КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАМЧАТСКАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Рассмотрено на методическом совете КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся с ограниченны- ми возможностями здоровья»
Протокол №___от ____2019 г. Председатель_______________ Н.С. Терентьева |
«Согласовано» Заместитель директора по УР КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
__________Танина Г.А. «____»________2019г. |
«Утверждаю» Директор КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся ограниченными возможностями здоровья»
___________Логачева О.Д. «____»________2019г. |
Рабочая программа для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по развитию сенсорного восприятия дошкольной группы
«Звездочки»
(третьего года обучения)
Составитель:
учитель-дефектолог Коломиец В.В.
г. Петропавловск-Камчатский
2019г.
Пояснительная записка
Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и дифференцировано воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения.
Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей с интеллектуальной недостаточной долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего развития, овладения разными видами деятельности. Познание окружающего мира происходит через ощущения и восприятие, которые становятся материалом для мыслительных процессов. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для дальнейшего обучения ребенка и для многих видов труда.
Программа по развитию сенсорного восприятия составлен на основе: «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного отделения КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Цель формирование ориентировочной деятельности, освоение систем сенсорных эталонов.
Задачи:
- Учить детей соотносить действия, изображенные на картинке, с реальными действиями; изображать действия по картинкам.
- Формировать у детей целостный образ предметов: учить самостоятельно складывать разрезные картинки из четырех частей с разной конфигурацией разреза.
- Учить детей соотносить плоскостную и объемную формы: выбирать объемные формы по плоскостному образцу, плоскостные формы по объемному образцу.
- Развивать у детей восприятие и память: вести отсроченный выбор предметов, различных по форме, цвету и величине, с использованием образца (отсрочка по времени 10 с).
- Учить детей производить сравнение предметов по форме и величине, проверяя правильность выбора практическим примериванием.
- Учить детей вычленять цвет (форму, величину) как признак, отвлекаясь от назначения предмета и других признаков. § Познакомить детей с пространственными отношениями между предметами: высокий - низкий, выше - ниже; близко - далеко, ближе - дальше.
- Учить детей воспроизводить пространственные отношения по словесной инструкции.
- Учить детей опознавать предметы по описанию, с опорой на определяющий признак (цвет, форма, величина).
- Учить детей изображать целый предмет с опорой на разрезные картинки (составление целого из частей в представлении).
- Развивать у детей координацию руки и глаза в процессе обучения способам обследования предметов: зрительно-тактильно - ощупывать, зрительно-двигательно - обводить по контуру.
- Учить детей передавать форму и величину предметов в лепке после зрительно-тактильного обследования.
- Учить детей воспринимать, различать бытовые шумы, шумы явлений природы (сигнал машины, звонок телефона, дверной звонок; шум пылесоса, шум двигателя, шум стиральной машины; шум ветра, журчание воды, шуршание опавших листьев; шум воды, капающей из крана, шум водопада, шум дождя).
- Формировать представления у детей о звуках окружающей действительности.
- Продолжать развивать у детей вкусовую чувствительность и формировать представления о разнообразных вкусовых качествах.
Организация работы по программе.
На коррекционные индивидуальные и подгрупповые занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня. Основной формой работы являются индивидуальные и подгрупповые занятия. На занятия отводится 20 минут. Продолжительность занятий может меняться в зависимости от психофизического состояния ребенка. Индивидуальные и подгрупповые занятия с ребенком проводятся не менее 2-х раз в неделю.
Структура коррекционного занятия.
Каждое занятие дефектолога включает 3 структурные части:
- Вводная часть (организационный момент) - установление эмоционального контакта с ребенком, организации его внимания на предстоящий вид деятельности.
- Основная часть (обучающая) – включает в себя основное содержание предстоящего занятия, предусматривающее взаимодействие с ребенком с целью формирования конкретных навыков и умений в ходе различных видов деятельности взрослого и ребенка.
- Заключительная часть – анализ и поощрение деятельности ребенка.
Специальные методы и приемы работы.
