Развитие творческих способностей студентов как условие успешного обучения в колледже
Оценка 5 (более 1000 оценок)

Развитие творческих способностей студентов как условие успешного обучения в колледже

Оценка 5 (более 1000 оценок)
doc
08.03.2020
Развитие творческих способностей студентов как условие успешного обучения в колледже
творчество.doc

ГПОУ „Донецкий государственный колледж

пищевых технологий и торговли

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

на тему: «Развитие творческих способностей студентов как условие успешного обучения в колледже»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 Введение

 

В период бурного научно-технического развития, быстрого роста научных знаний и их широкого применения в производстве, одной из главных задач обучения становится развитие творческого мышления, познавательных способностей студентов, умение самостоятельно пополнять знания. Решение этой задачи органически связано с активизацией обучения, с разработкой систем методов и приемов обучения, направленных на формирование познавательной активности студентов, усвоения ими учебного материала, развитие интеллектуальных способностей студентов и умение работать с современной техникой. Развитие содержания и организация процесса обучения должны осуществляться на основе деятельностного подхода и гуманитаризации процесса обучения. Это, помимо прочего, означает, что в методике должен быть осуществлен кардинальный переход от информационно-разъяснительного подходу, ориентированного на передачу готовых знаний, к деятельному подхода, направленного не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческих способностей студентов, на развитие и воспитание так называемого "планетарного мышления". Ведь деятельность является основным фактором развития и самоопределения личности ".

В настоящее время меняются взгляды на образование и процесс обучения, вносятся коррективы в программы по различным предметам. Механическое заучивание материала стало уступать осмыслению основных идей и законов. Новыми формами обогатилась внеурочная работа по дисциплинам: стали проводиться конкурсы студенческих научных работ, конкурсы-защиты научно-исследовательских работ, турниры, олимпиады, викторины, и тому подобное. Все это является весьма актуальным и требует нашего внимания.

 

 

 

1. Психолого-педагогический анализ современного состояния исследований по проблеме развития творческих способностей студентов

 

1.1. Понятие творчества

Проблема творчества стала в наши дни самой актуальной, так как именно творческие люди создают новое, неповторимое во всех сферах человеческой деятельности. Развитие креативности студентов в процессе обучения в колледже приобретает одно из важнейших значений.

Слово творчество в последние десятилетия входит в множество наиболее употребляемых слов специалистами различных отраслей. Но, как показывает практика, используется оно не всегда корректно. Очевидно, что проблема развития творческих способностей студентов не может быть решена без четкого понимания понятия творчества.

Бурное развитие естественно-математических наук, который повело за собой развитие техники, показал миру факты настоящего творчества и в данной сфере деятельности человека. Произведения техники, технологий уже настолько влияли на жизнь людей, их сознание, не могли не привлечь к себе внимания тех, кто считал, что творчество характерно только для гуманитарной сферы. В связи с этим, вслед за работами, посвященными исследованию творчества в области искусства, литературы и т.п., появились работы, авторы которых пытаются систематизировать, понять и объяснить заявленные жизнью процессы научно-технического творчества. В наше время понятие творчество является категорией целого ряда наук: философии, психологии, педагогики и др.

В Философском словаре дается такое определение творчества: "Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности".

Отсюда следует, что только благодаря творческой деятельности людей возможно развитие науки, техники, искусства, образования, государственности и всего остального. Именно благодаря творчеству возможен любой прогресс.

 

1.2. Мотивы творчества

Любая деятельность имеет свои мотивы. Эти мотивы иногда не видны снаружи, но они все равно есть. Особенно трудно выявить мотивы творческой деятельности, ведь, как мы считаем, осуществляется она на грани сознательного и не сознательного бытия человека. Настоящий художник, композитор, поэт, изобретатель, повар не может не творить. Творчество как вершина человеческой деятельности подчиняет всю их жизнь. Но почему осуществляется творчество? Почему человек, который живет годами в нищете, не получая никакого вознаграждения за созданные оригинальные и полезные вещи, не прекращает своей деятельности? Сказанное выше имеет отношение к значительному количеству известных миру гениев науки, искусства, образования и т.д.  Зачастую не могут объяснить мотивы творчества и сами ее субъекты. Иногда они говорят, что их творчество осуществляется под действием какого-то непонятной для них воздействия.

Итак, под мотивами творчества известный всему миру психолог З.Фрейд видит стремления человека, вошедшего в конфликт с внешним миром, реализовать свои фантазии за проявления творчества. Творчество для определенной категории людей есть, как бы, той подсознательной деятельностью, которая, с одной стороны, ограничивает реальный, подавляющий, контакт субъектов с внешним миром, но позволяет осуществлять этот односторонний контакт с тем же окружающим, что становится условием реализации их способностей.

Мотивом творчества может быть и стремление человека к гармоничным отношениям с окружающим его миром и установление гармонии между его объектами. Если рождается человек с задатками к ощущению гармонии, то после преобразования этих задатков в способности при определенных обстоятельствах человек сможет творить. Человек, который тонко чувствует гармонию, будет всегда реагировать и на отклонение от нее, то есть он будет чувствовать и дисгармонию. Это ощущение дисгармонии и побуждает человека к поискам путей ее устранения, то есть достижение гармонии. Именно этим можно объяснить поведение определенной категории людей (настоящих создателей), которые во всем замечают соответствующие проблемы (дисгармонию) и предлагают пути их решения (приведение в состояние гармонии). По настоящему творческий человек проблемы для решения находит самостоятельно. Те же люди, которые имеют более низкий творческий потенциал (менее развитые творческие способности), способные к решению проблем, сформулированных другими людьми, им, как бы, следует подсказывать, куда необходимо направить свой взгляд, чтобы увидеть проблему.

 

1.3. Процесс творчества

В самом процессе творчества психологи выделяют два аспекта личностный и процессуальный. Личностным аспектом предполагается наличие у субъекта задатков, способностей и наклонностей, владение им соответствующей информацией и практическими умениями. Процессуальный аспект творчества связан с мышлением, интуицией, воображением, умственной активностью.

По понятным причинам, для педагогики интерес представляет только творчество человека, в том числе студента. Характерно, что те компоненты, которые имеют место в определении понятия творчества в психологии, присутствуют и в смысле этого же понятия в педагогике.

За все время изучение творчества ведется по трем направлениям. Первый из них, это анализ отчетов известных ученых-создателей, которые оставили после себя отчеты, которые отражают характерные особенности их работы. Понятно, что данный метод дает для исследователей богатый материал, но он не лишен субъективизма. Каждый из авторов передает только свои впечатления, которые не лишены субъективных ощущений и переживаний, которые всегда сопровождают процесс творчества.

Метод модельных экспериментов является вторым направлением изучения творчества. Данный метод дает определенные результаты, но он несколько обесценивается тем, что исследуемому сообщается о том, что предлагаемая ему задача имеет решение. Для творчества же важно не только решение поставленной перед субъектом задачи, но и собственное видение и последующее формулирование проблем, которые необходимо решить. Потенциальный создатель всегда видит в окружающем мире определенные противоречия (дисгармонию) и предлагает способы их устранения, то есть решения им же сформулированной проблемы.

Третий метод исследования творчества идет через исследование личности. При его применении используется анкетирование и устный опрос субъектов исследования с последующей статистической обработкой полученных данных. Этот метод также дает богатый материал, в том числе для выявления тех качеств, которые характерны для человека-творца. Но, опять же. и этот метод не позволяет проникнуть в интимные механизмы творчества (формализация метода осуществляется только на логическом уровне). Очевидно, что лучшие результаты можно получить в результате комплексного использования данных методов.

