Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
Оценка 5

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Оценка 5
docx
07.12.2021
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.docx

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Симоненко Н.Н.

ГОУ ЛНР «Молодогвардейская

средняя школа №7»

natik19@bk.ru

Аннотация: данная статья рассматривает общие аспекты развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Ключевые слова: творческие способности, конкурентно способная личность, креативный

Актуальность проблемы заключается в том, что так именно творческая личность может быть конкурентно способной в современном мире, а значит развитию творческих способностей необходимо уделять огромное внимание в школе

Цель статьи: рассмотреть общие аспекты развития творческих способностей учащихся, прокомментировать методы, приемы, формы работы по развитию творческих способностей учащихся.

Темп жизни современного общества чрезвычайно быстрый. Обществу необходим не просто грамотный исполнитель, эрудит с широким кругозором, обладающий определенной суммой знаний, а работник, специалист высшего творческого потенциала, способный проникать в суть идеи и реализовать ее в жизни. Это должен быть человек, способный к самообразованию в течение всей жизни, обладающий высокой культурой мышления, способный принимать верные самостоятельные решения в быстро меняющихся социальных условиях, ориентированный на творческий подход к делу, человек активный, творческий, креативный, способный к использованию всего нового (новых идей, замыслов, новых подходов и решений).  Поэтому школа должна не просто передать определенные знания, но и сформировать основные компетентности у учащихся, то есть способность использовать усвоенные знания, умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.

Для любой творческой деятельности необходимым является наличие у человека таких качеств: наклонности (предрасположенности) к данному виду деятельности, способности к быстрому обучению, умственной активности, сообразительности, изобретательности. Самый эффективный путь развития творческой личности – приобщение всех учащихся к продуктивной творческой деятельности, так как развить способности – это значит вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выполнения и расцвета его таланта.

Поэтому школа должна не просто передать определенные знания, но и сформировать основные компетентности у учащихся, то есть способность использовать усвоенные знания, умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.

Развитие творческих способностей – актуальная проблема, так как именно творческая личность может быть конкурентно способной в современном мире. Именно духовно богатый, творческий человек сможет по-настоящему уверенно взглянуть в будущее, умело руководить им, видеть новое и не пугаться его.

Какие же есть способы развития творческой личности?

Самое главное задание воспитания и обучения – пробудить в ребенке жажду познания. Развитые навыки креативного мышления позволяют уже взрослому человеку грамотно ставить собственные цели и достигать их.

В каждом ребенке от природы заложен определенный творческий потенциал. Задачей же учителя является помочь ученику найти себя, пробудить и развить то творческое зернышко, те задатки, что заложены самой природой.

Одаренные учащиеся, как правило, тренирут свои задатки самостоятельно. А вот для развития творческих способностей большинства учащихся в школе на помощь приходит учитель.  И здесь его главная зада состоит в том, чтобы управлять процессами творческого поиска, идти от простого к сложному, создавать ситуации, способствующие творческой активности, развитию его воображения, ассоциативного мышления, способности понимать закономерности, анализировать ситуации, стремление постоянно самосовершенствоваться, выполнять все более сложные творческие задания.

Сегодня перед школой стоит задача – всестороннее гармоничное развитие личности учащегося.

 «Мастерство учителя заключается в умении учить детей мыслить, каждый педагог должен воспитывать ум учащихся, без этого школа перестанет быть школой. Будьте сами искателями, исследователями. Если не будет огонька у вас, вам никогда не зажечь его в других», - говорил В.А. Сухомлинский.

Для развития творческих способностей учащихся на уроках необходимо создать оптимальные условия, а именно атмосферу сотрудничества, взаимодействия учителя и ученика, развитие творческой компетентности учащегося. Учитель должен быть новатором, исследователем, последовательным, требовательным, принципиальным, гибким, внимательным, позитивным, добродушным, веселым, не бояться разнообразия.

Развитие творческих способностей школьника – важнейшая составная педагогического процесса, которая требует от каждого уверенных знаний и умения сделать выбор. А это уже творчество, которое и есть естественной одаренностью. Каждый педагог должен работать над тем, чтоб учебно-воспитательный процесс стал ориентированным на преобразование одаренного ученика в основного субъекта образовательного процесса.  

В.А. Сухомлинский писал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Все эти компоненты настолько важны как по одному, так и в целом, в их взаимосвязи друг с другом.

