Е.А.Шибекова
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья посвящена развитию связной речи у детей дошкольного возраста. Также рассматривается ряд мнений исследователей, занимающихся проблемой развитие связной речи у детей дошкольного возраста.
Большинство педагогических исследований посвящено проблемам развития связной речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием.
Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-обиходная речь.
Развитие связной речи происходит:
–во всех видах организованной образовательной деятельности с учетом принципа интеграции и тематического построения образовательного процесса;
–в совместно-партнерской деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (хотелось бы отметить, что по режиму дня в программе отводится время для чтения и обсуждения художественной литературы);
–в самостоятельной деятельности детей (успешность зависит от создания условий, предметно-развивающей речевой среды, соответствующей данной теме планирования);
–в семье (взаимодействие детей и их родителей).
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [5].
Согласно определению А. М. Бородич – «Связная речь это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающих общение и взаимопонимание людей» [1, с.24].
Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания.
Л.С. Выготский впервые выдвинул положение о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка [2, с.48].
Связность, считал Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника [4, с.156].
Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.
Далее это положение, по мнению Н.С. Жуковой нашло свое дальнейшее развитие и подтверждение в нейрофизиологических исследованиях. Было установлено и подтверждено, что чем больше мозг ребенка получает информации соответствующей возрасту, физическому и психическому состоянию, тем быстрее происходит функциональное и анатомическое созревание центральной нервной системы. Главное помнить, что всякая перегрузка отрицательно влияет на состояние центральной нервной системы [3, с.35].
Таким образом, связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. В связной речи наглядно выступает осознание ребенком речевого действия. Произвольно выстраивая свое высказывание, он должен осознать и логику выражения мысли, связность речевого изложения.
Список литературы
1. Бородич, А.М. "Методика развития речи детей", / А.М. Бородич – М.: 2014 – 230с.
2. Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С.Выготский.— М.: Просвещение, 2014,-420 с.
3. Жукова, Н.С. Развитие речи. Мир вокруг тебя / Н.С. Жукова – М.: Эксмо, 2017 – 320с.
4. Рубинштейн, С.Л. Развитие связной речи.//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.-М.:Издательский центр «Академия», 2014.-560с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. [электронный ресурс]URL:http://edu.mari.ru/mouo-medvedevo/dou10/DocLib7/%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1%20%D0%94%D0%9E/%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1%20%D0%94%D0%9E.pdf
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.