+Развитие сенсорного восприятия3
Оценка 4.8

+Развитие сенсорного восприятия3

Оценка 4.8
docx
23.08.2021
+Развитие сенсорного восприятия3
+Развитие сенсорного восприятия3.docx

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАМЧАТСКАЯ ШКОЛА -  ИНТЕРНАТ  ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

 

 

Рассмотрено

 на методическом совете КГОБУ «Камчатская

школа-интернат  для                                                                                                                                      обучающихся с ограниченны- ми возможностями здоровья»                                                                            

 

Протокол №___от ____2019 г.

Председатель_______________

Н.С. Терентьева

«Согласовано»

Заместитель директора по УР КГОБУ «Камчатская 

школа-интернат  для  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

__________Танина Г.А.                                                                                                    

 «____»________2019г.      

«Утверждаю»

Директор КГОБУ «Камчатская  школа-интернат  для обучающихся                                                                                                                                      ограниченными возможностями здоровья»

 

                                                                                                  ___________Логачева О.Д.

 «____»________2019г.

 

Рабочая программа для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью  по развитию сенсорного восприятия дошкольной группы 

«Звездочки»

(третьего года обучения)

 

 

 

 

 

 

Составитель:

учитель-дефектолог  Коломиец В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Петропавловск-Камчатский

2019г.

 

Пояснительная записка

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и дифференцировано воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения.

Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей с интеллектуальной недостаточной долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего развития, овладения разными видами деятельности. Познание окружающего мира происходит через ощущения и восприятие, которые становятся материалом для мыслительных процессов. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для дальнейшего обучения ребенка и для многих видов труда.

Программа по развитию сенсорного восприятия составлен на основе: «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного  отделения  КГОБУ  «Камчатская школа-интернат для обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья».

Цель формирование ориентировочной деятельности, освоение систем сенсорных эталонов.

Задачи:

-                     Учить детей соотносить действия, изображенные на картинке, с реальными действиями; изображать действия по картинкам.

-                      Формировать у детей целостный образ предметов: учить самостоятельно складывать разрезные картинки из четырех частей с разной конфигурацией разреза.

-                      Учить детей соотносить плоскостную и объемную формы: выбирать объемные формы по плоскостному образцу, плоскостные формы по объемному образцу.

-                      Развивать у детей восприятие и память: вести отсроченный выбор предметов, различных по форме, цвету и величине, с использованием образца (отсрочка по времени 10 с).

-                      Учить детей производить сравнение предметов по форме и величине, проверяя правильность выбора практическим примериванием.

-                      Учить детей вычленять цвет (форму, величину) как признак, отвлекаясь от назначения предмета и других признаков. § Познакомить детей с пространственными отношениями между предметами: высокий - низкий, выше - ниже; близко - далеко, ближе - дальше.

-                      Учить детей воспроизводить пространственные отношения по словесной инструкции.

-                      Учить детей опознавать предметы по описанию, с опорой на определяющий признак (цвет, форма, величина).

-                     Учить детей изображать целый предмет с опорой на разрезные картинки (составление целого из частей в представлении).

-                     Развивать у детей координацию руки и глаза в процессе обучения способам обследования предметов: зрительно-тактильно - ощупывать, зрительно-двигательно - обводить по контуру.

-                     Учить детей передавать форму и величину предметов в лепке после зрительно-тактильного обследования.

-                      Учить детей воспринимать, различать бытовые шумы, шумы явлений природы (сигнал машины, звонок телефона, дверной звонок; шум пылесоса, шум двигателя, шум стиральной машины; шум ветра, журчание воды, шуршание опавших листьев; шум воды, капающей из крана, шум водопада, шум дождя).

-                     Формировать представления у детей о звуках окружающей действительности.

-                      Продолжать развивать у детей вкусовую чувствительность и формировать представления о разнообразных вкусовых качествах.

Организация работы по программе.

На коррекционные индивидуальные и подгрупповые занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня. Основной формой работы являются индивидуальные и подгрупповые занятия. На занятия отводится  20 минут. Продолжительность занятий может меняться в зависимости от психофизического состояния ребенка. Индивидуальные и подгрупповые занятия с ребенком  проводятся  не менее 2-х раз в неделю. 

Структура коррекционного занятия.

Каждое занятие дефектолога включает  3 структурные части:

         - Вводная часть (организационный момент)  -  установление эмоционального контакта с ребенком, организации его внимания на предстоящий вид деятельности.

         - Основная часть (обучающая) – включает в себя основное содержание предстоящего занятия, предусматривающее взаимодействие с ребенком с целью формирования конкретных навыков и умений в ходе различных видов деятельности взрослого  и ребенка.

         - Заключительная часть – анализ и поощрение деятельности ребенка.

Специальные методы и приемы работы.

Репродуктивный метод – организация деятельности по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий. Репродуктивный метод называют также инструктивно-репродуктивным, т.к. непременная черта этого метода - инструктаж. Репродуктивный метод предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя.

   По мере увеличения объёма знаний возрастает частота применения репродуктивного метода в сочетании с информационно-рецептивным методом, который предшествует репродуктивному методу при любом варианте обучения.

