+Развитие сенсорного восприятия
Оценка 4.7

+Развитие сенсорного восприятия

Оценка 4.7
docx
23.08.2021
+Развитие сенсорного восприятия
+Развитие сенсорного восприятия.docx

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАМЧАТСКАЯ ШКОЛА -  ИНТЕРНАТ  ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

 

 

Рассмотрено

 на методическом совете КГОБУ «Камчатская

школа-интернат  для                                                                                                                                      обучающихся с ограниченны- ми возможностями здоровья»                                                                            

 

Протокол №___от ____2019 г.

Председатель_______________

Н.С. Терентьева

«Согласовано»

Заместитель директора по УР КГОБУ «Камчатская 

школа-интернат  для  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

__________Танина Г.А.                                                                                                    

 «____»________2019г.      

«Утверждаю»

Директор КГОБУ «Камчатская  школа-интернат  для обучающихся                                                                                                                                      ограниченными возможностями здоровья»

 

                                                                                                  ___________Логачева О.Д.

 «____»________2019г.

 

Рабочая программа для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью  по развитию сенсорного восприятия дошкольной группы 

«Звездочки»

(первого года обучения)

 

 

 

 

 

 

Составитель:

учитель-дефектолог  Коломиец В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Петропавловск-Камчатский

2019г.

 

Пояснительная записка.

Исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей с интеллектуальной недостаточной долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего развития, овладения разными видами деятельности. Познание окружающего мира происходит через ощущения и восприятие, которые становятся материалом для мыслительных процессов. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для дальнейшего обучения ребенка и для многих видов труда.

Программа по развитию сенсорного восприятия составлена на основе: «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного  отделения  КГОБУ  «Камчатская школа-интернат для обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья».

Цель формирование ориентировочной деятельности, освоение систем сенсорных эталонов.

Задачи:

-                     развивать зрительное восприятие.

-                     учить ребенка фиксировать взгляд на предмете в течение нескольких секунд, прослеживать взглядом за перемещением предмета, переводить взгляд с одного предмета на другой; изучать взглядом предмет, который держит в руке.

-                     развивать хватательные движения. 

-                     учить ребенка сцеплять руки, сжимать пальцы педагога; удерживать предмет, когда его вкладывают ему в руки; тянуться к предмету и доставать его, удерживать в руках мяч. 

-                     развивать  собственные движения с помощью взрослых.

-                     учить ребенка класть предмет в коробку (банку, миску, т.д.), надевать на стержень пирамидки крупные кольца, класть шарики в банку, собирать крупные кубики в коробку.

-                     развивать умение манипулировать  предметами.   

-                     учить ребенка доставать игрушку, потянув еѐ за верѐвочку, толкать машину, вагончик, мяч; держа в руках по кубику, ударять ими друг о друга; вставлять стаканчик в стаканчик.

-                     развивать  собственно моторику рук (С использованием сухого (пальчикового) бассейна, бумаги, воды).

Организация работы по программе.

На коррекционные индивидуальные занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня. Основной формой работы являются индивидуальные занятия. На занятия отводится  20 минут. Продолжительность занятий может меняться в зависимости от психофизического состояния ребенка. Индивидуальные занятия с ребенком  проводятся  не менее 2-х раз в неделю. 

Структура коррекционного занятия.

Каждое занятие дефектолога включает  3 структурные части:

         - Вводная часть (организационный момент)  -  установление эмоционального контакта с ребенком, организации его внимания на предстоящий вид деятельности.

         - Основная часть (обучающая) – включает в себя основное содержание предстоящего занятия, предусматривающее взаимодействие с ребенком с целью формирования конкретных навыков и умений в ходе различных видов деятельности взрослого  и ребенка.

         - Заключительная часть – анализ и поощрение деятельности ребенка.

Специальные методы и приемы работы.

Репродуктивный метод – организация деятельности по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий. Репродуктивный метод называют также инструктивно-репродуктивным, т.к. непременная черта этого метода - инструктаж. Репродуктивный метод предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя.

   По мере увеличения объёма знаний возрастает частота применения репродуктивного метода в сочетании с информационно-рецептивным методом, который предшествует репродуктивному методу при любом варианте обучения.

      Репродуктивный метод обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции. Эффективной является следующая последовательность в применении приемов обучения при обучении и организации игр:

·                     Проигрывание действий педагогом на глазах у детей

·                     Совместное проигрывание действий педагогом и детьми

·                     Выполнение действий ребенком, с опорой на образец, предлагаемый педагогом

·                     Выполнение действий ребенком по словесной  инструкции

Формы контроля: тестовые задания практического характера.

 

Основное содержание работ.

