«Развитие у детей познавательной активности через детское экспериментирование».
Оценка 5

«Развитие у детей познавательной активности через детское экспериментирование».

Оценка 5
docx
19.01.2020
«Развитие у детей познавательной активности через детское экспериментирование».
статья.docx

«Развитие у детей познавательной активности через детское экспериментирование».

То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю.

   В наш 21 век, век широкого распространения сложных технологий: телевизоры, компьютеры, смартфоны и другие виды техники, ребята слышат много разнообразной информации, и наша задача, задача педагогов, родителей постараться привести хаотичные детские знания в стройную систему миропонимания.

Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.Ведь именно  детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка; позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности. Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

   Так как экспериментирование является одним из видов познавательно - исследовательской  деятельности,этот вид  деятельности позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер - вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. Все исследователи экспериментирования выделяют его основную особенность : ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним.

    В моей группе 25 человек, из них 8 мальчиков;  16 девочек. Это дети с разным темпераментом, уровнем развития, способностями, особенностями памяти. Но всех их объединяет любознательность, любопытство, стремление самим потрогать, узнать.

Так , например, при проведении открытого занятия в старшей группе «Как зарождалась письменность» мы с детьми охватили большое поле деятельности: для начала была создана проблемная ситуация : на доске

несколько листов, на которых написаны слова健康health ; santé;  υγεία; здоровье – я  попросила прочитать эти слова. Справились только с одним словом, написанном на русском языке. Объяснив ребятам, что все эти слова  - это то самое слово «здоровье», только написано оно на китайском, английском, французском и греческом языках. Было предложено ребятам попробовать написать слово на китайском языке  - сделали вывод, что это очень сложно. Поинтересовалась у ребят, а хотят ли они узнать, как вообще люди научились писать. И, заручившись их согласием, и, видя, как светятся от любопытства их глазки, мы приступили к исследованиям.

   Мы узнали, что существовало узелковое письмо, при котором передавались разные сообщения. Обозначение цветов при узелковом письме: чёрный — время (месяцы, годы), коричневый— обозначал  картофель, зелёный —обозначение противника, красный —собственное войско, жёлтый — золото, белый — серебро или мир. Детям было предложено при помощи шнуров написать свое узелковое сообщение и прочитать его.Завязав 6 узелков на черном шнуре Ярослава сообщила всем , что ей 6 лет,  а Ульяна сообщила, что папа маме подарил золотую цепочку, завязав на желтом шнуре один узел, и т.д. Придя к выводу, что все-таки не очень легко понять, что хочет сказать тебе другой человек при помощи узелкового письма, мы принялись исследовать дальше.

     Ознакомились с наскальными рисунками -при этом пытались  писать на камнях ;  с глиняными дощечками - вместо глины использовали пластилин и писали свои сообщения на нем ;  с берестяными грамотами – при помощи стеков писали на бересте. После каждого эксперимента делали выводы: на камне проще всего писать мелом или карандашом; глину нужно обжигать, чтоб запись сохранилась, но, например, носить с собой глиняную книгу было б не легко; на бересте, чтоб было видно надпись, нужно приложить большие усилия.

   Выяснили, что позже люди стали писать при помощи гусиных перьев -  мы с ребятами решили попробовать написать пером. Очень понравилось ребятам , но все-таки мы пришли к выводу, что перо быстро может прийти в негодность: сломаться, осыпаться. Тем более, что уже изобрели стальные перышки.  И ребята с удовольствием принялись писать ими, но у некоторых кроме букв, на листе появлялись и кляксы. И в конце взяв в руку обычную шариковую ручку, дети единогласно решили, что удобнее всего писать именно ею.

   А тут опять проблема, возможно ли передать письмо, чтоб никто не знал, что в нем написано. Разные варианты предлагали ребята: нарисовать ребус или рисунок, написать шифром.  И тут же спорили между собой: «А вдруг другие отгадают ребус или шифр?»; «А вдруг тот , кому посылают письмо не сможет прочитать его?».

   Тогда было предложено поиграть с ребятами в секретных агентов и создать свои невидимые чернила.

Мы взяли : половину лимона; воду; ложку; миску; ватную палочку ; белую бумагу; лампу.

Дети при помощи ватной палочки написали на листе «секретики». Подождали, пока сок высохнет, и полностью станет невидимым. Через некоторое время, удостоверившись, что листы сухие, нагрели бумагу, держа ее близко к лампочке. К восторгу детей их «секретные сообщения» стали проявляться на бумаге коричневым цветом.

Объяснение: лимонный сок является органическим веществом, которое окисляется и становится коричневым при нагревании. Разбавленный лимонный сок в воде делает его трудно заметным на бумаге, и никто не будет знать, что там есть лимонный сок, пока он не нагреется.

Рассказала ребятам, что есть и другие вещества, которые работают по такому же принципу:

Апельсиновый сок, молоко, луковый сок.

   В конце занятия делаем главный вывод: люди стремились передать свои знания не только устно , но и записать их для потомков. Люди придумывали разные формы письменности и предметы, с помощью которых они писали. Это все совершенствовалось со временем. И мы теперь можем писать на знакомом языке легко и удобно.

    Вечером ни один родитель не прошел мимо стенда, где присутствовали все работы, дети рассказывали, а многие дома показывали своим родителям, как зарождалась письменность.

   Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.  Поэтому первыми помощниками ребенка по развитию познавательной деятельности в экспериментировании являются родители, ну а им необходима методическая помощь в данном вопросе.

    В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация нужно убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

   Для того, чтобы родителей заинтересовать данной проблемой подготовила папки – передвижки и статьи в интересной форме на тему: «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками»,  «Экспериментирование – один из ведущих видов деятельности», «Эксперименты в домашних условиях».

   Родители должны знать, что любознательность - это черта характера, которую необходимо развивать с раннего возраста, что врожденная потребность в новых впечатлениях составляет основу гармоничного всестороннего развития ребенка, что основное ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдений за действиями членов семьи. Родители могут многое сделать для развития, используя естественные ситуации (по дороге домой, дома на кухне, в магазине, купая ребенка...).

   Мама с папой тоже могут быть волшебниками!(опыты, которые можно посоветовать провести с детьми дома) :

«Вулкан на столе»

Вот простой рецепт колдовства: вылепите из пластилина «вулкан» (конус с отверстием наверху), разместите его на блюдце с содой, а уксус лейте сверху в отверстие. Только соды должно быть побольше, скажем, 2 столовые ложки. Пойдет бурная реакция нейтрализации, содержимое «вулкана»  начнет пениться и вскипать большими пузырями (осторожно, не наклоняться!). Выполнять , конечно же, должен родитель, любоваться и анализировать нужно всей семьей.

«Куда исчез запах?»

 Кукурузные палочки не только лакомство, с ними, оказывается, и эксперименты можно проводить. Возьмите банку, капните на дно немного духов или одеколона, положите сверху кукурузные палочки и закройте плотной крышкой. Через 10 минут откройте банку и понюхайте. Куда исчез запах духов? Оказывается, его поглотили палочки. Как им это удалось? За счет пористой структуры. Не забудьте  объясните также, почему нельзя есть парфюмированные палочки.

   Вам не очень бы хотелось, чтоб ваш малыш просил пить коку-колу? Думаю, что  помогут опыты:

 « Фонтан из кока-колы»

Кока-кола  очень интересно реагирует на помещение в нее пастилок «Ментоса». Реакция выражается в фонтане, буквально бьющем из бутылки. Делать такой опыт лучше на улице, так как реакция плохо контролируется. «Ментос» лучше чуть-чуть раздавить, а кока-колу брать литровую.После «Фонтана» объяснить ребенку, что такая реакция будет в животике. Эффект превосходит все ожидания! После этого опыта совсем не хочется все это употреблять внутрь.

«Кока-Кола и металл»

Проверяем: «по зубам» ли Кока-Коле ржавчина и налёт на металлических предметах? На несколько дней погружаем в Колу ржавый гвоздь, тусклые старые монетки.После омовения в ванне с Кока-Колой гвоздик блестит, как новенький, а Кола пенится от злости!Монетка очистилась через 6 дней.После извлечения данных предметов  делаются выводы:

при погружении ржавого гвоздя, жидкость под названием «Кока кола» начала пениться. Когда гвоздь был извлечен, то от ржавчины практически не осталось ни следа. Монеты тоже были «как новенькие», темный покров исчез, и на них появился блеск.

Следовательно, в жидкости под названием «Кока-Кола» есть растворители, которые вступают в реакцию и нейтрализуют ржавчину и бытовые загрязнители.

«Дрессировка спичек.»

  В миску с водой кладём несколько спичек, в центр миски опускаем кусок сахара-рафинада и — о чудо! Спички соберутся в центр. Наверное, наши спички — сластёны!? А теперь уберём сахар и капнем в центр миски немного жидкого мыла: спичкам это не нравится — они «разбегаются» в разные стороны! На самом деле всё просто: сахар впитывает воду, создавая тем самым её движение к центру, а мыло, наоборот — растекается по воде и увлекает за собой спички.

«Золушка.»

   Вам нужен надутый шарик. На стол высыпать по чайной ложке соли и молотого перца. Хорошенько перемешать. Теперь представим себя Золушками и попробуем перец отделить от соли руками. Не получается… Теперь потрём наш шарик о что-нибудь шерстяное и поднесём к столу: весь перец, как по волшебству, окажется на шарике! Наслаждаемся чудом, а юным физикам шепнём, что шарик от трения о шерсть становится  заряженным, и перчинки притягиваются к шарику, потому что они легкие. А вот  соль более тяжелая и она не прилипает к нему!

Из любого ответа вытекает очередной вопрос, который может стать следующей темой для эксперимента. В результате чего, у ребёнка развивается интерес к детским энциклопедиям, познавательной литературе, где он самостоятельно попытается найти ответы на интересующие его вопросы. Давайте не будем губить первые ростки интереса к окружающему миру, и попробуем поиграть с ребёнком в настоящих учёных.

 

 

.

«Развитие у детей познавательной активности через детское экспериментирование».

«Развитие у детей познавательной активности через детское экспериментирование».

«Развитие у детей познавательной активности через детское экспериментирование».

«Развитие у детей познавательной активности через детское экспериментирование».

«Развитие у детей познавательной активности через детское экспериментирование».

«Развитие у детей познавательной активности через детское экспериментирование».

«Развитие у детей познавательной активности через детское экспериментирование».

«Развитие у детей познавательной активности через детское экспериментирование».

«Развитие у детей познавательной активности через детское экспериментирование».

«Развитие у детей познавательной активности через детское экспериментирование».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2020