Развитие самоуправления
в начальной школе
Ученическое самоуправление - управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое учащимися, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувстве ответственности, взаимопомощи и организаторских способностях школьников.
Для учителя программа по самоуправлению является хорошей возможностью сделать новый шаг в развитии воспитательной работы в своём классе.
ЦЕЛЬ: Содействие становлению и проявлению творческой индивидуальности младшего школьника
ЗАДАЧИ:
1.Содействие развитию ребенка. Формирование самостоятельности, активности, ответственности, инициативности, дисциплинированности.
2.Организация эффективного функционирования учебной группы.
3.Формирование у обучающихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека. Способствовать развитию социально ценных устремлений детей.
Деятельность самоуправления строится на следующих принципах:
1. Равноправие. Все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения.
2. Гуманность. Действия самоуправления основываются на нравственности, человеколюбии.
3. Самодеятельность. Творчество, активность, самостоятельность учащихся.
4. Ответственность. Необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед общим собранием.
На классном собрании принимаются правила выполнения поручений:
1. Относись к выполнению порученного дела ответственно.
2. Выполняй поручения с удовольствием.
3. Помни, что выполнением поручения ты помогаешь окружающим.
4. Если трудно, обращайся за помощью.
5. Спеши делать добро!
Нами разработаны правила жизни в классном коллективе.
1. Утром рано просыпайся, Хорошенько умывайся. Одевайся аккуратно. Приучай себя к порядку.
2. Чтобы умным, добрым стать. Лишь пятёрки получай. Книжки добрые люби, с математикой дружи.
3. Не дразнись, не зазнавайся. В школе всем помочь старайся. Зря не хмурься, будь смелей. И найдёшь себе друзей.
4. Старших всех ты уважай, И в труде им помогай. Пой, танцуй ты, отдыхай. И культуру соблюдай.
Сформулированы законы коллектива
1. Закон правды: Запомни, правда, нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!
2. Закон добра: Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
3. Закон заботы: Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.
4. Закон любви: Любовь — одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не стесняйся ее.
5. Закон милосердия: Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!
6. Закон памяти: Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории.
7. Закон уважения: Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других.
8. Закон старости: Помни: старость уважается у всех народов, будь цивилизован.
9. Закон свободы: Каждый человек хочет быть свободен. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.
10. Закон смелости: Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел!
11. Закон чести: Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
Программа самоуправления «Солнышко» рассчитана на 4 года для учащихся начальных классов. Строится она в 4 этапа:
1этап - изучение интересов, потребностей, проектирование желаемого образа класса, формирование понимания того, что класс – это единый коллектив.
2 этап - укрепление межличностных отношений, формирование чувства «мы». Призыв взрослого «Делай как я! » - основной девиз жизнедеятельности коллектива в этот период. Формирование умения взаимодействовать.
3 этап - развитие самоуправленческих начал. Девиз: «Делай, как лучшие из нас! Делай, как большинство из нас!» Приобретение опыта лидерства, умения ставить себя в пример другим.
4 этап - лучшее в жизни класса становится достоянием всего школьного коллектива. Поиск новых идей, форм, способов обновления жизнедеятельности коллектива. Девиз: «Сей добро, оделяй добром!»
На 4 года обучающиеся становятся «Лучиками» большой группы «Солнышко». Солнышко, лучик, ребенок – символы света, доброты, жизни, будущего всего живущего на планете Земля. И эти светлые, позитивные образы как нельзя лучше призваны влиять на ребенка.
Все «Лучики» делятся на подгруппы. Например, «Фонарики», «Светлячки», «Искорки». Каждый ребенок-лучик имеет поручение.
Класс делится на микрогруппы, каждая из которых имеет своё поручение:
«Чемпионы»
принимают активное участие в спортивных соревнованиях; проводят физическую зарядку и организуют физминутки на уроках; сотрудничают с учителем физической культуры.
«Санитары»
следят за внешним видом обучающихся; проверяют выполнение санитарно-гигиенических норм учениками; сотрудничают с медработником школы.
«Трудовая вахта»
осуществляет контроль за дежурством по классу, школе; организует классный коллектив на трудовой десант; сотрудничает с заместителем директора по АХЧ школы.
«Книголюбы»
принимают активное участие в проведении «Книжкиной недели»; следят за состоянием учебников в классе; осуществляют ремонт книг библиотечного фонда школы; сотрудничают с библиотекарем школы.
«Затейники»
принимают активное участие в утренниках, праздниках класса и школы; организуют трудовую деятельность на перемене и динамическом часе; сотрудничают со старшей вожатой.
«Всезнайки»
принимают активное участие в подготовке викторин, познавательных игр; принимают участие в проведении классных часов, внеклассных мероприятий; сотрудничают с классными руководителями.
Староста класса:
осуществляет контроль за работой микрогрупп в классе; принимает участие в работе Совета «ДО»; сотрудничает с заместителем директора по воспитательной работе, педагогом-организатором.
Руководит активом классный руководитель, помогают родители. Роль родителей в деятельности группы очень важна.
Вся деятельность ученического самоуправления осуществляется под руководством классного руководителя и родителей.
Актив класса:
- Содействует соблюдению учащимися режима и правил поведения в школе
-
Организует выполнение решений классных часов и классных ученических служб.
- Организует помощь в учебе учащихся, имеющих проблемы.
- Готовит и проводит классные часы, организует досуг, внеклассные мероприятия
- Отражает всю важную информацию в классном уголке, отмечает важные события.
Развитие самоуправления в классном коллективе осуществляется постепенно и включает в себя насколько этапов:
1. Диагностирование школьного, классного пространства.
2. Проектирование школьного, классного самоуправления.
3. Становление самоуправления как основного принципа жизни школы, класса.
4. Функционирование в оптимальном режиме.
5. Обновление и перестройка.
Ожидаемый результат.
Сопроводительная диагностика классного коллектива
· Методика "Чудо – дерево"
Цель:
выявление отношения каждого ученика к содержанию работы класса; определение
направленности работы коллектива, уровня ее организации.
Подросткам предлагается оценить деятельность коллектива за определенный период.
Каждый ребенок получает по 4 кружочка – "яблока" разного цвета.
Красное яблоко – какие дела понравились больше всего и почему.
Желтое – дела, в которых что-то не понравилось и почему.
Зеленое – те, о которых не хотелось бы совсем вспоминать и почему.
Белое – записываются предложения в будущий план работы.
"Яблоки" прикрепляются к яблоне, а у ее подножия можно написать свои
фамилии.
· Методика "Фотография"
Учащимся класса
предлагается выступить в роли фотографов и сделать снимок своего класса. Для
этого каждый ученик получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех
учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое
"фото" ученик подписывает именами своих одноклассников. Среди них он
располагает свое фото и фото классного руководителя.
Анализируя полученные "групповые снимки" педагог обращает внимание на
то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей,
одноклассников, классного руководителя, с каким настроением он выполнял эту
работу.
· Анкета для учащихся
· Кого, по твоему мнению, больше всех уважают в классе? Почему?
· У кого, на твой взгляд, больше всего друзей? Как ты считаешь – почему?
· Кого бы ты выбрал командиром похода? Объясни свой выбор?
· Если бы тебе поручили какое-то дело, кого бы ты взял в помощники?
· Как ты думаешь, какими качествами должен обладать лидер коллектива?
· Кого бы ты выбрал командиром класса (председателем Совета класса)? Почему?
И в заключение хочется сказать, что школа – это маленькая модель общества. Поведение ребенка в школьном коллективе – это поведение взрослого в обществе. Если ребенок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, то я думаю, такой ребенок во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.