Развитие зрительного восприятия и внимания

Учить ребенка выделять предмет из общего фона (игра «Ку-ку»). Развивать у детей зрительное внимание и подражание путем воспроизведения действий взрослого сначала без предметов («Ручками тук-тук, ручками хлоп-хлоп»), а потом с предметами (сюжетными игрушками, кубиками, предметами обихода: «Ляля топ-топ, зайка прыг-скок»)

Учить ребенка различать объемные формы (куб, шар) в процессе дидактической игры по подражанию действиям взрослого («Дай, что катится», «Возьми, что не катится»)

Учить ребенка подбирать крышки к коробочкам одинаковой величины, но разной формы (круглая, квадратная)

 Знакомить ребенка со словами шар, кубик. Выполнять действия по подражанию, соотнося форму крышки и форму коробки («Спрячь шарик», «Спрячь кубик»)

Учить ребенка проталкивать объемные геометрические формы (куб, шар) в соответствующие прорези коробки, пользуясь методом проб.

Учить ребенка узнавать знакомые предметы среди незнакомых (находить свою игрушку среди других; выделять названную педагогом игрушку среди других).  Хватать большие предметы (шары, кубы, мячи, мешочки, подносы) двумя руками, маленькие — одной рукой

Знакомить ребенка с названиями двух цветов: красный, желтый («Дай красный шарик», «Возьми желтую ленточку»), различать цвета красный и желтый в ситуации подражания действиям взрослого (постановка кубиков друг на друга попарно).

Развитие слухового восприятия и внимания

Знакомить ребенка с игрой на музыкальных инструментах, показывать, что разные инструменты издают различные звуки, вызывать интерес к играм со взрослым на музыкальных инструментах, реагировать на слуховые раздражители (колокольчик, бубен, барабан) Вырабатывать у ребенка по подражанию разные двигательные реакции в ответ на звучание различных

Учить ребенка дифференцировать звукоподражания (игра «Кто тебя позвал»)

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Учить ребенка воспринимать и узнавать на ощупь шар, куб.

Учить ребенка воспринимать на ощупь величину предметов, дифференцировать предметы по величине (в пределах двух)

Учить ребенка выбирать знакомые игрушки на ощупь по слову дай (матрешку, юлу, машинку, шарик и т. п.) без предъявления образца (выбор из двух предметов)

Учить ребенка различать на ощупь шар, куб; проводить выбор из двух шаров (большого, маленького) с предъявлением образца зрительно

Учить ребенка различать на ощупь величину предметов; проводить выбор из двух предметов (большого, маленького) с предъявлением образца зрительно

Учить ребенка дифференцировать предметы по признаку «мокрый — сухой» (полотенце, шарики, камешки) Учить детей различать температуру предметов (горячий— холодный)

Игры и упражнения: «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик»,  «Покажи, где такой кубик», «Кто тебя позвал?» и т.п.

Целевые ориентиры к концу первого года обучения:

Ребенок может  научиться:

-                     воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого: «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик».

-                     различать свойства и качества предметов: мокрый - сухой, горячий – холодный.

-                     различать два основных цвета (красный, желтый): «Покажи, где такой кубик».

-                     дифференцированно реагировать на звучание определенных музыкальных инструментов (выбор из трех).

-                     учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится; кубик стоит, не катится).

-                     дифференцировать звукоподражания «Кто тебя позвал?».

 

Материально-техническое  обеспечение образовательного процесса.

I. Литература, используемая учителем в работе над программой:

1.                 Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. 

2.                 Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство “Книголюб”, 2007.

3.                 Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2008.

 

II. Техническое обеспечение образовательного процесса.

1.                 Орг. техника (компьютер, принтер)

2.                 Интерактивная панель «Солнышко».

 

III.  Материалы учебно-методического комплекта.

1.                 Методические пособия.

2.                 2.Диагностические задания.

3.                 Пособие для коррекционно-педагогической работы с детьми:

4.                 Методическая литература.

5.                 Методические рекомендации.

6.                 Литература с содержанием педагогических методов работы.

7.                 Презентации по темам

8.                 Раздаточный материал

9.                 Развивающие игры.

10.             Конструкторы

11.            Наглядные пособия

 

 


 

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Пояснительная записка. Исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей с интеллектуальной недостаточной долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего развития,…

Пояснительная записка. Исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей с интеллектуальной недостаточной долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего развития,…

С использованием сухого (пальчикового) бассейна, бумаги, воды)

С использованием сухого (пальчикового) бассейна, бумаги, воды)

Репродуктивный метод называют также инструктивно-репродуктивным, т

Репродуктивный метод называют также инструктивно-репродуктивным, т

Знакомить ребенка со словами шар, кубик

Знакомить ребенка со словами шар, кубик

Учить ребенка различать на ощупь величину предметов; проводить выбор из двух предметов (большого, маленького) с предъявлением образца зрительно

Учить ребенка различать на ощупь величину предметов; проводить выбор из двух предметов (большого, маленького) с предъявлением образца зрительно

Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии:

Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.08.2021