«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с посредствам сюжетно-ролевых игр.»
Автор: Воспитатель Шемякина Е.Н Забайкальский край. Г.Чита, МБДОУ № 38
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах - диалоге и монологе.
Коммуникативные способности – это умения и навыки общения с окружающими людьми с помощью слов и без них: посредством мимики, жестов, языка тела и имиджа. Коммуникативные способности включают как правильную отправку сигналов, так и их правильное принятие. От того насколько развиты коммуникативные способности человека зависит его успешность и в личной и профессиональной сфере.
Формирование и развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста зависит от компетентного подхода педагогов ДОУ к процессу речевого развития дошкольников.
Речевое развитие дошкольников осуществляется не только посредством организованной образовательной деятельности, но и через другие различные виды деятельности в режимных моментах, в том числе и через игру.
Дети дошкольного возраста с нормой развития, при грамотно организованном педагогическом воздействии без особых усилий овладевают речью, могут с легкостью устанавливать межличностные отношения со сверстниками и взрослыми.
Но, к сожалению, с каждым годом все большее количество детей дошкольного возраста нуждаются в коррекции нарушений речи, в том числе тяжелых.
Для детей дошкольного возраста, в том числе и с нарушением речи «игра» всегда была и остается ведущим видом деятельности, которая в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе и речевого развития.
Игра - это основной вид деятельности дошкольника. Ведь через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Вместе с тем, игра - это основа творческой активности ребёнка. В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. Играя ребёнок принимает на себя роль взрослых, образы которых сохранились в его воображении. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства.
Все игры можно подразделить на:
• Дидактические
• Подвижные игры
• Речевые
• Хороводные
• Сюжетно ролевые
Что касается развития речи ребенка особые возможности имеет сюжетно-ролевая игра, так как она требует от детей умения договариваться о ролях, подготавливать условия для игры, общаться соответствующим образом, соблюдать правила, согласовывать свои действия с действиями других участников игры
Основной особенностью сюжетно – ролевой игры является то, что в игре ребёнок воплощает свой взгляд, своё отношение к тому событию, которое разыгрывается.
В сюжетно – ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи.
Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность и на основе её обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их язык.
Мы знаем, какую большую роль в развитии языка детей играют взрослые. Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору. Таким образом, можно сделать вывод о том, что речь детей в игровой деятельности развивается достаточно хорошо. Так как игра - ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника, и большую часть своего времени ребенок должен проводить за разнообразными играми, в которых он учится правильно общаться, узнаёт новые слова, учится правильно строить предложения. И главное в этом участие родителей и педагогов, которые могут правильно организовать игры детей и подсказать.
Игра становится компонентом становления социального организма, развивающегося в деятельности, развивающая речь. Цель сюжетно - ролевой игры - деятельность, а мотив - содержание деятельности, такая игра управляема как взрослым, так и детьми. Сюжетно-ролевая игра относится к обучающим играм, она в определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет выбирать стиль общение между детьми при различных ситуациях. Исходя из этого ролевая игра это упражнение для развития навыков и умений диалогической речи в вербальном общении.
Во время занятий с применением средств сюжетно – ролевой игры ребенку предлагается выполнить задание и игровая ситуация способствует этому, ребенок не чувствует напряжения и дискомфорта, потому что играет. В каждой игре присутствует структура: игровая задача (замысел, содержание, игровые действия, правила, результат игры.
В. И. Селиверстов указывает, что в работе над развитием связной речи использование сюжетно – ролевой игры имеет большое значение. Одну игру можно использовать для решения разных задач. К примеру, игра «Волшебный мешочек»может использоваться как сюжет сюжетно-ролевой игры, например для обогащения словаря. Так и фрагментом отдельной игровой ситуации и действия могут быть использованы логопедом на разных этапах фронтальных занятий. Элементы сюжетно-ролевых игр также можно использовать при проведении физкультминуток, логоритмики. Занятия по развитию связной речи у детей с ТНР Ю. Гаркуша предлагает включать сказочных персонажей. Например, в игре «Исправь ошибки Великану» ребенок исполняет роль учителя и исправляет ошибки Великану. В игре «Накорми Дракона»дети могут упражняться в образовании существительных множественного числа. Для этого один из детей играет роль Дракона, а другой ребенок – кота. В игре«Ателье» ребенок, делая заказ закройщику, сообщает: «Я хочу заказать костюм из шелка»; получив «готовый» костюм (в карточку – конверт с вырезанным по контуру силуэтом платья «закройщиком» вставляется образец соответствующей ткани, ребенок говорит: «У меня шелковый костюм».