      Репродуктивный метод обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции. Эффективной является следующая последовательность в применении приемов обучения при обучении и организации игр:

·                     Проигрывание действий педагогом на глазах у детей

·                     Совместное проигрывание действий педагогом и детьми

·                     Выполнение действий ребенком, с опорой на образец, предлагаемый педагогом

·                     Выполнение действий ребенком по словесной  инструкции

·                     Самостоятельное выполнение детьми игровых действий

·                     Сопровождение ребенком речью выполняемых действий

 Формы контроля: тестовые задания практического характера.

Основное содержание работ.

Развитие зрительного восприятия

-                     : Учить детей соотносить изображенное на картинке действие с реальным действием

-                     Продолжать учить детей дифференцировать объемные формы в процессе конструирования по образцу.

-                     Учить детей производить выбор величины по образцу из трех предложенных объектов, проверяя правильность предметы по величине (три размера): «Расставь игрушки в свои домики»

-                     Учить детей называть основные цвета (6) — красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный

-                     Учить детей находить знакомые цвета в окружающем

-                     Учить детей в игровой деятельности использовать цвет в качестве сигнала к действию (игра «Светофор»)  

-                     Продолжать учить детей воспроизводить пространственные отношения между элементами при конструировании

-                      Учить детей узнавать предметы по описанию их цвета, формы, величины

-                     Учить детей самостоятельно складывать разрезные картинки из трех-четырех частей с разной конфигурацией разреза

-                     Учить детей запоминать местонахождение спрятанных предметов

-                     Учить детей проталкивать шары и кубы в прорези коробки, предварительно указав, в какое отверстие нужно опустить

-                     Учить детей складывать пирамиду из 6—7 колец по инструкции «Бери каждый раз самое большое кольцо», используя (повтор инструкции только по мере надобности)

-                     Учить детей складывать пятиместную матрешку, пользуясь зрительным соотнесением или примериванием частей

-                     Учить соотносить части предметов по величине на новой, незнакомой игрушке Знакомить детей с понятиями «длинный — короткий»

-                      Знакомить детей с новыми названиями цветов: коричневый, оранжевый

-                     Учить детей находить знакомые цвета в окружающей обстановке

-                     Учить детей воспроизводить пространственные отношения справа — слева по подражанию и по образцу

-                     Знакомить детей со словесным обозначением пространственных отношений справа — слева Знакомить детей с понятиями «далеко — близко»

-                      Ввести в активный словарь детей названия свойств и отношений предметов, с которыми они познакомились на маленький, самый большой; внизу, наверху

-                     Ввести в пассивный словарь детей названия свойств и отношений, с которыми они познакомились на втором году высокий, низкий; выше, ниже; на, под, вопрос «где?»

-                      Учить детей самостоятельно складывать разрезные картинки из четырех частей с разной конфигурацией разреза

-                     Учить детей дополнять целое с опорой на контур изображения и без контура (лото-вкладки и др.)

-                     Продолжать учить детей складывать фигуры из частей (отдельные детали фигуры, элементы конструктора, разборные собранные фигуры в рисунке).

-                      Учить детей использовать различение форм в их деятельности: чередовать формы в аппликации; использовать «Гараж»

-                     Знакомить детей с различением форм в процессе практической деятельности (игры «Что катится, что не катится

-                     Продолжить знакомство детей с определением величины (высокий — низкий) на примере роста детей и взрослых объектов

-                     Знакомить детей с относительностью величины, с определениями «больше — меньше», «длиннее — короче»

-                     Учить детей использовать величину в играх с дидактическими игрушками из пяти частей (пирамиды, кубы-вкладки использовать усвоенный принцип).

-                     Учить детей использовать в аппликации и конструировании по образцу и по слову представления о величине предметов

-                     Закрепить использование детьми знакомых цветов в изобразительной деятельности

-                     Включить использование цвета в игровую деятельность детей: использовать цвет в качестве сигнала к действию

-                      Учить детей воспроизводить пространственные отношения по словесной инструкции: «Поставь коробку на шкаф).

-                     Продолжать учить детей воспроизводить пространственные отношения между элементами при конструировании

-                     Учить детей ориентироваться в помещении (игры «Где мяч?», «Кто первый добежит до двери?» и т. п.). Дети находят преодолевают препятствия

Развитие слухового восприятия  и фонематического слуха

-                      Познакомить детей с бытовыми шумами (звонок телефона, шум пылесоса, сигнал автомобиля)

-                     Учить детей выделять знакомые предметы и явления по их звуковым характеристикам («Угадай, на чем я играю

-                     Учить детей дифференцировать бытовые шумы (взонок телефона – дверной звонок, сигнал автомобиля – гудок

-                     Учить детей находить заданное слово в предложенной фразе

-                      Продолжать знакомить детей с бытовыми шумами (шум шагов, шуршание листьев, звук рвущейся бумаги) и звуками морской прибой; завывание ветра, пение птиц)

-                      Учить детей дифференцировать бытовые шумы (шум шагов взрослого человека и ребенка, звук рвущейся бумаги ветра и звук морского прибоя)