Соотношение интеллекта и творчества

Понятие интеллекта и творчества и, конечно же, интеллектуальной и творческой деятельности, как показывает практика, часто употребляются без достаточного понимания их действительных значений даже теми людьми, для которых эти слова должны быть отнесены к категории специальных.

Существует как минимум три подхода к проблеме творческих способностей:

1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты. К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.

2. Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта. В более мягком варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция. Наиболее развитой концепцией является «теория интеллектуального порога» Э. П. Торренса: если IQ ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной, то есть, нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с рядом креативнистью.

3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта. Творческое мышление диагностируется по качеству продукта, а не по способу его получения. Всякий познавательный процесс, с его точки зрения, опирается на прошлые знания и тянет их преобразования в соответствии с требованиями задачи.

Сторонники редукции творческих способностей к интеллекту опираются на результаты эмпирических исследований, которые показали, что высокий уровень интеллекта не гарантирует творческих достижений.

Слово интеллект происходит от латинского intellectus - понимание, познание. В словаре иностранных слов оно интерпретируется как способность к мышлению.

Психологи установили зависимость успешности обучения по различным предметам от уровня развития у студента отдельных интеллектуальных способностей:

1) уровень вербального интеллекта определяет успешность обучения по всем предметам и, в первую очередь по гуманитарным;

2) уровень пространственного интеллекта определяет успешность обучения по предметам естественно-гуманитарного цикла;

3) уровень формального (числового) интеллекта определяет успешность обучения по точным наукам.

Творческая активность, в отличие от деятельности, может возникать в процессе осуществления последней и связано с порождением «побочного продукта», который и является в итоге творческим результатом. Суть креативности как психологического свойства, к интеллектуальной активности и чувствительности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности. Для творческого человека наибольшую ценность представляют побочные продукты деятельности, что-то новое и необычное, для нетворческого важные результаты по достижению цели, а не новизна.

Критерием творческого акта является уровневый переход: потребность в новом знании состоит в структурном высшем уровне организации творческой деятельности, а средства удовлетворения этой потребности на низших уровнях. Они включаются в процесс, происходящий на высшем уровне, что приводит к возникновению нового способа взаимодействия субъекта с объектом и возникновению нового знания. Тем самым творческий продукт предполагает включение интуиции и не может быть получен на основе логического вывода.

С креативностью сопряжены два личностных качества: интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе.

Понятно, что интеллект и творчество совершенно разные понятия. Вместе с этим очевидным является и тот факт, что они не могут существовать отдельно. На первый взгляд кажется, что между интеллектом и творчеством существует прямо пропорциональная зависимость: чем выше у человека уровень интеллекта, тем он больше может проявить себя как творец. Но жизненный опыт и педагогическая практика дают нам факты, которые противоречат данному тезису.

Исследования психологов из разных стран мира приводят в основном к единодушному выводу относительно некоторого соотношения уровня интеллекта и творчества. С одной стороны, чем больше знаний получил человек в прошлом, тем разнообразнее его подходы к решению новых задач. Действительно, для решения трудной задачи человек должен иметь необходимые специальные знания. Чем больше нам известно различных значений исследуемого объекта, тем с большей гибкостью мы будем использовать этот объект в попытках решить задачу.

С другой стороны, знания могут ограничить нас, приучать к использованию традиционных, стереотипных значений объекта. В этом смысле чем меньше знаний получил человек в прошлом, тем легче ему найти необычную, оригинальную идею решения. Известно много примеров, когда ученые достигали значительных творческих успехов в новых для себя областях. "Они пишут, что" более творческие люди не обязательно имеют значительные интеллектуальные преимущества, хотя, конечно, их интеллектуальный уровень достаточно высок ".

Интересное впечатление складывается на основе данных, которые получили психологи во время тестирования студентов. Согласно этим данным, например, личность "идеального студента" противоположная по своим характеристикам творческой личности. В центре структуры психических свойств, определяющих способность к обучению в колледже, не интеллект, а личностные черты: тщательность, дисциплинированность, самоконтроль, отсутствие критичности, доверие к авторитетам.

Все это можно наблюдать и в поведении взрослых людей. Они хорошо выполняют свою работу «от» и «до», могут выполнять ее годами, руководствуясь определенными служебными, функциональными обязанностями, границами, постулатами, стандартам, но ничего нового, своего, они и не могут сделать.

Вполне понятно, что результаты любой деятельности человека зависят от уровня развития его соответствующих способностей. Способности же могут развиваться только на основе имеющихся у студентов задатков к определенному виду деятельности.

Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Никто, как бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. К этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенностей воспитания.

Задатки и сами развиваются, приобретают новые качества. Поэтому, строго говоря, анатомо-физиологической основой способностей человека являются не просто задатки, а развитие задатков, то есть не просто природные особенности его организма (безусловные рефлексы), но и то, что приобретено им в процессе жизни - системы условных рефлексов.

На развитие способностей влияет особенности нервной высшей деятельности. Так, от скорости образования и прочности условных рефлексов зависят скорость и прочность овладения знаниями и навыками, от скорости выработки дифференциального торможения на подобные раздражители - возможность тонко улавливать сходство и различие между предметами или их свойствами; от скорости и легкости образования и переработки динамического стереотипа - приспособляемость к новым условиям и готовность быстро переходить от одного способа выполнения деятельности к другому.

Следовательно, чем больше развита у человека способность, тем с большим успехом он выполняет деятельность, быстрее ней овладевает, и процесс овладения деятельностью и сама деятельностью удаются ему субъективно легче, чем обучение или работа в той сфере, в которой он не имеет способности.

Перейдем непосредственно к рассмотрению способностей человека, как психологических свойств личности. Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо, чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью. Очень важно исследовать вопрос о том, какие возможности есть "ключевыми", ведущими для каждого вида деятельности. Это помогает найти наиболее действенные методы формирования у людей таких способностей и повышения общей культуры и результативности труда. На данный момент поиск этих методов очень актуален.

Одаренность - это своего рода мера генетические и определенные опытом возможности человека адаптироваться к жизни. Основные функции одаренности - максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.

Различие между людьми в степени одаренности не только врожденные, они зависят и от того, что человек получил в течение своей жизни.

Выделяют следующие творческие способности: связанные с мотивацией (интересы склонности); связанные с темпераментом (эмоциональность); связанные с умственными способностями.

Все это имеет прямое отношение и к творческим способностям человека, при наличии и использовании которых, человек способен к созданию оригинального продукта. Творческие способности человека могут развиваться только в ее творческой деятельности. Выделим основные типы творческой деятельности: научно-логический; технико-конструктивный; образно-художественный; вербально - поэтический; музыкально-двигательный; практико-технологический; ситуативный (спонтанный, рассудительный).

Проблема развития творческих способностей студентов не может быть решена без рассмотрения самого процесса, механизма творчества. При этом разумно было бы допустить, что процесс творчества, в частности процесс решения любой творческой задачи, осуществляется по соответствующей схеме, имеет определенные этапы или фазы.

Данная проблема рассматривается в двух аспектах - психологическом и кибернетическом.

Психологический аспект творчества в значительной степени связан с воображением и интуицией человека.

Под воображением понимают способность человека создавать в своем сознании новые образы. При этом следует иметь в виду, что все новое, что появляется в воображении человека строится из тех элементов окружающей действительности, которые содержатся в предварительно усвоенном им опытом. Различают воображение произвольное и непроизвольное, репродуктивное и творческое.

