Развитие творческого воображения, через нетрадиционные техники рисования для детей от 3 до 4 лет.
Творчество - это, прежде всего, сила, позволяющая человеку максимально проявить себя и реализовать заложенные в него природой задатки и способности. Благодаря творческому мышлению каждый способен не только реализовывать и воплощать на практике уже усвоенные им знания, но и придумывать новые, оригинальные способы решения задач, виды действий.
Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста играет важную роль, т.к., несмотря на то, что большинство процессов психики развиваются по мере взросления ребенка, выходя на новый уровень с каждым этапом, развитие творческих способностей подчиняется иным закономерностям. И, дойдя до пика своего развития к 5-6 годам, они начинают падать. И, если по результатам данных диагностических методик, дошкольники дают до 90% оригинальных ответов, к 10 годам этот 3 показатель падает до 20%. Взрослые дают, как правило, не более 2%. Таким образом, если не уделять творческому развитию детей младшего дошкольного должное внимание, их развитие может прекратиться даже едва начавшись.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие воображения у ребенка.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «Развитие», авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческое воображение ребенка.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Проблема развития творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста изучалась многими отечественными учёными и педагогами. Среди них большая заслуга в решение данного вопроса принадлежит Л.С. Выготскому , Т.С. Комаровой , И.А. Лыковой , Н.П. Сакулиной. В своих работах они подчёркивали важность развития творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста.
Большая заслуга в решение данного вопроса принадлежит Л.С. Выготскому. В своих работах он отмечал, что воображение развивается у детей постепенно. В самом начале дошкольного детства ребёнок познаёт окружающий мир с помощью различных органов чувств. При этом основная задача взрослого вовремя заметить малейшие проявления творческого воображения у ребёнка. Л.С. Выготский в одной из своих работ обратил особое внимание на относительность детского воображения, которое можно оценить только в сравнении с темпом развития других психических процессов.
В результате можно сделать вывод о том, что работа Л.С. Выготского дала толчок для дальнейшего изучения данного вопроса, которым впоследствии занялись другие зарубежные специалисты.
Н.П. Сакулина отмечала, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Т.е. надо использовать разные техники рисования: традиционные (карандаши, краски) и нетрадиционные (нитью, мыльной пеной, свечой и т. д,). Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться.
Экспериментальные исследования И.А. Лыковой, автора программы «Цветные ладошки» направлены на изучение проблем художественно‐эстетического воспитания детей раннего и дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности как на специальных занятиях, так и в самостоятельной художественной деятельности и в условиях семейного воспитания.
Т.С. Комарова в работе «Обучение детей технике рисования» пишет: «Наряду с рисованием карандашами, мелками и красками предлагается рисование краской без кисти – размазывание ее пальцами, рисование воском, капающим с зажженной свечи, столярным клеем, дымом, горчицей, краской с вазелином и т. д.». Все эти способы создания изображения являются значительно более трудными, чем рисование карандашом и кистью. Но в большинстве случаев задача создания образа и не ставится. Если же дети стремятся перейти к изображению, их снова возвращают к манипулировании с материалами, подсказывая новые возможности.
Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что многочисленные исследования отечественных учёных подтверждали факт того, что творческое воображение развивается ещё в дошкольном детстве. Процесс развития контролируется не только родителями, но и педагогами. Перейдём же непосредственно к нетрадиционным техникам рисования и их роли в развитие творческого воображения.
Изучением данного вопроса занимались многочисленные учёные и педагоги среди которых следует отметить Л.В. Петухову, С. Погодину, А.П. Черданцеву, Н.В. Шайдурову. В своих работах педагоги подробно рассматривали влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста. Педагоги отмечали, что развитие творческого воображения в изобразительной деятельности очень сложный и трудоёмкий процесс. При этом особое внимание необходимо уделять индивидуальным возможностям ребёнка. Сам творческий процесс будет ему интересен если будут применены особые методы и приёмы, которые помогут педагогу грамотно провести работу с ребёнком.
Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, любой ребёнок может заинтересовать рисованием пальчиками, ладошкой,жёсткой кистью и т.д. В младшем дошкольном возрасте можно применять следующие виды нетрадиционных техник рисования: рисование пальчиками, ладошками, жёсткой полусухой кистью, оттиск печатками, мятой бумагой и д.р. Рассмотрим подробно каждую из этих техник.
Техника рисования пальчиками. Она заключается в том, что ребёнок опускает свой пальчик в краску и наносит на бумагу точки или пятна. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности .
Оттиск печатками: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка .
Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Именно такие нетрадиционные техники я использовала в этом году для развития творческого воображения детей от 3 до 4 лет.
Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей. Детей 3-4 лет увлекают пробами пользования разными, новыми для них материалами для создания беспредметных композиций. Конечно, в этом манипулировании с материалами имеются и положительные черты: богатство технических приемов, материалов, использование разных красок, мягких цветных мелков, туши, карандаша, разнообразие сочетания этих материалов в одном рисунке, однако оно отвлекает от передачи объективного содержания .
Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Итак, творческое воображение – процесс создания новых образов, представлений, которые воплощаются затем в любом виде деятельности .
Необходимость использования нетрадиционных техник в развитии творческого воображения детей младшего дошкольного возраста не подвергаются сомнению. Ведь разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения. Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети получают успешный продукт деятельности .
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.