Репродуктивный метод – организация деятельности по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий. Репродуктивный метод называют также инструктивно-репродуктивным, т.к. непременная черта этого метода - инструктаж. Репродуктивный метод предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя.
По мере увеличения объёма знаний возрастает частота применения репродуктивного метода в сочетании с информационно-рецептивным методом, который предшествует репродуктивному методу при любом варианте обучения.
Репродуктивный метод обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции. Эффективной является следующая последовательность в применении приемов обучения при обучении и организации игр:
· Проигрывание действий педагогом на глазах у детей
· Совместное проигрывание действий педагогом и детьми
· Выполнение действий ребенком, с опорой на образец, предлагаемый педагогом
· Выполнение действий ребенком по словесной инструкции
· Самостоятельное выполнение детьми игровых действий
· Сопровождение ребенком речью выполняемых действий
Формы контроля: тестовые задания практического характера.
Основное содержание работ.
Развитие зрительного восприятия
- : Учить детей соотносить изображенное на картинке действие с реальным действием
- Продолжать учить детей дифференцировать объемные формы в процессе конструирования по образцу.
- Учить детей производить выбор величины по образцу из трех предложенных объектов, проверяя правильность предметы по величине (три размера): «Расставь игрушки в свои домики»
- Учить детей называть основные цвета (6) — красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный
- Учить детей находить знакомые цвета в окружающем
- Учить детей в игровой деятельности использовать цвет в качестве сигнала к действию (игра «Светофор»)
- Продолжать учить детей воспроизводить пространственные отношения между элементами при конструировании
- Учить детей узнавать предметы по описанию их цвета, формы, величины
- Учить детей самостоятельно складывать разрезные картинки из трех-четырех частей с разной конфигурацией разреза
- Учить детей запоминать местонахождение спрятанных предметов
- Учить детей проталкивать шары и кубы в прорези коробки, предварительно указав, в какое отверстие нужно опустить
- Учить детей складывать пирамиду из 6—7 колец по инструкции «Бери каждый раз самое большое кольцо», используя (повтор инструкции только по мере надобности)
- Учить детей складывать пятиместную матрешку, пользуясь зрительным соотнесением или примериванием частей
- Учить соотносить части предметов по величине на новой, незнакомой игрушке Знакомить детей с понятиями «длинный — короткий»
- Знакомить детей с новыми названиями цветов: коричневый, оранжевый
- Учить детей находить знакомые цвета в окружающей обстановке
- Учить детей воспроизводить пространственные отношения справа — слева по подражанию и по образцу
- Знакомить детей со словесным обозначением пространственных отношений справа — слева Знакомить детей с понятиями «далеко — близко»
- Ввести в активный словарь детей названия свойств и отношений предметов, с которыми они познакомились на маленький, самый большой; внизу, наверху
- Ввести в пассивный словарь детей названия свойств и отношений, с которыми они познакомились на втором году высокий, низкий; выше, ниже; на, под, вопрос «где?»
- Учить детей самостоятельно складывать разрезные картинки из четырех частей с разной конфигурацией разреза
- Учить детей дополнять целое с опорой на контур изображения и без контура (лото-вкладки и др.)
- Продолжать учить детей складывать фигуры из частей (отдельные детали фигуры, элементы конструктора, разборные собранные фигуры в рисунке).
- Учить детей использовать различение форм в их деятельности: чередовать формы в аппликации; использовать «Гараж»
- Знакомить детей с различением форм в процессе практической деятельности (игры «Что катится, что не катится
- Продолжить знакомство детей с определением величины (высокий — низкий) на примере роста детей и взрослых объектов
- Знакомить детей с относительностью величины, с определениями «больше — меньше», «длиннее — короче»
- Учить детей использовать величину в играх с дидактическими игрушками из пяти частей (пирамиды, кубы-вкладки использовать усвоенный принцип).
- Учить детей использовать в аппликации и конструировании по образцу и по слову представления о величине предметов
- Закрепить использование детьми знакомых цветов в изобразительной деятельности
- Включить использование цвета в игровую деятельность детей: использовать цвет в качестве сигнала к действию
- Учить детей воспроизводить пространственные отношения по словесной инструкции: «Поставь коробку на шкаф).