Интуиция (от латинского intueri, что означает внимательно смотрю), понимается как способность непосредственного достижения истины без предварительного логического рассуждения. Несмотря на то, что психологический механизм интуиции еще исследован не полностью, все равно можно утверждать, что она играет очень важную роль в процессе творческой деятельности человека.

Кибернетический же аспект исходит из понятия кибернетики (от греческого kybernetike - искусство управления) - науки об общих чертах процессов и систем управления в технических устройствах, живых организмах и сообществах людей. В его основу положены логические действия со знаковыми моделями.

Первый из этих аспектов (психологический) позволяет сделать определенные выводы относительно механизма творчества с точки зрения психологии человека, второй же (кибернетический) - касается логического компонента творческого процесса.

Обобщенная схема осуществления творческого процесса состоит следующим образом:

·        первая фаза (сознательная работа) - подготовка (особое состояние деятельности как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи);

·        вторая фаза (неосознаваемое работа) - вызревание (неосознаваемое работа над проблемой, инкубация направляющей идеи);

·        третья фаза (переход неосознаваемого в сознание) - вдохновение (в результате неосознаваемой работы в сферу сознания поступает идея решения, сначала в гипотетическом виде, в виде принципа, замысла);

·        четвертая фаза (сознательная работа) - развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка.

Можно прийти к выводу о том, что приведенные выше схемы раскрывают структурно-уровневую природу чрезвычайно сложного психологического механизма творчества с сочетанием его сознательных (логических) и неосознаваемых (которые как бы обходят логику) звеньев.

Структурно-логический анализ процесса творчества позволяет сделать однозначный вывод о необходимости существования обоих компонентов творческого процесса: логического и психологического. Эти составляющие творчества сменяют друг друга и взаимно дополняют.

 

2. Педагогические условия развития творческого потенциала

будущих технологов

 При обосновании педагогических условий подготовки будущих технологов к профессиональной деятельности исходят из отношения «деятельность - личность», подчеркивая понятии «конкурентоспособная личность». В ходе индивидуальной диагностики развития будущего технолога выделяются зоны потенциального творческого развития: ближайшего потенциального развития (что может знать и уметь студент завтра с помощью преподавателя); ближайшего саморазвития (что сможет студент завтра в процессе личностного саморазвития). Для каждого диагностического уровня получают знания об уровне интеллектуального развития студентов, о его мотивации к профессиональной деятельности. Зона ближайшего саморазвития - саморазвитие, самообучение - это главное, что должен развивать у студента педагог. Его нужно отслеживать и стимулировать с первого года обучения студента. В действительности саморазвитие - это высшая цель профессионального обучения. Саморазвитие - ответственность студента за себя - новая позиция в его личностном росте. Проблема самопознания испокон веков относится к числу важнейших. Познать себя - это осознать, что является самым важным в личной жизни, какие личностные качества помогают в трудных ситуациях; что способствует сближению с людьми, а что мешает; какие выдающиеся достижения, трудности и разочарования; что означает «держать себя в руках».  Познание человека продолжается, продолжается и самопознание. Сущность самопознания - в обеспечении саморазвития будущего специалиста. Это воспроизведение и осмысление человек делает, как поступает, почему именно так. В исследовании под новообразованием, возникающее в результате специальной целенаправленной подготовки к профессиональной деятельности, мы рассматриваем модель индивидуальности конкурентоспособного специалиста, в том числе развитие его творческого потенциала.

Творческая профессиональная деятельность будущего технолога может осуществляться на различных уровнях и различными средствами. Но в любом случае она выстраивается на основе его определенной компетентности и готовности в условиях организации производственного процесса с учетом существующих стандартов.

Будущий технолог должен быть подготовлен для проектно-конструкторской и исследовательской деятельности, производственно-технической и организационно-руководящей работы и должен уметь выполнять следующие задачи: прогнозирование развития технологии и организации производства; сравнительно-экономический анализ методов производства: разработка и анализ технической документации. Выполнению данных задач способствует развитие их творческого потенциала. Творчество - это деятельность, которая порождает нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и определенной уникальностью. Итак, творчество - это создание новых по замыслу ценностей. Будущий специалист должен уметь творчески переосмысливать свою профессию, связать с творчеством, а одним из путей к ней является развитие творческого потенциала. Определяя творческий потенциал, необходимо выделить ключевые психологические новообразования в структуре личности, выполняющих важные функции в формировании и развитии данного качества у будущих технологов. Прежде всего, это: критическое, творческое, инициативное и логическое мышление; потребности, мотивы, эмоции и память; способности к концентрации усилий, убеждения и ценностные ориентации. Достижение высокого уровня профессионального мастерства невозможно без осознания технологом смысла, цели, задач и способов решения профессиональных проблем. Преподавателю необходимо также учитывать то, что движущим фактором развития творческого потенциала молодого специалиста должна быть разработана система учебных умений, которые выступают в качестве ориентира для решения любой профессиональной проблемы. Формирование таких умений осуществляется в процессе установления связей между известными дидактическими средствами, а также когда эти дидактические средства сочетаются с общенаучными концепциями, как теория поэтапного формирования умственных действий и тому подобное. При определении путей формирования творческой активности будущего технолога прежде всего, на наш взгляд, следует учитывать сущность, закономерности проявления и движущие факторы развития творческого потенциала. Прежде всего, это способность к рефлексии и эмпатии. Их низкий уровень - одна из главных причин непродуктивной, стандартизированной поведения будущего специалиста. Их развитие - чрезвычайно сложный процесс. Одним из педагогических условий развития творческого потенциала является обеспечение исследовательского подхода студентов к учебной деятельности. В формировании творческого потенциала важную роль играет критическое, творческое, инициативное и логическое мышление. Творческое мышление - это, прежде всего, умение превращать учебное, а затем производственную среду, для достижения лучшего результата. Еще одним, педагогическим условием является обеспечение единства эстетических и интеллектуальных факторов при проведении лекционных и практических занятий. их влияние детерминирует развитие различных видов мышления, в том числе критического. Это способствует совершенствованию функций сознания, стимулирует творческую активность, эвристическую деятельность, стремление к новому, поиск путей выхода за пределы уже известного.

К педагогическим условиям можно отнести, умение педагога анализировать процесс развития творческих способностей с помощью творческого воображения, педагогической фантазии, предсказания, умении искать аналоги, комбинировать, ассимилировать и реконструировать учебные знания, готовность памяти выдавать необходимую информацию; легкость генерации идей и др. Чтобы обеспечить развитие творческого потенциала студентов, необходимо развивать у них технику импровизации, основными признаками которой являются эмоциональная раскованность, изобретательность, умение быстро и адекватно реагировать на любые изменения в ситуациях. В качестве педагогического условия, что влияет на развитие творческого потенциала, используется аналитически оценочный подход к определению качества обучения и успехов учебной деятельности студентов, то есть установление причинно-следственных связей между уровнем знаний студентов и уровнем профессиональной компетентности преподавателей. Развитию творческого потенциала способствует целенаправленное усвоение достижений психолого-педагогической науки: приоритет гуманистических и деловых отношений.

Итак, к педагогическим условиям, которые бы способствовали развитию творческого потенциала, можно отнести: направлено учебную среду, которая стимулирует стремление к преобразующей деятельности; психолого-педагогическую адаптацию студентов как одно из положительных условий развития творческого потенциала молодого специалиста; выделение учебной или производственной проблемы как личной; морально-психологическая поддержка творческой активности студентов. Поэтому, необходимо создавать существенно новые - авторские методики, программы, пособия, авторские воспитательные системы. Итак, нужен постоянный поиск совершенствования не отдельных вопросов, а системы через инновационные подходы, направленные на оптимальное функционирование конкретного процесса в конкретных условиях обеспечивает высокое качество учебных достижений студентов.

