«Развитие словесно-логического мышления младших школьников на уроках математики средствами логических задач»
Оценка 4.9

«Развитие словесно-логического мышления младших школьников на уроках математики средствами логических задач»

Оценка 4.9
docx
28.01.2021
«Развитие словесно-логического мышления младших школьников на уроках математики средствами логических задач»
Рожкова.docx

Статья

 

Рожковой Марии Александровны,учителя внеурочной деятельности МБОУ "Веселовская средняя школа" Сакского района Ркбпубликт Крым

на тему «Развитие словесно-логического мышления младших школьников на уроках математики средствами логических задач»

 

Основной задачей реализации содержания предметной области «Математика» в соответствии с ФГОС начального (общего) образования, является развитие у младших школьников логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, математической речи. По мнению психологов, ведущую роль в достижении поставленной задачи играет словесно-логическое мышление.

Обучение младших школьников рассуждениям становится одной из важных педагогических проблем, которую предстоит решать в контексте его личностного развития в целом и логико-математического в частности.

Актуальность темы исследования обусловлена:

– противоречием между требованиями ФГОС к развитию логического мышления младших школьников и практической реализации этих требований в практике обучения младших школьников математике;

– потребностью практики в средствах развития словесно-логического мышления младших школьников на уроках математики.

Цель работы заключается в выявлении методических приемов, при которых логические задачи являются средством развития словесно-логического мышления у младших школьников на уроках математики.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза исследования: логические задачи будут способствовать успешному развитию словесно-логического мышления младших школьников, если на уроках математики:

– расширять представления учащихся о высказываниях и способах их построения (отрицание, импликация, конъюнкция, дизъюнкция);

– использовать разнообразные виды логических задач (на установление соответствия, переливание, взвешивание, переправы).

Для достижения поставленной цели были определены и решены  следующие задачи исследования:

Задача №1 – выявить теоретические основы проблемы развития словесно-логического мышления у младших школьников.

Мышление – «высшая форма отражения действительности в психике, идеальная деятельность, результатом которой является объективная истина.

По мнению С.Л. Рубинштейна высшей формой мышления является словесно-логическое мышление. Под словесно-логическим мышлением следует понимать вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. Для этого вида мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (стоимость, честность, гордость). Благодаря словесно-логическому мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать различный наглядный материал».

Словесно-логическое мышление – особая форма человеческой деятельности, которая помогает решать логические задачи. С помощью данного вида мышления человек может осуществлять поиск при решении логических задач.

При этом выделяет два вида поиска:

– имеющийся до начала решения логической задачи

– формирующийся по ходу решения задачи.

Эти два вида поисков определяют направление и развернутость процесса логического мышления.

Таким образом, словесно-логическое мышление это высшая ступень познания – процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.

Были рассмотрены следующие особенности развития словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста.

Логическая составляющая словесно-логического мышления не задана от природы: она формируется как под влиянием окружающей среды, так и в результате обучения.

Особенности словесно-логического мышления младшего школьника обусловлены различными соотношениями между мышлением и практическим действием, мышлением и языком.

Для того, чтобы ребенок научился сравнивать, ему нужно научиться оперировать понятиями. Обобщая их и абстрагируясь при этом от всех второстепенных признаков, ребенок осваивает понятие. В такой работе важнейшее значение имеют определенные  факторы.

В младшем школьном возрасте завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению; младшие школьники учатся управлять своим мышлением, думать тогда, когда это нужно, а не только тогда, когда интересно.

Также были выявлены педагогические средства развития словесно-логического мышления младших школьников. Для полноценного развития словесно-логического мышления обучающихся необходимо систематически использовать логические задачи. Для эффективного решения логических задач следует создавать специальные методические условия, способствующие активному развитию таких психических процессов как мыслительные операции и речь. В качестве средств реализации этих условий выступают обучающие задания, в основу которых положены моделирование реальных ситуаций, активное использование приемов умственных действий, самостоятельные логические умозаключения школьников. Разные формы взаимодействия и формы проведения урока так же благотворно влияют на развитие словесно-логического мышления у младшего школьника.

Задача №2 – обосновать методические приемы использования логических задач как средства развития словесно-логического мышления младших школьников на уроках математики.

У младших школьников решение логических задач вызывает огромный интерес. Однако, следует отметить, что большинство учителей затрудняются организовывать деятельность младших школьников, при решении логических задач.

Для развития словесно-логического мышления младших школьников в процессе решения логических задач целесообразно использовать разнообразные методические приемы организации учебной деятельности учащихся, такие как: прием моделирования; преобразование моделей; выбор правильного рассуждения из предложенных; заполнение таблицы; дополнение текста рассуждений в соответствии с условием задачи и др.

Задача №3 – проверить экспериментальным путем эффективность методических приемов использования логических задач как средства развития словесно-логического мышления младших школьников на уроках математики.

Экспериментальная работа проводилась в период производственной практики на базе МБОУ «Веселовская средняя школа» Сакского района Республики Крым.

В экспериментальной работе принимали участие ученики 2 класса в количестве 30 человек. Из них 15 девочек и 15 мальчиков. Возрастной предел класса – 9-10 лет.

Были выделены критерии и уровни развития словесно-логического мышления младших школьников.