- Продолжать учить детей воспроизводить пространственные отношения между элементами при конструировании
- Учить детей ориентироваться в помещении (игры «Где мяч?», «Кто первый добежит до двери?» и т. п.). Дети находят преодолевают препятствия
Развитие слухового восприятия и фонематического слуха
- Познакомить детей с бытовыми шумами (звонок телефона, шум пылесоса, сигнал автомобиля)
- Учить детей выделять знакомые предметы и явления по их звуковым характеристикам («Угадай, на чем я играю
- Учить детей дифференцировать бытовые шумы (взонок телефона – дверной звонок, сигнал автомобиля – гудок
- Учить детей находить заданное слово в предложенной фразе
- Продолжать знакомить детей с бытовыми шумами (шум шагов, шуршание листьев, звук рвущейся бумаги) и звуками морской прибой; завывание ветра, пение птиц)
- Учить детей дифференцировать бытовые шумы (шум шагов взрослого человека и ребенка, звук рвущейся бумаги ветра и звук морского прибоя)
- Формировать у детей целостный образ предмета, опираясь на его звуковые характеристики (в продуктивных приклей картинку животного, которое говорит «мяу-мяу»
- Учить детей находить заданные словосочетания в предложенной фразе: «Хлопни в ладоши, когда услышишь
- Учить детей дифференцировать слова, близкие по слоговой структуре: дом — кот, удочка — дудочка, мишка
- Продолжать учить детей дифференцировать бытовые шумы и природные явления по звуковым характеристикам работающего пылесоса и звук стиральной машины)
- Учить детей определять направление звука и его источник без опоры на зрительный анализатор
- Учить детей воспроизводить заданные ритмы (2—3) и дифференцировать их между собой на слух
- Формировать у детей адекватные формы поведения, опираясь на образ предмета или явления с учетом его звуковых пришел; закрыть кран с капающей водой; закрыть форточку на звучание грома и сильные порывы ветра; остановиться
- Учить детей дифференцировать слова, близкие по слоговой структуре и звучанию: дом — ком, удочка — уточка
Игры и упражнения: «Наш сад осенью», «Где звенит?», «Стой, когда услышишь свисток», «Береги нос в сильный мороз» и т.п.
Целевые ориентиры к концу учебного года.
Ребенок может научиться:
- соотносить действия, изображенные на картинке, с реальными действиями; изображать действия по картинкам;
- складывать разрезные предметные картинки из четырех различных частей;
- выделять основные свойства знакомых предметов, отвлекаясь от второстепенных свойств;
- соотносить плоскостную и объемную формы: выбирать объемные формы по плоскостному образцу, плоскостные формы по объемному образцу;
- передавать форму предмета после зрительно-двигательного обведения (круг, квадрат, овал);
- производить сравнение предметов по форме и величине с использованием образца из двух-трех объектов, проверяя правильность выбора способом практического примеривания;
- вычленять цвет как признак, отвлекаясь от назначения предмета, его формы и величины; выбирать заданные объекты с дифференциацией соотношений высокий - низкий;
- опознавать знакомый предмет по словесному описанию его признаков и качеств («Возьми желтое, круглое, сладкое, сочное»);
- обследовать предметы с использованием зрительно-тактильного и зрительно-двигательного анализа;
- узнавать бытовые шумы (по аудиозаписи): сигнал машины, звонок телефона, дверной звонок; шум ветра, шум дождя, шум водопада;
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
I. Литература, используемая учителем в работе над программой:
1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
2. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство “Книголюб”, 2007.
3. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2008.
II. Техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Орг. техника (компьютер, принтер)
2. Интерактивная панель «Солнышко».
III. Материалы учебно-методического комплекта.
1. Методические пособия.
2. 2.Диагностические задания.
3. Пособие для коррекционно-педагогической работы с детьми:
4. Методическая литература.
5. Методические рекомендации.
6. Литература с содержанием педагогических методов работы.
7. Презентации по темам
8. Раздаточный материал
9. Развивающие игры.
10. Конструкторы
11. Наглядные пособия
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.