 

Движущие факторы развития творческого потенциала студентов

·        Способность к рефлексии и эмпатии;

·        Система учебных умений при решении профессиональных проблем;

·        Исследовательский подход, направленный на учебную среду;

·        Критическое, творческое, инициативное мышление;

·        Эстетические и интеллектуальные факторы при проведении занятий;

·        Создание ситуаций по воссозданию профессиональной деятельности;

·        Использование прогрессивных инновационных коммуникативных технологий;

·        Рефлексивно-деятельностный подход;

·        Осознание содержания, цели, задачи, средства решения профессиональных проблем.

К основным направлениям творческого поиска педагогов высшей школы, можно отнести: общение как существенный вид деятельности между педагогом и студентом; творческое поведение педагога; творческое решение спонтанных и специально создаваемых ситуаций; поиск гуманистических, диалогических личностно ориентированных подходов, реализация идей современных педагогических концепций; средства обучения и воспитания, в том числе формы и методы; управления интеллектуальным и социальным развитием личности студента; стимулирование развития творческого потенциала; обеспечение личностного профессионального развития. К ресурсу развития потенциальных возможностей можно, отнести: готовность, восприимчивость, способность к успешной деятельности, умственная выносливость, самоконтроль, сформированность операций, широта знаний, эрудиция, речевое развитие, уровень усвоения информации, приемы учебной работы, активность мыслительных процессов, устойчивость интерактивного процесса, осознанность, самостоятельность мышления, характер, глубина мышления, экономность мышления, темп усвоения знаний, умения прогнозировать результат. Преподаватель должен помнить, что новаторское поведение не возникает спонтанно, он постоянно должен напоминать, что от студента ожидает новаторства. Необходимо подчеркивать значимость тех проблем, решение которых должно быть только творческим. Преподавателю следует использовать также те мотивы, которые наиболее полно отвечают стремлениям и желаниям студентов, стимулировать ответственность, самостоятельность и зрелость. Проекты, которые выполняют студенты, должны вызвать у студента чувство профессионального роста. Это самые сильные побуждающие мотивы. Необходимо также обеспечить наличие таких форм и методов, которые бы позволили студентам ощутить чувство удовольствия, которые они испытали в прошлом, повторится и послужит трамплином к новому взлету. Необходимо давать студентам понять, что служебная карьера во многих случаях будет зависеть от творческого вклада. Мы считаем, что следует создавать атмосферу свободного потока заданий, которая способствует работе над проектом по наиболее творческом пути. Необходимо также выделять время для развития и созревания идей, предоставлять больше свободы действий при выполнении студентами заданий. Необходимо позволять творческим студентам принимать максимальное участие в выработке всеобъемлющих решений и в формировании долгосрочных планов; возможность общаться друг с другом; создавать учебную ситуацию, в которой малые дискуссионные группы совместно исследуют проблемы и пути их решения; оптимизировать и расширять профессиональный опыт будущего специалиста и доступ к результатам, которые могут обогатить их творчество; дать понять студентам, что творчество это не срочный фактор, а чтобы они его рассматривали в качестве составной части всей организационной политики. Среди факторов, которые мешают прогрессивному развитию и саморазвитию личности, доминирующими студенты выделяют: разочарование в результатах предыдущих неудач, заниженная самооценка, нерациональное использование времени, большой поток информации (в том числе и через Интернет), слабая сила воли, личная инертность, неадекватная обратная связь с членами коллектива. С целью подготовки конкурентоспособного специалиста предлагается технология рефлексивного управления учебной деятельностью студентов. Выделим несколько ее этапов: изучение объективного опыта студентов путем создания проблемной ситуации, рефлексия постановки проблемы, конструирование последовательности, определение критериев успешной деятельности, построение плана работы учебной деятельности, коррекция выполненных учебных действий, самооценки.

Сущность творческого специалиста можно охарактеризовать такими признаками, как: активная профессиональная деятельность, определяется самостоятельностью, инициативностью, творческим воображением, импровизацией и др.; постоянная ориентация на поиск и овладение новыми знаниями; поездом к профессиональному самоутверждению через поиск новых решений и достижения высоких результатов, желание быть самим собой; переосмысление личного опыта под влиянием новых знаний и требований; постоянный поиск оптимальных профессиональных решений; способность видеть производственные проблемы, выявлять противоречия и находить различные способы их решения, часто на уровне интуиции; пытаться достичь наибольших результатов даже при неподходящих условиях; поиск причин недостатков в первую очередь в себе; способность изменять стратегию и тактику деятельности в зависимости от конкретной производственной ситуации. Поэтому деятельность творческого специалиста отмечается динамизмом, отсутствием стереотипов действий, шаблонов и т.д.; его профессиональная деятельность составлена для наблюдения и анализа. Итак, творческая профессиональная деятельность рассматривается не как жестко детерминированная система в процессе формирования личности, а как пространство для проявления развития творческого потенциала индивидуальности. Принципиальной особенностью этого подхода является то, что он ориентирован на саморазвитие, самоактуализацию личности, на увеличение степени его свободы в профессиональном самовыражении, формировании качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, расширении собственных возможностей. Обосновывая внедрение творческого механизма в профессиональной деятельности, исходят из того, что личность существует не только в естественном, физическом мире, но и в социально-культурной среде, которое она создает сама.

Творческое отношение студентов к личной деятельности является одной из психолого-педагогических условий более глубокого и осознанного, критического анализа и конструктивного совершенствования.

Целесообразно выделить творческие знания, умения и навыки личности, принадлежащей к определенной социальной и профессиональной группы. Они диктуются групповыми интересами, характерными чертами мировоззрения: общей культуры определенной профессиональной группы; проявляются и реализуются личностью как неотъемлемый атрибут ее профессиональной деятельности, как система совершенного владения креативными приемами, формами и методами, что позволит эффективно использовать свои знания и опыт в профессиональной деятельности: творческие презентации (творческий портрет, защита творческих идей, идей или наработок); привлечение к научно исследовательской деятельности (экспериментальные площадки, внедрение наработок в массовую практику) .; обменом опыта на практических и лекционных занятиях; привлечение студентов к разработкам научно-исследовательских тем и др. Позитивные результаты достигнуты при внедрении на каждом этапе занятия методов и приемов психолого- педагогической поддержки деятельности студента: поощрение, создание ярких наглядно-образных представлений, учебно-познавательных игр, создание проблемных ситуаций, поиск альтернативных решений, выполнение творческих заданий, кооперация студентов, создание ситуации взаимопомощи.

 

3. Методы и приемы работы со студентами для развития творческих способностей, которые способствуют дальнейшему успешному обучению студентов в колледже

 

3.1. Самостоятельная работа студентов

Сложившаяся познавательная активность студентов является необходимым, но не достаточным условием развития личности. Вторым важным условием эффективности учебного процесса и развития у студентов творческих способностей является самостоятельная работа.

На современном этапе развития образования происходит значительное повышение роли самостоятельной работы студентов. Связано это с известными причинами:

а) большим потоком информации;

б) коротким промежутком времени, которое дается на освоение этой информации;

в) уменьшением количества учебных часов по физике, что приводит к сокращению учебных программ.