-                     Формировать у детей целостный образ предмета, опираясь на его звуковые характеристики (в продуктивных приклей картинку животного, которое говорит «мяу-мяу»

-                     Учить детей находить заданные словосочетания в предложенной фразе: «Хлопни в ладоши, когда услышишь

-                      Учить детей дифференцировать слова, близкие по слоговой структуре: дом — кот, удочка — дудочка, мишка

-                     Продолжать учить детей дифференцировать бытовые шумы и природные явления по звуковым характеристикам работающего пылесоса и звук стиральной машины)

-                      Учить детей определять направление звука и его источник без опоры на зрительный анализатор

-                     Учить детей воспроизводить заданные ритмы (2—3) и дифференцировать их между собой на слух

-                     Формировать у детей адекватные формы поведения, опираясь на образ предмета или явления с учетом его звуковых пришел; закрыть кран с капающей водой; закрыть форточку на звучание грома и сильные порывы ветра; остановиться

-                     Учить детей дифференцировать слова, близкие по слоговой структуре и звучанию: дом — ком, удочка — уточка

 

Игры и упражнения: «Наш сад осенью», «Где звенит?», «Стой, когда услышишь свисток», «Береги нос в сильный мороз»  и т.п.

Целевые ориентиры к концу учебного года.

Ребенок может  научиться:

-                     соотносить действия, изображенные на картинке, с реальными действиями; изображать действия по картинкам;

-                      складывать разрезные предметные картинки из четырех различных частей;

-                      выделять основные свойства знакомых предметов, отвлекаясь от второстепенных свойств;

-                      соотносить плоскостную и объемную формы: выбирать объемные формы по плоскостному образцу, плоскостные формы по объемному образцу;

-                      передавать форму предмета после зрительно-двигательного обведения (круг, квадрат, овал);

-                     производить сравнение предметов по форме и величине с использованием образца из двух-трех объектов, проверяя правильность выбора способом практического примеривания;

-                      вычленять цвет как признак, отвлекаясь от назначения предмета, его формы и величины; выбирать заданные объекты с дифференциацией соотношений высокий - низкий;

-                     опознавать знакомый предмет по словесному описанию его признаков и качеств («Возьми желтое, круглое, сладкое, сочное»);

-                      обследовать предметы с использованием зрительно-тактильного и зрительно-двигательного анализа;

-                      узнавать бытовые шумы (по аудиозаписи): сигнал машины, звонок телефона, дверной звонок; шум ветра, шум дождя, шум водопада;

 

 

 

Материально-техническое  обеспечение образовательного процесса.

I. Литература, используемая учителем в работе над программой:

1.                 Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. 

2.                 Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство “Книголюб”, 2007.

3.                 Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2008.

II. Техническое обеспечение образовательного процесса.

1.                 Орг. техника (компьютер, принтер)

2.                 Интерактивная панель «Солнышко».

III.  Материалы учебно-методического комплекта.

1.                 Методические пособия.

2.                 2.Диагностические задания.

3.                 Пособие для коррекционно-педагогической работы с детьми:

4.                 Методическая литература.

5.                 Методические рекомендации.

6.                 Литература с содержанием педагогических методов работы.

7.                 Презентации по темам

8.                 Раздаточный материал

9.                 Развивающие игры.

10.             Конструкторы

11.            Наглядные пособия

 

 


 

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Пояснительная записка Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и дифференцировано воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения

Пояснительная записка Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и дифференцировано воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения

Развивать у детей восприятие и память: вести отсроченный выбор предметов, различных по форме, цвету и величине, с использованием образца (отсрочка по времени 10 с)

Развивать у детей восприятие и память: вести отсроченный выбор предметов, различных по форме, цвету и величине, с использованием образца (отсрочка по времени 10 с)

На коррекционные индивидуальные и подгрупповые занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня

На коррекционные индивидуальные и подгрупповые занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня

Эффективной является следующая последовательность в применении приемов обучения при обучении и организации игр: ·

Эффективной является следующая последовательность в применении приемов обучения при обучении и организации игр: ·

Учить детей запоминать местонахождение спрятанных предметов -

Учить детей запоминать местонахождение спрятанных предметов -

Учить детей использовать различение форм в их деятельности: чередовать формы в аппликации; использовать «Гараж» -

Учить детей использовать различение форм в их деятельности: чередовать формы в аппликации; использовать «Гараж» -

Учить детей дифференцировать бытовые шумы (взонок телефона – дверной звонок, сигнал автомобиля – гудок -

Учить детей дифференцировать бытовые шумы (взонок телефона – дверной звонок, сигнал автомобиля – гудок -

Игры и упражнения: «Наш сад осенью», «Где звенит?», «Стой, когда услышишь свисток», «Береги нос в сильный мороз» и т

Игры и упражнения: «Наш сад осенью», «Где звенит?», «Стой, когда услышишь свисток», «Береги нос в сильный мороз» и т

Материально-техническое обеспечени е образовательного процесса

Материально-техническое обеспечени е образовательного процесса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.08.2021