На занятиях по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи включение элементов сюжетно – ролевой игры способствуют реализации коррекционных задач. Например, в игре «Строители»каждый из детей участвует в строительстве гаража из кирпичиков, выбирая столько кирпичиков, сколько слогов в слове - названии предложенной педагогом предметной картинки. По окончании «строительства» гаража педагог предлагает детям поиграть в свободное время. В игре «Автобус» дети - «контролеры» выдают проездные билеты необычным пассажирам – животным; звуковые (символы звуков- для младшего дошкольного возраста, схемы слов- для старшего дошкольного возраста), изображенные на билетах, должны соответствовать названиям животных. Такие игры способствуют развитию связной речи и вербальному общению дошкольников. При планировании таких занятий необходимо предусмотреть возможности выбора детьми разных вариантов речевых высказываний в контексте выполняемой роли. Например, используя игру «Магазин»,можно упражнять детей в правильном использовании предлогов, падежей, обогащении словаря. Для этого педагог играет роль продавца. Он объясняет детям, что магазин «волшебный». Сегодня в нем продаются только продукты, но и предметы (которыми можно рисовать, играть и т. п.). Дети, являясь покупателями, могут по-разному выражать в речи свою просьбу, обращаясь к продавцу. Важно правильно выбрать «товар». Затем педагог может предложить детям по очереди становиться продавцами.
Исследование Л. Г. Соловьевой, показало, что применение сюжетно – ролевых игр включающих разноплановые жизненные ситуации развивают чувство эмпатии, расширяют спектр вербальных средств, таких как эмоциональная лексика. Эмоциональная лексика выражает характеристику своих и чужих чувств, эмоциональное состояние и оценку события в целом. Постепенно речь детей становится выразительной, присутствует последовательность изложения мыслей, в своих высказываниях дети используют различные паралингвистические средства общения: мимику, пантомимику.
Таким образом, исследования ряда ученых Ю. Ф. Гаркуша, Л. Г. Соловьева, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др. убеждают в том, что в ходе занятий с использованием сюжетно-ролевой игры развивают у детей вербальное общение, активизируют и развивают связную речь. Сюжетно – ролевая игра влияет и на развитие значения и функции слова, основу для переноса словесного значения и является мощным фактором речевого развития ребенка с общим недоразвитием речи. Сюжетно - ролевая игра служит разнообразным и эффективным условием для развития связной речи. В ходе сюжетно – ролевой развивается не только внешняя, но и смысловая сторона речи, происходит обогащение слова, расширение его значения, вследствие чего оно приобретает большую мобильность.
Игровые упражнения можно включать в свободную деятельность детей, проводить на прогулках, можно объединять в отдельное занятие.
Комплекс коррекционных упражнений
«Недоверчивая кукла».
Цель игры: обучение комментированию игровых действий; совершенствование
навыков действий.
Оборудование: игрушка - кукла.
Ход игры. Взрослый предлагает детям поиграть с куклой, произвести с ней
определённые действия, но (поскольку кукла "Недоверчивая") до этого
необходимо объяснить ей, что ребенок собирается делать. Например: "
Машенька, сейчас я тебя покормлю супом" или "Машенька, сейчас мы
пойдём гулять".
«Что дальше».
Цель игры: развитие способности к сюжетосложению
Оборудование: игрушка - мишка.
