На высоком уровне творчества создается около 30% работы в начальной школе.
Главная цель в моей работе - формирование у ребенка умений управлять процессами творчества, фантазированием, пониманием закономерности, решением сложных проблемных ситуаций.
Цель работы
Что такое творческие способности?
Творческие способности- это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.
Способности человека можно представить в виде дерева:
•корни — природные задатки человека;
•ствол — общие способности;
•ветви — специальные способности, в том числе и творческие.
Чем больше ветвей, тем дерево мощней, пышней и ветвистее его крона!
Условия эффективного развития творческих способностей младших школьников.
Создаются ситуации выбора, процесс обучения включает задания, которые выполняются с учетом воображения;
Организуется сотворчество в детском коллективе с целью проявления и развития творческих способностей каждого;
Используются технологии развития творческого мышления.
Способы стимулирования творческих способностей
обеспечение благоприятной атмосферы;
доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребенка;
обогащение окружающей среды ребенка самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
поощрение высказывания оригинальных идей;
обеспечение возможностей для практики;
использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Критерии и уровни развитиятворческих способностей младших школьников
Критерии | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Когнитивный | Имеет достаточный уровень знаний, хорошее речевое развитие. | Имеет недостаточный уровень знаний, понятий, представлений, среднее речевое развитие. | Имеет низкий уровень знаний, отрывочные, плохо усвоенные понятия, слабо развита речь. |
Мотивационно- потребностный | Учащийся стремится проявить творческие способности, с интересом выполняет творческие задания. | Учащийся недостаточно активен, выполняет творческие задания под контролем учителя, однако может проявить себя как творческую личность. | Учащийся пассивен, не стремится проявить творческие способности. |
Деятельностный | Проявляет оригинальность, воображение, самостоятельность при выполнении заданий. | Проявляет оригинальность, не шаблонность при выполнении заданий. Но часто требует помощь учителя. | Не может создавать и принимать необычные образы, решения, отказывается от выполнения творческих заданий. |
Наличие системы в использовании заданий для организации творческой работы;
Разработка и планирование заданий творческой работы, как по форме, так и по содержанию;
Соответствия уровня сложности заданий уровню учебных возможностей учащихся;
Стимулирование учащихся к выбору заданий высокого уровня сложности;
Разумное сочетание творческой работы с другими формами и методами обучения.
Драматизация и инсценировка произведений
Только с помощью слова, т. е в форме чтения в ролях и коллективной декламации;
Только средствами движения, т. е в виде пантомимы
Соединением движения и слова, т. е в форме разыгрывания сцен в классе, когда обстановка воображается, и на сцене, когда обстановка специально для этого создается.
Творчество – это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.
Развитие творческих способностей учащихся зависит от эффективности используемых учителем методов и приёмов и того, насколько творчески он подходит к данной проблеме.
Использование различных видов и форм творческих заданий позволило достичь определенного уровня в развитии творческих способностей, который оказался посильным для каждого ученика. Систематическая работа по развитию творческих способностей дает следующие результаты: дети вырастают любознательными, активными, умеющими учиться, настоящими мечтателями и фантазерами, людьми, способными видеть чудо в привычных вещах. Собственное творчество детей помогает прочнее усваивать и запоминать теоретические сведения. Легче решается проблема мотивации, дети сами проявляют желание творить. Важным моментом является то, что творческие работы привлекают внимание всех детей, здесь они открываются с положительной стороны.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.