РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ПРИЁМАМ РЕФЛЕКСИИ СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Остапенко Е. Н.,
учитель начальних классов ,
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа №138 города Донецка»
Происходящие инновационные процессы в системе педагогического образования, вызывают необходимость формирования рефлексивной деятельности. Применение технологии рефлексивной деятельности учащихся в начальной школе является условием формированием регулятивных учебных действий. Цель рефлексии выявить и осознать основные компоненты деятельности: её смысл, способы, проблемы, пути решения и получаемые результаты эффективности учебного процесса.
Ключевые слова: рефлексия, рефлексивные вопросы, индивидуальная рефлексия, личностная рефлексия, коммуникативная рефлексия, функции рефлексии, продуктивность рефлексии, познавательные стратегии.
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время становятся не такими актуальными и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться, становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, в стандартах нового поколения на первое место ставятся не ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ, а универсальные учебные действия (УУД) – умения учиться самостоятельно. Поэтому главной целью образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащегося.
В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребёнка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению. Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: Что я думал? Что чувствовал? Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и как строил поведение? и т.п.
А что такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад, т. е. способность человека неоднократно возвращаться к началу своих действий, мыслей, умение занимать позицию наблюдателя со стороны, размышлять над своими действиями. Иначе говоря, рефлексия является механизмом двойного, зеркального отображения субъектов. Этими субъектами могут быть как люди, так и разные «Я»: «Я» - что познаёт и «Я» - познанное, «Я» - что наблюдает одновременно с «Я» - что познаёт и «Я» - познанным.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
Термин «рефлексия», идущий от античной философии, используется в психологии как самопознание в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями , мыслями. С давних времён рефлексию определяли как «мышление, направленное на мышление». Этот феномен человеческого сознания изучается с различных сторон философией, психологией, логикой, педагогикой. Л.С.Выготский, например, считал, что «новые типы связей и соотношений функций предполагают в качестве своей основы рефлексию, отражение собственных процессов в сознании». По словам Я. А. Пономарева, рефлексия выступает одной из главных характеристик творчества. «Человек становится для самого себя объектом управления, из чего следует, что рефлексия, как «зеркало», отражающее все происходящие в нём изменения, становится основным средством саморазвития, условием и способом личностного роста». Одними из современных разработчиков теории рефлексивной деятельности выделяются А. В. Карпова, И. Н. Семёнова и С. Ю. Степанова. «Рефлексия проявляется как представленность в сознании человека механизмов и форм произвольного контроля над процессами генерации информации, её развития и функционирования. Способность к рефлексии можно понимать, как умение реконструировать и анализировать понимаемый в широком смысле план строения собственной или чужой мысли; как умение выделять в этом плане его состав и структуру, а затем объектировать их, прорабатывать соответственно ставящимся целям». А. В. Карпов отмечает: « Рефлексия – это одновременно и свойство, уникально присущее лишь человеку, и состояние осознания чего-либо». Все авторы указывают на то, что именно включение рефлексивных функций в деятельность ставит индивида в позицию исследователя по отношению к собственной деятельности.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Цель рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – её смысл, типы, проблемы, способы, пути их решения, получаемые результаты и т.п.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятного каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
· физическую (успел – не успел);
· сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
· интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие испытывал затруднения);
· духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Учебной рефлексии может подвергаться:
· настроение, эмоциональное состояние, чувства и ощущения, протекающие в той или иной образовательной ситуации;
· деятельность обучающихся, что делает возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных;
· содержание учебного материала.
Рефлексия как механизм самосознания формируется значительно позже, чем идентификация. Если идентифицировать ребёнок способен с раннего возраста, то задатки рефлексии возникают только у дошкольника, а как новообразование личности она развивается у младших школьников.
Психологи различают такие виды рефлексии.
Таблица 1
Коммуникативная |
Объект – представление о внутреннем мире другого человека и причины его поведения (познание другого человека) |
Личностная |
Объект – сама личность, её особенности, поведенческая характеристика, система отношений с другими. |
Интеллектуальная |
Выявляется в процессе решения разных заданий, умения анализировать. |
Без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке. Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.