В связи с этим комиссия технологических дисциплин работает над тем, чтобы студенты научились самостоятельно работать, систематически обновлять свои знания, ориентироваться в потоке научной информации. Дифференциация изучения дисциплин дает возможность систематически привлекать студентов к самостоятельной познавательной деятельности на разных этапах обучения.

Вся система работы по изучению дисциплин направляется на формирование у студентов умения самостоятельно ставить проблемы, решать их, искать пути практического применения полученных результатов.

Сегодня студенты получают информацию из разных источников. При обучении необходимо создавать такие условия, чтобы у студентов возникала личная заинтересованность в получении знаний, независимо от того, кем они станут в будущем. Важно не только "передать знание", а научить учиться. Именно этому способствует организация самостоятельной работы студентов в процессе обучения. Самостоятельно полученные знания сами ценные, потому что они воспринимаются сознательно с самого начала, при этом не имеет значения, что все это происходит со скрытой помощью учителя. Каждый учитель должен стимулировать студентов самостоятельно и настойчиво познавать явления и законы, чтобы они смогли в будущем анализировать мир через призму своих знаний.

Самостоятельная работа имеет еще одну важную учебно-воспитательную функцию - она помогает развить у студентов способности, интерес к будущей профессии. Без самостоятельной работы студентов трудно поддерживать интерес к изучению предметов.

Самостоятельность, как характеристика деятельности студентов в определенной учебной ситуации представляет собой способность достигать цель деятельности без внешней помощи. Специфичность такой формы деятельности заключается в сближении психологии мышления и психологии обучения.

Организация самостоятельной работы студентов должна соответствовать следующим основным методическим и дидактическим требованиям:

1) посильность самостоятельной работы для студентов;

2) соблюдение принципа о сознания при ее выполнении;

3) организация самостоятельной работы по определенной схеме;

4) подготовка студентов к выполнению самостоятельной работы:

- четкое инструктирование студентов о целях и задач работы,

- предоставление студентам теоретической базы, необходимой для начала самостоятельной работы (для этого применяется лекционная форма обучения),

- вооружение их необходимыми навыками для ее выполнения,

- постановка перед студентами задач. решение которых требует умственных усилий;

5) непосредственное наблюдение преподавателем за выполнением самостоятельной работы, предоставление студентам помощи в случае необходимости;

6) привитие студенту навыков самоконтроля во время работы;

7) осуществление индивидуального подхода к студентам в процессе организации самостоятельной работы.

Очевидно, что эффективность самостоятельной работы зависит от опыта преподавателя, максимально четкой организации и контроля, рационального планирования времени и соответственно материально-технического обеспечения учебного процесса.

Примером выполнения самостоятельной работы может быть составление поэтапных схем приготовления блюд, подборка рецептур блюд национальных кухонь, с учетом особенностей питания, пидгтовка презентаций, видео

Понятно, что все навыки, которые сформируются у студента во время самостоятельной работы, знания, которые он получит, творческие способности, которые он разовьет, помогут ему во время учебы в колледже.

 

3.2. Решение творческих задач

Известно, что важным средством формирования интеллектуально развитой личности является творческие задачи. Это неординарные задачи, в которых сформулированы определенное требование, что выполняется на основе знания законов, но отсутствуют прямые или косвенные указания на те явления, закономерностями которых следует воспользоваться для решения этих задач.

Предлагается в решении творческой задачи выделять две основные фазы:

1) фазу интуитивного поиска и получения интуитивного эффекта, интуитивного решения

2) фазу его вербализации, формализации.

Результаты любой деятельности, в том числе и деятельности, подчиненной решению творческой задачи, не всегда совпадают с поставленными целями. С одной стороны, какая цель может быть не достигнута или достигнута частично. С другой стороны, в, ходе деятельности могут быть получены непредсказуемые, дополнительные ее результаты. Причем эти дополнительные результаты деятельности могут быть как желательными так и нет. В связи с этим, при анализе деятельности необходимо одновременно учитывать прямой ее продукт и побочный.

Под прямым продуктом деятельности следует понимать такой результат деятельности, который отвечает осознаваемые цели субъекта решает задачу. Побочный продукт возникает не вследствие тех действий субъекта, прямо соответствуют поставленным целям, а как бы вне их. Вполне закономерно, что субъект при решении творческой задачи сначала использует сознательно организованный опыт. Как правило, этого опыта для решения творческой задачи недостаточно (если бы это было не так, то эта задача для данного субъекта уже не была бы творческой). Это приводит к необходимости получения новых знаний. В ходе конкретной деятельности возникает другой опыт - неосознаваемый. Иногда он и включает в себя ключ к решению творческой задачи. Неосознаваемый опыт, и проявляется в удобный момент в виде неожиданной "подсказки", которая приводит к интуитивному решению. Использование побочного продукта позволяет субъекту решения творческой задачи подниматься по ступенькам структурных уровней психологического механизма творчества.

Знаковые модели побочных продуктов на низком уровне данного механизма не функционируют вообще. Побочный продукт формируется только при опоре на предметы-оригиналы. Процесс создания побочного продукта не осознается. Оценка эффективности использования такого продукта осуществляется только на эмоциональном уровне.

Далее побочный продукт проникает во внутренний план действий, где уже все становится осознанным и может быть выраженным в виде знаковых моделей. На третьем уровне в внутреннего плана действий проникает и способ, который соответствует эффекту использования побочного продукта. В контроль и оценка включается воображение. Побочный продукт превращается в прямой. Контроль и оценка со временем становятся полностью логичными. Решение уже опирается на логический анализ и синтез структуры задачи.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод относительно того, что доминирующим в процессе творчества является психологический (интуитивный), а логической составляющей этого процесса придается второстепенное, обслуживающее место. На самом деле это не совсем так. Логический компонент является чрезвычайно важным звеном в процессе творчества. Формализованный результат интуитивного решения предыдущей задачи может выступать как способ решения следующей задачи. Результаты эксперимента позволяют утверждать, что на первом этапе решения новой задачи субъектом всегда сначала делаются попытки по использованию продукта, полученного при решении предыдущих задач. Полученный ранее результат решения задачи уже может выступает как возможный способ решения следующей задачи.

Основной учебной литературой в колледже являются учебники и учебные пособия, содержащие много полезных упражнений и задач. Решая их, студенты могут закрепить свои знания и приобрести определенные навыки. Однако большинство таких задач, к сожалению, требуют формального решения, что со временем приводит к снижению интереса к изучению предмета.

Как предотвратить это? Известно, что есть разные пути развития познавательного интереса студентов. Один из них - формирование умения студентов находить задачи вокруг себя: в быту, на практике, повседневной жизни, кинофильмах и т.д.

Методика обучения решению задач является неотъемлемой частью дидактики различных предметов.

Методы, с помощью которых человек приходит к ярким идеям, не выяснены, но общепризнанно, что в этом процессе используются аналогии, ассоциации, стрессы.

Метод проб и ошибок заключается в том, что студент, сталкиваясь с проблемой, ищет ее решения, перебирая различные варианты, сравнивает их, пробует, ошибается, находит или не находит решения. Реализация этого метода требует много времени, а ошибки могут обходиться слишком дорого. Поэтому метод применяется только для простых задач. К методу проб и ошибок относятся и другие систематизированы приемы решения задач.

Методы психологической активизации творчества позволяют избежать инерционности метода проб и ошибок. Инерция мышления - серьезный барьер в поиске нового, ограничивает сферу поиска решения, ассоциативные способности, творческие возможности. Рассмотрим некоторые методы из этой группы.

