Развитие самоуправления в начальной школе
Оценка 4.8

Развитие самоуправления в начальной школе

Оценка 4.8
docx
17.03.2020
Развитие самоуправления  в начальной школе
Развитие самоуправления в начальной школе.docx

 

Развитие самоуправления

 в начальной школе

 

         Ученическое самоуправление -  управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое учащими­ся, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувстве ответственнос­ти, взаимопомощи и организаторских способностях школьников.

            Для учителя программа по самоуправлению является хорошей возможностью сделать новый шаг в развитии воспитательной работы в своём классе. 

 

ЦЕЛЬ:  Содействие становлению и проявлению творческой индивидуальности младшего  школьника

ЗАДАЧИ:

1.Содействие развитию ребенка. Формирование самостоятельности, активности, ответственности, инициативности, дисциплинированности.

2.Организация эффективного функционирования учебной группы.

3.Формирование у обучающихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека. Способствовать развитию социально ценных устремлений детей.

Деятельность самоуправления строится на следующих принципах:

1.      Равноправие. Все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения.

2.      Гуманность. Действия самоуправления основываются на нравственности, человеколюбии.

3.      Самодеятельность. Творчество, активность, самостоятельность учащихся.

4. Ответственность. Необходимо регулярно отчитываться о      проделанной работе и её результатах перед общим собранием.

 

На классном собрании принимаются правила выполнения поручений:

1.                 Относись к выполнению порученного дела ответственно.

2.                 Выполняй поручения с удовольствием.

3.                 Помни, что выполнением поручения ты помогаешь окружающим.

4.                 Если трудно, обращайся за помощью.

5.                 Спеши делать добро!

 

Нами разработаны правила жизни в классном коллективе.

1. Утром рано просыпайся, Хорошенько умывайся. Одевайся аккуратно. Приучай себя к порядку.

2. Чтобы умным, добрым стать. Лишь пятёрки получай. Книжки добрые люби, с математикой дружи.

3. Не дразнись, не зазнавайся. В школе всем помочь старайся. Зря не хмурься, будь смелей. И найдёшь себе друзей.

 4. Старших всех ты уважай, И в труде им помогай. Пой, танцуй ты, отдыхай. И культуру соблюдай.

 

 

 

 

Сформулированы законы коллектива

1.                 Закон правды: Запомни, правда, нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!

2.                 Закон добра: Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.

3.                 Закон заботы: Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.

4.                 Закон любви: Любовь — одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не стесняйся ее.

5.                 Закон милосердия: Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!

6.                 Закон памяти: Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории.

7.                 Закон уважения: Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других.

8.                 Закон старости: Помни: старость уважается у всех народов, будь цивилизован.

9.                 Закон свободы: Каждый человек хочет быть свободен. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.

10.             Закон смелости: Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел!

11.             Закон чести: Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.

 

 Программа самоуправления  «Солнышко» рассчитана на 4 года для учащихся начальных классов. Строится она в 4 этапа:

     1этап  -  изучение интересов, потребностей, проектирование желаемого образа класса, формирование понимания того, что класс – это единый коллектив.

      2 этап   - укрепление межличностных отношений, формирование чувства «мы». Призыв взрослого «Делай как я! » -  основной девиз жизнедеятельности коллектива в этот период. Формирование умения взаимодействовать.

      3 этап  - развитие самоуправленческих начал.  Девиз: «Делай, как лучшие из нас! Делай, как большинство из нас!» Приобретение опыта лидерства, умения ставить себя в пример другим.

       4 этап  -  лучшее в жизни класса становится достоянием всего      школьного коллектива. Поиск новых идей, форм, способов обновления жизнедеятельности коллектива.  Девиз: «Сей добро, оделяй добром!»

 На 4 года обучающиеся становятся «Лучиками» большой группы «Солнышко». Солнышко, лучик, ребенок – символы света, доброты, жизни, будущего всего живущего на  планете Земля. И эти светлые, позитивные образы как нельзя лучше призваны влиять на ребенка.

    Все «Лучики» делятся на подгруппы. Например,  «Фонарики», «Светлячки», «Искорки». Каждый ребенок-лучик имеет поручение.

Класс делится на микрогруппы, каждая из которых имеет своё поручение:

*     «Чемпионы»

принимают активное участие в спортивных соревнованиях; проводят физическую зарядку и организуют физминутки на уроках; сотрудничают с учителем физической культуры.

*     «Санитары»

следят за внешним видом обучающихся;                                                                               проверяют выполнение санитарно-гигиенических норм  учениками; сотрудничают с медработником школы.

