Развитие творческих способностей у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через ИКТ и игровые технологии в рамках реализации ФГОС
Оценка 5

Развитие творческих способностей у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через ИКТ и игровые технологии в рамках реализации ФГОС

Оценка 5
docx
26.05.2024
Развитие творческих способностей у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через ИКТ и игровые технологии в рамках реализации ФГОС
развитие творческих способностей.docx

  

 

 

 

 

 

 

 

«Развитие творческих способностей у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через ИКТ и игровые технологии в рамках реализации ФГОС»

 

 

 

 

 

                  

 

                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        

 

 

В настоящее время происходят значительные изменения в образовательной системе. Реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В связи с этим,  содержание образования усложняется, акцентируется внимание на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей. Приоритетными становятся практико-ориентированный, действенный характер содержания образования.

Творческие способностиэто индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Элементы творчества могут присутствовать в любом виде человеческой деятельности, соответственно и творческие способности могут быть разные: музыкальные, художественные, математические, технические. В современной школе развитие творческих способностей учащихся происходит не только на уроках технологии и изобразительного искусства, которые как нельзя более располагают к этому, но и на всех других уроках.

Например, основные приемы развития творческих способностей на уроках русского языка: написание изложений; игры; творческие словари, ребусы, шарады, кроссворды. Виды творческих заданий на уроках чтения: сочини продолжение сказки; чтение по ролям; пересказ от лица литературного героя. Учитель должен ежедневно и систематически включать в учебный процесс творческие задания и упражнения, стараться использовать творческий потенциал ребёнка в соответствии с уровнем его развития (посильность выполнения творческого задания). Творческие задания должны постепенно усложняться.

В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как нельзя лучше подходят информационно – коммуникационные средства обучения (ИКТ). Актуальность выбора данного направления продиктовано необходимостью решения проблем развития и коррекции детей с ОВЗ в современном информационном обществе, которое существенно изменило повседневную жизнь. Информационные технологии входят в жизнь ребёнка с ранних лет и оказывают большое влияние на его развитие. Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Основной целью применения информационных технологий считается повышение результативности обучения посредством активизации познавательной деятельности, повышение интеллектуального развития учащихся, эффективности образовательного процесса и качества образования. Использование ИКТ при обучении детей с интеллектуальными нарушениями должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребёнка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер, не превышать доступный возрасту уровень сложности. Кроме этого, задания должны удовлетворять возрастным интеллектуальным потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья и развивать их способности.
Для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы необходимо на уроках с применением ИКТ использовать здоровьесберегающие технологии.

На уроках при обучении детей с нарушением интеллекта можно использовать следующие электронные средства учебного назначения:
– компьютерные раскраски и геометрические конструкторы;
– компьютерные мозаики;
– логические игры на компьютере;
– компьютерные энциклопедии;
– компьютерные учебники с иллюстрациями и заданиями;
– игры-кроссворды;
– компьютерные игры на развитие логического мышления, памяти, внимания, творческих способностей, математических навыков.

Пример 1.
Упражнения на развитие памяти можно составить, используя презентацию. Например, предложить учащимся за 10-15 секунд запомнить изображение. На экране геометрические фигуры (жёлтый треугольник, зелёный круг, красный прямоугольник, синий многоугольник). После чего изображение свернуть и задать учащимся вопросы.
Затем для проверки учащимся снова показывается изображение.
Пример 2. Упражнения на развитие внимания.
Ребенку показываю лист с рисунками и даю задание: «Найди в строчке то животное, которое ты видишь в жёлтом квадрате» или «Найди пару каждой рукавичке. Соедини их линией».

Поиск эффективных методик привел к новым компьютерным технологиям, которые эффективно применяются при организации творческой познавательной деятельности учащихся. Использование компьютера значительно повышает возможности коррекции и развития детей с ОВЗ.

Применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в процессе обучения и воспитания детей со сложными дефектами повышают общий уровень учебного процесса, усиливают познавательную активность учащихся на уроках. Основная цель применения ИКТ на уроках состоит в повышении качества обучения, это то, для чего мы и работаем.

Урок, включающий слайды, презентации, видеосюжеты,  вызывает у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых расторможенных.

Из многообразия методов в своей педагогической практике я использую  такие методы, которые решают задачи развития творческих способностей детей с умственной отсталостью.

Словесные:

-метод демонстраций (презентаций, фильмов, слайдов);

-метод  иллюстраций (презентаций, слайдов);

-интернет ресурсы.

Наглядные:

-объяснение материала с использованием слайдов, презентаций;

-проговаривание слайдов;

-рассказ (по слайдам, презентациям).

Сочетание моего рассказа с демонстрацией презентации позволяет проводить пошаговое, очень подробное введение нового материала, что более доступно для его усвоения детьми с ОВЗ, а также акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. Работа на уроке становится живым действием, вызывающим у детей неподдельный интерес.

