Развитие системы образования в муниципальном образовании
Оценка 4.7

Развитие системы образования в муниципальном образовании

Оценка 4.7
docx
02.12.2020
Развитие системы образования в муниципальном образовании
Развитие системы образования в муниципальном образовании.docx

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

Соколов Дмитрий Александрович

студент 5 курса бакалавриата;

Государственное и муниципальное управление

ННГУ им. Н.И. Лобачевского

 

Аннотация: в данной статье проанализированы и выявлены основные причины, влияющие на эффективность управления сферой образования на муниципальном уровне.

Ключевые слова: муниципальная система образования, образование, управление, структура системы образования.

Abstract: this article analyzes and identifies the main reasons that affect the effectiveness of education management at the municipal level.

Keywords: municipal education system, education, management, structure of the education system.

 

Актуальность исследования обусловлена активизацией в последнее десятилетие вопросов, связанных с повышением качества управления в сфере образования муниципальными органами власти.

Наиболее актуальным направлениями повышения эффективности деятельности муниципальных органов в сфере образования являются: административно-управленческие; финансовые; учебно-методические; кадровые и информационно-научное обеспечение совершенствования управления образованием на муниципальном уровне.

Согласно Конституции Российской Федерации [1] каждому человеку даётся право на получение образования – это право на образование детализируется с 1 сентября 2013 г. в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 31.07.2020 №304–ФЗ) [2], в котором содержатся основные нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

Согласно Федеральному закону № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно–нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [2, ст. 2].

Для повышения эффективности управленческой деятельности в образовании на муниципальном уровне в условиях информационного общества необходимо изучить проблемы, с которыми сталкиваются муниципалитеты при информатизации управления образованием. В настоящее время в России реализуется процесс модернизации. Модернизации подвергаются не только отрасли экономики, сфера здравоохранения, образования и др., но и сфера управления. Причем процесс модернизации основывается на информатизации. В нашем случае речь идет о модернизации управления образованием. Поэтому задача исследования усложняется тем, что модернизируется не только объект управления (образование), но и сам процесс – управление образованием. Как известно, полномочия по вопросам образования между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями изначально разграничены конституционными нормами (ст. 71 – 73, 130, 132, 133 Конституции РФ) [1]. Уточняющие положения в разграничении полномочий прописаны в актах: ФЗ №273-ФЗ [3]; Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»; Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2]. Изучение этих документов показало, что Федеральный закон «Об образовании в РФ» [3] содержит главу 12 «Управление системой образования.

Расширенное понимание структуры системы образования на муниципальном уровне включает в себя следующие блоки: – нормативно-правовое обеспечение образования, – органы управления образованием в зависимости от уровня управления, – участники образовательных отношений, – ресурсное обеспечение функционирования системы образования [5, с. 125].

Говоря о функционировании образовательной системы, следует выделить две группы процессов:

1. Образовательные (основные) – педагогическая деятельность, результатами которой являются усвоение знаний, умений, навыков, освоение компетенций учащимися.

2. Обеспечивающие – процессы, направленные на качественную реализацию образовательных процессов, поставляющие для этого ресурсы и создающие необходимые условия.

Можно выделить две основные группы задач, стоящие перед муниципальным управлением образованием. Эти группы выделяются с учетом того, что у образования могут быть два основных состояния (режима): функционирование и развитие. Задача управления функционированием – это обеспечение эффективного использования имеющихся в наличии внутренних возможностей муниципальной системы образования. Задачи управления развитием образования могут быть определены как задачи обеспечения максимально высоких темпов наращивания возможностей муниципальной системы образования и повышения эффективности их использования. Функционирование муниципальной системы образования усложняется тем обстоятельством, что оно происходит под воздействием постоянно изменяющейся как внутренней, так и внешней среды. Поэтому одна из важнейших задач управления в образовании состоит в том, чтобы как можно целесообразнее реагировать на эти изменения, что может обеспечиваться только своевременной и эффективной перестройкой системы образования соответственно изменяющимся условиям [5, с. 126].

В настоящее время перед системой образования стоят важные задачи, обусловленные государственной политикой модернизации образования.

Любое образовательное учреждение – это особый мир, в котором пересекаются интересы детей, родителей, воспитателей, учителей, других работников.

В России существует несколько основных проблем на муниципальном уровне, которые препятствуют повышению эффективности деятельности муниципальных органов в сфере образования. Первая группа причин связана с формированием бюджета на муниципальном уровне в сфере образования. Проблема финансирования является наиболее острым вопросам: критическое состояние общеобразовательных учреждений и учреждений дошкольного образования, нехватка мест, нехватка квалифицированных кадров, отсутствие развитого информационно – технологического обеспечения, проблемы связанные с доступностью образования [4, с. 35].

Другая группа проблем связана с доступностью и качеством образования. в сфере образования, которая влечет за собой очереди на получение места для ребенка в образовательном учреждении, неравные стартовые возможности будущих первоклассников. Нехватка квалифицированных кадров, отсутствие финансирование на приобретение специального оборудование, дидактических материалов, развивающих игрушек и т.д., являются причинами снижения качества образования [4, с. 35].

Проблемы системы образования в муниципальных образованиях Нижегородской области:

-          низкая заработная плата педагогических работников;

-          большое количество вакансий воспитателей в МДОУ;

-          нехватка мест в дошкольных образовательных учреждениях;

-          несоответствие зданий, сооружений образовательных учреждений нормам и требованиям Роспотребнадзора и Госпожнадзора;

-          изношенность материально–технической базы учреждений образования.

Совершенствование деятельности муниципальных органов в сфере образования включает в себя комплекс мер на повышение эффективности в сфере нормативно-правового регулирования [4, с. 35]. На сегодняшний день нормативно-правовое регулирование в сфере образования осуществляется в основном на федеральном уровне, а нормативно – правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований только дублируют нормы ведущих законов в сфере образования: ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Закон РФ «Об образовании». Помимо дублирования нормативно-правовых актов дублируются и формы регулирования целевых программ.

Литература

1.                 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

2.                 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 09.11.2020 № 370-ФЗ).

3.                 Федеральный закон от 29.12.2012 №273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 31.07.2020 №304–ФЗ).

4.                 Баскова, Е.К. Совершенствование деятельности муниципального органа в сфере образования / Е.К. Баскова // Дневник науки. 2019. № 1 (25). С. 35.

5.                 Волхонская, К.В. Муниципальная система образования как объект управления: характеристика, структура / К.В. Волхонская. // Молодой ученый. – 2018. – № 24 (210). – С. 124–126.

6.                 Яндарбаева, Л.А. Развитие муниципальной системы образования / Л.А. Яндарбаева, И.Р. Чалдаев // ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет. № 1 (11), 2018. С. 181-185.


 

7.                 Скачано с www.znanio.ru

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В

Согласно Федеральному закону № 273–ФЗ «Об образовании в

Согласно Федеральному закону № 273–ФЗ «Об образовании в

Федеральный закон «Об образовании в

Федеральный закон «Об образовании в

В настоящее время перед системой образования стоят важные задачи, обусловленные государственной политикой модернизации образования

В настоящее время перед системой образования стоят важные задачи, обусловленные государственной политикой модернизации образования

Совершенствование деятельности муниципальных органов в сфере образования включает в себя комплекс мер на повышение эффективности в сфере нормативно-правового регулирования [ 4 , с

Совершенствование деятельности муниципальных органов в сфере образования включает в себя комплекс мер на повышение эффективности в сфере нормативно-правового регулирования [ 4 , с
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2020