Этапы работы по развитию слухового восприятия
Выработка реакции на звук (обнаружение источника звука). Угадывание направления звука.
Различение звучащих предметов. Узнавание неречевых звуков.
Различение звучащих предметов
по силе звучания (тихо – громко)
по высоте звучания (высокое –низкое звучание)
по долготе звучания (долгое – короткое звучание)
по последовательности звучания
4. Различение речевых звуков (звук, слог, слово)
Повышение результативности занятий
При проведении игры важна эмоциональность. Дети легче овладевают доступными умениями, если процесс обучения вызывает радость и удовольствие.
Обилие новых впечатлений вызывает пресыщение. Не следует использовать сразу много новых незнакомых игрушек. Предварительно познакомьте ребёнка с новыми игрушками.
Необходимо повторять и закреплять полученные знания, навыки и умения. При повторении игры надо разнообразить, видоизменять старую игру, привлекая в игру новый предмет или усложняя задание.
Проводить занятия от простого к сложному - от того что доступно для ребёнка в данный момент, до того что он может сделать с Вашей помощью.
Для развития игр, развивающих слуховое восприятие, внимание, память необходимо накопить библиотеку звуковых данных :
Записи бытовых шумов и звуков природы
Звучащие и музыкальные игрушки
Игрушки для определения высоты звучания
Игрушки различного качества звучания (трещит звенит, шуршит, стучит)
Специальные записи музыкальных инструментальных и вокальных произведений
Набор картинок с изображениями звучащих игрушек, предметов, музыкальных инструментов.
Выработка реакции на звук
«Где мама?»
Цель. Определение направления звука и фиксация взглядом.
Оборудование: погремушка (или звоночек, или колокольчик, или дудочка и т.п.).
Описание игры. Ребенок находится в комнате, мама подходит близко и если ребенок не реагирует, то надо зафиксировать взглядом цветную повязку на голове матери, яркие, блестящие предметы одновременно со звуковым раздражителем (звучанием погремушки, звоночка, колокольчика…). Потом мама отходит в сторону и гремит погремушкой, ребенок должен повернуть голову в сторону мамы.
«Где позвонили?»
Цель. Определение направления звука.
Оборудование6 звоночек (или колокольчик, или дудочка и т.п.).
Описание игры. Ребенок сидит в центре комнаты, двое взрослых стоят за его спиной в разных углах комнаты, у каждого есть какой-нибудь звучащий инструмент. Взрослые по очереди звенят и предлагают угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, взрослые говорит: «Ура». Игра проводится до тех пор, пока не угадает.
«Где песенка?»
Цель. Определение направления звука.
Оборудование. 2 коробки, музыкальная игрушка или телефон с записью любимой песенки или мелодии малыша.
Описание игры. На столе перед ребенком 2 коробки, в одной из которых находится музыкальная игрушка. Взрослый достает ее из коробки, демонстрирует звучание, затем убирает игрушку и, переставив коробочки местами, предлагает малышу найти песенку (выбрать нужную коробочку).
Варианты: увеличение количества пустых коробочек, участвующих в игре (ребенок выбирает из трех-четырех коробочек, в одной из которых находится игрушка).
Различение звучащих предметов.
«Отгадай, что звучит?»
Цель: развивать слуховое восприятие, внимание. Дифференцировать звуки, производимые предметами. Узнавать и называть звучащие предметы.
Оборудование: бумага, бубен, барабан, погремушка, ширма.
Описание игры. Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки за ширмой. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.
«Солнце или дождик»
Цель: развивать слуховое восприятие, внимание. Дифференцировать звуки, производимые предметами. Узнавать и называть звучащие предметы.
Оборудование: бубен
Описание игры. Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».
«Домашний оркестр»
Цель: развивать слуховое восприятие, внимание. Дифференцировать звуки, производимые предметами. Узнавать и называть звучащие предметы.
Оборудование: ширма, предметы: ложки, металлическая и деревянная ( можно оформить в виде куколок, солнышко (бумажная тарелка), пузырек (стеклянная баночка, можно сделать ротик, глазки и волосики), шуршик (мешочек набитый шуршащим материалом), колобок (круглая, железная баночка из-под леденцов).
Описание игры: «Посмотри, к нам в гости пришли разные предметы, узнаешь их? Они очень любят играть друг с другом, а когда они играют, то издают разные звуки. Говорит ложка тарелке: «Привет, тарелка, давай с тобой играть?» «Давай» – ответила тарелка.» Взрослый показывает, какие звуки издают предметы. Затем предметы «играют» за ширмой, а ребенок угадывает, кто с кем играет.
По силе звучания
«Мамы и детки»
Цель: Дифференцировать высокие и низкие неречевые звуки.
Оборудование: Большие и маленькие колокольчики, ширма.
Описание игры. Взрослый, показывая ребенку колокольчики, говорит: - Это семья колокольчиков. Но, несмотря на то, что это все колокольчики они звучат по-разному. Послушай как поет папа (большой колокольчик)… мама (средний колокольчик)…ребенок (маленький колокольчик), а теперь они будут петь в домике, а ты угадай кто из них поет свою песенку.