Метод "мозгового штурма" основывается на принципе отделить процессы генерирования и оценки идей. Психологически ученик не склонен к критике своих идей и, опасаясь оценки идей, может сдержать их рождения. Во избежание этого группе студентов, склонных генерировать идеи, ставят проблему и создают необходимые условия. Высказанные идеи фиксируются для доработки.

Суть приема заключается в следующем. Студентам предлагается конкретная задача или задачи. Как правило, задачу можно решить несколькими разными способами, задача может быть выполнена несколькими приемами. Студентов знакомят с методом выполнения задания "мозговым штурмом".

При организации "мозгового штурма" широко используют игровые моменты с учетом возрастных особенностей студентов. Можно, например, обсуждение проводить в форме заседания экспертного бюро, патентной комиссии, совета директоров, в котором могут принимать участие все студенты. Удачные ответы должны поощряться оценкам, призами и тому подобное.

Решение задач может быть не чисто по одной дисциплине, они могут быть заимствованные из других наук. Междисциплинарные связи обусловливают глубину мышления и широту знаний студента. Интересно решать одну и ту же задачу в начале изучения курса и на старших курсах обучения, что дает возможность оценить исследования студентов.

Метод синектики. В применении к процессу обучения может представлять собой мозговую атаку, что выполняется сильными студентами. При этом конструктивная критика допустима. Особенность метода заключается в том, что, студенты решают проблему приемами, которые основываются на различных видах аналогии. Используя только начальную информацию, они действуют по данной замкнутой схеме, проводя анализ, синтез и оценку, пока не будет найдено лучшее из возможных решений.

Метод фокальных объектов состоит в том, что объект, который рассматривается, держат в фокусе внимания и наделяют его свойствами других объектов, которые не имеют ничего общего с ним. При этом могут возникать необычные комбинации, которые затем развивают способом свободных ассоциаций. Таким образом, метод позволяет взглянуть на объект под необычным углом.

Методы аналогий. Решение задач часто происходит по аналогии и это можно с успехом применять для стимулирования новых идей. Создание нового может быть подсказано аналогичными ситуациями, которые случаются в других областях знаний. Разновидностями метода аналогий является эмпатия, то есть личная аналогия и метод эвристических приемов.

Метод контрольных вопросов. Корректная постановка проблемы или правильно и точно сформировано вопрос позволяет поиск решения или ответа сделать более эффективным. Сущность метода заключается в том, что ученик отвечает на контрольные вопросы по списку. Рассматривая свою проблему в связи с этими вопросами, он может получить или наткнуться на вариант ее решения.

Алгоритм решения творческих задач представляет собой комплексную программу алгоритмического типа, основанной на законах развития систем и предназначена для анализа и решения творческих задач. Основой алгоритма является программа последовательных операций по анализу поставленной задачи и преобразования его в четкую схему. Анализ схемы приводит к выявлению противоречия, а ее устранение дает решения поставленной задачи.

Для развития творческого мышления, самостоятельности, инициативы, смекалки целесообразно использовать не только задачи, предложенные учебно-методической литературой, но и составлены студентами самостоятельно под контролем преподавателя.

В системе творческих задач, особое место занимают изобретательские задачи. Однако такие задачи недостаточно представлены в учебно-методической литературе для преподавателей. Но мысль о необходимости их рассмотрения при изучении некоторых предметов для развития творческих способностей студентов высказывалась неоднократно.

Творческие задачи, в которых необходимо воплотить идею в конструкции, назовем конструкторскими. Вообще грань между понятиями "изобретательская задача" и "конструкторская задача" является условным. "Обнаруженные" студентами конструкции не всегда даже практически осуществляемые, поскольку студенты не имеют достаточной подготовки и не учитывают значительное количество побочных явлений. Но такие задачи очень полезны, поскольку позволяют студентам почувствовать себя конструктором, учат критическому мышлению.

Среди задач, развивающих творческие способности студентов, наиболее распространенными являются исследовательские задачи. Практически во всех учебно-методических пособиях и сборниках задач можно найти такие задачи, в которых необходимо на абстрактном или конкретном уровне оценить результаты, доказать законы, объяснить явления или процессы, которые происходят. Исследовательские задачи довольно часто применяют в процессе учебной деятельности. Эти задачи способствуют активизации познавательной деятельности студентов, позволяют создавать игровые ситуации на уроках и после них.

Четко разграничить изобретательские, конструкторские и исследовательские задачи сложно, так как довольно часто они являются комбинированными. Исследовательские задачи в большинстве случаев используют на завершающем этапе получения знаний - этапе закрепления.

Исследовательские творческие задачи помогают лучше диагностировать способности студентов, выявлять одаренных, которые проявляют интерес к предмету и всячески способствовать развитию этого интереса.

Проверка и анализ решения задачи. Этот этап важен в плане выработки критического отношения к результатам своей работы. Проверку правильности развязки можно сделать, решив задачу другим способом. Это позволит также с разных сторон осмыслить процессы и явления, описанные в задаче.

Процесс формулирования и решения задачи можно сделать творческим, каждый раз открывая и исследуя вместе со студентами-то новое, необычное, возбуждая их воображение и интерес к окружающему миру, развивая конвергентное и дивергентное мышление.

Если еще в колледже студент овладеет различными методами рещения творческих задач, то это непременно поможет ему при обучении в вузе, ведь освоенные приемы и методы можно применять к различным наукам.

Примеры задач по дисциплине «Технология приготовления кулинарной продукции»:

1) Вы работаете поваром в горячем цехе столовой при университете. Определить, сколько и какого сырья нужно взять для приготовления 60 п супа молочного с макаронным изделиями, если поставщик не завез молоко свежее, а на предприятии имеется сухое. Выход 1 п - 250 г.

2) Производственная ситуация. На предприятие поступили свежие томаты в вакуумной упаковке. В упаковке есть раздавленные томаты. Как вы поступите в данном случае? Как сохранить их качество?

 

3.3. Лабораторные работы

Современное методическое и техническое обеспечение лабораторных занятий по различным предметам рассчитано на абстрактного среднего студента и не отвечает требованиям к организации развивающего процесса, прежде всего потому, что оно лишено вариативности.

В организации лабораторных и практических занятий главное суметь пойти навстречу интеллектуальным силам студента, призвать их к деятельности, создать благоприятную педагогическую среду для их становления и одновременно формировать личность студента, его знания, мировоззрение. При организации лабораторных занятий следует искать путь к тому, чтобы не вкладывать знания в головы, а умение в руки студентов, а чтобы студенты пытались сами овладевать знаниями через поиск, установление зависимостей, закономерностей. То есть лабораторные работы должны быть направлены не только на усвоение того или иного материала и на формирование простейших экспериментальных навыков, но и на формирование способности к самостоятельному познанию, творчеству, преобразования знаний.

По содержанию и организации лабораторные занятия должны обеспечивать принцип свободного выбора. Студентам очень нравится экспериментировать, работать с натуральными образцами, оборудованием, готовить собственное блюдо. Так что надо дать возможность каждому ребенку поверить в свои силы из-за ощущения свободного выбора с учетом своего самооценки. В выборе вариантов деятельности скрыта не только возможность для самооценки, а пространство для самостоятельной творческой мысли, умозаключений, рассуждений. В таких педагогических условиях каждый ребенок способен к преодолению трудностей, максимального раскрытия своих способностей.

