Развитие универсальных учебных действий (УУД) на уроке средствами технологии групповой работы по методу «Творческая лаборатория»
Оценка 4.7

Развитие универсальных учебных действий (УУД) на уроке средствами технологии групповой работы по методу «Творческая лаборатория»

Оценка 4.7
doc
27.11.2023
Развитие универсальных учебных действий  (УУД) на уроке средствами технологии групповой работы  по методу  «Творческая лаборатория»
Аннотация Во все времена самой сложной задачей было обучение ребенка. Использование в процессе образовательной деятельности классических школьных педагогических технологий зачастую не приносят желаемых итоговых результатов. Главной причиной таких неудач является недостаточное внимание к индивидуальному развитию ребенка. Технология групповой работы предоставляет возможность не только проявить себя каждому ученику в процессе образовательной деятельности, что эффективно влияет на развитие познавательных способностей, но и позволяет развивать межпредметное взаимодействие между детьми, способствует развитию коммуникативных УУД каждого и сплоченности классного коллектива в целом.
Евстифеева В.В. Развитие универсальных учебных действий.doc

Развитие универсальных учебных действий  (УУД) на уроке средствами технологии групповой работы  по методу  «Творческая лаборатория»

 

Евстифеева В.В., учитель начальных классов, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11» г. Калуги

 

Аннотация

Во все времена самой сложной задачей было обучение ребенка. Использование в процессе образовательной деятельности  классических школьных педагогических технологий  зачастую не приносят желаемых итоговых результатов. Главной причиной  таких неудач является недостаточное внимание к индивидуальному развитию ребенка. Технология групповой работы предоставляет возможность не только проявить себя  каждому ученику в процессе образовательной деятельности, что эффективно влияет на развитие познавательных способностей,  но и  позволяет развивать межпредметное взаимодействие между детьми, способствует развитию коммуникативных УУД каждого и сплоченности  классного коллектива в целом.

 

 

Системно-деятельностный подход в обучении является ведущей концептуальной парадигмой современного образования, прежде всего потому, что обеспечивает фактический переход от знаниевого подхода в образовании к процессуальному, который обеспечивает развитие познавательных функций  у ребенка и способствует его личностному развитию. Эффективность системно-деятельностного подхода в обучении обеспечивается не только  разнообразием применяемых педагогических технологий, но и применением активных форм обучения в форме коллективной деятельности обучающихся. Различные формы  коллективных форм взаимодействия в учебном процессе способствуют не только развитию межличностных взаимоотношений в классе, повышению статусных характеристик личности каждого школьника, но и позитивно влияют на качество развития мыслительных  процессов (умение анализировать, выдвигать гипотезы, доказывать, выбирать рабочую гипотезу, аргументировать свое выступление и находить компромиссные решения вопросов и др.).

Новые требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) направлены именно на практическую индивидуализацию образовательного процесса. Основными задачами образования в настоящее время являются:

- становление и развития личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;

- обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

- овладение коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитие учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;

- изменение формы организации учебной деятельности от классно-урочной к лабораторно-семинарской, лекционно-лабораторной, исследовательской  и др.

Именно поэтому, наиболее эффективными методами по решению поставленных задач  современного образования являются  способы организации внутригрупповой совместной деятельности (работа в малых группах). Групповая совместная деятельность  направлена на достижение кооперативного результата учебной деятельности, включающего в себя вклад каждого ученика и в тоже время, на активизацию мыслительной деятельности каждого обучающегося.

 Одним из эффективных методов такой коллективной работы является метод «Творческая лаборатория» Данный метод позволяет не только эффективно решать обучающие задачи, но и развивать личностные качества ребенка, способствовать его  эффективно социализации и развитию коммуникативных  и творческих способностей. В результате такой деятельности обучающиеся получают реальный продукт своей проектной  деятельности в виде модели или  алгоритма деятельности.

Этапы работы групп  в теории выглядят следующим образом:

1) Организационный:

  - учебный материал (тема, проблема) разбивается на  части или выделяются различные  концепции, теории, подходы к её решению;

  - создаются творческие группы по принципу добровольности (на основе интересующей проблемы, теории, подхода);

  - вырабатываются критерии эффективной деятельности творческой группы (полнота, глубина проработки проблемы, использование разнообразных источников информации, оригинальность представления, участие каждого в подготовке и представлении результатов).

2) Подготовительный:

  -  совместное обсуждение вопроса, проблемы; разработка общего проекта, его оформления, определение способа его представления на уроке; распределение заданий каждому участнику группы; определение временных рамок их выполнения.

3) Представление результатов работы группы:

 -каждая группа по очереди представляет подготовленный материал. В зависимости от объема и сложности материал представляет или группа в целом или её представитель.

 -творческой группе задаются вопросы по содержанию рассматриваемой проблеме, по уточнению подходов к её решению данной группой.

4) Групповая рефлексия:

 - группа анализирует свою работу, оценивает эффективность совместной деятельности на основе заданных ранее критериев, определяет вклад других групп;

 - выступление представителя каждой группы с результатами анализа совместной деятельности;

 - подведение итогов работы учителем

В статье представлены основные этапы работы творческих групп учащихся 2 класса по теме : «Калуга. Путешествие по родному городу.» На данном занятии среди детей были сформированы временные группы по уровню овладения учебным материалом. Каждая группа получила своё задание. Первая группа «Фотокорреспонденты» подготавливала фоторепортаж о достопримечательностях Калуги. Вторая группа «Экскурсоводы» составляла текст экскурсии. Третья группа «Конструкторы» чертила схему маршрута для путешествия по городу. В течение урока учащиеся обсуждали задания , распределяли роли, выбирали докладчика. На заключительном этапе урока дети представили и защитили проект совместной деятельности –виртуальную экскурсию по своей малой родине.  

Литература

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

2. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа / под редакцией Фельдштейна Д.И. – М.: Баласс, 2011.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт /под редакцией Кезина Л.П., Кондакова А.М. – М., 2010.

 

 

 

 

 


Развитие универсальных учебных действий (УУД) на уроке средствами технологии групповой работы по методу «Творческая лаборатория»

Развитие универсальных учебных действий (УУД) на уроке средствами технологии групповой работы по методу «Творческая лаборатория»

Именно поэтому, наиболее эффективными методами по решению поставленных задач современного образования являются способы организации внутригрупповой совместной деятельности (работа в малых группах)

Именно поэтому, наиболее эффективными методами по решению поставленных задач современного образования являются способы организации внутригрупповой совместной деятельности (работа в малых группах)

Групповая рефлексия: - группа анализирует свою работу, оценивает эффективность совместной деятельности на основе заданных ранее критериев, определяет вклад других групп; - выступление представителя каждой группы…

Групповая рефлексия: - группа анализирует свою работу, оценивает эффективность совместной деятельности на основе заданных ранее критериев, определяет вклад других групп; - выступление представителя каждой группы…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2023