Тема методической разработки:
«Развитие творческого потенциала старших дошкольников посредством создания диафильма по сюжету русской народной сказки «Гуси – лебеди»
В номинации «Статья»
Автор
Самойлова Ирина Викторовна
педагог-психолог
Анотация
ФГОС ДО требует от педагогов нового подхода к воспитанию и обучению дошкольников, так как именно творческая деятельность развивает навыки в продуктивной, коммуникативной, познавательной, музыкально-художественной деятельности; помогает осваивать содержание разных образовательных областей. Известный психолог В.В. Давыдов говорит: «Творческое, преобразующее начало должно обязательно присутствовать в обучении детей». Метод создания диафильмов, как средство развития коммуникативных навыков, очень актуален на современном этапе.
Для полноценного развития дошкольника, одной из важных задач является формирование связной, выразительной речи, однако традиционные приемы и методы (вопросы, образцы рассказов) не всегда приводят к положительному результату. Качество детских рассказов у многих остается низкое. Детям неинтересно сидеть и слушать однообразные и скучные рассказы. У дошкольников не развивается самостоятельность, творчество.
Основная цель - развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста посредством создания диафильмов.
Работа над созданием диафильма несёт неоценимую пользу в развитии детей: развивается творческое мышление, внимательность, формируются коммуникативные навыки, тренируется мелкая моторика рук, формируется познавательная сфера, развивается эмоционально-волевая сфера. Весь процесс интересен и увлекателен, дети с нетерпением ждут результата своей деятельности в форме законченного видеопродукта.
Описание опыта работы.
В своей работе, с детьми, я нашла такой эффективный метод, как создание диафильмов по сюжетам русских народных сказок, который выстроен на доступном для понимания ребёнка сказочном сюжете, богат яркой образностью, музыкальностью, лаконичностью, динамичностью, может быть использован как наглядный метод воздействия на ребёнка, значительно повышающий учебную мотивацию. Создавая диафильм с ребенком, мы погружаем его в мир волшебства и фантазии.
Важным условием при подготовке к созданию диафильма является предварительная работа. Накануне с детьми мы проводим беседу, выбор сказки и дальнейшее обсуждение сюжета сказки. Коллективное создание диафильма способствует сплочению детского коллектива, посредством осознанной творческой деятельности детей по разработке и созданию сказки.
Мною был разработан проект «Гуси - лебеди». В проекте принимали участие дети старшего дошкольного возраста. При этом сам диафильм является не целью, а лишь средством развития ребенка.
На первом этапе, когда было принято решение создавать диафильм, мы вместе с детьми познакомились с диапроектором и узнали, как создают диафильмы. На этом этапе проявился познавательный интерес детей, они узнали много нового о создании самого диафильма. Когда дети поняли, что такое диафильм, мы приступили ко второму этапу. На втором этапе мы стали подбирать сюжет для нашего диафильма. Дети сами стали предлагать сказки. И наш выбор остановился на русской народной сказке «Гуси - лебеди». На третьем этапе дети приступили к созданию кадров будущего фильма, по средствам изобразительной деятельности. После обсуждения сказочных персонажей, каждый ребенок принял решение, какого персонажа он будет рисовать. На четвертом этапе мы вместе с детьми приступили к монтажу. Затем состоялась съемка статичных картинок - фотографий. Отснятые фотографии переносили на компьютер. После того, как все персонажи были введены в компьютер, началось озвучивание самого диафильма.
Огромную роль играет просмотр полученной сказки. Важно сразу показать готовый фильм детям. Тогда технологическая цепочка создания фильма будет им понятней, при съемке нового они более осознанно подойдут к процессу. Когда дети смотрят самодельные диафильмы, то видят своих нарисованных героев, они радуются результату и гордятся своим участием в создании фильма, с удовольствием рассказывают родителям и детям как они делали его. Детские диафильмы - хорошее пособие для упражнения детей в творческом рассказывании. Дети самостоятельно озвучивали диафильм друг с другом.
Есть положительные моменты, которые позволяют считать данную тему интересной и уникальной: создание диафильмов не требует специально отведенного времени, естественно вписываясь в любой вид деятельности детей; оно оказывает влияние на всю группу детей и позволяет осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку; улучшает эмоциональное самочувствие детей, так как этот процесс увлекательная, содержательная деятельность, где есть место каждому ребенку, дети видят результат своей деятельности.
Использованная литература
1. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевича, М.:1984. - 240с.
Сыч В. Д. Технические средства обучения в детском саду: Кн. для работников дошк. учреждений.—М.: Просвещение, 1989.
2. Диафильм своими руками http://lanc.su/handmade/diafilm/
3. Какой фильмоскоп или диапроектор выбрать?
http://diafilm-nsk.ru/kakoi_filmoskop_vybrat.php
4. Самодельный диафильм. https://webhamster.ru/site/page/index/articles/hmake/6
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.