В работе с учащимися начальной школы в ходе специально организованных уроков ученикам предлагается осмыслить систему их действий (познавательные стратегии) в решении различных учебных задач. Для этого используется специальный план, по которому осуществляется самонаблюдение и ставятся определённые рефлексивные вопросы.
Рефлексия может осуществляться на различных этапах урока, в результате чего ученик уходит с урока с зафиксированным результатом, выстраивая смысловую цепочку, сравнивая способы и методы, применяемые другими детьми, с личными.
Этапы методики проведения рефлексии на уроке
1. Остановка дорефликсивной деятельности. Какая – либо предыдущая деятельность должна быть завершена или приостановлена. Если возникли трудности в решении проблемы, то после рефлексии её решение может быть продолжено.
2. Восстановление последовательности выполнения действий. Устно или письменно воспроизводится всё, что сделано, в частности то, что на первый взгляд, кажется мелочным.
3. Изучение воспроизведённой последовательности действий с точки зрения её эффективности, продуктивности, соответствия поставленным заданиям, параметры для анализа рефлексивного материала, предложенного учителем.
4. Выявление и формирование результатов рефлексии. Таких результатов может быть выявлено несколько видов:
· Предметная продукция деятельности – идеи, предложения, закономерности, ответы на вопросы;
· Способы, которые использовали или создавали во время деятельности;
· Гипотезы по поводу будущей деятельности.
5. Проверка гипотез в дальнейшей деятельности.
Важным фактором, который влияет на эффективность рефлексии в обучении, является разнообразие форм и приёмов, их соответствие возрастным и другим особенностям детей.
По своим функциям рефлексия делится на: рефлексию настроения и эмоционального состояния; рефлексию деятельности; рефлексию содержания учебного материала.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Целесообразно проводить в начале урока сс целью установления эмоционального контакта с классом или в конце деятельности. Что можно применять?
· Стихи для эмоционального настроя
· Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера
· Техника «Шкала самооценки».
Для этого прошу ребят в начале урока оценить себя, обозначив на шкале значком, на каком уровне находятся их знания по теме. В конце урока возвращаюсь к этому заданию. Дети видят, насколько пополнились их знания, объективно оценивают себя.
ü Техника «Я – исследователь»
Знаю Хочу знать Узнал
В начале занятия в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую – формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.
ü Сигнальные карточки:
«радостный гномик» - всё хорошо, «грустный гномик» - плоховато;
Рисунок 1
«солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;
Рисунок 2
Рефлексия деятельности
Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока. Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше7 – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность. Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии:
Это: «лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось;
Изложение основного материала исследования.
Рисунок 3
«дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки;
Рисунок 4
Все эти варианты целесообразнее использовать в 1 – 2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.
Рефлексия содержания учебного материала
Учитель использует её, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала.
В данном аспекте рефлексии можно использовать следующие приёмы:
ü Приём незаконченного предложения.
ü Приём «Выбор афоризма или пословицы»
Для включения учащихся в урок учитель предлагает 2-3 высказывания выдающихся людей или пословицы. Затем учащиеся выбирают высказывание или пословицу, которое им больше понравилось, и воспроизводят его в памяти. В конце урока вновь возвращаемся к этим афоризмам и пословицам. Учащиеся выбирают то высказывание или пословицу, которые соответствуют теме урока, обосновывая свой выбор.
ü Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия)
-первая строка – название темы (одно существительное)
- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы. В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.
Из всего сказанного можно сделать вывод: рефлексия – это не пустая трата времени, а важная и необходимая составляющая учебного процесса в начальной школе. Всё, что делается на уроке по формированию рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, развитие очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.
Список литературы
1. Выготский Л. С. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологи. – М.: Педагогика 1992, С. 138 - 142
2. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности / А. В. Карпов. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – 424 с.
3. Г. В. Ахметжанова, Т.Г. Воробьёва. Технология рефлексивной деятельности учащихся в начальной школе: [ Электронные ресурсы] // http://edu.tlsu.ru
4. Варнавская Е. Г. Приёмы рефлексии в начальной школе: [ Электронные ресурсы] // http://infoyrok.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.