Со сказками учащиеся продолжают знакомиться в средней и старшей школе, изучая народные и авторские произведения. Здесь творческими будут задания учащимся такого плана: продолжить, закончить сказку, придумать свой вариант концовки. На уроках языка желательно использование лингвистических сказок на заданную тему, преподнесенных учителем и придуманных учащимися. Естественно, интересно, захватывающе на уроках смотрятся и воспринимаются учениками инсценировки сказок и других произведений. Играя в сценках, дети учатся владеть материалом, общаться друг с другом, видеть ошибки, недочеты других. Они получают навыки сценической речи, связной речи, развивается артистизм, свобода общения.

Игра, ролевая игра занимает определенное место в процессе обучения и воспитания. Это естественная для ребенка форма обучения, часть его жизненного опыта.  Игры существенно различаются не только по своим целям, но и по степени воздействия на учеников.  Диспут, круглый стол, симпозиум, телемост, очерк, диалог, путешествие (заочная экскурсия), ребусы, кроссворды, шарады, домино, головоломки, «найди ошибку», «поле чудес» и т. д.   Составить задание для одноклассников или разгадать его, задать вопрос или правильно ответить на него, вести диалог, выступить с монологом – это уже процесс творчества.

 Огромное значение я придаю рисунку на уроке. Если сегодня ребенок может высказать свои мысли в рисунке, пусть рисует. Завтра он сможет выступить с этим рисунком, презентовать его, защитить, объяснить свои чувства, эмоции, мысли, что посетили его при изучении произведения, темы. Это раскрытие его души, внутреннего «я», это его фантазия, его воображение. И завтра это будет его словесное описание работы, устный рисунок, его связная речь. И, наоборот, некоторые темы, сложные для восприятия, как по литературе, так и по языку, подавая в виде рисунков (схем, таблиц, ступенек, кривых на координатной плоскости, облаков, солнышка, цветка, дерева и т.д.), мы упрощаем, развивая тем самым логичность, последовательность мысли, ассоциативное мышление и опять-таки творчество учащихся, так как сегодня «рисунок» дает учитель, а завтра учащиеся уже сами будут «рисовать».

Музыка на уроках литературы и языка присутствует достаточно часто. Это и выразительное чтение произведения под музыкальное сопровождение, что развивает эстетические вкусы учеников. Это прослушивание исполнений поэтических произведений, положенных на музыку – так же привитие эстетических вкусов. Это музыкальные паузы-релаксы для поднятия настроения, это и физминутки, проведенные под музыку, для хорошего самочувствия. Музыка на уроках развития речи по языку, где есть описание природы, просто необходима для создания соответствующего психического настроя учащихся.

Уроки литературы – это уроки душевной и духовной красоты всегда, какое бы произведение не изучалось. Фантазию и творчество учащиеся проявляют при написании сочинений, отзывов, «письма» к героям, творческих работ, сочинений в стихотворной форме, составлении презентаций.

Итак, мы приходим к выводу, что творческие способности и умения необходимо развивать в комплексе, взаимосвязи. Урок же должен соответствовать выдвигаемым требованиям – быть современным, интересным, креативным, где должны быть созданы все условия для развития творческой личности, её самореализации. 

 

1.     Восприятие и воображение (Экспериментальное исследование) // Ученые записки № 194 / Под ред. Е.И. Игнатьева. – М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1963. – 368с.

2.     Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. / Под ред. Кузина Н.П. – М.: Педагогика, 1979. -558с. – Т. 1. – с.384 – 523.


 

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Поэтому школа должна не просто передать определенные знания, но и сформировать основные компетентности у учащихся, то есть способность использовать усвоенные знания, умения и навыки, а…

Поэтому школа должна не просто передать определенные знания, но и сформировать основные компетентности у учащихся, то есть способность использовать усвоенные знания, умения и навыки, а…

В каждом ребенке от природы заложен определенный творческий потенциал

В каждом ребенке от природы заложен определенный творческий потенциал

В.А. Сухомлинский писал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»

В.А. Сухомлинский писал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»

И завтра это будет его словесное описание работы, устный рисунок, его связная речь

И завтра это будет его словесное описание работы, устный рисунок, его связная речь

Восприятие и воображение (Экспериментальное исследование) //

Восприятие и воображение (Экспериментальное исследование) //
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2021