+Развитие сенсорного восприятия3

  • docx
  • 24.08.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала +Развитие сенсорного восприятия3.docx

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАМЧАТСКАЯ ШКОЛА -  ИНТЕРНАТ  ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

 

 

Рассмотрено

 на методическом совете КГОБУ «Камчатская

школа-интернат  для                                                                                                                                      обучающихся с ограниченны- ми возможностями здоровья»                                                                            

 

Протокол №___от ____2019 г.

Председатель_______________

Н.С. Терентьева

«Согласовано»

Заместитель директора по УР КГОБУ «Камчатская 

школа-интернат  для  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

__________Танина Г.А.                                                                                                    

 «____»________2019г.      

«Утверждаю»

Директор КГОБУ «Камчатская  школа-интернат  для обучающихся                                                                                                                                      ограниченными возможностями здоровья»

 

                                                                                                  ___________Логачева О.Д.

 «____»________2019г.

 

Рабочая программа для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью  по развитию сенсорного восприятия дошкольной группы 

«Звездочки»

(третьего года обучения)

 

 

 

 

 

 

Составитель:

учитель-дефектолог  Коломиец В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Петропавловск-Камчатский

2019г.

 

Пояснительная записка

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и дифференцировано воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения.

Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей с интеллектуальной недостаточной долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего развития, овладения разными видами деятельности. Познание окружающего мира происходит через ощущения и восприятие, которые становятся материалом для мыслительных процессов. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для дальнейшего обучения ребенка и для многих видов труда.

Программа по развитию сенсорного восприятия составлен на основе: «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного  отделения  КГОБУ  «Камчатская школа-интернат для обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья».

Цель формирование ориентировочной деятельности, освоение систем сенсорных эталонов.

Задачи:

-                     Учить детей соотносить действия, изображенные на картинке, с реальными действиями; изображать действия по картинкам.

-                      Формировать у детей целостный образ предметов: учить самостоятельно складывать разрезные картинки из четырех частей с разной конфигурацией разреза.

-                      Учить детей соотносить плоскостную и объемную формы: выбирать объемные формы по плоскостному образцу, плоскостные формы по объемному образцу.

-                      Развивать у детей восприятие и память: вести отсроченный выбор предметов, различных по форме, цвету и величине, с использованием образца (отсрочка по времени 10 с).

-                      Учить детей производить сравнение предметов по форме и величине, проверяя правильность выбора практическим примериванием.

-                      Учить детей вычленять цвет (форму, величину) как признак, отвлекаясь от назначения предмета и других признаков. § Познакомить детей с пространственными отношениями между предметами: высокий - низкий, выше - ниже; близко - далеко, ближе - дальше.

-                      Учить детей воспроизводить пространственные отношения по словесной инструкции.

-                      Учить детей опознавать предметы по описанию, с опорой на определяющий признак (цвет, форма, величина).

-                     Учить детей изображать целый предмет с опорой на разрезные картинки (составление целого из частей в представлении).

-                     Развивать у детей координацию руки и глаза в процессе обучения способам обследования предметов: зрительно-тактильно - ощупывать, зрительно-двигательно - обводить по контуру.

-                     Учить детей передавать форму и величину предметов в лепке после зрительно-тактильного обследования.

-                      Учить детей воспринимать, различать бытовые шумы, шумы явлений природы (сигнал машины, звонок телефона, дверной звонок; шум пылесоса, шум двигателя, шум стиральной машины; шум ветра, журчание воды, шуршание опавших листьев; шум воды, капающей из крана, шум водопада, шум дождя).

-                     Формировать представления у детей о звуках окружающей действительности.

-                      Продолжать развивать у детей вкусовую чувствительность и формировать представления о разнообразных вкусовых качествах.

Организация работы по программе.

На коррекционные индивидуальные и подгрупповые занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня. Основной формой работы являются индивидуальные и подгрупповые занятия. На занятия отводится  20 минут. Продолжительность занятий может меняться в зависимости от психофизического состояния ребенка. Индивидуальные и подгрупповые занятия с ребенком  проводятся  не менее 2-х раз в неделю. 

Структура коррекционного занятия.

Каждое занятие дефектолога включает  3 структурные части:

         - Вводная часть (организационный момент)  -  установление эмоционального контакта с ребенком, организации его внимания на предстоящий вид деятельности.

         - Основная часть (обучающая) – включает в себя основное содержание предстоящего занятия, предусматривающее взаимодействие с ребенком с целью формирования конкретных навыков и умений в ходе различных видов деятельности взрослого  и ребенка.

