РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ПРИЁМАМ РЕФЛЕКСИИ СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оценка 5

РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ПРИЁМАМ РЕФЛЕКСИИ СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Оценка 5
docx
07.04.2020
РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ПРИЁМАМ РЕФЛЕКСИИ СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Развитие регулятивных УУД.docx

 

 

РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ПРИЁМАМ РЕФЛЕКСИИ СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Остапенко Е. Н.,

учитель начальних классов ,

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа №138 города Донецка»

 

Происходящие инновационные процессы в системе педагогического образования, вызывают необходимость формирования рефлексивной деятельности. Применение технологии рефлексивной деятельности учащихся в начальной школе является условием формированием регулятивных учебных действий. Цель рефлексии выявить и осознать основные компоненты деятельности: её смысл, способы, проблемы, пути решения и получаемые результаты эффективности учебного процесса.

Ключевые слова: рефлексия, рефлексивные вопросы, индивидуальная рефлексия, личностная рефлексия, коммуникативная рефлексия, функции рефлексии, продуктивность рефлексии, познавательные стратегии.

 

 Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время становятся не такими актуальными и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться, становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, в стандартах нового поколения на первое место ставятся не ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ, а универсальные учебные действия (УУД) – умения учиться самостоятельно. Поэтому главной целью образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащегося.

В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребёнка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению. Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: Что я думал? Что чувствовал? Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и как строил поведение? и т.п.

А что такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад, т. е. способность человека неоднократно возвращаться к началу своих действий, мыслей, умение занимать позицию наблюдателя со стороны, размышлять над своими действиями. Иначе говоря, рефлексия является механизмом двойного, зеркального отображения субъектов. Этими субъектами могут быть как люди, так и разные «Я»: «Я» - что познаёт и «Я» - познанное, «Я» - что наблюдает одновременно с «Я» - что познаёт и «Я» - познанным.

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.

Толковый словарь русского  языка трактует рефлексию как самоанализ.

Термин «рефлексия», идущий от античной философии, используется в психологии как самопознание в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями , мыслями. С давних времён рефлексию определяли как «мышление, направленное на мышление». Этот феномен человеческого сознания изучается с различных сторон философией, психологией, логикой, педагогикой. Л.С.Выготский, например, считал, что «новые типы связей и соотношений функций предполагают в качестве своей основы рефлексию, отражение собственных процессов в сознании». По словам Я. А. Пономарева, рефлексия выступает одной из главных характеристик творчества. «Человек становится для самого себя объектом управления, из чего следует, что рефлексия, как «зеркало», отражающее все происходящие в нём изменения, становится основным средством саморазвития, условием и способом личностного роста». Одними из современных разработчиков теории рефлексивной деятельности выделяются А. В. Карпова, И. Н. Семёнова и С. Ю. Степанова. «Рефлексия проявляется как представленность в сознании человека механизмов и форм произвольного контроля над процессами генерации информации, её развития и функционирования. Способность к рефлексии можно понимать, как умение реконструировать и анализировать понимаемый в широком смысле план строения собственной или чужой мысли; как умение выделять в этом плане его состав и структуру, а затем объектировать их, прорабатывать соответственно ставящимся целям». А. В. Карпов отмечает: « Рефлексия – это одновременно и свойство, уникально присущее лишь человеку, и состояние осознания чего-либо». Все авторы указывают на то, что именно включение рефлексивных функций в деятельность ставит индивида в позицию исследователя по отношению к собственной деятельности.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Цель рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – её смысл, типы, проблемы, способы, пути их решения, получаемые результаты и т.п.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятного каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

·       физическую (успел – не успел);

·       сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);

·       интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие испытывал затруднения);

·       духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Учебной рефлексии может подвергаться:

·       настроение, эмоциональное состояние, чувства и ощущения, протекающие в той или иной образовательной ситуации;

·       деятельность обучающихся, что делает возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных;

·       содержание учебного материала.

Рефлексия как механизм самосознания формируется значительно позже, чем идентификация. Если идентифицировать ребёнок способен с раннего возраста, то задатки рефлексии возникают только у дошкольника, а как новообразование личности она развивается у младших школьников.

 

Психологи различают такие виды рефлексии.

Таблица 1

 

 

        Коммуникативная

Объект – представление о внутреннем мире другого человека и причины его поведения (познание другого человека)

     

            Личностная

Объект – сама личность, её особенности, поведенческая характеристика, система отношений с другими.

 

         Интеллектуальная

Выявляется в процессе решения разных заданий, умения анализировать.

 

Без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда  каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке. Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.

В работе с учащимися начальной школы в ходе специально организованных уроков ученикам предлагается осмыслить систему их действий (познавательные стратегии) в решении различных учебных задач. Для этого используется специальный план, по которому осуществляется самонаблюдение и ставятся определённые рефлексивные вопросы.