Ход игры. Дети по принципу "цепочки" сочиняют историю о мишке,
который гулял в лесу. Ребёнок, у которого в руках оказывается игрушка,
произносит, следующее предложение.
Вариант. По мере овладения игрой можно проводить её по принципу
"снежного кома", когда каждый следующий участник прежде, чем
предложить свой вариант, пересказывает всё, что было сказано предыдущим. Это
окажет положительное влияние не только на способность к сюжетосложению, но и на
развитие памяти и внимания, которые при речевых нарушениях часто бывают
несовершенными.
«Что на что похоже?»
Цель игры: формирование способности к использованию в игре предметов -
заменителей; развитие творческого воображения.
Оборудование: маленький мяч, материал детского строителя различной формы
(условно называемые кубиками), карандаш, счётные палочки.
Ход игры. Взрослый предлагает группе детей рассмотреть различные предметы
(по одному) и обсудить, на что они похожи. Ребёнку, который называет ту или
иную версию, предлагается "понарошку" показать действия с реальным
предметом как с игровым (поговорить по телефону - кубику; поставить кукле
градусник - карандаш; покормить куклу яблоком - мячиком" и т.п.)
«Мостик».
Цель игры: развитие способности к коммуникации с партнёром в процессе
игры; формирование чувства ответственности, симпатии в игре; развитие
воображения.
Ход игры. Взрослый проводит на полу (или на асфальте) линию длиной около 1
метра или кладёт узкую доску (шириной 20 - 30 см) и объясняет дошкольникам:
"Я - мама курица, а вы - мои цыплятки. Нам с вами надо перебраться по
мостику через ручей и не упасть в воду".
Взрослый обращает внимание детей на линию (мостик). Дети строятся друг за другом. Взрослый берёт за руку первого ребёнка и осторожно проходит с ним по линии (по мостику). Затем игра повторяется, но в роли "мамы - курицы" уже выступает ребёнок.
«Догонялки».
Цель игры: формирование способности к координации действий; развитие
партнёрских отношений в игровой деятельности; формирование
уважительного отношения к правилам игры; развитие чувства ритма и
моторики.
Ход игры. Дети дошкольного возраста любят эту игру. Но ребята с
нарушениями речи, из-за несовершенства моторной сферы, трудности координации
часто толкают друг друга и натыкаются на предметы мебели. Для предотвращения
таких моментов Е.Смирнова и Л. Галигузова (2007г.) предлагают использовать
приём поэтапного инструктирования.
"Ребята, сейчас мы поиграем в догонялки. Кто будет водить? Ты Настя?. Хорошо… Настя садись на стульчик. …Все остальные ребята отходят в другую часть игровой комнаты… Дети хором произносят стихи:
Мы весёлые ребята,
Любим бегать и играть!
Ну, попробуй нас догнать,
Раз, два, три, четыре, пять! (Е. Тихеева)
После слова "пять" взрослый произносит: "Разбегайтесь все скорее, а, ты, Настя, догоняй!". Ребенок, которого поймали, становится водящим.
Игровое упражнение «Угадай, кто это?»
Первоначально педагог выполняет ведущую роль, он сам рассказывает про детей: какой он, что умеет делать, что любит делать, с кем дружит. Выслушав рассказ, дети должны угадать, о ком он. В случае затруднения педагог дополняет свой рассказ описаниями внешнего вида ребенка. Он рассказывает, какого цвета волосы, глаза, какое лицо, во что одет и т.д. Если возможности детей позволяют, то педагог выбирает рассказчиком кого-то из них. Ребенок рассказывает о ком-нибудь из присутствующих детей.
Игровое упражнение «Это я, узнай меня!»
Дети сидят на ковре. Один из них поворачивается спиной к остальным. Дети по очереди ласково поглаживают по его спине ладошкой и говорят: «Это я, узнай меня». Водящий ребенок должен отгадать, кто до него дотронулся. Воспитатель помогает ребенку отгадать, называя по очереди по имени всех участвующих в игре детей.
Игровое упражнение «Что изменилось?»
