Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности на основе фольклорного материала.
Учитель-логопед
МАДОУ г. Мурманска № 135
Елена Федоровна Могутова
Творческие способности
– это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Дошкольный возраст
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития мышления, творческого воображения, творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.
Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование:
Ассоциативности — это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд несопоставимых.
Диалектичности — это способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы. Диалектичность является необходимым качеством талантливого мышления.
Системности — это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всем многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития.
Воображения — это умение конструировать в уме что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого, из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений.
Для развития творческого воображения необходимо формирование его предпосылок - личный опыт, потребности, интересы, мотивы, образное видение действительности, комбинаторные способности, владение техникой воплощения продукта воображения во внешнюю форму, традиции, т.е. образцы творчества и окружающая среда (Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, О.М.Дьяченко).
Условия для развития творческих способностей в процессе театрализованной деятельности:
Обогащение среды атрибутами театрализованной деятельности и свободное освоение детьми этой среды.
Содержательное общение педагога и детей.
Обучение детей выразительным средствам театрализованной деятельности.
Заинтересованное отношение педагогов к данной деятельности.
Фольклор
Фольклорные произведения близки и понятны детям дошкольного возраста.
Методика приобщения детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности строится именно на использовании фольклорных произведений и народных игр в учебный период и как основа спектакля (И.Зимина, О.Акулова, О.С.Лапутина, Е.В.Мигунова и др.).
План работы над постановкой сказки (по Е.А.Антипиной):
I. 1. Чтение сказки. 2. Показ музыкальных номеров. 3. Беседа по содержанию.
П. 1. Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки. 2. Чтение сказки по ролям.
III. 1. Работа с ведущим ребенком. 2. Знакомство со вступлением.
1. Работа с артистами: а) выразительное чтение; б) игровые движения; в) мимика. 2. Знакомство с рисунком танцев.
1. Индивидуальная работало ролям с фонограммой. 2. Разучивание танцев. 3. Закрепление.
VI. 1. Работа над танцами. 2. Работа с фонограммой.
VII. 1. Объединенная репетиция для всех участников спектакля. 2.Закрепление.
Генеральная репетиция.
Премьера.
Приемы работы над сказкой в процессе театрализованной деятельности:
Склеивание.
Аналогии.
Преувеличение и преуменьшение.
Акцентирование.
Типизация.
Превращение незнакомого в знакомое.
Организация ролевой игры .
Коллективное сочинение сказки.
Оформление специальной папки или альбома.
Примеры игр и заданий для использования в процессе театрализованной деятельности на фольклорном материале (на обучающих занятиях и при подготовке к спектаклю):
Игра «Какой сказочный персонаж на что похож». Несколько детей (отгадчики) выходят за дверь, а остальные договариваются, какой сказочный персонаж будет сравниваться и предлагают версии, на что он похож. Отгадчики входят, ведущий начинает: «Тот сказочный персонаж, которого я загадал похож на….» и дает слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: например, Колобок может ассоциироваться с шариком, луной, цыпленком.
Ассоциации. Берется любое слово, связанное со сказкой. Например, великан. Оно может ассоциироваться с горой, подъемным краном и т.д.
Рифмы. Воспитатель называет детям какой-нибудь сказочный персонаж или предмет из сказки и просит придумать к нему рифму. Например: великан — барабан, карман, пеликан; колечко — крылечко и т. д.
Примеры игр и заданий для использования в процессе театрализованной деятельности на фольклорном материале (на обучающих занятиях и при подготовке к спектаклю):
Найдите общие признаки. Нужно найти как можно больше общих признаков для непохожих сказочных персонажей. Например:
— Винни-Пух — Баба Яга (оба живут в лесу, у обоих есть дом и т. д.).
— Колобок — Снежная Королева (слова Колобок и Королева начинаются с одной буквы, оба никого не боятся, могут гулять по свету).
— Репка — Мальчик-с-пальчик (Репка тоже вначале была маленькой, обоих объединяет земля: Репка в земле растет, Мальчик-с-пальчик помогал отцу пахать землю).
Придумайте заглавие к сказке. Детям предлагается дать названия небольшим незнакомым сказкам или стишкам.
Примеры игр и заданий для использования в процессе театрализованной деятельности на фольклорном материале (на обучающих занятиях и при подготовке к спектаклю):
Необычная ситуация. Дети придумывают варианты развития различных сказочных ситуаций. Например:
-Как поведет себя Колобок, встретившись со Змеем Горынычем?
- К тебе прилетела Жар птица, что ты будешь делать?
- А если ты встретишь Кощея? И т. д.
Домик для сказочных животных. Дети вспоминают сказки «Теремок» и «Рукавичка». Затем им предлагается подумать, что еще может быть домиком для сказочных животных. Например: гриб, кувшин, полено, яблоко, тыква, груша, пень и т. д.
Почему?Детям предлагается поразмышлять о причинах поступков сказочных героев. Почему:
— Емеля любил лежать на печи?
— Лягушке захотелось попутешествовать?
— Все звери захотели жить в одном теремке, а не подыскали себе другое жилье?
— Кощей Бессмертный превратил Василису Прекрасную в лягушку, а не в кошку?
Пример работы над сказкой. Сказка «Колобок».
1. Если бы Колобок не убежал от бабушки и дедушки, что бы с ним произошло дальше?
2. Представьте себе, что лиса не стала есть Колобка. Почему?
3. У Колобка в лесу много врагов, а есть ли у него друзья? Кто может быть другом Колобка и почему?
4. Когда Колобку легче всего в лесу спрятаться от врагов: летом или зимой? Почему?
5. Убежал Колобок от всех и построил себе в лесу жилище. Что это будет за жилище?
6. Придумайте, как спасти Колобка от лисы.
7. Придумайте, что было бы, если бы Колобок стал большой, как слон.
8. Придумайте, что стало бы, если бы Колобок стал маленьким, как зернышко.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.