Развитие у воспитанников познавательных и интеллектуальных способностей через инновационные приемы и методы.
Дошкольное детство – это время формирования фундамента будущей личности. Именно этот период является первым для познания окружающего мира. Развитие ребенка в дошкольном возрасте связано с его способностями, которые обеспечивают высокие достижения в дальнейшем в любой деятельности. Формирование познавательных, творческих и интелектуальных способностей определяется взаимодействием внешних и внутренних условий.
Для развития всех этих способностей необходимо дать детям возможность самостоятельно добывать знания с помощью вопросов, проблемных ситуаций, в которых дети учатся думать, анализировать, делать выводы.
Организуя психологическое сопровождение с детьми, стараюсь, чтобы они были не только слушателями и наблюдателями, но и полноправными участниками всех видов деятельности, учу их обобщать собственные наблюдения, не бояться высказывать свою точку зрения, даже если она окажется неверной. Для этого использую в своей психологической практике разные методы и приемы, различные формы организации занятий.
Методы и приёмы, используемые на занятиях педагогом-психологом:
а) методы организации и осуществления чувственного восприятия объектов (наглядные);
б) методы организации и осуществления мыслительной деятельности детей (словесные);
в) методы организации и управления практической деятельностью детей (практические)
Приемы
-дидактические развивающие игры;
- рассматривание рисунков, предметов;
- свободное и тематическое рисование;
- упражнения подражательного, творческого характера;
- игровые ситуации; создание проблемных ситуаций
- нейропсихологические упражнения;
- су-джок терапию;
-песочная терапия;
-арт-терапия;
- театральная деятельность.
Коррекционно-развивающая работа психологапроводится по следующим основным направлениям:
-развитие сенсорных и моторных функций ( дидактические игры, рассматривание рисунков, предметов, нейропсихологические упражнения, песочная терапия) Одно из напрвлений , которое активно тиспользуется на занятиях – песочная терапия.
Песочная терапия позволяет:
- стабилизировать психоэмоциональное состояние;
- совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;
- стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности;
- развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую, пространственную ориентацию;
- стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;
- разнообразить способы сотрудничества.
Для таких занятий имеется картотека игр на песочном столе.
Также для развития всех интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.
Именно поэтому в коррекционно- развивающие занятия включаются кинезиологические упражнения и упражнения с шариком су- джок.
Кинезиологические упражнения - комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаим одействие между полушариямичерез которые они обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.
В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, речь, пространственные представления, мелкая и крупная моторика, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Также этому способствует массаж кистей рук, работа с пальцами рук с использованием массажного шарика су-джок (пальчиковая гимнастика, массажный мячик).
Одним из эффективных приемов в коррекционно-развивающей работе являются нейропсихологические упражнения. Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др. Нейропсихологическая коррекция представляет собой наиболее эффективный на сегодняшний день метод безмедикаментозной помощи при отдельных видах нарушений (гиперактивности, синдроме дефицита внимания, задержке развития и т. д.). Он не имеет побочных действий. Если подход грамотный, то и результативность окажется высокой. Нейропсихологические упражнения для детей помогают улучшить ситуацию в таких случаях:
· недоразвитость речи;
· ЗПР (задержка психического и психоречевого развития);
· СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность);
· аутизм;
· ОВЗ (ограниченные возможности развития);
· минимальные функции мозга;
· недоразвитость тела мозга;
· умственные и эмоциональные нарушения.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы : развитие у воспитанников творческих, познавательных и интеллектуальных способностей через инновационные приемы и методы показывают высокую эффективность присистематическом проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми разных возрастных категорий, особенно в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.