Игра-драматизация сказки «Три медведя»
Цель: дифференцировать одинаковые звукокомплексы по высоте, силе и тембру.
Оборудование: герои сказки, декорации.
Описание игры: Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:
– Кто спал в моей постели?– Кто сидел на моем стуле?– Кто ел из моей чашки?– Кто же был в нашем доме?
При трудностях называния персонажей взрослый может предложить ребенку показывать на одну из картинок – изображения трех разных медведей.Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.
По высоте звучания
«Звоночки»
Цель: дифференциация высоких и низких звуков.
Оборудование: несколько звоночков различного звучания.
Описание игры. Взрослый демонстрирует звучание колокольчиков, проговаривая - вот у этого колокольчика – высокий звук, у этого – пониже, а этот совсем низкий. Затем предложить ребенку построить ряд, начиная с самого высоко звука (или с самого низкого).
«Шумящие коробочки»
Цель: дифференциация громких и тихих звуков.Оборудование: несколько коробочек, которые заполнены различными материалами (железными пробками, маленькими деревянными брусочками, камушками, монетками и др.) и при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого).
Описание игры. Ребенку предлагают проверить шумы всех коробочек. Затем педагог просит дать коробочку с тихим шумом, а потом с громким шумом. Ребенок выполняет
по долготе звучания
«Длинный - короткий»
Цель: учить прислушиваться к длительности звучания, соотносить нарисованный символ с длительностью звучания.
Оборудование: бубен, карточки с нарисованными в разном порядке длинными и короткими полосками.
Описание игры. Взрослый медленно стучит в бубен и показывает карточку с длинной полосой – поясняя- я стучу медленно, полоска длинная, затем взрослый производит быстрые удары , показывая карточки с короткими полосками, после ребенку предлагают отбить бубном ритм, нарисованный на карточках полосками (длинные полоски - медленные удары, короткие - быстрые).
по последовательности звучания
«Кто первый?»
Цель: учить умению прислушиваться, дифференцировать разные звуки, определять последовательность звучания.
Оборудование: барабан и дудка (возможны другие сочетания) .
Описание игры. Две игрушки барабан и дудка (возможны другие сочетания) постучать в барабан потом сразу поиграть на дудке и спросить, что звучало первым? Ребенок должен ответить или показать.
«Путаница»
Цель: научить различать и запоминать последовательность звучания разных музыкальных игрушек.
Оборудование: картинки смешариков с музыкальными инструментами, такие же инструменты за ширмой. У ребенка картинки или игрушки смешариков, ширма.
Описание игры. Посмотри на картину, у каждого смешарика свой инструмент. Послушайте, кто за кем играет, и поставь игрушки в той же последовательности.
Фонематические сказки
Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер:
«а» - радостный и веселый,
«у» - угрюмый, задумчивый,
«о» - очень любил всему удивляться,
«и» - игривый, улыбчивый,
«э» - медлительный, рассудительный,
«ы» - самый серьезный и хмурый.
Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь:
и очень тоненько - высоко: «а, у, о, и, э, ы»,
и низко: «а, у, о, и, э, ы».
Звуки пели по одному и парами: «ау, ои, эы».
Пели звуки также и по трое: «ауо, иэы».
А ещё звуки могли петь хором: «АУОИЭЫ».
Ходили звуки по свету и голосисто пели. За это их стали называть гласными и красные рубашки подарили.
Но однажды задумались звуки:- Как же так, - говорит «а», - у всех есть дома, а у нас нет.- У зверей - у кого дупло, у кого берлога, - поддержал «у». - О, и у каждой птички есть гнездо, - подхватил «О».- И люди в домах живут, - тихонько заметил «И».- Это что же получается, одни мы без постоянного места жительства, - возмутились «Э» и «Ы».
Подумали-подумали да и начали дома мастерить. «А» да «И» нашли по три палочки. «А» сделал шалаш с перекладиной. «И» к двум столбикам перекладину наискосок приладил и остался очень доволен.«У» и «Ы» взяли по две палочки. «У» смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком. «Ы» к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности.«О» увидело колесо, оно ему и подошло.«Э» долго смотрел на треснутый ободок от колеса, потом приделал к нему палочку и устроился - домик появился и у него.
«Инопланетянин»
Цель: дифференциация слогов.
Оборудование: шапочка инопланетянина.
Описание игры: взрослый объясняет ребенку, что к нам с другой планеты прилетел лунатик. Он не умеет говорить на русском языке, но хочет с ним подружиться и поиграть. Он говорит, а ты повторяй за ним. ПА-ПА-ПО… МА-МО-МУ… СА-ША-СА… ЛА-ЛА-РА… Сначала роль инопланетянина исполняет взрослый, затем ребенок.
«Подскажи словечко»
Цель: развитие чувства ритма, понимание рифмы.
Оборудование: книжка знакомых стихов, напр. А.Барто «Игрушки»
Описание игры: Прочитайте ребенку хорошо знакомое ему стихотворение (например: «Спать пора, уснул бычок...», «Уронили мишку на пол...», «Наша Таня громко плачет...»). затем прочтите еще раз, но при этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребенку самому сказать недостающие слова.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.