*     «Трудовая вахта»

осуществляет контроль за дежурством по классу, школе; организует классный коллектив на трудовой десант; сотрудничает с заместителем директора по АХЧ школы.

*     «Книголюбы»

принимают активное участие в проведении «Книжкиной недели»; следят за состоянием учебников в классе; осуществляют ремонт книг библиотечного фонда школы; сотрудничают с библиотекарем школы.

*     «Затейники»

принимают активное участие в утренниках, праздниках класса и школы; организуют трудовую деятельность на перемене и динамическом часе; сотрудничают со старшей вожатой.

*     «Всезнайки»

принимают активное участие в подготовке викторин, познавательных игр; принимают участие в проведении классных часов, внеклассных мероприятий; сотрудничают с классными руководителями.

*     Староста класса:

осуществляет контроль за работой микрогрупп в классе; принимает участие в работе Совета «ДО»; сотрудничает с заместителем директора по воспитательной работе, педагогом-организатором.

 

Руководит активом классный руководитель, помогают родители. Роль родителей в деятельности группы очень важна.

   Вся деятельность ученического самоуправления осуществляется под руководством классного руководителя и родителей.

Актив класса:

- Содействует соблюдению учащимися режима и правил поведения в школе

- Организует выполнение решений классных часов и классных ученических служб.
- Организует помощь в учебе учащихся, имеющих проблемы.
- Готовит и проводит классные часы, организует досуг, внеклассные мероприятия
- Отражает всю важную информацию в классном уголке, отмечает важные события.

Развитие самоуправления  в классном коллективе осуществляется постепенно и включает в себя насколько этапов:

1.     Диагностирование школьного, классного пространства.

2.     Проектирование  школьного, классного самоуправления.

3.     Становление самоуправления как основного принципа жизни школы,  класса.

4.     Функционирование в оптимальном режиме.

5.     Обновление и перестройка.

 

Ожидаемый результат.

  • Обретение чувства уверенности в себе.
  • Умение поддерживать других.
  • Осознание ответственности за свои поступки.
  • Расширение представлений о себе, своих возможностях.
  • Умение распределять обязанности и действовать в коллективе.
  • Стремление использовать свои умения на радость близким.
  • Умение общаться друг с другом, уважительно относиться к мнению своих друзей, взрослых.
  • Приобретение опыта активного сопереживания за результат в общем деле.

 

Сопроводительная диагностика классного коллектива

·      Методика "Чудо – дерево"

Цель: выявление отношения каждого ученика к содержанию работы класса; определение направленности работы коллектива, уровня ее организации.
Подросткам предлагается оценить деятельность коллектива за определенный период.
Каждый ребенок получает по 4 кружочка – "яблока" разного цвета.
Красное яблоко – какие дела понравились больше всего и почему.
Желтое – дела, в которых что-то не понравилось и почему.
Зеленое – те, о которых не хотелось бы совсем вспоминать и почему.
Белое – записываются предложения в будущий план работы.
"Яблоки" прикрепляются к яблоне, а у ее подножия можно написать свои фамилии.

·      Методика "Фотография"

Учащимся класса предлагается выступить в роли фотографов и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое "фото" ученик подписывает именами своих одноклассников. Среди них он располагает свое фото и фото классного руководителя.
Анализируя полученные "групповые снимки" педагог обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, одноклассников, классного руководителя, с каким настроением он выполнял эту работу.

·      Анкета для учащихся

·       Кого, по твоему мнению, больше всех уважают в классе? Почему?

·       У кого, на твой взгляд, больше всего друзей? Как ты считаешь – почему?

·       Кого бы ты выбрал командиром похода? Объясни свой выбор?

·       Если бы тебе поручили какое-то дело, кого бы ты взял в помощники?

·       Как ты думаешь, какими качествами должен обладать лидер коллектива?

·       Кого бы ты выбрал командиром класса (председателем Совета класса)? Почему?

 

 И в заключение хочется сказать, что школа – это маленькая модель общества. Поведение ребенка в школьном коллективе – это поведение взрослого в обществе. Если ребенок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, то я думаю, такой ребенок во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества.


 

Развитие самоуправления в начальной школе

Развитие самоуправления в начальной школе

Закон правды : Запомни, правда, нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям

Закон правды : Запомни, правда, нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям

Трудовая вахта» осуществляет контроль за дежурством по классу, школе; организует классный коллектив на трудовой десант; сотрудничает с заместителем директора по

Трудовая вахта» осуществляет контроль за дежурством по классу, школе; организует классный коллектив на трудовой десант; сотрудничает с заместителем директора по

Обновление и перестройка. Ожидаемый результат

Обновление и перестройка. Ожидаемый результат
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2020