РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНЫХ КВЕСТОВ
Сегодня проблема развития связной речи у дошкольников приобретает все большую актуальность. Обусловливает это тем, что развитая связная речь ребенка позволяет ему свободно общаться с окружающими людьми, тем самым «включая» его в активный процесс коммуникации. От того, насколько точно, четко, лаконично и целесообразно в соответствии с конкретной речевой ситуацией ребенок умеет выражать свои мысли, зависит успех и эффективность процесса общения. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Речевое развитие» одной из ключевых задач является развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи [4]. Связная речь представляет собой результат общего развития речи, выступает показателем не только речевого, но и интеллектуального развития ребенка (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Вопросами психологической природы связной речи, ее становления и развития занимались многие ученые (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.М. Леушина, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и др.). Как отмечает Ф.А. Сохин, связная речь – это последовательно связанные друг с другом мысли, достижения ребенка в овладении родным языком – его звуковой, лексико-грамматической стороны. Умение строить связные высказывания указывает на уровень развития речи ребенка [3]. Наиболее благоприятным периодом развития связной речи является дошкольный, когда ребенок способен достичь наиболее высокого уровня развития связного высказывания. К старшему дошкольному возрасту дети способны к воспроизведению рассказов и сказок с включением эпизодов из личного опыта, логичному и связному пересказу, построению программы из последовательного набора предметных действий, адекватному отражению действий и отношений героев в ходе пересказывания текста, точному отражению структурных звеньев рассказа и пр. На современном этапе развития дошкольного образования возникает необходимость использования новых технологий и деятельностных форм взаимодействия с воспитанниками и их родителями, в основе которых лежит активизация первых и включение вторых в непосредственное участие в образовательный процесс дошкольной организации. Одной из таких технологий является квест-технология.
Квест-игра обладает огромным развивающим потенциалом, так как нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт. Одним из видов квестов являются семейные. Главное преимущество семейного квеста в том, что такая форма организации детей и взрослых ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей, в том числе по развитию связной речи у дошкольников. Согласно трактовке коллектива белгородских авторов, Т.А. Назаренко и Е. Медведевой: «понятие «квест» обозначает игру, поиски, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету» [2, с. 341]. Квест для семьи – это форма взаимодействия взрослых с детьми, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета [1]. Мы ставили перед собой задачу – не просто давать детям задания по развитию связной речи, а увлечь их так, чтобы деятельность была непринужденной, увлекательной, занимательной, интересной. Кроме этого, участие родителей в квестах повышало мотивацию старших дошкольников к выполнению предложенных заданий. Вместе с родителями они выполняли задания, работали в парах, команде, что способствовало более эффективной работе в рассматриваемом нами направлении. Ниже представлен конспект семейного квеста «Спасение планеты Добра». Цель: развитие связной речи у старших дошкольников, формирование и закрепление умений составлять связные высказывания. Ход семейного квеста: В группе в углу располагается воздушный шарик, к веревочке которого привязан конверт Ой, посмотрите, воздушный шарик такой красивый у нас. Давайте посмотрим, там что-то прикреплено внизу. Это конверт, на нем написано, что ОТ КОГО: Планета Добра, ДЛЯ КОГО: детский сад № 74 «Забава» г. Белгорода. Это точно нам письмо. Откроем: «Здравствуйте, дорогие мои земляне – дети, родители! Мы, жители планеты «Добра», обращаемся к вам за помощью. Наша планета существует благодаря вашим добрым делам и поступкам, но к великому сожалению, в последнее время, люди стали забывать о существовании нашей планеты, на Земле добра становится всё меньше и меньше. Наша планета погибает, Королева Зла заколдовала планету Добра и всех её жителей! Когда на планете Земля совершается плохой поступок, мы, жители нашей планеты – слабеем, становимся грубыми, грустными и злыми. Помогите нам, пожалуйста! Расколдуйте нашу планету от зла, а к нам вновь вернутся доброта и счастье! Помните, что помочь нам смогут только добрые и смелые люди! До свидания. С уважением к вам, все жители планеты «Добра» И что же получается, когда мы забываем о добре, то целая планета страдает? Ответы участников Королева Зла подготовила очень много сложных препятствий, и нам понадобится вся наша сила. Мы вместе справимся! Согласны? Ответ участников – Да! Тогда приступим! Вот сколько заданий нам предстоит выполнить (на экране)