         - Заключительная часть – анализ и поощрение деятельности ребенка.

Специальные методы и приемы работы.

Репродуктивный метод – организация деятельности по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий. Репродуктивный метод называют также инструктивно-репродуктивным, т.к. непременная черта этого метода - инструктаж. Репродуктивный метод предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя.

   По мере увеличения объёма знаний возрастает частота применения репродуктивного метода в сочетании с информационно-рецептивным методом, который предшествует репродуктивному методу при любом варианте обучения.

      Репродуктивный метод обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции. Эффективной является следующая последовательность в применении приемов обучения при обучении и организации игр:

·                     Проигрывание действий педагогом на глазах у детей

·                     Совместное проигрывание действий педагогом и детьми

·                     Выполнение действий ребенком, с опорой на образец, предлагаемый педагогом

·                     Выполнение действий ребенком по словесной  инструкции

·                     Самостоятельное выполнение детьми игровых действий

·                     Сопровождение ребенком речью выполняемых действий

 Формы контроля: тестовые задания практического характера.

Основное содержание работ.

Развитие зрительного восприятия

-                     : Учить детей соотносить изображенное на картинке действие с реальным действием

-                     Продолжать учить детей дифференцировать объемные формы в процессе конструирования по образцу.

-                     Учить детей производить выбор величины по образцу из трех предложенных объектов, проверяя правильность предметы по величине (три размера): «Расставь игрушки в свои домики»

-                     Учить детей называть основные цвета (6) — красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный

-                     Учить детей находить знакомые цвета в окружающем

-                     Учить детей в игровой деятельности использовать цвет в качестве сигнала к действию (игра «Светофор»)  

-                     Продолжать учить детей воспроизводить пространственные отношения между элементами при конструировании

-                      Учить детей узнавать предметы по описанию их цвета, формы, величины

-                     Учить детей самостоятельно складывать разрезные картинки из трех-четырех частей с разной конфигурацией разреза

-                     Учить детей запоминать местонахождение спрятанных предметов

-                     Учить детей проталкивать шары и кубы в прорези коробки, предварительно указав, в какое отверстие нужно опустить

-                     Учить детей складывать пирамиду из 6—7 колец по инструкции «Бери каждый раз самое большое кольцо», используя (повтор инструкции только по мере надобности)

-                     Учить детей складывать пятиместную матрешку, пользуясь зрительным соотнесением или примериванием частей

-                     Учить соотносить части предметов по величине на новой, незнакомой игрушке Знакомить детей с понятиями «длинный — короткий»

-                      Знакомить детей с новыми названиями цветов: коричневый, оранжевый

-                     Учить детей находить знакомые цвета в окружающей обстановке

-                     Учить детей воспроизводить пространственные отношения справа — слева по подражанию и по образцу

-                     Знакомить детей со словесным обозначением пространственных отношений справа — слева Знакомить детей с понятиями «далеко — близко»

-                      Ввести в активный словарь детей названия свойств и отношений предметов, с которыми они познакомились на маленький, самый большой; внизу, наверху

-                     Ввести в пассивный словарь детей названия свойств и отношений, с которыми они познакомились на втором году высокий, низкий; выше, ниже; на, под, вопрос «где?»

-                      Учить детей самостоятельно складывать разрезные картинки из четырех частей с разной конфигурацией разреза

-                     Учить детей дополнять целое с опорой на контур изображения и без контура (лото-вкладки и др.)

-                     Продолжать учить детей складывать фигуры из частей (отдельные детали фигуры, элементы конструктора, разборные собранные фигуры в рисунке).

-                      Учить детей использовать различение форм в их деятельности: чередовать формы в аппликации; использовать «Гараж»

-                     Знакомить детей с различением форм в процессе практической деятельности (игры «Что катится, что не катится

-                     Продолжить знакомство детей с определением величины (высокий — низкий) на примере роста детей и взрослых объектов

-                     Знакомить детей с относительностью величины, с определениями «больше — меньше», «длиннее — короче»

-                     Учить детей использовать величину в играх с дидактическими игрушками из пяти частей (пирамиды, кубы-вкладки использовать усвоенный принцип).

-                     Учить детей использовать в аппликации и конструировании по образцу и по слову представления о величине предметов

-                     Закрепить использование детьми знакомых цветов в изобразительной деятельности

-                     Включить использование цвета в игровую деятельность детей: использовать цвет в качестве сигнала к действию

-                      Учить детей воспроизводить пространственные отношения по словесной инструкции: «Поставь коробку на шкаф).

