Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через декоративно-прикладное искусство (шерстяная живопись)
Оценка 4.9

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через декоративно-прикладное искусство (шерстяная живопись)

Оценка 4.9
docx
21.10.2024
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через декоративно-прикладное искусство (шерстяная живопись)
шерст жив.docx

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через декоративно-прикладное искусство (шерстяная живопись)

 

В условиях современного общества значение приобретает формирование человека не только интеллектуального, но и, прежде всего творческого, что и требует развития у детей уже в дошкольном детстве, творческих способностей.

Считается, что творческий потенциал, заложенный в дошкольном возрасте, является самый действенным, и его трудно превзойти. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Развивать творчество детей можно разными путями, в том числе в работе с материалами, которые включают в себя различные виды создания образцов и предметов из ткани, бумаги, природного материала. В процессе работы дошкольники познают свойства этих материалов, возможности их преобразования и использования в различных композициях. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. «Дети должны жить в мире красоты, игры сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» так сказал В. Сухомлинский много лет назад. Процесс воспитания через творчества, используется в педагогике давно. И поэтому, мы заняты поиском тех искорок, которые способны зажечь в детских сердцах желание творить.

Тем более что в процессе творческой деятельности формируются важные качества личности: выдержка, терпимость, усидчивость, аккуратность.

Один из видов декоративно-прикладного искусства – это работа с шерстью «шерстяная акварель». Это особый способ создания живописных картин без использования красок, кисточек и даже воды.

Она заключается в послойном выкладывании цветной непряжной шерсти на полотне. Не нужно даже особых навыков рисования. Дети в восторге от этой техники, когда из небольших кусочков шерсти получается дивная птица или цветок.

Необычные материалы и оригинальная техника, привлекают детей ещё и тем, что позволяют быстро достичь желаемого результата. Существует большой выбор цветов натуральной шерсти. С её помощью можно создать настоящие картины - пейзажи, портреты, натюрморты, абстрактные рисунки.

Считается, что «живопись шерстью» появилась в начале 20 века в Германии. Её открыл австриец Рудольф Штайнерфилософ, учёный, архитектор.

Он искал доступный и распространённый в провинции материал для художественных работ. Обратив внимание на шерсть, ему понравилась её способность сваливаться, смешиваться, принимать объёмные и произвольные формы. Не хватало только разнообразия цвета, но путём проб и ошибок Р. Штайнер нашёл способ окрашивать шерсть, и теперь, ничто не мешало процессу. Учёный заметил, что рисующие шерстью люди становились более уравновешенными, спокойными, а восприятие мира, становилось более полным.

Шерстяные картины отличаются особой акварельной нежностью красок и теплотой фактуры «живопись шерстью» дарит ребёнку чувство тепла и гармонии. Поскольку мы творим не кистью, а руками.

Дети получают возможность через тактильные ощущения улучшить мелкую моторику рук, что благоприятно сказывается на его развитии. Так же рисование шерстью - это прекрасная цвета терапия, ведь в процессе используются преимущественно яркие цвета. Эта техника даёт ребёнку возможность выбирать, думать, искать, пробовать, ощущать. Рисуя шерстью ребёнок учится формировать замысел, и так же, как и в обычном рисовании, дети осваивают средства выразительности, например, цвет, форму, композицию.

Актуальность и особенность работы «Шерстяной живописью» состоит в формировании художественно-эстетического вкуса, развитии воображения, интереса в истории искусства, уважения к труду.

Принципы построения педагогического процесса:

  • От простого к сложному
  • Системность работ
  • Принцип тематических циклов
  • Индивидуальный подход

Живопись шерстью обычно начинается с простых действий и состоит в следующем:

  • Вырезаем подложку из фланели, бархатной бумаги или флизелина, которую укладываем на плотный картон. Рабочая поверхность готова, она призвана «удерживать» на себе волокна шерсти.
  • На подготовленную поверхность выкладываем тонкие прядки шерсти равномерно заполняя всю площадь будущей картины в любом направлении. При этом вытягиваем волокна из шерстяной ленты в виде тонких прядей.
  • Следующая часть - это работа над сюжетом. Вначале выкладываем крупные элементы, затем картину дополняем мелкими деталями. Для мелких деталей шерсть удобно нарезать, а получившиеся кусочки брать и выкладывать на картину.

В зависимости от того, какой эффект нужно получить можно использовать следующие методы:

  • Вытягивание волокон, позволяет создать фон диагональный, вертикальный, горизонтальный.
  • Выщипывание волокон подходит для создания «воздушных» деталей, например облаков, снега пуха. Это придаёт картине лёгкость и невесомость.
  • Скручивание и скатывание шерсти используют для силуэтов цветов, листьев, деревьев.
  • Отрывание волокон или их нарезание годится для мелких и объёмных деталей и их «можно укладывать «кучкой» или «насыпью».

Обучение «живописи шерстью» строится с учётом постепенного нарастания сложности материала. Развитие сюжета лучше начинать с предметных изображений. Сначала отработать все основные элементы, а затем переходить к более сложным композициям. Техника «живопись шерстью» даёт возможность почувствовать каждому ребёнку, себя настоящим художником и создать картину по своему настроению и желанию. К тому же «рисование» шерстью помимо цвета дарит реальное тепло натурального материала - овечьей шерсти и массу положительных тактильных ощущений.


 

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через декоративно-прикладное искусство (шерстяная живопись)

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через декоративно-прикладное искусство (шерстяная живопись)

Штайнер нашёл способ окрашивать шерсть, и теперь, ничто не мешало процессу

Штайнер нашёл способ окрашивать шерсть, и теперь, ничто не мешало процессу

Выщипывание волокон подходит для создания «воздушных» деталей, например облаков, снега пуха

Выщипывание волокон подходит для создания «воздушных» деталей, например облаков, снега пуха
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.10.2024