Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Вахрушевский учебно – воспитательный комплекс №2 «Берегиня»
Доклад
на тему
"РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ВОСПИТАНИИ В УСЛОВИЯХ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА"
Подготовила: учитель начальных классов
Кулакова О.В.
2024 год
«Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка... Для него игра - это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
В. Л. Сухомлинский
Реализация системно-деятельностного подхода в воспитательной работе позволяет привлекать ребят в творческие занятия, исследовательские проекты, массовые мероприятия, в ходе которых они научатся логически размышлять, изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Одним из направлений Примерной программы воспитания является работа с классным коллективом. При формировании коллектива в младшем школьном возрасте у детей закладываются основы поведения в обществе, основы воспитания отношения к обществу, что существенно оказывает влияние на дальнейшее его развитие, в том числе и творческое.
Младший школьный возраст считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности ребенка. В этом возрасте более интенсивно формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера и создаются условия для развития творческих способностей ребенка.
Творческие способности формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Для того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна соответствовать следующим условиям:
ü деятельность должна вызывать у младших школьников сильные и устойчивые
ü положительные эмоции и удовольствие. Они должны испытывать чувство радостного
ü удовлетворения от деятельности, тогда у них возникнет стремление по собственной
ü инициативе, без принужденности заниматься ею. Живая заинтересованность, желание
ü выполнить работу возможно лучше - необходимое условие того, чтобы деятельность
ü положительно влияла на развитие творческих способностей;
ü деятельность детей должна быть креативной, например, творческие
ü способности должны постоянно развиваться в игровых, ролевых действиях;
ü важно организовать деятельность детей так, чтобы они преследовали цели,
ü немного превосходящие их возможности, уже достигнутый ими уровень выполнения
ü деятельности. Особенно нуждаются во всё более усложняющихся и разнообразных
ü творческих заданиях дети с уже определившимися способностями.
Проблемой развития творческих способностей занимались такие известные
психологи как: С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Д.Б. Богоявленская, Д.Б.
Эльконин, А.А. Мелик-Пашаев, О.М. Дьяченко; педагоги: З.Н. Новлянская, Т.С. Комарова,
Е.А. Флерина, Л.В. Школяр, Е.Д. Критская, Д.Б. Кабалевский, Дж. Гилфорд, Э. Фромм,
Э. Торренс, Дж. Рензулли и др.
Выделим компоненты творческих способностей младших школьников:
- творческое мышление;
- творческое воображение;
- применение методов организации творческой деятельности.
Для развития творческого мышления и творческого воображения обучающихся начальных классов необходимо предлагать следующие задания:
· классифицировать объекты, ситуации, явления по различным признакам;
· устанавливать причинно- следственные связи;
· видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
· делать предположения прогнозного характера;
· выделять противоположные признаки объекта;
· выявлять и формировать противоречия;
· разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
· представлять пространственные объекты.
Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как:
· сложность содержащихся в них проблемных ситуаций;
· сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;
· форма представления противоречий.
Показатели сформированности творческой активности:
ü скорость к фантазированию, воображению и моделированию;
ü проявление догадливости, сообразительности;
ü проявление радостных эмоций;
ü способность переживать ситуацию и успех;
ü стремление к оригинальности;
ü проявление самостоятельности в работе;
ü умение преодолевать возникновение трудностей.
Воспитательная работа осуществляет вовлечение всех школьников в творческую деятельность. В зависимости от склонностей и задатков каждый ребенок может проявить себя в творчестве по-разному: в качестве интеллектуала, художника-иллюстратора,
актера, певца, танцора, спортсмена, программиста и т.д.
Развитию творческих способностей младших школьников содействуют различные формы, методы и приемы воспитательной работы, в которые следует привлекать
младших школьников.
В зависимости от вида творческой деятельности можно выделить группы методов и приемов, которые нацелены на стимулирование творческой активности младших школьников и развитие творческих способностей в воспитательной работе.
1. Интеллектуальная творческая деятельность.
2. Театральная творческая деятельность.
3. Изобразительная творческая деятельность.
4. Музыкальная творческая деятельность.
5. Спортивно - оздоровительная творческая деятельность.
6. Информационно – коммуникативная творческая деятельность.
Интеллектуальная творческая деятельность предполагает наличие стойкого интереса к окружающей действительности, умения не только собирать, но и систематизировать информацию.
Творческие способности выражаются в активном использовании воображения,
в умении находить нестандартные решения возникающих проблем, активизируют развитие фантазии и образное мышление.
Театральная творческая деятельность является эффективным средством в развитии артистизма у младших школьников, а также развивает мышление, внимание, умственные способности, память.
Изобразительная творческая деятельность – удовольствие, которое получают обучающиеся от увлекательной работы красками, кистью, карандашами, мелками, фломастерами, углем, пастелью и многими нетрадиционными материалами для рисования.
Музыкальная творческая деятельность предполагает разное восприятие
музыки: слушание, исполнение, сочинение, музицирование.
Спортивно - оздоровительная творческая деятельность способствуют формированию представления о здоровом и безопасном образе жизни, пониманию необходимости бережного отношения к своему здоровью, совершенствованию умений и навыков организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность. Она осуществляется через праздники, соревнования, факультативы, кружки, детские спортивные секции.
Информационно – коммуникативная творческая деятельность позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление.
Ведущим видом деятельности младшего школьного возраста является игра, поэтому игровые технологии наиболее эффективны в воспитательном процессе. Об игре сказано много добрых и хороших слов. Её называют и источником радости, и королевой детства, и восьмым чудом света. И все определения правильны, потому что игра для ребёнка – сама жизнь со всеми её прелестями, волнениями, тревогами, удачами и огорчениями.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.