Один из детей отворачивается, во внешнем виде остальных что-то меняется. Ребенок поворачивается и отгадывает, что изменилось. Учитывая особенности детей, допускается не больше одного изменения.
Игровое упражнение «Самый, самый».
Взрослый предлагает детям внимательно послушать вопрос и верно на него ответить.
Возможные вопросы:
Кто из вас самый высокий?
У кого самые темные волосы?
У кого на голове заколка?
У кого карие глаза?
За кем из вас приходит дедушка?
У кого недавно был День рождения?
Кто умеет хорошо рисовать?
Кто умеет рассказывать стихи?
Кто умеет строить из кубиков башню?
Кто умеет быстро бегать?
Кто умеет играть в снежки? и т.д.
Выполнение этого упражнения требует от педагога определенной тактичности. Содержание вопросов в обязательном порядке должно подчеркивать возможности каждого из участников игры. Это позволяет ребенку почувствовать признание взрослым его собственных достижений, почувствовать свою значимость, что очень важно для формирования «позиции Я». Игровое упражнение «Кто тебя позвал, узнай!»
Дети встают полукругом. Один из них стоит спиной ко всем. Взрослый дотрагивается до ребенка, который должен произнести имя отвернувшегося. Отвернувшийся ребенок угадывает, кто его позвал.
Игровое упражнение «Здравствуй!»
Дети встают парами. Взрослый предлагает им поздороваться, но очень необычным способом: поздороваться носиками, щеками, плечом, спиной и т.д. Участники игры сами могут предложить необычный способ поздороваться.
Игровое упражнение: «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся».
Взрослый делит детей на пары, сажает их друг против друга, сообщает: «Сейчас мы будем играть с руками. Наши ручки будут здороваться». Он сопровождает действия детей словами: «Давайте поздороваемся. Теперь наши ручки ссорятся Опустили руки. Наши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Наши руки мирятся. Они просят прощения. Подружились ручки».
В ходе упражнений такого рода дети учатся соотнесению человека и его тактильного образа, развитию умения выражать чувства и понимать чувства другого через прикосновение. Подключение тактильно-двигательного анализатора при узнавании внешности другого человека способствует расширению и углублению представлений детей о сверстнике.
Неумение изменять собственную игровую программу является серьезным препятствием для развития совместной игры и объясняет ее распад даже при выраженной эмоциональной заинтересованности партнером-сверстником. Для развития согласованных действий детей, чувствительности к действиям, речи партнера специально следует проводить следующие упражнения.
Игровое упражнение «Волшебное зеркало».
Взрослый говорит о том, что все дети превращаются в маленькие волшебные зеркала, а кто-то один показывает позу или движение. Все остальные, изображая зеркало, повторяют.
Этюд «Паровозик».
Дети держатся друг за друга и паровозиком ходят по группе. Взрослый впереди, все движения повторяются за взрослым. Этюд выполняется под музыку. Взрослый:«Давайте представим, что я паровозик, а вы вагончики. Зацепимся друг за друга. Какой веселый поезд у нас получился. Тух, тух, тух! Поезд отправляется! Наш поезд едет по ровной дорожке. А теперь на дороге появились кочки. Поезд объезжает кочки. А теперь паровозик едет под мостиком. Мостик низкий, что бы под ним проехать, надо нагнуться. Все! Проехали мостик. А теперь мы едем по лесу. Здесь много пеньков, камней и коряг. Давайте перешагнем через них. А теперь поезд едет по узенькому мостику. Тихо, тихо наступаем, не толкаемся. Опять по ровной дорожке едем» и т.д.