Выполнение лабораторных работ состоит из трех уровней:

1. Репродуктивный уровень. Основная цель задания определяется как составление технологической карты, ознакомление с технологией приготовления блюда и особенностями приготовления. Для студентов складывается довольно подробная инструкция, которая включает в себя содержание, методику и технологию (последовательность) выполнения работы.

2. Уровень самостоятельной деятельности. Основная цель задания определяется как определение количества сырья, количества потерь при механической и тепловой обработке, непосредственно приготовления блюда, наблюдения за изменениями, которые происходят на разных стадиях технологического процесса.

Перед выполнением лабораторной работы на этом уровне студенте выражают предварительную гипотезу, а после обработки результатов работы - обосновывают выводы.

3. Творческий уровень. Цель задания определяется как исследование явления или зависимости между явлениями, которые на лекционном занятии не изучаются. Это могут быть задания, например, по изготовлению украшений для блюд, особенности оформления тарелок и тому подобное. Главной отличием задач этого уровня является то, что они не содержат методических рекомендаций, а только выражают цель работы, перечень оборудования, которое выделяется студенту, и указывают рекомендуемую литературу.

Безусловно, каждый следующий уровень включает в себя элемент задачи предыдущего уровня.

Приобретенные студентом навыки и развитые способности пригодятся ему при выполнении лабораторных работ по различным дисциплинам в колледже.

 

3.4. Научно-исследовательская деятельность студентов

Студенты колледжа должны заниматься научной работой. Выбор направления исследования в большей степени определяется профилем обучения.

Вместе с преподавателем-руководителем студент определяется в теме своей работы, причем тему исследования может предложить преподаватель, студент, а иногда даже сама жизнь, практика. Особенно ценными оказываются работы, над которыми студенте работают несколько лет, постепенно углубляясь в проблему, открывая для себя новые факты, ранее недоступные для понимания.

Определившись в теме, ученик начинает поиск соответствующей литературы. Опыт показывает, что подавляющее большинство студентов, даже старшекурсников, не умеет обрабатывать информацию, записывать ее языком, доступным для широкого круга слушателей. Некоторые, наоборот, не утруждая себя, перепечатывают из соответствующих компьютерных файлов уже готовые рефераты. Преподаватель должен иметь это в виду, чтобы не превратить научно-исследовательскую работу на тяжкую повинность или несерьезное дело. Тем более, что сама эта работа по своему назначению должна содержать элементы собственного исследования: приготовление блюда, собственного эксперимента, компьютерного оформления полученных результатов и тому подобное.

Следующим этапом является составление плана работы, написанние теоретической части, выполнения эксперимента. После этого начинается этап защиты. Надо заметить, что защита работы и реферативный доклад совсем не одно и то же. Докладчику задают вопросы, иногда даже каверзные. Студенты аудитории при этом выступают в роли рецензентов, что более сложно, чем освоение. Такая форма защиты формирует четкость, связность, скорость мышления, а кроме того, такие качества личности, как умение вести дискуссию, отстаивать свое мнение, уверенность в себе.

Итогом научной деятельности студента является оценка. Это может быть балл, преподаватель ему выставит в журнале, а может быть чувство уважения со стороны других студентов, и, наконец, отличие, полученная на конкурсе-защите. Но можно выразить оценкой все те умения, которые приобрел студент, занимаясь своей научной проблемой? Он получил навыки работы с научной литературой, планирование своей исследовательской работы, научился выдвигать проблемы, готовить и проводить эксперимент, защищать свое мнение, строить систему доказательств. Говоря иначе, совершил важный шаг в своем интеллектуальном развитии. Да и воспитательный эффект таких работ очень высокий. Студент получает толчок, ощущение успеха, а, как известно, успех порождает вдохновение.

Все, что включает в себя научно-исследовательская работа студентов, это несомненное основание для успешной работы по написанию рефератов, курсовых, дипломов в колледже.

 

 

 

 

 

 

 


Выводы

 

Динамизм, присущий современному развитию цивилизации, рост социальной роли личности, гуманизация и демократизация общества, интеллектуализация труда, быстрая смена техники и технологии во всем мире - все это обуславливает необходимость преобразования образовательной системы.

В условиях радикальных реформ образования на первый план выступает формирование не только традиционных знаний, умений и навыков, но и развитие мышления, творческих способностей, исследовательских навыков.

1. Большинство методистов указывают на то, что использование на уроках творческих задач позволяет не только повысить уровень знаний студентов за счет активизации их учебно-познавательной деятельности, но и способствует развитию их творческих способностей. Возможность и целесообразность использования творческих задач на уроках подтверждается педагогической практикой. Правильный подбор и методика постановки таких задач предоставляет учебном занятию естественности и совершенства. Результатами выполняемых исследований, имеет место при решении такого типа задач, становится новый для субъектов обучения и развития идеальный продукт в виде новых знаний. Отсюда следует, что деятельность студентов при решении творческих задач является творческой и, конечно же, способствует развитию их творческих способностей. Если еще в колледже студент овладевает различными методами решения творческих задач, то это непременно поможет ему при обучении в ВУЗе, ведь освоенные приемы и методы можно применять к различным наукам.

2. Внеурочная и самостоятельная работа имеет значительные возможности для организации творческой деятельности студентов, которая способствует развитию их творческих способностей. На этих занятиях можно осуществлять постановку и решение любого типа творческих задач и выполнять другие работы творческого характера. Виды занятий, которые существуют во внеурочной и самостоятельной работе, в большей степени могут удовлетворить запросы студентов как по выбору объектов творчества, так и по выбору формы работы (индивидуальной или групповой). Понятно, что все навыки, которые сформируются у студента во время самостоятельной работы, знания, которые он получит, творческие способности, которые он разовьет, помогут ему во время учебы.

3. Приобретенные студентом навыки и развитые способности на лабораторных работах в колледже пригодятся ему при выполнении лабораторных работ по различным дисциплинам.

4. Все, что включает в себя научно-исследовательская работа студентов, это несомненное основание для успешной работы по написанию рефератов, курсовых, дипломов в колледже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Список использованных источников

 

1.                      Давиденко А. А. Науково-дослідницька діяльність студентів - членів Малої академії наук України: Посібник для вчителів та студентів. - Чернігів, РВВ ЧОІППО, 2001.-38с.

2.                      Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - СПб.: Издательство "Питер", 2000. - 368 с.

3.                      3ербіно Д. Д. Наукова школа: лідер і студенті. - Львів: Євро світ 2001. -208 с.

4.                      КозлаковаГ.А. Вища технічна освіта (педагогічний, дидактичний і соціально-психологічні аспекти):монографія / КозлаковаГ.А., Марігодов В.К.,Слободянюк А.А; – Севастополь: Вид-во СевНТУ, 2001. – 268с.

5.                      Недвига Н.І.Педагогічні умови розвитку рефлексивно-творчого потенціалу майбутніх спеціалістів технічного профілю в процесі професійної підготовки /Н.І. Недвига // Вісник СевНТУСер.Педагогіка: зб.наук.пр. – Севастополь.2010, - Вип.124. - С.- 163-167).

6.                      Недвига Н.И. Рефлексивный подход в формировании модели конкурентоспособной личности специалиста технического профиля/ Н.И. Недвига // Вестник СевНТУ. Вып.104: Педагогика: сб. науч. тр. / Севастополь:вид.СевНТУ,2010. – С.