В качестве инструментария для выявления уровня развития словесно-логического мышления младших школьников использовались вербальные субтесты четырех типов. Каждый вид субтеста был направлен на выявление умений ребенка осуществлять различные логические операции с вербальным материалом, а его содержание включало 10 заданий.

Целью формирующего этапа экспериментальной работы явилась реализация методических приемов использования на уроках математики логических задач как средства развития логического мышления младших школьников. В качестве таких приемов были определены:

– расширение представлений учащихся о высказываниях и способах их построения (отрицание, импликация, конъюнкция, дизъюнкция);

– использование разнообразных видов логических задач (на установление соответствия, переливание, взвешивание, деление на части, переправы).

Пример логической задачи представлен на слайде. Рассуждения детей были следующими: «Плюс в таблице обозначает, что котенок живет в домике, а минус что не живет в домике. Тогда белый котенок живет во втором домике, но не живет в первом и третьем. Серый котенок живет в третьем домике, но не живет в первом и во втором. Рыжий котенок живет в первом домике, но не живет во втором и третьем». Задание знакомит с новым способом решения логических задач – табличным. Каждый знак + или – являются результатом умозаключения, полученного на основе анализа условия задачи или анализа уже полученных ранее выводов.

В ходе формирующего этапа экспериментальной работы нами широко использовались творческие домашние задания, суть которых состояла в том, что младшим школьникам предлагалось самостоятельно сконструировать логическую задачу и предложить ее одноклассникам. Составленные самостоятельно логические задачи вызывали неподдельный интерес у школьников.

Целью контрольного этапа экспериментальной работы являлась выявление уровня развития словесно-логического мышления у младших школьников после систематического использования на уроках математики логических задач.

Анализ результатов показал, что при выполнении первого субтеста младшие школьники испытывали меньше трудностей в выявлении существенных и несущественных признаков объектов, чем на первом этапе; также учащиеся успешно справились со вторым субтестом – на выявления сходства и различия объектов по существенным признакам, отвлекаясь от не существенных; при выполнении третьего субтеста учащиеся класса улучшили свои показатели; при определении умения обобщать школьники смогли выявить не только существенные признаки, но и свойства и отношения между объектами. Проанализировав результаты субтестов, представим количественную характеристику: 93% детей имеют высокий уровень, 7% детей имеют средний уровень, а учащихся, которые имеют низкий уровень логического мышления, не выявлено.

Сравнив первоначальный результат экспериментальной работы с конечными результатами увидели, что произошли положительные изменения в развитии словесно-логического мышления младших школьников.

Таким образом, положительная динамика развития словесно-логического мышления младших школьников подтвердила, выдвинутую нами гипотезу. Увеличился процент школьников с высоким уровнем развития словесно-логического мышления (на 53%). Уменьшилось количество детей с среднем уровнем развития словесно-логического мышления (на 50%), результаты контрольного этапа экспериментальной работы не выявили ребят с низким уровнем развития словесно-логического мышления.

В ходе исследования была организована экспериментальная работа, цель которой заключалась в апробации педагогических условий, при которых логические задачи выступают средством развития словесно-логического мышления у младших школьников. Положительная динамика уровня развития словесно-логического мышления у младших школьников в процессе решения логических задач подтвердила эффективность выдвинутых педагогических условий.

По итогам практической реализации педагогических условий нами были сформулированы следующие методические рекомендации для учителя:

1. На уроках математики, в целях развития словесно-логического мышления младшего школьника, должны преобладать логические задачи.

2. Для успешного развития словесно-логического мышления у младших школьников учитель должен стараться создать для учащихся такие благоприятные условия, в которых его развитие будет проходить более успешно. В качестве таких условий выступают разнообразные виды логических задач, различные способы решения логических задач и методические приемы анализа высказываний, дополнения умозаключений, конструирование умозаключений и преобразование некорректных умозаключений.

3. При подборе логических задач, учитель должен ориентироваться на возрастные особенности младшего школьного возраста.

4. Логические задачи должны соответствовать цели и теме урока, его содержанию.

           


 

Статья Рожковой Марии Александровны , учителя внеурочной деятельности

Статья Рожковой Марии Александровны , учителя внеурочной деятельности

Мышление – «высшая форма отражения действительности в психике, идеальная деятельность, результатом которой является объективная истина

Мышление – «высшая форма отражения действительности в психике, идеальная деятельность, результатом которой является объективная истина

В младшем школьном возрасте завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению; младшие школьники учатся управлять своим мышлением, думать тогда, когда это нужно, а не только…

В младшем школьном возрасте завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению; младшие школьники учатся управлять своим мышлением, думать тогда, когда это нужно, а не только…

В качестве инструментария для выявления уровня развития словесно-логического мышления младших школьников использовались вербальные субтесты четырех типов

В качестве инструментария для выявления уровня развития словесно-логического мышления младших школьников использовались вербальные субтесты четырех типов

Проанализировав результаты субтестов, представим количественную характеристику: 93% детей имеют высокий уровень, 7% детей имеют средний уровень, а учащихся, которые имеют низкий уровень логического мышления, не…

Проанализировав результаты субтестов, представим количественную характеристику: 93% детей имеют высокий уровень, 7% детей имеют средний уровень, а учащихся, которые имеют низкий уровень логического мышления, не…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2021