Развитие связной речи у детей дошкольного возраста
Оценка 4.6

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Оценка 4.6
docx
08.12.2022
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.docx

Е.А.Шибекова

 

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья посвящена развитию связной речи у детей дошкольного возраста. Также рассматривается ряд мнений исследователей, занимающихся проблемой развитие связной речи у детей дошкольного возраста.

Большинство педагогических исследований посвящено проблемам развития связной речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием.

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-обиходная речь.

Развитие связной речи происходит:

–во всех видах организованной образовательной деятельности с учетом принципа интеграции и тематического построения образовательного процесса;

–в совместно-партнерской деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (хотелось бы отметить, что по режиму дня в программе отводится время для чтения и обсуждения художественной литературы);

–в самостоятельной деятельности детей (успешность зависит от создания условий, предметно-развивающей речевой среды, соответствующей данной теме планирования);

–в семье (взаимодействие детей и их родителей).

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [5].

Согласно определению А. М. Бородич – «Связная речь ­ это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающих общение и взаимопонимание людей» [1, с.24].

Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания.

Л.С. Выготский впервые выдвинул положение о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка [2, с.48].

Связность, считал Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника [4, с.156].

Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

Далее это положение, по мнению Н.С. Жуковой нашло свое дальнейшее развитие и подтверждение в нейрофизиологических исследованиях. Было установлено и подтверждено, что чем больше мозг ребенка получает информации соответствующей возрасту, физическому и психическому состоянию, тем быстрее происходит функциональное и анатомическое созревание центральной нервной системы. Главное помнить, что всякая перегрузка отрицательно влияет на состояние центральной нервной системы [3, с.35].

Таким образом, связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. В связной речи наглядно выступает осознание ребенком речевого действия. Произвольно выстраивая свое высказывание, он должен осознать и логику выражения мысли, связность речевого изложения.

Список литературы

1. Бородич, А.М. "Методика развития речи детей", / А.М. Бородич – М.: 2014 – 230с.

2. Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С.Выготский.— М.: Просвещение, 2014,-420 с.

3. Жукова, Н.С. Развитие речи. Мир вокруг тебя / Н.С. Жукова – М.: Эксмо, 2017 – 320с.

4. Рубинштейн, С.Л. Развитие связной речи.//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.-М.:Издательский центр «Академия», 2014.-560с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. [электронный ресурс]URL:http://edu.mari.ru/mouo-medvedevo/dou10/DocLib7/%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1%20%D0%94%D0%9E/%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1%20%D0%94%D0%9E.pdf


 

Скачано с www.znanio.ru

Е.А.Шибекова РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ

Е.А.Шибекова РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ

Согласно определению А. М. Бородич – «Связная речь ­ это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающих общение и взаимопонимание людей» [1, с

Согласно определению А. М. Бородич – «Связная речь ­ это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающих общение и взаимопонимание людей» [1, с

Список литературы 1. Бородич,

Список литературы 1. Бородич,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2022