Изучаемый материал школьники должны уметь применять в различных заданиях. Поэтому в презентациях после введения нового материала предлагается серия упражнений и творческих развивающих заданий.

В связи с тем, что наша работа связана с учащимися, у которых наблюдаются тяжелые и множественные нарушения развития (умеренная, тяжелая и глубокая умственная отсталость), одними из наиболее эффективных педагогических технологий служат игровые технологии.

Игровые технологии, применяемые при обучении школьников с интеллектуальными нарушениями, – это неотъемлемый метод взаимодействия учителя с учащимися, используемый для создания качественного процесса обучения и воспитания. Ведь часто, только через игру, можно пробудить интерес к учебе, внеклассной деятельности, а также поставить детей в условия поиска нужных ответов, запустив развитие мыслительной и речевой деятельности.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать увлекательной и интересной работу учащихся. Монотонно скучная деятельность по повторению, закреплению или усвоению информации перерастает в веселое и занимательное игровое действие, активизируя все психические, физические процессы и функции.

Актуальность использования игровых технологий при обучении школьников с интеллектуальными нарушениями очевидна, так как их применение помогает справиться с проблемой формирования жизненно необходимых навыков и умений, подготовки учащихся к самостоятельной жизнедеятельности и успешной социализации в общество.

Опыт работы с учащимися с интеллектуальными нарушениями указывает на трудности развития и становления их активными участниками образовательного процесса. Они обычно пассивны, их трудно расположить к определенным видам деятельности, часто не заинтересованы в процессе обучения и воспитания. Степень сформированности коммуникативных и регулятивных умений и навыков находится на низком уровне. Эти факторы влияют на процесс социализации ребенка и развития личности в целом.

Проблемы обучения и воспитания школьников с интеллектуальными нарушениями подтолкнули к выбору игровых технологий как основному методу взаимодействия с учениками с тяжелой степенью умственной отсталости. Как показала практика, только через игру можно достучаться до раскрытия мыслительных и коммуникативных функций мозга учащихся, а также обеспечить мотивацию и организацию различных видов деятельности.

В процессе игрового обучения и воспитания происходит формирование деятельности, обеспечивающей возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью всеми видами доступной им предметно-практической деятельности; способами, приемами познавательной и учебной деятельности; коммуникативной деятельности и нормативным поведением.

Игровые ситуации на уроках и внеклассной работе активизируют деятельность учащихся с интеллектуальными нарушениями, делают восприятие более эмоциональным и творческим, а процесс познания доступным и увлекательным. Тем самым повышается качество обучения и воспитания  школьников с умственной отсталостью. Происходит перенос усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях игровой деятельности, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

-              дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

-              учебная деятельность подчиняется правилам игры;

-              успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

При подборе игр для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости  учитываю следующие  требования:

-              соответствие игры возрасту ребенка и его актуальному уровню развития;

-              учет структуры дефекта;

-              подбор игрового материала с постепенным усложнением;

-              связь содержания игры с системой знаний ребенка;

-              соответствие коррекционной цели занятия;

-              учет принципа смены видов деятельности;

-              использование ярких, озвученных игрушек и пособий;

-              соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям и их  безопасность.

Я пришла к выводу, что ИКТ и игровые технологии играют огромную роль в основе обучения и воспитания детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями.  Сочетание традиционных и инновационных игровых технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.

Опыт работы подтвердил, что применение ИКТ и игровых технологий при обучении школьников с интеллектуальными нарушениями дает свои положительные результаты. Дети стали активнее включаться в образовательную деятельность. Теперь они не пассивные участники учебной и воспитательной среды, а активные ее деятели.


 

Развитие творческих способностей у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через

Развитие творческих способностей у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через

В настоящее время происходят значительные изменения в образовательной системе

В настоящее время происходят значительные изменения в образовательной системе

Основной целью применения информационных технологий считается повышение результативности обучения посредством активизации познавательной деятельности, повышение интеллектуального развития учащихся, эффективности образовательного процесса и качества образования

Основной целью применения информационных технологий считается повышение результативности обучения посредством активизации познавательной деятельности, повышение интеллектуального развития учащихся, эффективности образовательного процесса и качества образования

Применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в процессе обучения и воспитания детей со сложными дефектами повышают общий уровень учебного процесса, усиливают познавательную активность учащихся на уроках

Применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в процессе обучения и воспитания детей со сложными дефектами повышают общий уровень учебного процесса, усиливают познавательную активность учащихся на уроках

Ведь часто, только через игру, можно пробудить интерес к учебе, внеклассной деятельности, а также поставить детей в условия поиска нужных ответов, запустив развитие мыслительной и…

Ведь часто, только через игру, можно пробудить интерес к учебе, внеклассной деятельности, а также поставить детей в условия поиска нужных ответов, запустив развитие мыслительной и…

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2024