Чтобы расколдовать планету и ее жителей нам нужно выполнить задания, за каждое задание будет даваться один элемент странички, на которой написано заклинание, позволяющее расколдовать планету. А в конце мы вместе его произнесем и расколдуем планету Добра! 1 задание «Правильный путь» Чтобы спасти планету Добра, надо выбрать правильный путь. Вот три камня: 1 – «Если налево пойдёшь, конфеты, шоколадки найдёшь – злым и жадным станешь! 2 – «Если направо пойдёшь, подарок получишь, о котором давно мечтал – ленивым и грубым будешь»! 3 – «Если прямо пойдёшь, ждут тебя много трудностей, но ты совершишь доброе дело» Ребята, какой же путь мы с вами выбираем? Почему? Выбирают: 3 – «Если прямо пойдёшь, ждут тебя много трудностей, но ты совершишь доброе дело» Я согласна с вами. Сразу видно, что у вас доброе сердце! Добрый человек всё отдаст ради помощи другому человеку. Помогайте людям, животным и тогда всё то – хорошее, доброе, что вы сделали для других, обязательно вернётся к вам! И вот первая часть странички. 2 задание «Назвать пословицы о дружбе и друзьях» Очень сложное задание, нужно подумать хорошенько. Необходимо назвать пословицы о дружбе и друзьях, которые вы знаете. И что означают. Без друга на сердце вьюга. Дерево держится корнями, а человек — друзьями. Друг познается в беде. Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех. Нет друга — так ищи, а нашел — так береги. Где дружбой дорожат, там враги дрожат. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Старый друг лучше новых двух. И вот вторая часть странички. 3 задание «Угадай добрых героев» Сказка нам добро несет, тот, кто знает – тот поймет! Отгадайте загадки и назовите добрых героев. Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор... (Айболит) Он в Африке живет. И ужасным голосом песни поет. Он просто злодей Это…… (Бармалей) Деревянный мальчуган Он шумит как барабан, Любимец взрослых и детей, Всяких выдумщик затей, Длинный нос покажет ловко, Вместо носа не морковка! Кто же это? (Буратино) СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095 ВЕСТНИК дошкольного образования 90 ВЫПУСК № 8 (207) 2022 Человек немолодой Очень с длинной бородой! Обижает Буратино, Артемона и Мальвину, Знает кто-нибудь из вас Кто же это? (Карабас) Я в ступе летаю – деток похищаю В избе на куриной Ноге проживаю, Нос крючком, глаза торчком Кто же я? (Баба-Яга) Все ждут его зимой, Он и добрый, он не злой, Бородой до глаз зарос. Краснощекий … (Дед Мороз) В сказке серым уродился, Все боятся – как огня! Все зверушки разбежались В домик спрятались от меня! Грозно вдруг зубами щелк.. Злой, ужасный, серый…. (Волк) Этих маленьких детей Волк обидел – съел, злодей! Лишь один в живых остался, Волку в зубы не попался. Маме все он рассказал, братьев всех он показал Кто серые они? Если знаешь, назови! (Козлята) Жил он в птичнике, боялся, Что над ним индюк смеялся, Ведь никто не знал, что он Белым лебедем рожден. (Гадкий утенок) Это девочка трудолюбива, Очень добра и очень красива, Вдруг на бал она попала, На ступеньке туфельку потеряла. (Золушка). Молодцы ребята, и на загадки ответили, и сказки все знаете! Третья часть странички. 4 задание «Картинка из пазлов» Соберите картинку из пазлов. Работа в парах: ребенок – родитель. И расскажите, что на ней изображено (рис. 1). СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095 ВЕСТНИК дошкольного образования 91 ВЫПУСК № 8 (207) 2022 Рис. 1. «Картинка из пазлов» Молодцы, справились с заданием. Получаем четвертую часть странички. 5 задание «Наши добрые дела» Да ребята, жители планеты Добра заколдованы, и поэтому не могут разобраться в поступках, где – хороший, а где плохой. Нам нужно им помочь. Делимся на пары (родитель – ребенок). У каждой пары конверт, в котором хорошие и плохие поступки, ваша задача разделить на две группы, как вы поняли – хорошие и плохие поступки. Но это нужно сделать быстро, вам дается 1 минута. Один участник держит плохие поступки, другие только хорошие. Походит 1 минута Итак, давайте посмотрим, покажите, что вы отнесли к хорошим поступкам? А что к плохим? Расскажите почему? Молодцы! И последняя пятая часть странички заклинания теперь у нас. Давайте сложим эти элементы вместе. Складывают части страницы вместе. Получается текст заклинания, он появляется на слайде Итак, что у нас получилось: «Добро и добрые дела Королева Зла все забрала, Теперь назад добро вернем, И Зло навеки мы запрем! Считаем вместе – раз, два, три, Королева Зла навсегда уйди!» Теперь наша задача произнести эти словами вместе хором, тогда мы одолеем Королеву Зла: Все вместе произносят слова заклинания Какие все молодцы! Мы вместе спасли планету Добра! Жители расколдованы! Они очень нам благодарны за помощь! И прислали вот такие медали «За доброту и отзывчивость» (рис. 2). Рис. 2 Медали «За доброту и отзывчивостьПедагог вручает медали. Библиографический список 1. Андреева Е.П. Использование технологии веб-квест при организации досуга молодых семей// Инфоурок [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-ispolzovanie-tehnologii-vebkvest-priorganizacii-dosuga-molodih-semey-3423075.html 2. Медведева Е. Квест как игровая форма развития связной речи у старших дошкольников / Е. Медведева, Т.А. Назаренко // Организация дуального обучения по специальностям среднего профессионального педагогического образования: материалы Всероссийской НПК. Белгород: Тип. «Принт-Мастер», 2017. С. 341-344. 3. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2006. 297 с. 4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2013.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.