Рефлексия может осуществляться на различных этапах урока, в результате чего ученик уходит с урока с зафиксированным результатом, выстраивая смысловую цепочку, сравнивая способы и методы, применяемые другими детьми, с личными.

Этапы методики проведения рефлексии на уроке

1.    Остановка дорефликсивной деятельности. Какая – либо предыдущая деятельность должна быть завершена или приостановлена. Если возникли трудности в решении проблемы, то после рефлексии её решение может быть продолжено.

2.    Восстановление последовательности выполнения действий. Устно или письменно воспроизводится всё, что сделано, в частности то, что на первый взгляд, кажется мелочным.

3.    Изучение воспроизведённой последовательности действий с точки зрения её эффективности, продуктивности, соответствия поставленным заданиям, параметры для анализа рефлексивного материала, предложенного учителем.

4.    Выявление и формирование результатов рефлексии. Таких результатов может быть выявлено несколько видов:

·       Предметная продукция деятельности – идеи, предложения, закономерности, ответы на вопросы;

·       Способы, которые использовали или создавали во время деятельности;

·       Гипотезы по поводу будущей деятельности.

5.    Проверка гипотез в дальнейшей деятельности.

           Важным фактором, который влияет на эффективность рефлексии в обучении, является разнообразие форм и приёмов, их соответствие возрастным и другим особенностям детей.

            По своим функциям  рефлексия делится на: рефлексию настроения и эмоционального состояния; рефлексию деятельности; рефлексию содержания учебного материала.

            Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Целесообразно проводить в начале урока сс целью установления эмоционального контакта с классом или в конце деятельности. Что можно применять?

·       Стихи для эмоционального настроя

·     Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера

·     Техника «Шкала самооценки».

      Для этого прошу ребят в начале урока оценить себя, обозначив на шкале значком, на каком уровне находятся их знания по теме. В конце урока возвращаюсь к этому заданию. Дети видят, насколько пополнились их знания, объективно оценивают себя.

ü Техника «Я – исследователь»

Знаю  Хочу знать  Узнал

В начале занятия в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую – формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали. 

ü Сигнальные карточки:

«радостный гномик» - всё хорошо, «грустный гномик» - плоховато;


                                                  Рисунок 1

«солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;

 

 

                                                    Рисунок 2

Рефлексия деятельности

Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока. Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше7 – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность. Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии:

Это:  «лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось;

 

 


Изложение основного материала исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Рисунок 3

 

«дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                             Рисунок 4

Все эти варианты целесообразнее использовать в 1 – 2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.

Рефлексия содержания учебного материала

Учитель использует её, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала.

В данном аспекте рефлексии можно использовать следующие приёмы:

ü Приём незаконченного предложения.

ü Приём «Выбор афоризма или пословицы»

        Для включения учащихся в урок учитель предлагает 2-3  высказывания выдающихся людей или пословицы. Затем учащиеся выбирают высказывание или пословицу, которое им больше понравилось, и воспроизводят его в памяти. В конце урока вновь возвращаемся к этим афоризмам и пословицам. Учащиеся выбирают то высказывание или пословицу, которые соответствуют теме урока, обосновывая свой выбор.

ü Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия)

-первая строка – название темы (одно существительное)

- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы. В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

         Из всего сказанного можно сделать вывод: рефлексия – это не пустая трата времени, а важная и необходимая составляющая учебного процесса в начальной школе. Всё, что делается на уроке по формированию рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, развитие очень важных качеств современной личности:  самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.

 

 

 

Список литературы

 

1. Выготский Л. С. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологи. – М.: Педагогика 1992,  С. 138 - 142

2. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности / А. В. Карпов. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – 424 с.

3. Г. В. Ахметжанова, Т.Г. Воробьёва. Технология рефлексивной деятельности учащихся в начальной школе: [ Электронные ресурсы] // http://edu.tlsu.ru

4. Варнавская Е. Г. Приёмы рефлексии в начальной школе: [ Электронные ресурсы] // http://infoyrok.ru


 

РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ

РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ

А что такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад, т

А что такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад, т

Рефлексия – это одновременно и свойство, уникально присущее лишь человеку, и состояние осознания чего-либо»

Рефлексия – это одновременно и свойство, уникально присущее лишь человеку, и состояние осознания чего-либо»

Психологи различают такие виды рефлексии

Психологи различают такие виды рефлексии

Если возникли трудности в решении проблемы, то после рефлексии её решение может быть продолжено

Если возникли трудности в решении проблемы, то после рефлексии её решение может быть продолжено

Техника «Я – исследователь» Знаю

Техника «Я – исследователь» Знаю

Рефлексия деятельности Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ

Рефлексия деятельности Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ

Рисунок 4 Все эти варианты целесообразнее использовать в 1 – 2 классах, т

Рисунок 4 Все эти варианты целесообразнее использовать в 1 – 2 классах, т

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2020