 


ГПОУ „Донецкий государственный ко л ледж пищевых технолог и й и торг о вл и ”

ГПОУ „Донецкий государственный ко л ледж пищевых технолог и й и торг о вл и ”

Введение В период бурного научно-технического развития, быстрого роста научных знаний и их широкого применения в производстве, одной из главных задач обучения становится развитие творческого мышления,…

Введение В период бурного научно-технического развития, быстрого роста научных знаний и их широкого применения в производстве, одной из главных задач обучения становится развитие творческого мышления,…

Психолого-педагогический анализ современного состояния исследований по проблеме развития творческих способностей студентов 1

Психолого-педагогический анализ современного состояния исследований по проблеме развития творческих способностей студентов 1

Мотивы творчества Любая деятельность имеет свои мотивы

Мотивы творчества Любая деятельность имеет свои мотивы

По настоящему творческий человек проблемы для решения находит самостоятельно

По настоящему творческий человек проблемы для решения находит самостоятельно

Потенциальный создатель всегда видит в окружающем мире определенные противоречия (дисгармонию) и предлагает способы их устранения, то есть решения им же сформулированной проблемы

Потенциальный создатель всегда видит в окружающем мире определенные противоречия (дисгармонию) и предлагает способы их устранения, то есть решения им же сформулированной проблемы

Э. П. Торренса: если IQ ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, при

Э. П. Торренса: если IQ ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, при

Для творческого человека наибольшую ценность представляют побочные продукты деятельности, что-то новое и необычное, для нетворческого важные результаты по достижению цели, а не новизна

Для творческого человека наибольшую ценность представляют побочные продукты деятельности, что-то новое и необычное, для нетворческого важные результаты по достижению цели, а не новизна

Известно много примеров, когда ученые достигали значительных творческих успехов в новых для себя областях

Известно много примеров, когда ученые достигали значительных творческих успехов в новых для себя областях

К этому нужно добавить, что задатки многозначны

К этому нужно добавить, что задатки многозначны

На данный момент поиск этих методов очень актуален

На данный момент поиск этих методов очень актуален

Различают воображение произвольное и непроизвольное, репродуктивное и творческое

Различают воображение произвольное и непроизвольное, репродуктивное и творческое

Можно прийти к выводу о том, что приведенные выше схемы раскрывают структурно-уровневую природу чрезвычайно сложного психологического механизма творчества с сочетанием его сознательных (логических) и неосознаваемых…

Можно прийти к выводу о том, что приведенные выше схемы раскрывают структурно-уровневую природу чрезвычайно сложного психологического механизма творчества с сочетанием его сознательных (логических) и неосознаваемых…

Сущность самопознания - в обеспечении саморазвития будущего специалиста

Сущность самопознания - в обеспечении саморазвития будущего специалиста

Преподавателю необходимо также учитывать то, что движущим фактором развития творческого потенциала молодого специалиста должна быть разработана система учебных умений, которые выступают в качестве ориентира для…

Преподавателю необходимо также учитывать то, что движущим фактором развития творческого потенциала молодого специалиста должна быть разработана система учебных умений, которые выступают в качестве ориентира для…

Чтобы обеспечить развитие творческого потенциала студентов, необходимо развивать у них технику импровизации, основными признаками которой являются эмоциональная раскованность, изобретательность, умение быстро и адекватно реагировать на…

Чтобы обеспечить развитие творческого потенциала студентов, необходимо развивать у них технику импровизации, основными признаками которой являются эмоциональная раскованность, изобретательность, умение быстро и адекватно реагировать на…

Критическое, творческое, инициативное мышление; ·

Критическое, творческое, инициативное мышление; ·

Это самые сильные побуждающие мотивы

Это самые сильные побуждающие мотивы

Сущность творческого специалиста можно охарактеризовать такими признаками, как: активная профессиональная деятельность, определяется самостоятельностью, инициативностью, творческим воображением, импровизацией и др

Сущность творческого специалиста можно охарактеризовать такими признаками, как: активная профессиональная деятельность, определяется самостоятельностью, инициативностью, творческим воображением, импровизацией и др

Целесообразно выделить творческие знания, умения и навыки личности, принадлежащей к определенной социальной и профессиональной группы

Целесообразно выделить творческие знания, умения и навыки личности, принадлежащей к определенной социальной и профессиональной группы

В связи с этим комиссия технологических дисциплин работает над тем, чтобы студенты научились самостоятельно работать, систематически обновлять свои знания, ориентироваться в потоке научной информации

В связи с этим комиссия технологических дисциплин работает над тем, чтобы студенты научились самостоятельно работать, систематически обновлять свои знания, ориентироваться в потоке научной информации

Организация самостоятельной работы студентов должна соответствовать следующим основным методическим и дидактическим требованиям: 1) посильность самостоятельной работы для студентов; 2) соблюдение принципа о сознания при ее…

Организация самостоятельной работы студентов должна соответствовать следующим основным методическим и дидактическим требованиям: 1) посильность самостоятельной работы для студентов; 2) соблюдение принципа о сознания при ее…

Решение творческих задач Известно, что важным средством формирования интеллектуально развитой личности является творческие задачи

Решение творческих задач Известно, что важным средством формирования интеллектуально развитой личности является творческие задачи

Использование побочного продукта позволяет субъекту решения творческой задачи подниматься по ступенькам структурных уровней психологического механизма творчества

Использование побочного продукта позволяет субъекту решения творческой задачи подниматься по ступенькам структурных уровней психологического механизма творчества

Как предотвратить это? Известно, что есть разные пути развития познавательного интереса студентов

Как предотвратить это? Известно, что есть разные пути развития познавательного интереса студентов

Студентов знакомят с методом выполнения задания "мозговым штурмом"

Студентов знакомят с методом выполнения задания "мозговым штурмом"

Метод контрольных вопросов. Корректная постановка проблемы или правильно и точно сформировано вопрос позволяет поиск решения или ответа сделать более эффективным

Метод контрольных вопросов. Корректная постановка проблемы или правильно и точно сформировано вопрос позволяет поиск решения или ответа сделать более эффективным

Исследовательские задачи довольно часто применяют в процессе учебной деятельности

Исследовательские задачи довольно часто применяют в процессе учебной деятельности

Производственная ситуация. На предприятие поступили свежие томаты в вакуумной упаковке

Производственная ситуация. На предприятие поступили свежие томаты в вакуумной упаковке

Выполнение лабораторных работ состоит из трех уровней: 1

Выполнение лабораторных работ состоит из трех уровней: 1

Вместе с преподавателем-руководителем студент определяется в теме своей работы, причем тему исследования может предложить преподаватель, студент, а иногда даже сама жизнь, практика

Вместе с преподавателем-руководителем студент определяется в теме своей работы, причем тему исследования может предложить преподаватель, студент, а иногда даже сама жизнь, практика

Говоря иначе, совершил важный шаг в своем интеллектуальном развитии

Говоря иначе, совершил важный шаг в своем интеллектуальном развитии

Выводы Динамизм, присущий современному развитию цивилизации, рост социальной роли личности, гуманизация и демократизация общества, интеллектуализация труда, быстрая смена техники и технологии во всем мире -…

Выводы Динамизм, присущий современному развитию цивилизации, рост социальной роли личности, гуманизация и демократизация общества, интеллектуализация труда, быстрая смена техники и технологии во всем мире -…

Понятно, что все навыки, которые сформируются у студента во время самостоятельной работы, знания, которые он получит, творческие способности, которые он разовьет, помогут ему во время…

Понятно, что все навыки, которые сформируются у студента во время самостоятельной работы, знания, которые он получит, творческие способности, которые он разовьет, помогут ему во время…

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1
скачать по прямой ссылке
Приз 200 000 руб.
Свидетельство СМИ.
Плюс 10 документов.