Известно, что дети с нарушением речи испытывают трудности при выделении и фиксировании в речи ролевого правила, так как слово не закрепляет значения новой позиции, не направляет и не регулирует ход ролевого поведения. Невозможность вычленить ролевое правило в игре исключает контроль ребенка за собственным поведением и указывает на то, что все механизмы влияния роли на произвольность оказываются нарушенными. Учитывая эту особенность, я использую игры с правилами. Рекомендуется использовать игры, разработанные Богуславской З.М., Смирновой О.Е. для детей младшего дошкольного возраста. Отбор игр должен осуществляться с учетом особенностей детей; исключаются игры, содержащие элементы соревнования, и игры, связанные с выполнением сложных движений. Предпочтение отдается играм с участием образных игрушек и связанным с кратковременным развитием ролевого поведения. Примерный перечень игр: «Солнышко и дождик», «Ножки», «Раздувайся пузырь», «Карусели», «Лови-лови», «Куклы пляшут», «Подарки», «Кто к нам пришел», «Спектакль игрушек», «Зайка», «Бабушка Маланья», «Что нам привез Мишутка?», «Прятки с игрушками», «Отзовись, не зевай», «Проказы мишки-шалунишки», «День рождения Аленушки» и т.д.
Пример игры с правилами: «Кто разбудил Мишутку?»
Педагогический замысел:
-учить соблюдению правил;
-развивать произвольность поведения;
-продолжать формировать особое отношение к игрушечному мишке
как к заместителю живого существа; учить говорить ласковые слова.
Материалы: мягкая образная игрушка - мишка.
Вместе с воспитателем дети садятся на стульчики, расположенные полукругом. Один стул поставлен напротив сидящих детей, он остается свободным. Педагог приносит мишку и сообщает, что он хочет поиграть с ними. Воспитатель предлагает поиграть в игру, объясняет: «Кто-то будет укладывать мишку спать, а кто-то разбудит его словами: «Мишутка, Мишутка хватит спать, пора вставать!» Давайте все вместе скажем эти слова». Дети хором повторяют эти слова. Взрослый, убедившись в том, что ребята запомнили слова, предупреждает, что Мишутку будет будить только тот, кого он назовет.
Педагог подзывает к себе одного ребенка, передает ему Мишку, предлагает сесть спиной к остальным детям на свободный стул и просит не поворачиваться, пока его не позовут. Взрослый объясняет, что убаюкивать мишутку будет этот ребенок, а будить другой. «Мишка сам должен догадаться, кто его разбудил, подсказывать ему нельзя», - продолжает он.
Взрослый начинает рассказывать: «Настала ночь. Набегался, нагулялся наш Мишутка, устал. Давайте уложим его спать и споем песенку». А ребенок, сидящий к ним спиной, убаюкивает Мишутку. Воспитатель продолжает: «Спит Мишутка, крепко спит и снится ему что-то вкусное-вкусное… Вот настало утро. Все уже давно встали, умылись, оделись. А наш Мишутка спит, да спит. Надо его разбудить». Он указывает рукой на одного из ребят и, не называя его по имени, предлагает ему четко и достаточно громко произнести знакомые слова: «Мишутка, Мишутка, довольно спать, пора вставать!» Педагог просит детей соблюдать тишину, не подсказывать Мишутке. Чтобы облегчить детям задание, можно предложить им прикрыть рот.
«Проснулся Мишутка? - спрашивают воспитатель и дети. - А знаешь, Мишутка, кто тебя разбудил? Иди к нам и найди его».
Ребенок с мишкой подходит к детям, находит среди них того, кто произнес слова, и сажает ему мишку на колени. Можно «попросить» мишку сделать что-нибудь забавное. Например, топнуть ножкой или покружиться, попрыгать, а ребенок, получивший мишку, помогает ему.
Выбирается другой ребенок, который будет убаюкивать Мишутку, и игра начинается снова. Правила игры:
Укладывает и будит мишку только тот, на кого укажет воспитатель.
Когда мишка спит и когда его будят, соблюдать полную тишину.
Не подсказывать Мишутке, кто будил.
На активные роли выбираются только те, кто выполняет все правила игры и соблюдает тишину.