-                     Продолжать учить детей воспроизводить пространственные отношения между элементами при конструировании

-                     Учить детей ориентироваться в помещении (игры «Где мяч?», «Кто первый добежит до двери?» и т. п.). Дети находят преодолевают препятствия

Развитие слухового восприятия  и фонематического слуха

-                      Познакомить детей с бытовыми шумами (звонок телефона, шум пылесоса, сигнал автомобиля)

-                     Учить детей выделять знакомые предметы и явления по их звуковым характеристикам («Угадай, на чем я играю

-                     Учить детей дифференцировать бытовые шумы (взонок телефона – дверной звонок, сигнал автомобиля – гудок

-                     Учить детей находить заданное слово в предложенной фразе

-                      Продолжать знакомить детей с бытовыми шумами (шум шагов, шуршание листьев, звук рвущейся бумаги) и звуками морской прибой; завывание ветра, пение птиц)

-                      Учить детей дифференцировать бытовые шумы (шум шагов взрослого человека и ребенка, звук рвущейся бумаги ветра и звук морского прибоя)

-                     Формировать у детей целостный образ предмета, опираясь на его звуковые характеристики (в продуктивных приклей картинку животного, которое говорит «мяу-мяу»

-                     Учить детей находить заданные словосочетания в предложенной фразе: «Хлопни в ладоши, когда услышишь

-                      Учить детей дифференцировать слова, близкие по слоговой структуре: дом — кот, удочка — дудочка, мишка

-                     Продолжать учить детей дифференцировать бытовые шумы и природные явления по звуковым характеристикам работающего пылесоса и звук стиральной машины)

-                      Учить детей определять направление звука и его источник без опоры на зрительный анализатор

-                     Учить детей воспроизводить заданные ритмы (2—3) и дифференцировать их между собой на слух

-                     Формировать у детей адекватные формы поведения, опираясь на образ предмета или явления с учетом его звуковых пришел; закрыть кран с капающей водой; закрыть форточку на звучание грома и сильные порывы ветра; остановиться

-                     Учить детей дифференцировать слова, близкие по слоговой структуре и звучанию: дом — ком, удочка — уточка

 

Игры и упражнения: «Наш сад осенью», «Где звенит?», «Стой, когда услышишь свисток», «Береги нос в сильный мороз»  и т.п.

Целевые ориентиры к концу учебного года.

Ребенок может  научиться:

-                     соотносить действия, изображенные на картинке, с реальными действиями; изображать действия по картинкам;

-                      складывать разрезные предметные картинки из четырех различных частей;

-                      выделять основные свойства знакомых предметов, отвлекаясь от второстепенных свойств;

-                      соотносить плоскостную и объемную формы: выбирать объемные формы по плоскостному образцу, плоскостные формы по объемному образцу;

-                      передавать форму предмета после зрительно-двигательного обведения (круг, квадрат, овал);

-                     производить сравнение предметов по форме и величине с использованием образца из двух-трех объектов, проверяя правильность выбора способом практического примеривания;

-                      вычленять цвет как признак, отвлекаясь от назначения предмета, его формы и величины; выбирать заданные объекты с дифференциацией соотношений высокий - низкий;

-                     опознавать знакомый предмет по словесному описанию его признаков и качеств («Возьми желтое, круглое, сладкое, сочное»);

-                      обследовать предметы с использованием зрительно-тактильного и зрительно-двигательного анализа;

-                      узнавать бытовые шумы (по аудиозаписи): сигнал машины, звонок телефона, дверной звонок; шум ветра, шум дождя, шум водопада;

 

 

 

Материально-техническое  обеспечение образовательного процесса.

I. Литература, используемая учителем в работе над программой:

1.                 Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. 

2.                 Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство “Книголюб”, 2007.

3.                 Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2008.

II. Техническое обеспечение образовательного процесса.

1.                 Орг. техника (компьютер, принтер)

2.                 Интерактивная панель «Солнышко».

III.  Материалы учебно-методического комплекта.

1.                 Методические пособия.

2.                 2.Диагностические задания.

3.                 Пособие для коррекционно-педагогической работы с детьми:

4.                 Методическая литература.

5.                 Методические рекомендации.

6.                 Литература с содержанием педагогических методов работы.

7.                 Презентации по темам

8.                 Раздаточный материал

9.                 Развивающие игры.

10.             Конструкторы

11.            Наглядные пособия