса способствует система работы над словом:

В наибольшей степени обогащению словарного запаса способствует система работы над словом:

Г) замени неправильную форму слова правильной

Г) замени неправильную форму слова правильной

Выписать словарные слова по картине

Выписать словарные слова по картине

Пищевые продукты, помещенные в банки (консервы)

Пищевые продукты, помещенные в банки (консервы)

Я использую разнообразные формы внеклассной работы:

Я использую разнообразные формы внеклассной работы:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.07.2024