Особым видом коррекционно-педагогической работы является комментированное рисование. Неоценимое значение комментированного рисования для психического развития, в частности, для развития коммуникативной деятельности дошкольников, показано в работах О.П. Гаврилушкиной. Смысл этих оригинальных занятий заключается в организации общения детей между собой и с педагогом по поводу содержания несложных изображений, создаваемых на глазах у воспитанников мелом на доске или фломастерами на листе бумаги. В рисунке отражается близкое детям содержание, основу которого составляют события из их личного опыта - совместные игры, беседы, прогулки, совместный труд. Взрослый учит детей узнавать себя и других детей в рисунке, обращаться друг к другу с вопросами и сообщениями, то есть активно использовать коммуникативные типы высказываний. В качестве примера приведу фрагмент занятия по развитию речи.
Тема: Обитатели зимнего леса.
Педагогический замысел:
· закреплять представления детей о признаках зимы, о лесных животных;
· учить перевоплощению;
· учить выделять сверстника в качестве объекта взаимодействия;
· учить сосредоточивать внимание на собеседнике, поддерживать зрительный контакт;
· развивать чувствительность к сверстнику-партнеру;
· способствовать опредмечиванию в рисунке собственных впечатлений;
·
учить составлять несложный рассказ по рисунку с опорой на свой
собственный опыт;
· учить задавать вопросы, делать сообщения и побуждения.
Материал: доска, цветные мелки, елка, «волшебная палочка», маски животных, перчатки.
Этап занятия: комментированное рисование.
Педагог спрашивает детей, куда их приглашала добрая фея. Дети рассказывают, что они были в сказочном зимнем лесу, что фея взмахнула волшебной палочкой, и они превратились в сказочных лесных обитателей. Педагог берет цветной мел и предлагает: «Хотите, чтобы я нарисовала на доске об этом? Подойдите ко мне, будете вспоминать и мне рассказывать, что происходило с вами в зимнем лесу».Взрослый, обращаясь к Тане, предлагает: «Спроси у Миши, в кого его превратила фея?. Ваня, поинтересуйся у Миши, какого цвета шубка у зайчика? Диана, узнай у Миши, что любит есть зайка? Витя, задай вопрос Мише, кого боится зайка?». В процессе общения педагог рисует схематичное изображение каждого из детей, которое дополняет выразительной деталью, подчеркивающей его игровой образ.
После того, как на доске появляются схематичные фигуры детей, можно переходить к следующему этапу - составлению рассказа по созданной картине: «А теперь давайте разберемся, кто здесь нарисован и чем занимается. Иди, Максим, начинай. Сначала найди себя и расскажи о том, кем ты был в сказочном лесу, а потом про всех своих друзей».
Благодаря тому, что в рисунке отражается близкое детям содержание, основу которого составляет их непосредственный личный опыт, происходит активная интерпризация накопленных представлений. Этот вид деятельности очень важен для осознания детьми собственного опыта, который они воссоздают в игре.
Для изучения более точных целей и задач сюжетно-ролевой игры мною была взята конкретная игра «Магазин». На первый взгляд, ничего, кроме того, что "магазин" - примитивная сюжетно-ролевая игра для детей, сказать о ней и нельзя. Сюжетно-ролевая игра, действующая по сценарию типа "магазин" чрезвычайно важна для развития навыков общения у маленьких детей. Ход игры способствует обучению навыкам аргументированного спора, логическому обоснованию своего выбора, сознательного подхода к выбору модели поведения. Когда один ребенок настойчиво предлагает другому что-то приобрести, а другой находит способ отказаться, будьте уверены, последний в жизни уж точно не пропадет.
Цели сюжетно-ролевой игры «Магазин»:
· 1. Сформировать навыки поведения в общественных местах;
· 2. Научить обращению при покупке и продаже товаров;
· 3. Закрепить слова благодарности и уважения (пожалуйста, будьте добры, спасибо, благодарю и т.д.);
· 4. Научить описывать нужный товар, отмечая его характерные признаки;
· 5. Развить умения сотрудничать друг с другом, распределяя роли и выполнять игровые обязанности;
· 6. Обогатить словарный запас детей: касса, деньги, витрина, упаковки, груз, кассир, продавец и т.д.
· 7. Упражнять в счете
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.